Главные вкладки
Моргулева Ольга Михайловна
Виртуальный класс учителя словесности
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: корпусные технологии в преподавании, музейная педагогика, нарратология, этимология, церковно-славянская письменность, древнерусская литература, русская литература конца 19 века.
Увлечения: литература, живопись, музыка, флейта, духовой оркестр, путешествия, парашютный спорт
Регион: Московская область
Населенный пункт: Краснознаменск
Место работы: МБОУ Гимназия №1
Звание, ученая степень: кандидат филологических наук
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/morgulevaЧтобы жить свободно и счастливо, ты должен пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва.
Что такое счастье? На моем столе лежит стопка школьных сочинений на эту тему. Еще мгновение, я открою первую работу – и с головой окунусь в поток детских эмоций, размышлений, вопросов и ответов… Но почему я медлю? Ведь, казалось бы, так просто – взять красную ручку и начать проверять.
Маленькие дети редко задумываются о счастье. Наверное, потому, что это естественное состояние человека. Ребенок живет в потоке счастья, даже когда вокруг что-то не ладится, ведь быть счастливым – это так просто! Счастье – это рука отца где-то высоко-высоко, чтобы за нее схватиться, нужно встать на цыпочки. Это запах печенья, доносящийся из кухни. Это блестящие свертки под елкой. Это облака-корабли, плывущие в волшебную страну, и теплые пятна солнечного света на полу. Лежать на этих солнечных островках и смотреть в небо… Это счастье. Почему же вокруг так много взрослых и вполне уверенных в себе людей, которые то и дело жалуются на свою судьбу и куда-то понуро бредут, глядя под ноги и кутаясь в воротники серых пальто? Неужели герой «Маленького принца» был прав, когда говорил: «На своем веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше». Пожалуй, все так, но… Есть люди, которые не забыли о том, как сами были детьми, которые не разучились радоваться жизни в каждом ее проявлении, которые не разучились верить, мечтать. И эти люди – учителя.
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/about_me.png)
О себе
Каждый день я иду в школу через липовую аллею в парке Победы. Осенью с деревьев осыпается золотая листва, пахнет медом и прелой землей. Зимой деревья покрываются инеем, их ветви превращаются в хрустальное кружево. Мир прекрасен, он наполнен красотой и гармонией. Я поглубже вдыхаю морозный зимний воздух, чтобы ощутить и запомнить его запах, взять с собой. Прохожу мимо Вечного огня возле боевой машины «Катюша». На мгновение задерживаюсь, секунда внутреннего молчания - и иду дальше. Надо прожить день так, чтобы не подвести тех, кто отдал за мое счастье свою жизнь. Надо суметь распорядиться наследием великого подвига. С этими мыслями я вхожу в школу. Еще немного – и начнутся уроки. Что будет сегодня стоять за моими привычными фразами «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока…» ? Чему я сегодня смогу научить детей, которые на меня смотрят с таким доверием и уважением? Ведь все, что я им скажу, останется с ними навсегда. Больше того, они поймут и то, что я им не скажу, считают, расшифруют по невербальным знакам, по интонации, взгляду, по моему настрою, и это окажется даже важнее всех моих слов. Дети видят абсолютно все. Поэтому, прежде чем их учить, нужно для себя определить, для чего я работаю в школе и чему я хочу научить своих учеников.
Итак, по порядку. Какими я вижу своих учеников в будущем? Конечно, это успешные, самостоятельные, разносторонне образованные люди с широким кругозором, это настоящие патриоты свой страны, понимающие, что такое гражданский долг и любовь к Отечеству. Это люди с твердым нравственным стержнем, способные делать выбор и брать на себя ответственность. Это будущие ученые, музыканты, писатели, журналисты, люди с жаждой познания, умеющие искать, находить, ставить вопросы, исследовать неизведанное. Они не боятся мечтать, все кажется для них возможным. Но все эти качества – производные от одного единственного – способности быть по-настоящему счастливыми. Да, мои ученики – это счастливые люди. Это моя цель, моя педагогическая философия.
Счастливых учеников может воспитать только счастливый учитель. И это тоже моя аксиома. Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, философ, педагог, называл счастливыми людей, имеющих привязанности, любящих глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющих жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. В моей жизни все это есть. И любовь – к моей семье, к моим ученикам, каждый из которых – единственный и уникальный, к моей стране, ради которой можно многим пожертвовать. Есть и любимое дело, в которое я ухожу с головой и забываю обо всем остальном. Лев Николаевич Толстой был прав. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».
Жизнь больше работы, а учитель остается учителем и вне школы, в любое время суток, в любом месте планеты. И тогда счастье – это умение замечать любые проявления жизни, с благодарностью принимать все, что посылается свыше, и радоваться. Да, именно радоваться. И евангельский призыв «Радуйтесь» перекликается со словами «Будьте как дети»: так же непосредственны, так же открыты внешнему миру, так же искренни и любопытны…
Вспоминается один случай из практики. Как-то осенью, в начале ноября, во время самостоятельной творческой работы (ребята осваивали жанр литературной зарисовки) я ходила по классу, кому-то помогала, кого-то консультировала, наблюдала за работой детей. Совершенно случайно, на одно мгновение я посмотрела в окно – и замерла от неожиданности. За окном рос старый клен, огромное раскидистое дерево. И я вдруг увидела, что он стоит и переливается в лучах осеннего солнца золотыми и оранжевыми листьями. Но даже не красота и величие меня поразили. В сознании молниеносно вспыхнул вопрос: «Когда он успел превратиться в огненный столп, почему я не заметила, как на нем появились первые золотые листья, как это произошло, что я ничего не увидела?» Было ощущение, что я пропустила самое важное в этой осени. Словно мимо прошла целая жизнь. Видимо, весь мой вид выражал такое удивление, восторг, растерянность, что весь класс замер и тоже посмотрел в окно. Так мы сидели, смотрели в окно, учитель и ученики, каждый думал о своем и в абсолютной тишине слышал только собственные мысли и биение сердца. Вспомнился детский мультфильм «Паровозик из Ромашково», в котором серьезный, спешащий куда-то пассажир с портфелем говорит: «Но мы должны прибыть вовремя!» А паровозик отвечает: «Если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь! Каждый рассвет – единственный в жизни!» Кстати, литературные зарисовки в тот день получились особенно удачными.
Любопытство… Желание постоянно узнавать что-то новое, учиться чему-то, открывать новые горизонты… Пожалуй, это мой внутренний двигатель, который не дает мне остановиться, плотнее закутаться в теплый шарф и спрятаться от жизни в какой-нибудь уютный футляр. Вот уже много лет в новогоднюю ночь я пишу в своем дневнике планы на год. Это обязательные 100 книг, которые я хочу прочитать, 10 городов в России, куда я обязательно съезжу, 10 музеев, больших или не очень, в которых я раньше не была, и 10 спектаклей, которые я очень хочу посмотреть. Ровно год назад в новогоднем «списке желаний» появилась строчка: «В этом году я научусь играть на флейте». Уже через неделю передо мной в бархатном чехле лежало серебристое чудо – моя первая поперечная флейта. Она вся переливалась и сияла, а солнце отражалось в каждом ее клапане. Мне было страшно брать ее в руки. Прошло немного времени, и я смогла извлечь из инструмента первые звуки – они были глубокие, бархатные, очень нежные. Прошел год. Я уже уверенно играю на флейте и даже участвую в репетициях школьного духового оркестра. А недавно было мое первое выступление на сцене!
Итак, наступил новый 2015 год, и передо мной чистый лист в дневнике, куда я начинаю записывать. Валаам, Кижи, Соловки, Петропавловск-Камчатский, Кронштадт и Севастополь… Я хочу увидеть Соловецкий архипелаг, Белое море, серые громады военных кораблей в Севастопольской бухте и доки для ремонта подводных лодок в Балаклаве, зависнуть на вертолете над Авачинской бухтой и увидеть вулканы и сопки Камчатки, умыться кристально-чистой водой Байкала. А на полке в домашней библиотеке выстроились в ряд и ждут своей очереди книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики». Рядом – книги Сергея Довлатова и Дмитрия Быкова. И надо еще перечитать позднего Достоевского и Чехова. Есть вопросы, на которые я найду ответы именно у этих авторов. Да, еще в этом году я обязательно совершу свой первый прыжок с парашютом. Я уже знаю, где это произойдет – в «Аэрограде Коломна». Я поднимусь на высоту 4000 метров, сделаю шаг - и увижу землю далеко внизу, как на ладони, такую маленькую, хрупкую и бесконечно родную: ниточки дорог, игрушечные города, зеленые пятна лесов и зеркала озер. А вокруг все утонет в бесконечной синеве. Мне кажется, в этот момент все лишнее, ненужное просто исчезнет из моих мыслей, а останется самое важное, настоящее. Ради этого стоит подниматься в небо!
Зачем мне все это? Просто это мой путь счастья. И этим счастьем я в состоянии поделиться со своими учениками.
Гимназия. Уроки давно закончились. Я сижу в пустом классе, передо мной – стопка сочинений моих учеников на тему «Что такое счастье». Что ж, пора читать. Я открываю первую работу. Пятиклассник аккуратным почерком пишет: «Счастье не требует никаких объяснений. Оно просто есть».
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/knigi.png)
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Библия
Книги митрополита Антония Сурожского
Ф.М.Достоевский "Бесы", "Братья Карамазовы"
А.П.Чехов "Моя жизнь", "Три сестры", "Вишневый сад"
Ч.Диккенс "Домби и сын"
Иосиф Бродский - стихотворения
Хэмингуэй "Старик и море"
А.С.Пушкин "Евгенийф Онегин"
Шарль де Костер "Легенда об Уленшпигеле"
Г.Гессе "Степной волк"
Г.Х.Андерсен "Сказки"
В.Набоков "Защита Лужина"
С.Козлов "Сказки о ежике и медвежонке"
А.Ф.Лосев "Диалектика мифа"
Г.Г.Маркес "Сто лет одиночества" и многие многие другие
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/vzgljad.png)
Мой взгляд на мир
Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы.
Туве Янссон
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/dostizh.png)
Мои достижения
любимая семья, без которой я не представляю своей жизнь
прекрасные ученики, которые меня не подведут
творческая работа, куда я каждый день иду с огромным удовольствием
моя флейта - украшение духового оркестра
моя живопись - чтобы ее увидеть, нужно совершить путешествие в некоторые храмы московской и владимирской областей
![](/sites/all/themes/acquia_marina/_img/portfolio.png)
Моё портфолио
Каждый урок - это открытие чего-то нового, множество новых вопросов и еще больше новых идей. Остается только реализовать их. Самой или вместе со своими учениками. Вокруг столько еще интересного и неразгаданного!
Здесь вы найдете конспекты моих уроков, сценарии праздников, работы моих учеников.
Это дорога размышлений и поисков. Нам по пути?
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты