Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердюкова Ирина Николаевна

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы

МБДОУ №15 «Нэбзый»

Воспитатель: Сердюкова И. Н.

Республика Адыгея  пгт Яблоновский

Цель: закрепить знания о весенних цветах- первоцветах, упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице.

Задачи:

1. образовательные:

- закрепить знания о весенних цветах-первоцветах;

- упражнять детей в составлении описательного рассказа по предметным картинкам с опорой на мнемотаблицу;

2. развивающие

-развивать логику, мышление, память;

-закрепить умение выделять нужные звуки в начале, середине, в конце слова в названии цветов посредством игры «Есть ли звук в слове?»;

- закрепить умение подбирать определения к существительным (активизировать прилагательные) посреством д / и «Какие цветы?»;

-развивать умение сочетать речь с движениями;

-развивать основные движения логоритмикой;

-развивать мелкую моторику посредством раскрашивания раскрасок «Весенние цветы»;

3. воспитательные :

- формировать у детей навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, посредством использования психогимнастики «Круг добра»;

- воспитание бережного, заботливого отношения к природе и к цветам.

Оборудование:

- аудиозапись, изображение цветов;

- раскраски «Весенние цветы»;

-краски, салфетки, кисточки, стаканчики для воды, фломастеры, цветные карандаши,

- конверт для детских работ; костюм для Маши, искусственные цветы, ваза для цветка.

Ход НОД:

Психогимнастика «Круг добра»

Станем в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесем добрые, ласковые слова друг другу по цепочке.

-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра!

В группе появляется Маша из мультфильма «Маша и медведь» с сорванным цветком-первоцветом.

Маша: Здравствуйте! Я пришла к вам в гости с красивым цветком. Ой, он завял. Но ничего я сейчас новый сорву.

- Стой, Маша, что ты делаешь? Ты разве не знаешь правила поведения в природе?

Маша: Какие еще правила. Зачем они нужны?

- А вы, дети, знаете правила поведения в природе? Тогда расскажите Маше, что нельзя делать в лесу, на лугу и почему?

Пояснение в форме беседы – как правильно вести себя на природе и не причинять ей вреда. Дети рассказывают Маше правила поведении:

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев!

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

Не рви в лесу, на лугу цветов- первоцветов. Их так мало осталось в природе. Пусть красивые растения остаются в природе!

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась

Не сбивай грибов, даже ядовитых.

Не разоряй муравейники.

Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Не убивай змей, даже ядовитых

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не подходи близко к гнездам птиц.

Не разоряй птичьи гнезда.

Не шуми в лесу, в парке.

Не жги весной траву на лугу.

Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

- Вот сколько правил надо знать и выполнять их правильно.

Маша: - Ой, как много я узнала правил поведения. Теперь я сама буду беречь природу и научу правильно себя вести в природе моего друга Мишу. Вот только о каких-то цветах- первоцветах я не очень поняла? И почему их надо беречь и не рвать?

- Ребята, объясните Маше, какие цветы называются первоцветами?

(первоцветы -это цветы, которые первыми появляются первыми в начале весны : подснежники, мать-и-мачеха, ландыши, примула, ветриница)

Маша: - А! Эти цветы я уже видела и не знала, что их нельзя срывать.

- Чтобы ты больше узнала о цветах- первоцветах, которые надо беречь и охранять, мы приглашаем тебя в путешествие по стране цветов. А экскурсоводами будут наши дети.

Музыкальный этюд «Танец цветов»

Звучит музыкальное произведение Поля Мориа «В мире животных» –

- Какая чудесная музыка звучит!

Маша: - Ой, как здорово!

- Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волшебную страну.

- Как вы думаете, в какую страну?

(Страну цветов-первоцветов)

Маша: - И я хочу!

- Представьте себя цветами и слушайте музыку!

Дети и Маша слушают музыку и изображают цветы.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице.

• Описательный рассказ с помощью схемы-подсказки «О первоцветах» :

(Подснежник, ветреница, медуница, ландыш, одуванчик, примула).

- Посмотрите на экран, вспомните названия этих цветов- первоцветов и постарайтесь рассказать нам с Машей о этих цветах все что вы о них знаете.

Но что нам поможет правильно рассказать о каждом цветке-первоцвете?

(схема - подсказка).

Маша: - А мне не понятно, что это за рисунки в квадратиках?

- Расскажите Маше о рисунках в схеме! Что стоит в верхнем левом квадрате? О чем надо говорить в верхнем среднем квадрате? (что это, цвет и величина, запах, время цветения, части растения, где растёт)

- Рассмотрели все квадраты по схеме и вот выходит 1-й экскурсовод, и рассказывает Маше о первом первоцвете.

- Это подснежник. Цветы белого цвета, невысокий. С нежным запахом. Появляется ранней весной, когда только появляются ручьи и прилетают перелётные птицы. У него тоненький стебель, узкие листочки и маленький цветок. Растёт в лесу.

Каждый ребенок-экскурсовод составляет описательный рассказ с помощью схемы- подсказки «О первоцветах" И с опорой на картинку на которой изображён цветок.

- Маша: - Какие красивые цветы-первоцветы! Мне они очень нравятся!

А вот какую пользу приносят эти цветы я не знаю?

(Кормят пчел и бабочек нектаром, а пчелы делают мед из нектара, украшают землю, луг, лес, сад, очищают воздух).

Маша: - Какие вы умные, и я много узнала о цветах-первоцветах! Теперь я их не буду рвать, а только буду любоваться ими.

- Маша сегодня узнала много новых названий о цветах- первоцветах. Но чтобы она их еще лучше запомнила, предлагаю помочь Маше найти цветы, в названиях которых есть звуки: [с], [ц], [л], [рь]

Игра «Есть ли звук в слове»

Подснежник - [с] медуница - [ц], ландыш - [л] ветреница - [рь].

Ветреница - [ц] примула – [л] примула [рь].

Маша: А я услышала, что в слове тюльпан нет этих звуков! Вот и я теперь буду играть в такие интересные игры в лесу с Мишей.

А теперь мы узнаем, всё ли Маша запомнила о первоцветах?

-Загадывание загадок детьми о первоцветах для Маши.

-«Послушай и попробуй отгадать загадки о цветах и покажи их на экране».

1. На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые…(подснежники).

2. Под забором, у калитки, и в лесной глуши,

Вот, смотри и не дыши:

Как горошины на нитке

Беленькие. (ландыши).

3. Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Жёлтенький кафтанчик

Носит…. (одуванчик).

4. Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться вам поможет… (медуница).

5 Что за чудо,за цветок-

Нежный белый лепесток

С ветерком играет,

Дубраву украшает…. (ветреница)

6. На верхушечке свечи

Висят связкою ключи,

Те ключи не простые,

А литые, золотые.

Их весна заберет-

Лету дверь отопрет…. (примула)

Маша: - Ой, какая я молодец! Я все запомнила и правильно отгадала, теперь не перепутаю.

- Скажите, а могут ли цветы говорить на своем языке? Превратимся опять в цветы и покажем, что они умеют делать.

Динамическая пауза с элементами логоритмики «Цветы»

Цель: закрепить умение соотносить основные движения с речью.

Говорит цветку цветок - поворот головы влево - вправо

Подними-ка свой листок - руки в стороны, ладоши вверх

Выйди на дорожку - ходьба на месте

Да притопни ножкой - топнуть ногой

Да головкой покачай, - наклоны головы влево - вправо

Утром солнышко встречай - разводим руки

Стебель наклони слегка - наклоны туловища в разные стороны

Вот зарядка для цветка - наклоны вперёд

А теперь росой умойся, - умываемся

Отряхнись и успокойся - встряхиваем кисти рук

- Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят им красивые, приятные слова. А мы им скажем эти слова?

Игра «Какие цветы?»

Маша и дети подбирают определения к именам существительным: красивые, нежные, трепетные, свежие, пестрые, яркие, скромные, ароматные, молодые, крупные, мелкие, садовые, луговые, весенние.

- Вот теперь вы молодцы все рассказали о первоцветах Маше!

Проблемная ситуация.

Маша: - Да, теперь я стала такая умная! О правилах поведения в лесу Мише расскажу! А как рассказать о первоцветах без картинок я не знаю. Что делать?

«Как помочь Маше?» .

(Нарисовать)

А что еще можно сделать, чтобы получились красивые картинки весенних цветов? (раскрасить).

- Предлагаю приступить к раскрашиванию рисунков - первоцветов, но сначала договориться, кто какой цветок будет раскрашивать и чем. Чтобы все картинки цветов были у Миши. Дети договариваются.

Маша рассматривает рисунки и говорит: - Какая красота! А как же я их донесу теперь домой?

- Вот тебе конверт для рисунков.

Маша: - Теперь Миша познакомится со всеми первоцветами! Спасибо вам, ребята! Мне с вами было очень весело!

- Не забывай нас Маша и приходи в гости.

Маша: - До свидания ребята!

- Молодцы, ребята помогли Маше! А как вы помогли?

- Раскрасили красивые весенние цветы-первоцветы, рассказали о них рассказы, загадали загадки, напомнили друг другу и Маше правила поведения на природе.

- Вы все сделали доброе дело и на земле прибавилось добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать умение находить нестандартные подходы к решению задачЗадачи:  развивать внимание память, мышление, научить детей задавать сильные вопросы, на...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».

Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать у...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения З. Александрова «Мой мишка» с использованием приемов мнемотехники.

Этот материал направлен на лучшее запоминание и заучивание стихотворений....

Конспект занятия для детей среднего возраста "Составление описательного рассказа" с использованием мнемотаблицы по теме "Лето"

Данное занятие способствует развитию у детей умения составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу....


 

Комментарии

Мнемотехника очень помогает в усвоении материала детьми, развивает воображение и мышление , благодарю за ваш опыт