Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ряднова Алёна Владимировна

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач

Задачи:  развивать внимание память, мышление, научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы;  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

В старше - подготовительной группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач

Задачи:  развивать внимание память, мышление, научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы;  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

 

Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка – заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель

 

Ход занятия:

Заходим – 1(1 слайд)

Заходите, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давайте поздороваемся!

Как можно еще поздороваться?

 Педагог: ребята, посмотрите,  я письмо  получила. Странное, какое-то, без обратного адреса может, прочитаем вместе?

«Здравствуйте, ребята! Мы жители волшебной страны Вообразилия просим вас о помощи. Злая колдунья заколдовала нашу принцессу. Помогите нам, пожалуйста! Ну что оправимся спасать принцессу!

Дети: Отправимся!

Ребята, я предлагаю вам  стать  волшебниками и творить чудеса и помочь принцессе! Согласны?

Воспитатель: - Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание
«Топ – топ,
Хлоп – хлоп,
Вокруг себя повернись,
В  волшебника превратись!» -
превращаемся 2

2 слайд

Вот мы и здесь- (посадить на стульчики) - 3

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там спрятано? Для того чтобы отгадать что там спрятано, я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет». Вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.

Я напоминаю правила, которые должны соблюдать все

2. Соблюдаем хорошую дисциплину, не ссоримся,  не выкрикиваем, внимательно слушаем меня.

3 слайд

Подсказка – это  неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В.: Да

Д.: Может кукла?

В.: Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

4 слайд

В.: В одном сказочном домике жила-была принцесса. Её заколдовала  злая колдунья.

         В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»)

В.: Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

 

У него большие уши, но, не слон
У него короткий хвост, но, не медведь.
Он бывает серым - летом и белым - зимой.
Он очень труслив и умён, конечно, это… 

Д.: Заяц

В.: Правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Это зайка, потрогайте какой он на ощупь?

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В.: Ребята, как, по-вашему, дождь — хорошо или плохо? 
В.: Что хорошего в дожде? 
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…) 
В.: А что плохого в дожде? 
Д.: Можно заболеть

В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

В.: А что мы можем сделать, чтобы высушить зайку?

Д.: Высушить полотенцем, согреть одеялом, положить на солнышко.

В.: Давайте его укутаем полотенцем, и пока он  сушится. Вспомним, в каких сказках есть зайка

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, зайчик говорит, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

И как еще можно попрощаться?

         В.: Мы помогли зайчику, высушили его, вспомнили сказки, где бывает зайка, посмотрите,  что случилось, верхнее окошко у домика открылось.

В: А что у нас еще есть в сундучке? Смотрите, здесь спрятались буквы, ну чтобы открыть их, надо отгадать загадки. После этого мы сможем прочитать спрятанное слово:на каждую букву и на слово теремок вкл. 8 раз4

5 слайд

Тень упала на Трюмо,

Таракан смотрел в окно.

«Таракан», «Трюмо» и «Тень»

Начинаются на... («т»)5 слайд

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е) - 6 слайд

 

У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!

(Р) – 7 слайд

 

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)– 8 слайд

«Мед», «Малина», «Макраме»

Начинаются на... («м»)– 9 слайд

 

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...

(О)-10 слайд

Половинку от жука
Составляет буква ...
(
К)11 слайд

Получается слово –теремок.12 слайд

В.: Вот и еще одно окошко открылось.

В: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Теремок» (раздаю картинка)13 слайд

Для игры нам нужен один ведущий. Это будет Ульяна. А всем остальным, чтобы попасть в теремок нужно будет назвать общий признак с жителем теремка. И так начинаем.

(садимся на стульчики- 5)

Вот еще одно окошко открылось, а следующее задание называется, исполни танец - 14 слайд

Встаем на танец - 6

Физминутка: Динь-Динь - 7

(садимся – 8)

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

15 слайд

Ребята, а вы любите сказки. Давайте я вам почитаю. Сказка называется «Изумрудная шапочка». Я не знаю такой сказки. А вы знаете?Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Злая колдунья  переписала ее начало, давайте попробуем исправить, если здесь есть ошибки.

- Жила-была девочка, которую звали Изумрудная Шапочка:

- Не изумрудная, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее Бармалей и:

- Да нет же, не Бармалей, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: слетай-ка ты в космос и передай игрушки

- К бабушке она велела ей сходить.

- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегала через супермаркет

- Не супермаркет, а лес.

- И встретила она бабу ягу

- Не бабу ягу, а волка.

И т.д.

В.: Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке - Оно сложное

Вам необходимо разделится на две команды по три человека, и решить задание.

Когда вы выполните задание, капитан вашей команды, озвучит нам его.

1. команда - Маша подружилась с медведем и часто ходила к нему в гости. Как-то собралась Маша навестить своего друга. Напекла пирожков, положила их в узелок. Маша долго шла через лес, зацепилась узелком за сучок, узелок порвался, пирожки рассыпались. Как ещё можно донести пирожки?

2. команда - Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тартиллы поблизости не оказалось. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Как Буратино достать ключ?

Пока советуются - 9

В.: Вот и открылись все двери и окна замка. Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. (10)16 слайд

Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее домик и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

Ну, вот ребята мы выполнили свою задачу, разбудили принцессу.

А как мы справились с заданиями, вы оцените сами. Если вы считаете что сделали все правильно и занятие вам понравилось - вы выберите розу, если вам что, то  осталось не понятным – вы выберете василек. Выбирают цветок - 11

роза (узнал много нового, было очень интересно);

василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

17 слайд

Прощаемся 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет "Путешествие в зимний лес".

Программное содержание:-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,-познакомить детей с ежом,-формировать чувство причастности к окружающему миру,-закрепить названия детенышей...

Занятие по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Занятие по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ....

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием приёмов сказкотерапии

    Дидактическая цель:Развитие вербального и не вербального воображения, включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка. Создание позитивной психологической об...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием приемов арттерапии «Если хочешь быть здоров!»

Цель: Способствовать достижению максимальной эффективности проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных как на оздоровление детей  в целом, так и на адаптацию их к у...

Конспект открытого занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; учить отвечать на вопрос, развивать у детей сообразительность, называть слова  противоположные по смыслу. ; систем...