Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС
статья по английскому языку на тему

Марышева Наталья Геннадьевна

В статье представлен опыт работы учителя по организации и проведению Фестиваля любителей иностранного языка, а также организации проектной деятельности учащихся в рамках летнего многопредметного лагеря "Интеллект".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marysheva_n.g._uchitel_angliyskogo_urzhum.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в условиях ФГОС

(Марышева Наталья Геннадьевна,

учитель английского языка

КОГОАУ «Гимназия г.Уржума»)

Организация языкового образования  в КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

  КОГОАУ «Гимназия г.Уржума» как государственное образовательное учреждение приступила к реализации ФГОС на год раньше муниципальных школ. Поэтому, имея опыт работы по данному направлению, мы имеем возможность оказывать помощь учителям школ района в освоении и введении в действие ФГОС, это касается как рекомендаций из опыта работы, составления рабочих программ по предмету, так и организации внеурочной деятельности, ведь внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» обеспечивает права обучающихся на полноту разнообразия образовательных услуг, создает условия для получения качественного образования, в том числе  по иностранным языкам. Обучение английскому языку в гимназии осуществляется со 2 класса на углубленном уровне. При этом в 1 классе учащимся предлагается пропедевтический курс «Волшебный английский» для сохранения преемственности обучения английскому языку в системе «детский сад – начальная школа», так как именно преемственность является необходимым условием успешного   обучения детей английскому языку.  В 5 классе учащиеся имеют право выбрать уровень изучения английского языка: продолжить изучать на углубленном уровне или перейти на базовый.  Гимназисты старших классов имеют возможность изучать английский язык на профильном уровне. В соответствии с лицензией гимназия осуществляет преподавание английского языка на профильном уровне с 2004 года.

        Для реализации учебных программ в гимназии сформирована эффективная образовательная среда для изучения иностранных языков.

Кадровое обеспечение: 5 учителей иностранного языка (3 из них имеют высшую квалификационную категорию), средний возраст 41 год.

Материально-техническое обеспечение:  2 лингафонных кабинета (аналоговый и цифровой), мультимедийное оборудование, 2 интерактивные доски, электронные обучающие и развивающие программы.

Учебно-методическое обеспечение: углубленный уровень - УМК  Барановой  К.М., Дули Д., Копыловой  В.В. «Звездный английский»; базовый уровень – УМК Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М. Д. «Английский в фокусе» и УМК Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием»; профильный уровень – УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. «Английский язык».

В педагогической практике существует много эффективных способов повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка. Мы пришли к выводу, что нет ничего привлекательней, чем совместное творчество, особенно за рамками учебных занятий.

При организации внеурочной деятельности на иностранном языке важна ее несхожесть с уроком, ее интересная, занимательная и яркая форма.

Фестиваль любителей иностранных языков

Нетрадиционной формой внеурочной деятельности  является «Фестиваль любителей иностранных языков», который в  2017 - 2018 учебном году  пройдет в Уржумском районе в 8 раз. Инициаторы проведения и главные организаторы данного мероприятия – учителя иностранных языков гимназии. Когда Фестиваль проводился впервые, это был просто концерт из нескольких номеров. На второй год Фестиваль превратился в официальный муниципальный конкурс со своей тематикой и номинациями. Было составлено положение конкурса, ежегодно  по итогам конкурса издается приказ РУО. Участники Фестиваля имеют возможность проявить свои таланты в следующих номинациях:

  • декламация стихотворения на иностранном языке;
  • вокальное творчество;
  • инсценировка  литературно-художественного произведения;
  • конкурс компьютерного творчества: компьютерная презентация или видеоролик с комментариями на иностранном языке.

Заочные конкурсы:

  • Конкурс стенгазет, постеров;
  • Конкурс творческого перевода стихов и художественных произведений.

Фестиваль любителей иностранных языков – это весенний, очень яркий и красивый конкурс-праздник, который с нетерпением ждут и готовятся и дети, и учителя. Праздник, на котором вы можете увидеть действительно качественные номера и услышать правильную красивую английскую и немецкую речь.  Фестиваль стал визитной карточкой гимназии.   Это мероприятие повышает престиж иностранного языка и мотивацию к его изучению, развивает творческие способности и патриотизм учащихся.  Тематика Фестиваля неразрывно связана со значимыми событиями в современной истории нашей страны.

Темы Фестиваля

2012 г.

День святого Валентина

2013  г.

Экологические проблемы современного мира

2014  г.

Спорт. Олимпийские игры

2015  г.

Мы будем жить в мире

2016  г.

Мы без ума от кино

2017  г.

Вокруг света за 80 минут

2018 г.

Счастливое Рождество

        Театральный вид деятельности является одним из ярких и доступных восприятию учащихся видов искусства. Он развивает фантазию и воображение, способствует творческому развитию личности, приносит радость и положительные эмоции.

Летний многопредметный лагерь «Интеллект»

Наиболее интересной формой внеурочной деятельности является летний лагерь. C 2007 года на базе гимназии работает летний многопредметный лагерь  «Интеллект». В состав лагеря входят различные предметные секции: биологическая, физическая, секция химии, краеведческая, филологическая, секция музея истории школы и, в том числе, секция английского языка.  При наборе учащихся в лагерь предпочтение отдается высокомотивированным учащимся, победителям предметных олимпиад и конкурсов. Группы формируются как из учеников одного возраста, так и разновозрастные.

Цели секции – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на уроках английского языка, развитие коммуникативной компетенции, ознакомление с историей, культурой, общественно-политическим строем стран изучаемого языка. В рамках секции наряду с ежедневными занятиями по английскому языку, проводятся экскурсии на предприятия и в музеи города, района и области, работа в городском архиве, встречи с интересными людьми, спортивные соревнования, походы и поездки на природу, экологические акции, общелагерные мероприятия. Кроме того в лагере создаются замечательные условия для выполнения учащимися различных социальных ролей: экскурсовод, журналист, писатель, поэт,  технический редактор, звукорежиссер, переводчик, эколог, художник, фотограф ... Но ключевое занятие всей смены – работа над проектами  различных видов. Традиционно лагерная смена заканчивается конференцией проектов, где все секции представляют итоги своей работы. Необходимо отметить, что учителя английского языка гимназии достаточное количество времени уделяют краеведению  как на уроках, так и во внеурочное время. Во время работы летнего лагеря активно используются возможности школьного музея – наша школа имеет богатую столетнюю историю. Таким образом, если вы посмотрите на тематику проектов секции английского языка, то увидите, что большинство из них имеет краеведческую направленность:

  • Англо-говорящие страны  
  • Экскурсия по городу Уржуму на английском языке
  • Школьная газета на английском языке
  • Чудеса Кировской области  
  • Учителя и выпускники школы имени В.И. Ленина в годы ВОВ
  • Талантливые люди земли Вятской (фильм о местном художнике Н.Н. Карташове)

Представляем наиболее интересные проекты, выполненные гимназистами во время работы нескольких лагерных смен.

Экскурсия по городу Уржуму на английском языке

        Проведению экскурсий предшествовала  кропотливая работа учителя с учащимися: составление маршрута, сбор информации, проверка грамотности, отработка устной речи, написание краткого путеводителя, составление презентации для виртуальной экскурсии.  И все это на иностранном языке.  Для сбора необходимой информации учащиеся работали в школьном музее, городском архиве, беседовали с учителями истории и краеведами города. Ребятам повезло реализовать проект на практике.  Виртуальная экскурсия по городу Уржуму была проведена для гостей из Америки, а гости из Чехии, Словакии и Великобритании совершили настоящее путешествии по городу в сопровождении гимназистов-экскурсоводов.

В рамках лагеря и не только, если есть такая возможность, в гимназии организуются встречи с иностранцами. На таких встречах ребята общаются с гостями в неформальной обстановке, без переводчика.

Школьная газета на английском языке

Выпуск школьной газеты не относится к последним инновационным достижениям. Но является проверенным и эффективным средством популяризации иностранного языка, развития интереса к чтению, навыков работы с текстом, развития эстетического вкуса, фантазии, литературного творчества школьников, создания условий для самореализации учащихся в процессе выпуска школьной газеты, развития способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности.

Перед запуском проекта «Школьная газета на английском языке» ребята посетили издательство районной газеты «Кировская искра», пообщались с сотрудниками издательства, узнали, как готовится новый номер к выпуску, посоветовались,  в какой компьютерной программе удобнее создавать газету.  

Для выпуска газеты нами использовалась программа MicrosoftWord, так как данная программа не сложная и предлагает довольно большое разнообразие приемов работы с текстовым редактором и картинками. Мы долго думали, как же назвать газету, и,  в конце концов, остановились на названии “EnglishBridge” («Английский мост»). Мостик, соединяющий континенты, страны, культуры, людей. Мост добра и толерантности. Следующий важный момент в создании газеты – определиться с рубриками, которые будут предлагаться нашим читателям-гимназистам.  В нашей газете ребята решили предложить  следующие рубрики:

  • Это интересно знать (любопытные факты, события из англоязычного мира).
  • Давайте поговорим (интервью с учащимися, выпускниками, учителями, работающими в гимназии или находящимися на заслуженном отдыхе).
  • Спорт (необычные, экстремальные виды спорта, а также новости спортивного мира и спортивные события гимназии).
  • Шутки (в данной рубрике можно оценить специфику тонкого английского юмора).
  • Путешествия (интересные путешествия гимназистов по стране и за рубежом).
  • Историческая страничка (статьи об истории нашей школы).
  • Полезные советы (как учить английские слова, как пересказать текст, как подготовиться к ЕГЭ можно прочитать в этой рубрике).
  • Страноведение (обычаи и традиции, интересные исторические факты англоговорящих стран).
  • Новости (новости гимназии, интересные события, произошедшие в нашей школе).
  • Конкурсы творческих работ учащихся (сочинения, стихи, переводы).

Что касается преподавателя, то при выпуске газеты он выступает в роли и помощника, и источника информации, и консультанта, и компьютерного редактора, партнера, который приходит на помощь по просьбе учащегося и никогда не навязывает своего решения.

Проект «Школьная газета на английском языке» являлся долгосрочным и продолжался реализовываться в течение учебного года в рамках кружка. Издательское дело хорошо для мотивированных учащихся с активной жизненной позицией.

Талантливые люди земли Вятской

Результатом работы над данным проектом стал фильм о местном самобытном художнике Н.Н. Карташове. Николай Николаевич – выпускник гимназии, его картины украшают стены актового зала нашей школы. Встретиться и пообщаться с талантливым  человеком  ребятам было очень интересно, а побывать в его мастерской, взять у него интервью и понаблюдать, как создаются чудесные пейзажи интересно вдвойне. Ребята были поражены, насколько тяжел труд художника и сколько времени, умения, терпения и материалов необходимо для создания картины. Именно эти качества потребовались и им для создания и озвучивания фильма о талантливом человеке-земляке.

Итак, в многопредметном лагере «Интеллект» ребята не только укрепляют свое здоровье, учатся работать в команде, развивают лидерские качества, учатся ценить и уважать достижения других людей, но и проводят лето с пользой для ума.

В процессе подготовки и проведения внеурочных занятий формируются положительные мотивы учебно-познавательной деятельности обучающихся по иностранному языку. У обучающихся укрепляется уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.

        Все изложенное выше дает возможность осуществлять преподавание иностранных языков в гимназии на достаточно высоком уровне, что подтверждается результатами учебной деятельности по предмету. Качество знаний по английскому языку составляет ежегодно более  80%, средняя оценка по предмету 4,06 – 4,11. Ежегодно гимназисты являются победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, Фестиваля любителей иностранных языков, а также дистанционных олимпиад по иностранному языку разного уровня. Начиная с  2007 – 2008 учебного года выпускники гимназии ежегодно выбирают английский язык для итоговой аттестации и поступают в языковые ВУЗы страны на бюджетные места.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

Мастер-класс на тему «Рефлексивно-сотворческие практики как способ повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учителей инос...

Презентация "Театральная педагогика как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"

Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению иностранного языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляются возможности активизировать на этой основе пр...

Тема самообразования "Способы повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка"

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...