Метапредметность как способ повышения мотивации учащихся при изучении русского языка
статья на тему

Моргулева Ольга Михайловна

Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике.  Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.

Основной способ решения этой проблемы – создание учебных ситуаций, в которых ученик будет ощущать нехватку имеющихся знаний, проявлять желание найти пути решения проблемы и  ощутимо видеть положительные результаты своей деятельности.

Этот путь в современных ФГОС  определяется как метапредметность.

Как же эту метапредметность реализовывать на уроках русского языка и литературы? Об этом можно прочитать в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №1 г.о. Краснознаменск

Метапредметность как способ повышения мотивации учащихся при изучении русского языка

выступление на методическом объединении
кафедры русского языка и литературы

учитель:  Моргулева О.М.


Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике.  Мотивация включает в себя познавательные мотивы и социальные. К познавательным относятся желание осваивать новые знания и изучать пути их получения. Социальные мотивы связаны с желанием занять свою нишу в обществе, найти применение своим знаниям.  

Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.

Основной способ решения этой проблемы – создание учебных ситуаций, в которых ученик будет ощущать нехватку имеющихся знаний, проявлять желание найти пути решения проблемы и  ощутимо видеть положительные результаты своей деятельности.

Этот путь в современных ФГОС  определяется как метапредметность. Он опирается на две основных технологии:

- проблемного обучения (когда перед учеником возникает проблемная ситуация, требующая найти наиболее эффективный способ регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль, коррекцию результатов);

- технологию проектной  и исследовательской деятельности (что подразумевает выработку умений находить проблемную ситуацию, ставить цели и задачи, отбирать и анализировать информацию, делать выводы и заключения).  

Современные ФГОС предлагают вводить в школах метапредметные курсы, программы, проводить метапредметные уроки. Но и в рамках традиционных уроков русского языка вполне можно реализовывать все эти задачи по формированию универсальных учебных действий.

Как же эту метапредметность реализовывать на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я использую следующие методы технологии, которые повышают мотивацию и обеспечивают метапредметный подход:

  1. технологию проектной и исследовательской деятельности;
  2. информационные технологии;
  3. личностно-ориентированный метод обучения.  

Исследовательская деятельность

Исследования на уроках русского языка – это очень продуктивный способ формирования интереса к предмету. В зависимости от изучаемых тем и уровня школьников исследования могут быть узкими, локальными. Например, во время изучения словообразования учениками предлагается самостоятельно разобраться, какие суффиксы у существительных являются продуктивными, а какие – единичными; при изучении фразеологии ребята подбирают примеры использования фразеологизмов из художественной литературы с помощью Национального корпуса русского языка; при изучении раздела «Лексика» изучают проблему сочетаемости заданного слова с другими словами, особенность его использования в текстах разных стилей, также на базе Национального корпуса. При выполнении такого мини-исследования ученики ищут пути решения проблемы, понимая неполноту своего словарного запаса обращаются к словарям, спрашивают у родителей, ищут ответ в сетевых словарях и библиотеках. При изучении темы «Причастие» подбирают примеры использования причастий из художественной литературы и анализируют их использование в текстах. Вариантов мини-исследований множество, и все учителя в той или иной мере эти исследования проводят. Задания такого рода не являются массовыми, а даются выборочно. Например, во время урока группе учеников дается задание поработать со словарем и выступить с результатами перед классом. Или для ребят, опережающих одноклассников, предлагается вместо обычного домашнего задания на повторение или закрепление навыков небольшое исследование. Это помогает поддержать интерес к предмету у сильных учеников, которым предмет дается достаточно легко и традиционные задания не вызывают интереса.

Исследования могут быть и большие, требующие длительного времени, больших усилий, как ученика, так и учителя. Такие исследования проводятся в рамках школьной конференции. Я предлагаю ученикам темы исследований, связанные с состоянием современного русского языка. Эти темы им близки и понятны, ученики сами могут сформулировать  проблемные вопросы, которые хотели бы изучить. В таких исследованиях метапредметность реализуется ярче всего. Это умение ставить цели и задачи, определять проблему, решать, каким методом ее решать, на каком материале, какими способами.  За три года были подготовлены исследования на следующие темы:

иноязычные компоненты в современном русском словообразовании;

заимствования в современном русском языке;

историческая динамика лексического значение слова «учитель»;

неологизмы в современном русском языке;

речевой этикет в социальных сетях.

Технология проектной деятельности

Если исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, то проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проектная деятельность предполагает в качестве результата учебного процесса социально-значимого продукта.  В моем классе разрабатывался проект «Малые памятники Победы». Он включал несколько этапов реализации: сбор фотографий, описание памятников (в жанре литературных зарисовок), оформление выставки в школе, написание статьи  в школьную газету. Непосредственно на уроках русского языка в рамках этого проекта проводились занятия по изучению различных публицистических жанров: зарисовки, репортажа, интервью.  В результате получились интересные творческие работы учеников. Наиболее интересные зарисовки и фотографии опубликованы на общероссийском сайте «Карта Памяти», который открылся к 70-летию Победы.  

Информационные технологии

ИКТ являются сегодня очень эффективным способом повышения мотивации, так как все школьники не только хорошо владеют электронными устройствами, но и проявляют к ним большой интерес. На помощь учителю приходят такие Интернет-ресурсы как справочный портал Грамота.ру и Национальный корпус русского языка. На базе этих порталов можно проводить разнообразные исследования, давать индивидуальные домашние задания, при условии выхода в Интернет из класса искать справочную информацию или примеры непосредственно на уроке.  

Особый интерес вызывает на сегодняшний день Национальный корпус русского языка. Это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме общим объемом более 500 миллионов слов. Национальный корпус представляет данный язык на определенном этапе (или этапах) его существования и во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п. Национальный корпус создается лингвистами (специалистами по так называемой корпусной лингвистике, быстро развивающейся современной области языкознания) для научных исследований и обучения языку.

Корпус содержит по возможности все типы письменных и устных текстов, представленные в  языке (художественные разных жанров, публицистические, учебные, научные, деловые, разговорные, диалектные и т.п.), все эти тексты входят в корпус по возможности пропорционально их доле в языке соответствующего периода. Корпус содержит особую дополнительную информацию о свойствах входящих в него текстов (так называемую разметку, или аннотацию). Разметка — главная характеристика корпуса; она отличает корпус от простых коллекций (или «библиотек») текстов, в изобилии представленных в современном интернете.  Национальный корпус, в отличие от электронной библиотеки, — это не собрание «интересных» или «полезных» текстов; это собрание текстов, интересных или полезных для изучения языка.

Что можно искать в корпусе? Например, назывные предложения с подлежащим, выраженным существительным среднего рода. Или примеры с причастными оборотами, стоящими после определяемого слова, в текстах художественной литературы 17 и 20 веков с целью понаблюдать за особенностью их употребления, проанализировать частотность, особенности синтаксиса и т.п. Можно задать поиск междометий в древнерусских текстах (на церковно-славянском языке) и в пушкинскую эпоху, чтобы провести сравнительный анализ. Можно взять конкретный фразеологизм и рассмотреть его историческую динамику, когда появился, стал употребителен, как менялась стилистическая окраска текстов с этим фразеологизмом. Поле для школьных исследований на базе Корпуса безгранично. А такие исследования вызывают у школьников интерес к языку   и желание самим найти что-то необычно и интересное.

Личностно-ориентированный метод  в обучении связан с дифференциацией заданий на уроках и домашних заданий в зависимости от уровня успеваемости ученика, его интересов, склонностей.  Здесь могут быть разнообразные творческие задания, связанные с музыкой или рисованием,  или такие задания, которые позволили бы ученику продемонстрировать свои внешкольные интересы и умения. Так, например, на одном из заключительных уроков по русскому языку один из учеников провел мастер-класс китайского письма, подробно рассказал о принципах написания букв, слов. В итоге ребята смогли сравнить две языковых системы, сделать выводы о значении букв в русском языке, об удобстве использования алфавитного письма, а также расширили свой кругозор.

Повышение мотивации при изучении русского языка – это проблемное поле, в котором каждый учитель находит свои ответы и свои пути решения. Но у всех учителей есть один общий секрет, как сформировать интерес к своему предмету. Нужно самим преданно и самозабвенно любить свой предмет. Только в таком случае, видя неподдельный интерес в глазах учителя, ученики заходят пойти за ним следом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.

Наиболее эффективной формой  внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Опытно - методическая разработка «Метод проектов как способ повышения мотивации учащихся при изучении английского языка»

Технология "Метод проектов" является необходимым условием обучения школьников в рамках ФГОС. В данной работе рассматриваются теоретические основы технологии "Метод проектов", типология проектов и этап...

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС

В статье представлен опыт работы учителя по организации и проведению Фестиваля любителей иностранного языка, а также организации проектной деятельности учащихся в рамках летнего многопредметного лагер...

Тема самообразования "Способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка"

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...