Главные вкладки

    Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Метельская Наталия Геннадьевна

    Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у нормально видящих, при школьном обучении выявляются смешанная или оптическая форма дисграфии и дислексии. Поэтому необходимо проводить такие занятия в качестве предупреждения нарушений чтения и письма. Кроме этого, при ознакомлении с буквами решаются практически все задачи работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения: развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики. Такие занятия развивают логическое мышление и все психические процессы детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №106»

    Конспект подгруппового коррекционного занятия     по развитию восприятия графического изображения букв у детей с нарушением зрения 7-го года жизни.

    Тема занятия: «Буква К.

    Поиск общего в построении букв»

    Учитель-дефектолог Метельская Н. Г.

    г. Рязань 2011г.

             Цели занятия:

    1. познакомить с буквой К;
    2. продолжать учить проведению зрительного анализа изображений букв на составляющие элементы, синтеза элементов в буквы;
    3. закреплять умение сравнивать буквы алфавита;
    4. продолжать учить конструировать буквы из элементов букв, из палочек;
    5. развивать зрительные функции (зрительное восприятие, прослеживающую функцию, фиксацию взора, ориентировку на плоскости листа, глазомер и др.);
    6. развивать зрительно-пространственные представления;
    7. развивать точность восприятия;
    8. развивать воображение и сообразительность детей;
    9. развивать мелкую моторику пальцев рук;
    10. воспитывать желание узнавать новое о буквах русского алфавита.

             Оборудование: 

    1. игрушка – Кот в сапогах;
    1. конверты с элементами букв русского алфавита (буквенный конструктор);
    2. демонстрационная касса с буквами русского алфавита;
    3. картинка с буквой К из «Весёлой азбуки» (авторское пособие);
    4. карточки с рядами букв К, Ж, Х, У;
    5. карточки с буквами;
    6. зелёные фломастеры;
    7. две вафельные палочки на каждого ребёнка.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Учитель-дефектолог предлагает детям выполнить действия по его указанию (на ориентировку в пространстве и частях собственного тела, в том числе и в зеркальном отображении). Дети выполняют задание и садятся за рабочие столы. Тифлопедагог представляет гостя на занятии. Дети узнают сказочного героя – Кота в сапогах.

    2. Дидактическое упражнение «Догадайся, какую букву  загадал Кот в сапогах?»

    Учитель-дефектолог предлагает детям найти и назвать букву, о которой рассказывает Кот, перечисляя состав элементов и способ их построения в букве: эта буква имеет три элемента – одну большую палочку, стоящую вертикально и две средних палочки, «прикреплённых» к ней справа посередине и направленных под углом вверх и вниз.

    Дети называют букву К и её местоположение в демонстрационной кассе с буквами русского алфавита (по рядам и столбикам), находят нужные элементы в буквенном конструкторе и конструируют букву. Они догадываются, почему Кот загадал именно эту букву (с буквы К начинается слово КОТ).

    Дети по просьбе педагога вспоминают предметы, на которые похожа буква К, затем демонстрируется картинка с буквой К из «Весёлой азбуки».

    3. Дидактическое упражнение «Похожие буквы».

    Кот в сапогах просит детей назвать буквы, похожие на К. На демонстрационной кассе с буквами русского алфавита дети ищут и называют буквы, похожие на букву К, объясняя, в чём состоит сходство букв. Сравниваются буквы К, Ж, У, Х.

    4. Гимнастика для развития пальцев рук, движения и речи «Строим дом».

     Строим дом.

    Молотками мы стучим,                           - Постукивать кулачками друг о друга, причем то

    Строить новый дом хотим.                      один, то другой кулачок оказывается сверху.

    Кто в доме будет жить?                           - Выполнить упр. «Домик».

    С нами кто будет дружить?                    - Сжимать и разжимать переплетенные пальцы рук.

    - Девочки и мальчики,                             - Сжимать и разжимать кулачки обоих рук                  

                                                                                                     поочередно.

    Маленькие пальчики!                              - Выполнить упр. «Пальчики здороваются».

    (См. методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», стр. 34).

    5. Дидактическая игра «Будь внимателен!»

    Кот в сапогах предлагает детям карточки с рядами похожих букв К, Ж, Х, У, в которых нужно найти и обвести по контуру зелёным фломастером букву К, букву Х обвести в кружок, а букву У – подчеркнуть. Дети выполняют задание Кота. Размер букв зависит от состояния зрения каждого ребёнка.

    х   к   к   ж   у   у   х   к   у   к             ж   у   к   х   к   у   ж   х   х   у 

    к   ж   х   ж   к   у   к   х   ж  у             х   у   к   к   х   ж   у   ж   к   у   

    к   у   х   ж   к   ж   у   х   х   к             к   у   ж   х   х   у   к   ж   х   к 

    у   к    ж   к   у   к   х   х   к   х             х   к   к   ж   у   у   х   к   у   ж  

    6.  Гимнастика для глаз.

    1. Плотно закрывать и широко открывать глаза (5-6 раз).

    2. Движения глазными яблоками вертикально вверх – вниз (по 6 раз).

    3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в обратном

    направлении (6 раз).

    4. Посмотреть прямо вперёд, затем перевести взгляд на указательный палец

    вытянутой правой руки на расстоянии 30 см (6-8 раз).

    5. «Пальминг». Поставив локти на стол, пальцы одной ладони положить на

    пальцы другой и наложить их на лоб. Ладонями накрыть закрытые глаза.

    Посидеть в таком положении, представляя или вспоминая что-то приятное  

    (1 минута).

              7. Дидактическая игра «Что изменилось?».

    Кот в сапогах предлагает поиграть в другую игру и ставит на демонстрационный фланелеграф буквы К (2 буквы), Т, И, О разного цвета. Дети запоминают местоположение букв и их цвет и закрывают глаза. В это время можно менять буквы местами, менять цвет букв (до трёх раз). Дети должны отгадать, что изменилось.

    Затем из этих букв дети составляют слова. Можно составить следующие: КОТ, ТОК, КТО, КИТ, ТИК, и, наконец, слово КОТИК, которое очень нравится Коту в сапогах.

    8. Дидактическая игра «Сладкая буква».

    Кот раздаёт детям по две сладких вафельных палочки и просит составить из них букву К. Дети догадываются, что одну из палочек нужно разломить пополам, и выполняют задание Кота.

    9.  Итог занятия.

    Дети вспоминают, чем занимались на занятии, что нового узнали и чему научились, какое задание им больше всего понравилось. Кот в сапогах благодарит детей за то, что они помогли ему запомнить букву К и угощает их вафельными палочками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

    Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

    Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

    Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

    Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

    Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...