Метельская Наталия Геннадьевна

Сайт учителя-дефектолога

Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

Профессия: Учитель-дефектолог, тифлопедагог

Профессиональные интересы: Коррекционное развитие и обучение детей с нарушениями зрения; профилактика нарушений чтения и письма; развитие мелкой моторики

Увлечения: Чтение, комнатное цветоводство, освоение ИКТ

Регион: Рязанская область

Населенный пункт: г. Рязань

Место работы: МБДОУ "Детский сад №120" компенсирующего вида

Звание, ученая степень: Высшая квалификационная категория

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/metelskaya-nataliya-gennadevna
Твой взгляд - да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, - поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Александр Блок

Педагогическая профессия – одна из самых древних, самых сложных, но также и самых нужных и профессий в мире. Ведь только педагог получает самую главную награду – детскую улыбку, смех и радость. В наше время в связи с экологическими, социально-экономическими кризисами выявляется всё больше детей с различными особенностями в развитии (в том числе и с нарушениями зрения и речи), поэтому профессия учителя-дефектолога становится всё более востребованной. Моя задача – помочь таким детям преодолеть имеющиеся нарушения, тем самым способствуя становлению личности ребёнка, его социализации и адаптации в современном обществе. Я работаю с детьми уже больше тридцати лет, знаю, что мой труд даёт свои положительные результаты, и я счастлива этим. Оптимизм и терпение – главные черты в характере педагога. Я верю в каждого своего воспитанника, надеюсь, что смогу помочь детям преодолеть все трудности на пути их развития, воспитания и обучения, и просто понимаю, принимаю и люблю каждого из них.
 

О себе

 

В 1981г. окончила Рязанский государственный педагогический институт; в 1994г. - Московский государственный открытый  педагогический институт по специальности «Дефектология», квалификация – учитель-дефектолог, логопед. Более 24 лет работала в МБДОУ "Детский сад №106"г. Рязани: воспитателем, затем учителем-логопедом, с января 2010г. являюсь учителем-дефектологом в связи с тем, что должность логопеда была упразднена. С января 2013  детский сад стал общеобразовательным, и теперь я работаю вместе с другими коллегами в детском саду №120 в той же должности. Имею высшую квалификационную категорию. 

Я руководствуюсь в работе с детьми принципами приоритета заботы о здоровье воспитанников и специальными принципами дефектологии:

 - «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребёнка.

- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии, результате сначала выделяется  положительное, а только потом отмечаются  недостатки.

- Активность — активное включение и работа на занятии, ведь  любой процесс снижает риск переутомления.

- Учет общих возрастных, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения и дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.

- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях дефектологов, педагогов, психолога  и врача-офтальмолога.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Я научилась читать очень рано, поэтому не помню себя без книг. В юности это была в основном классическая литература, как русская, так и зарубежная, всё, что можно было "достать". Теперь зрение берегу, знакомлюсь с новинками необходимой методической литературы,  художественную читаю иногда, для отдыха.

Мой взгляд на мир

  •    "Если не можешь изменить обстоятельства - измени своё отношение к ним."
  •              "Делай, что должен, и будь, что будет!"

Мои достижения

Разумеется, важно то, что мной разработаны и успешно применяются программы и методики по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения («Программы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи 6-го и 7-ого года жизни», «Технология коррекции и развития сохранных анализаторов и познавательно-речевой деятельности в совместной работе учителя-дефектолога и логопеда», «Технология формирования фонематических и оптических функций у детей 7-го года жизни» и многие другие). Успехом является выход в свет в издательстве «Сфера» моего методического пособия «100 физкультминуток на логопедических занятиях» в 2007 году (в 2014-2018 годах вышло второе издание) и статьи «Интегрированные занятия для детей с нарушениями зрения» в соавторстве с Ведерниковой Л. И. (сборник «Дошкольная логопедическая служба» под редакцией О. А. Степановой) в 2008 году. Своим достижением я считаю то, что мой труд приносит пользу, помогая мне и моим коллегам справляться с «недоработками природы», добиваться успеха в коррекционных занятиях с детьми. Своими достижениями я могу считать и участие в выставках, презентациях, фестивалях, конкурсах на разных уровнях, победу в муниципальном конкурсе лучших педагогов дошкольных образовательных учреждений в 2007 году. Но высшим своим достижением я считаю успехи своих воспитанников, когда они раскрывают свой потенциал, могут реализовать себя, как и их нормально видящие сверстники. Отслеживая результаты обучения детей в школе, я вижу, что им это удаётся, значит, я смогла им помочь, передала свою энергию и стремление к движению вперёд, веру в свой успех. 

Моё портфолио

Последние годы я активно работала над актуальными темами коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. Одна из них  касается  развития двигательной активности, мелкой моторики и речи детей с патологией зрения на физкультминутках. Методический материал был отправлен в редакцию журнала "Логопед", и на его основе вышло моё пособие, выдержавшее несколько тиражей.  При работе над  темой  «Развитие связной речи детей с нарушением зрения при помощи графического моделирования» мной были разработаны некоторые дидактические упражнения, картинно-графические планы, дана консультация для педагогов. Следующей темой было «Решение задач тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, пространственного ориентирования и мелкой моторики посредством работы с буквами (при ознакомлении с алфавитом)». Результатом работы стало создание авторской программы "Развитие зрительно-пространственного ориентирования при ознакомлении с буквами у детей 7-го года жизни с нарушением зрения", разработка перспективного планирования и курса занятий по развитию восприятия графического образа букв. Созданы курсы комплексных коррекционных занятий тифлопедагога с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа). Разработана и применяется в педагогической практике диагностика развития восприятия графического образа букв. Совместно с коллегами участвовала в создании программы нашего МБДОУ в соответствии с ФГОС, рабочих программ педагогов, перспективного планирования коррекционной работы по всем возрастным группам и комплексного диагностирования детей. Статьи и методические пособия с опытом моей работы неоднократно издавались в Рязанской областной библиотеке для слепых, в сборниках по итогам муниципальных и региональных конкурсов педагогического мастерства.

За успешную педагогическую деятельность я награждена Почётными грамотами и благодарностями от администрации МБДОУ "Детский сад №106" (2006 - 2011годы) и МБДОУ "Детский сад №120" (2013 - 2018годы), Дипломом Администрации гор. Рязани победителя муниципального  конкурса лучших педагогов дошкольных образовательных  учреждений (2007г.), Почётной грамотой Министерства образования Рязанской области (2008г.), Почётными  грамотами Управления образования, науки и молодежной политики города Рязани  (2010 г., 2016 г.)  Благодарственным письмом губернатора Рязанской области  и Дипломом лауреата Второго Всероссийского конкурса «Детские сады – детям» (региональный этап) в номинации «Лучший профессионал детского сада» (сентябрь 2011г.). В сентябре 2012 была награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, в январе 2014 - Почётной грамотой администрации Рязанской области, в январе 2019 г. - Почётной грамотой Рязанской городской Думы.

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Логопедия
Математика
Материалы для родителей
Обучение грамоте
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Добавить грамоту в портфолио