Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Метельская Наталия Геннадьевна

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного восприятия и ориентирования, речи, мышления и внимания. Закрепляется знание букв, навыки слогового чтения, а также умение решать задачи в пределах десятка. Задания даются в игровой, занимательной форме, используются нестандартные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_"Gramoteyka".docx804.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №106»

Конспект подгруппового

коррекционно-развивающего занятия

с детьми подготовительной к школе группы

Тема занятия: «Грамотейка»

Учитель-дефектолог

Метельская Н. Г.

г. Рязань 2012 г.

Цели занятия:

  1. закрепить и расширить знания детей по теме «Насекомые»;
  2. закрепить знание букв, цифр;
  3. упражнять в решении задач в пределах десятка;
  4. развивать восприятие графического образа букв;
  5. активизировать и стимулировать различные зрительные функции;
  6. развивать зрительно-пространственные представления;
  7. развивать связную речь и все психические процессы детей;
  8. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  9. воспитывать стремление к успешному выполнению заданий.

Средства коррекции:

демонстрационные:

  1. игрушка – заяц Степашка;
  2. коробка с буквами и цифрами – книга «Грамотейка»;
  3. сюжетная картина со «спрятанными» буквами по теме «Урок для Буратино»;
  4. картинки с изображением насекомых (гусеница, бабочка, муравей, муха; паук) на стенах;
  1.  фланелеграф;

         индивидуальные:

  1. тетради в крупную клетку;
  2. индивидуальные карточки с «зашумлёнными» буквами;
  3. ручки, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в гости к ним пришёл заяц Степашка с интересной книжкой. Дети читают название книги: «Грамотейка». Они догадываются, что Степашка собрался идти учиться в школу, как и дети, чтобы стать грамотным. Тифлопедагог предлагает показать Степашке, что и они готовы к обучению в школе.

 Дети садятся за рабочие столы. Педагог сообщает, что и другие сказочные герои тоже учатся.

2. Работа с сюжетной картиной «Урок для Буратино».

По предложению учителя-дефектолога дети рассказывают, кто изображён на картине, что здесь происходит. Педагог  предлагает детям ответить на вопросы о пространственном расположении предметов на картине. Дети отвечают, что расположено на переднем плане (вблизи), на заднем плане (вдали), справа, слева, и т.д., где изображены Буратино и Мальвина.

Затем дети находят на картине спрятанные буквы, выбирают соответствующие карточки с буквами в книжке-коробке Степашки «Грамотейка» и составляют из них на фланелеграфе различные слова.

В заключение тифлопедагог спрашивает, какие ошибки, допущенные художником, они заметили на картине (избушка Бабы Яги, бабочка в волосах Мальвины вместо банта и т. д.).

3.  Физкультминутка.

1). Тифлопедагог просит найти спрятанных в кабинете бабочек. Дети находят бабочек на стенах и выполняют гимнастику для развития пальцев рук, движения и речи «Бабочка»:

Спал цветок, и вдруг проснулся,                        - Выполнить упр. №34 «Бутон».

Больше спать не захотел.                                    - Выполнить упр. №33 «Цветок».

Шевельнулся, встрепенулся,                              - Двигать ладонями, сложенными «цветком»      

                                                                                                                 вправо – влево.

Взвился вверх и улетел.                                      - Поднять «цветок» над головой.

Это бабочка сидела,                                             - Выполнить упр. №35 «Бабочка».

Потом дальше полетела.                                     - Двигать ладонями, сложенными

                                                                                                                 «бабочкой» в стороны и вверх.

                       По загадке

(См. методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», стр. 53).

 2). Гимнастика для глаз. Дети находят изображения других насекомых на стенах и переводят взгляд с одной картинки на другую по указанию педагога.

     

4. Дидактическая игра «Лишняя картинка».

По просьбе тифлопедагога дети находят «лишнюю» картинку – это паук, так как он не является насекомым. После этого лишней можно назвать гусеницу, так как это не взрослое насекомое, а стадия его развития. Затем лишней картинкой называется муравей, который не может летать, как остальные насекомые.

5. Решение задачи.

Педагог говорит, что Мальвина учила Буратино не только читать, но   и решать задачи, но он был невнимателен и не справился с заданием. Степашка просит детей внимательно выслушать стихотворение-задачу и правильно ответить на вопрос, чтобы помочь Буратино:

                                                           К серой цапле на урок

                                                           Прилетели семь сорок.

                                                           Но из них лишь две сороки

                                                           Приготовили уроки.

                                                           Сколько лодырей-сорок

                                                           Прилетели на урок?

Дети выполняют задание и записывают решение задачи в индивидуальных тетрадях, предварительно выложив его на фланелеграфе цифрами из Степашкиной книжки «Грамотейка».

         

6. Дидактическая игра «Найди и раскрась буквы».

Тифлопедагог предлагает детям найти и раскрасить цветными карандашами на индивидуальных карточках с «зашумлёнными» буквами только те буквы, которые были найдены ими на сюжетной картине «Урок для Буратино» в начале занятия. Дети выполняют задание.

7. Итог занятия.

Педагог спрашивает детей, понравилось ли им сегодняшнее занятие со Степашкой и его книжкой «Грамотейка», и делает небольшой анализ, отмечая положительные моменты в деятельности каждого ребёнка.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром для детей с нарушением зрения, подготовительная группа, тема "Очки"

Конспект разработан с учётом рекомендаций по работе с детьми с нарушениями зрения. Дифференцированный подход, задания, вопросы и материал по теме подобраны с учётом особенностей развития детей.Занятия...