Урок "День славянской письменности и культуры"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Моргулева Ольга Михайловна

ель

Цель урока: сформировать интерес к изучению родной культуры  и языка.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с историческими событиями, которые привели к появлению славянского алфавита, с личностью просветителей славян Кирилла и Мефодия;

- сравнить современную азбуку с азбукой наших предков;

- познакомить учеников  с текстами на церковнославянском языке;

- сформировать уважительное отношение к родному слову и интерес к изучению истории языка.

Практическая часть урока:

 - Чтение на церковнославянском и перевод на русский «Притчи от талантах», сравнение и анализ текстов;

- Анализ лексики из «Притчи…» в историческом аспекте, поиск родственных  слов.

Творческая часть урока:

 коллективное создание рукописной книги «Азбуки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_slavyanskaya_pismennost.docx399.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №1 г.о.  Краснознаменск

Открытый урок по теме  
«День славянской письменности и культуры»
в 5 классе
(2 академических часа)

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//prikubanka.ru/upload/iblock/625/05%5Fbig.gif&mb=imgdb_preview_29

 Моргулева Ольга Михайловна

Учитель русского языка и литературы


Цель урока: сформировать интерес к изучению родной культуры  и языка.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с историческими событиями, которые привели к появлению славянского алфавита, с личностью просветителей славян Кирилла и Мефодия;

- сравнить современную азбуку с азбукой наших предков;

- познакомить учеников  с текстами на церковнославянском языке;

- сформировать уважительное отношение к родному слову и интерес к изучению истории языка.

Практическая часть урока:

 - Чтение на церковнославянском и перевод на русский «Притчи от талантах», сравнение и анализ текстов;

- Анализ лексики из «Притчи…» в историческом аспекте, поиск родственных  слов.

Творческая часть урока:

- коллективное создание рукописной книги «Азбуки».G:\км\IMG_3448.JPG

 Оформление:

На доске эпиграф «Всякий человек письмом поучается»

Портрет святых Кирилла и Мефодия (на доске), церковно-славянская азбука (плакат на доске), церковно-славянская азбука (распечатанный материал на каждой парте), текст «Притчи о талантах» (на каждой парте), выставка книг на церковно-славянском языке (Библия конца 19 века, фрагмент Псалтири 18 века, фотокопия страниц «Слова о полку Игореве…»), журналы и книги по теме из школьной библиотеки.

План первого урока:

Вступительное слово учителя. 
24 мая во многих славянских странах отмечается праздник. В Болгарии в этот день заканчиваются школьные уроки, а учителя и ученики выходят на улицу с флагами, плакатами, хоругвями и, распевая песни, торжественно шествуют по городу. В 1986 году Россия тоже стала ежегодно отмечать этот день. Как вы думаете, о каком празднике идет речь?
Ребята, видя оформление класса, делают вывод.

Объявление задач урока. Сегодня мы узнаем о том, как появился в России алфавит, которым мы с вами пользуемся, с какими событиями это связано и кто его великие создатели.

А еще мы научимся читать на церковно-славянском языке и попробуем свои силы в роли переводчиков.

В конце урока вас ждет творческое задание и викторина.

Опрос учеников, который ставит целью вызвать интерес к теме урока и актуализировать имеющиеся знания по этой теме. (Кто такие братья Кирилл и Мефодий, в каком году появился алфавит,  кто и зачем их попросил создать азбуку, что люди читали в то время, пользуются ли сейчас тем самым алфавитом в неизменном виде и др.).

Рассказ учителя об истории создания алфавита.
Из "Повести временных лет" мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав и Святополк   отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.
Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".
Вопросы к классу:

- в каком году и с какими событиями свялано появление церковнославянского алфавита, когда он пришел к нам на Русь, что вас больше всего удивило в этой истории;

- если появился алфавит, значит, нужно было его начинать изучать. Что вы знаете о школах того времени?

Рассказ учителя об образовании в Древней Руси:
В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители: священники или дьяконы. Писали на глиняных дощечках острыми палочками, расщепленными с одной стороны, одним концом писали, а другим стирали написанное. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. Как выглядел школьный класс. Особо одаренные ученики становились писцами при монастырях. Монастыри – источники и хранители письменности, прадедушки наших университетов. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки, и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были  ровные, прямые, чёткие. Часто украшали  заглавные буквы орнаментами, похожими на растения, животных. Назывались заглавные буквы буквицами. А чернила делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их называли «хартийные свитки».

Всем нам известны слова: однокашники, нацарапать письмо. Что они обозначают? Обсуждение.

Знакомство с алфавитом.

Как называется первая учебная книга каждого школьника?  Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?  Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки). Из этих названий и получилось слово «азбука». А  слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

Работа с раздаточным материалом. Сравнение кириллицы и глаголицы. Выводы об удобстве использования, красоте письма.

1. Объяснение понятий титла, зачем они нужны, какие слова писались с титлами: запись слов на доске и чтение их (ангел, святой, Господь, милостивый, Богородица, сын, дух, отец, царствие, пророк, праведный, Младенец,  Крест, слава, Воскресение, Небесный), объяснение смысла непонятных слов.

2. «Буквы-призраки». Знакомство с буквами, утраченными в процессе реформ орфографии: ять, ер, ерь, юсы, знакомство с правилами их употреблениями, сравнения слов парами в дореволюционной орфографии и в современном варианте.

3. Правила употребления буквы ЯТЬ:

Ять в русском языке применялась трояко: во-первых, в корнях некоторых исконно русских слов - всего 130 корней, во-вторых, в некоторых суффиксах и, в-третьих, в окончаниях  дательного и предложного падежа существительных I склонения (водѣ, о книгѣ),  а также дательной и предложной формы личных местоимений - мнѣ, тебѣ, о себѣ, а также в местоимении Онѣ, представлявшем собой форму местоимения они для женского рода.

(Вопрос: вспомните строчки из сказки Пушкина о царе Салтане, где используется местоимение ОНЕ)

Теперь перейдём к корням.

Ять писалась в начале слова в двух корнях:

ѣда, ѣмъ, ѣсть (не путать с глаголом «есть» в значении существовать). Отсюда обѣдъ, обѣдня, сыроѣжка, сыроѣга, медвѣдь, снѣдь...
ѣхать,ѣздить. Отсюда поѣздъ, поѣздка

Ученики заучивали слова с Ятем с помощью стихотворения:

Белый бедный бледный бес
Убежал обедать в лес.
Пешим (белкой) по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал,
И за горький тот обед
Дал обет наделать  бед.

В 1918 году – реформа русской орфографии, декрет Луначарского, отмена буквы ять. Ее эхо слышно во многих словах (смягченный вариант Э). Задние: поискать слова с Ять.

План второго урока.  Практическая часть:

  1. Постановка задачи: прочитать текст на церковно-славянском языке «Притчи о талантах» и перевести один абзац на русский язык.
  2. Чтение переводов, обсуждение.
  3. Прослушивание канонического перевода притчи.
  4. Обсуждение смысла притчи, фразеологизма «зарыть талант в землю».
  5. Рефлексия  по практической части: с какими трудностями столкнулись, что понравилось в этой работе, что оказалось проще, чем ожидалось, хотели бы вернуться к той орфографии.
    Творческая часть.

Раздать плотные листы А4, распределить буквы между учениками, дать задание оформить страницу со своей буквой. Материалы: цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Подумать над стилем страницы. Учитель во время урока консультирует по поводу оформления страницы и выбора слов для иллюстрации буквы. В конце урока все листы сшиваются. Ученики высказывают свое мнение о получившейся рукописной книге, о процессе работы.

В конце урока предлагается викторина:

  1. Как звали до принятия монашества Кирилла?
  2. В каком году был создан славянский алфавит?
  3. В каком году он пришел на Русь и в связи с каким событием?
  4. На чем писали ученики в первых русских школах?
  5. Какое выражение связано с письмом на глиняных дощечках?
  6. Какие буквы исчезли из нашего алфавита во время революции?
  7. В каких словах писалась буква Ять?
  8. Ъ и Ь – гласные или согласные?
  9. Как назывался алфавит более древний, чем кириллица?
  10. Как называются буквы (на доске их рисунок)
  11. Какого числа мы отмечаем День славянской письменности и культуры?

Итоги урока: 
Сегодня мы узнали о появлении нашей азбуки, о святых братьях Кирилле и Мефодии, научились читать на церковно-славянском языке, прочитали в оригинале Притчу о талантах, познакомились с буквами-призраками.

Зачем нам нужно знать об истории языка и о создании азбуки?  

Знание истории и любовь к родному языку делает нас мудрее и сильнее, без прошлого нет настоящего и невозможно будущее.

Рефлексия:

Что сегодня больше всего запомнилось, что было новым, что оказалось трудным, что было наиболее интересным, хотели бы вернуться к этой теме?

G:\км\IMG_3450.JPGG:\км\IMG_3452.JPG

Работа над рукописной страницей «Азбуки» и результат творческой работы.

Приложение 1. Притча о талантах. Евангелие от Матфея, глава 25.

25:14

[Зач. 105.] …человѣ́къ нѣ́кiй отходя́ призвá своя́ рабы́ и предадé и́мъ имѣ́нiе своé:

… человек некий, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

|| 25:15

и óвому ýбо дадé пя́ть талáнтъ, óвому же двá, óвому же еди́нъ, комýждо проти́ву си́лы егó: и оти́де áбiе.

и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

25:16

Шéдъ же прiéмый пя́ть талáнтъ, дѣ́ла въ ни́хъ и сотвори́ другíя пя́ть талáнтъ:

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

25:17

тáкожде и и́же двá, приобрѣ́те и тóй другáя двá:

точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

25:18

прiéмый же еди́нъ, шéдъ вкопá [егó] въ зéмлю и скры́ сребрó господи́на своегó.

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

25:19

По мнóзѣ же врéмени прiи́де господи́нъ рáбъ тѣ́хъ и стязáся съ ни́ми о словеси́.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

25:20

И пристýпль пя́ть талáнтъ прiéмый, принесé другíя пя́ть талáнтъ, глагóля: гóсподи, пя́ть талáнтъ ми́ еси́ прéдалъ: сé, другíя пя́ть талáнтъ приобрѣтóхъ и́ми.

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

|| 25:21

Речé же емý госпóдь егó: дóбрѣ, рáбе благíй и вѣ́рный: о мáлѣ бы́лъ еси́ вѣ́ренъ, надъ мнóгими тя́ постáвлю: вни́ди въ рáдость гóспода твоегó.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25:22

Пристýпль же и и́же двá талáнта прiéмый, речé: гóсподи, двá талáнта ми́ еси́ прéдалъ: сé, другáя двá талáнта приобрѣтóхъ и́ма.

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

25:23

Речé [же] емý госпóдь егó: дóбрѣ, рáбе благíй и вѣ́рный: о мáлѣ [ми́] бы́лъ еси́ вѣ́ренъ, надъ мнóгими тя́ постáвлю: вни́ди въ рáдость гóспода твоегó.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

25:24

Пристýпль же и прiéмый еди́нъ талáнтъ, речé: гóсподи, вѣ́дяхъ тя́, я́ко жéстокъ еси́ человѣ́къ, жнéши, идѣ́же не сѣ́ялъ еси́, и собирáеши идѣ́же не расточи́лъ еси́:

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл,

25:25

и убоя́вся, шéдъ скры́хъ талáнтъ твóй въ земли́: [и] сé, и́маши твоé.

и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

25:26

Отвѣщáвъ же госпóдь егó речé емý: лукáвый рáбе и лѣни́вый, вѣ́дѣлъ еси́, я́ко жнý идѣ́же не сѣ́яхъ, и собирáю идѣ́же не расточи́хъ:

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл;

25:27

подобáше ýбо тебѣ́ вдáти сребрó моé торжникóмъ, и пришéдъ áзъ взя́лъ бы́хъ своé съ ли́хвою:

посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

25:28

возми́те ýбо от негó талáнтъ и дади́те имýщему дéсять талáнтъ:

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

|| 25:29

имýщему бо вездѣ́ данó бýдетъ и преизбýдетъ: от неимýщаго же, и éже мни́тся имѣ́я, взя́то бýдетъ от негó:

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет;

|| 25:30

и неключи́маго рабá ввéрзите во тмý кромѣ́шнюю: тý бýдетъ плáчь и скрéжетъ зубóмъ. Сiя́ глагóля возгласи́: имѣ́яй ýшы слы́шати да слы́шитъ.

а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

|| 25:31

Приложение 2.

Кириллица

http://f1.mylove.ru/pNerDtmGSQ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Конкурсная программа к Дню славянской письменности и культуры

Праздник и конкурсная программа с включением инсценировок...

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла  и  Мефодия, Россия отмечает  День  славянской  письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...