Тема самообразования "Способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
учебно-методический материал по английскому языку

Аминева Гюзель Рафаэловна

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraovaniya.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Способы  повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

    Выполнил: Аминева Г.Р.,

учитель английского языка

МБОУ СОШ№ 44

Сургут

2018 г.

В современном мире значительно возрастает роль иностранного языка в процессе обучения. Изменения социокультурного контекста общественной жизни влечёт за собой изменение требований, предъявляемых обществом к образованию в целом, и к языковому обучению – в частности. Так как в данной ситуации отсутствует «естественная необходимость» в иностранном языке, стимулирующим фактором является мотивация усвоения иностранного языка.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся.

Совсем ещё недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь - изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествий, общения с иностранцами и пользования Интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Есть много случаев, когда иностранный язык помог человеку не упустить возможностей, которые даёт ему судьба. Авраам Линкольн сказал когда-то: “Каждому человеку в жизни даётся свой шанс, и к нему надо быть готовым”. Отсюда и более пристальное внимание к обучению языку в школе как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.

Но то, что является бесспорным стимулом изучения иностранного языка для взрослого человека, не всегда работает для ребёнка. Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности мотивов работы учащихся, как на каждом уроке, так и на каждом этапе урока.

Передача знаний от учителя, к ученику минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
    Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. При рассмотрении проблемы мотивации и поиске путей её формирования, недопустимо упрощение её понимания. Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Между тем при овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Мотивация является наиважнейшей основой достижения успеха в изучении языков. Это главная движущая сила, которая обеспечивает включенность ученика в работу на уроке. Мотивация характеризуется, прежде всего, интересом учеников к предмету и их желанием и готовностью его изучать. Интерес способствует концентрации внимания, усиливает впечатления, получаемые во время занятия, стимулирует повторение изученного материала, а также обогащает экстралингвистические знания учащихся, способствуя тем самым формированию их общей компетенции.

  1. Основная часть.
  1. Определение понятия «мотивация». 

Под мотивацией понимается система побуждающих действий, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранных языков, его совершенствования и стремления развивать потребности в познании иноязычной речи. Мотивация – важнейшее начало процесса овладения иностранным языком, обеспечивающее его результативность. Учитель может лишь опосредованно влиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучаемых возникает личная заинтересованность в работе, т.е. для оптимальной организации учебного процесса важно знание мотивов учащихся и умение правильно выявлять и разумно управлять ими.

  1. Виды мотивации.

Можно выделить следующие виды внутренней мотивации:

1) Учебно-познавательная мотивация учащихся - это стойкая внутренняя мотивация «Хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»;

2) Целевая - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется;

3) Мотивация  успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранного языка значительно возрастает, если перспектива в использовании заданий реализуется не только на уроке, но и во внеклассной  деятельности.

4) Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нём находят отражения нравы и обычаи страны. Всё это имеет  огромную ценность для понимания социальной природы языка.

5) Эстетическая мотивация – помогает превращать изучение языка в удовольствие.

6) Инструментальная – учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому учению выразить себя в любимом виде работ.

  1. Роль мотивации в изучении иностранного языка.

Сознаём мы это или нет, но каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять ли физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность - он может свернуть горы. В драке победит не тот, кто сильнее по физическим параметрам, а тот, кто больше хочет победить. В спортивной команде могут быть талантливые игроки, но играть серо и блекло. Чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация. История войн может дать много примеров, когда превосходящая по численности и лучше вооружённая армия проигрывала сражение, так как была менее мотивирована на победу.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется  возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется  возможность перевоплощаться: "Я - говорящий на родном языке", "Я - говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. [Зайцева М.В. 2003; - с. 23]

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком. [Волокитина Н.М. 1995; - с.310]

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

В этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции. Любимый и знакомый учебник - это собеседник, «характер» которого ребенок уже хорошо знает, с которым ему легче общаться. Учителям известно, как трудно и им, и детям переходить от одного УМК к другому.

Нередки также случаи, когда вместо тех УМК, которые специально написаны для данных условий обучения, учитель выбирает более привычные пособия. Например, в массовых школах часто используются учебники для школ с углубленным изучением языка или же в I-II классах используются учебники для V класса. Это крайне нежелательно, поскольку подвергает риску результат обучения.

Каждый учитель-экспериментатор, исходя из своих собственных особенностей, а также из возможностей своих учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри выбранного им УМК, не нарушая его принципов.

  1. Способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного языка, учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств и приемов для достижения главной цели обучения иностранному языку.

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке.

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе доброжелательной атмосферы. На уроках необходимо создавать ситуации успеха. Важно воспитывать в детях чувство оптимизма и веры в собственные силы. Для этого учитель должен быть сам оптимистически настроенным к ученикам и коллегам человеком. Нужно обращать внимание на затраченные детьми усилия при выполнении задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

2. Сетевое общение.

На сайтах для учителей иностранных языков имеются сайты переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести друзей по переписке. Это прекрасная возможность практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.

Необходимо активизировать учащихся по  привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных олимпиадах и проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве.

3. Встречи и дискуссии с носителями языка.

Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Во время дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень языка, что заставляет многих к углублению своих знаний иностранного языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии. В ходе дискуссии учащиеся не только приобретают опыт общения с носителями языка, но и преодолевают психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами.

4. Использование креативной методики «Шесть шляп мышления».

«Шесть шляп мышления» методика автора Эварда де Боно позволяет продуктивно организовать учебный процесс на уроках иностранного языка.

Суть данного метода заключается в том, что все участники работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Шесть шляп мышления — это метод, позволяющий ученикам обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения. Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового общения. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с позиций многочисленных важных перспектив.

Данная технология улучшает коммуникацию и способность принятия решений внутри группы. Она помогает структурировать мышление и делает его более эффективным. Предложения, суждения, критика, информация и эмоции смешиваются вместе. Каждая «Шляпа мышления» имеет отличный от других стиль мышления.

5. Работа с аутентичными материалами.

Обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель – ввести учащихся в мир культура страны изучаемого языка, подготовить их к общению на межкультурном уровне.

Развитие умений адекватного общения и взаимопонимания с носителями языка подразумевает сформированность социокультурной компетенции. Для этого современные УМК по иностранным языкам включают аутентичные материалы, что позволяет приблизить содержание учебных материалов к реальным ситуациям, в которых учащиеся могут оказаться в повседневной жизни. В переводе с греческого языка "аутентичный" означает "подлинный". Этот термин чаще всего используют для характеристики текстов, применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако понятие "аутентичность" распространяется на другие стороны учебного процесса.

В качестве аутентичных материалов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции, используются письмо, открытка, объявление, страничка из дневника, программа телевидения, рецепт, рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты.

Использование аутентичных материалов повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды речевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка.

6. Применение информационно-коммуникационных технологий.

Одной из ключевых компетенций современного учителя является умение применять на уроках информационные и коммуникационные технологии. Информационно - коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Использование ИКТ позволяет: 1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации; 
3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения; 
4)усовершенствовать контроль знаний; 
5) рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока; 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся. 
Немаловажным по значимости является работа с 
электронными пособиями. Такая работа  всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности. 

Известно, что почти каждый учитель использует  на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Они содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов, а также используются как средство наглядности и результат проектной деятельности. Ещё одна возможность сделать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении материала виртуальные экскурсии. Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Доказано, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  быстрее запоминает, когда видит ее на экране.

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно  адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты можно использовать как при введении, так и  закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы  с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

7. Внеурочная деятельность.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку - это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на английском, немецком, французском и др. языках).

Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка - волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

8. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах.

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.

9. Музыка.

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранному языку?

  • Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
  • В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
  • В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
  • Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
  • Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность.

10. Драматизация.

Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.

В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языквой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двиггаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.

11. Художественный перевод стихотворений.

Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.

12. Проектная методика.

Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умение оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. Работа над проектами дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обощать, обрабатывать необходимую информацию. Во время проектной деятельности обучающиеся реализовывают свои творческие способности. Учащиеся самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, и навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. В ходе работы над проектом обучающися сопоставляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, а также взаимодействовать друг с другом.

13. Игра.

Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенных к реальному общению. Такие условия создаются с помощью учебно-речевых ситуаций: они стимулируют общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать изучаемый языковой материал. Одним из лучших способов создания игровых ситуаций на этапе тренировки являются языковые и речевые игры. При решении игровых задач речевая активность сочетается смыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость и смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова без утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение лексического и грамматического материала.

Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В  игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Игра эффективна не только на начальном и среднем, но и продвинутом этапах обучения.

14. Интерклуб.

В условиях реализации новых образовательных стандартов единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Основной целью работы интерклуба является формирование гражданской активности учащихся, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к культуре иноязычных стран. Внеурочная работа позволяет вовлечь учащихся к участию в конкурсах и викторинах по страноведению, разработке проектов и презентаций по страноведческой тематике, участию в международных проектах, установлению дружественных связей со сверстниками других стран путем электронной переписки, участие в межкультурном онлайн-общении, организации различных кружков и секций по страноведению. Задача руководителя клуба - организовать работу интерклуба таким образом, чтобы она заинтересовала и увлекла учащихся.

 Заключение.

Самая главная и самая трудная задача учителя - сохранить у учащихся интерес к поступательному совершенствованию своих индивидуальных языковых способностей. Общепринятые методические комплексы не всегда идеально подходят для решения этой цели, поэтому приходится обращаться к экспериментальным комплексам, к счастью, предлагаемым сейчас в широком спектре.

Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека плодотворно общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - основная развивающая цель всех языковых школьных предметов. Но при изучении иностранного языка, кроме цели, это ещё и метод. Научить ученика общаться общением с ним, стараться ставить перед ним максимальное количество жизненных ситуаций ежеурочно и учить находить оптимальные решения - это задача учителя. Глобальность задачи во сто крат увеличивает ответственность учителя, поднимает планку требований к уровню его профессиональной подготовленности, требует от него постоянного самосовершенствования.

Мотивы, сферы желаний, интересов и склонностей, мировоззрения, статус ученика, его жизненные позиции, а также различные ситуации взаимообусловлены и составляют гармоничное единство личности. Все это является внутренней силой, которая побуждает ученика изучать иностранный язык и создает положительные установки на его изучение. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

Доклад на тему: «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»

Доклад на тему:«Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»...

Доклад на тему: «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»

Доклад на тему:  «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»...