Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"
учебно-методический материал по немецкому языку на тему

Пономарева Людмила Павловна

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения мотивации к изучению немецкого языка

Цель:                                                      

  • представить наиболее эффективные способы  повышения мотивации к  изучению немецкого языка, используемые  в педагогической практике.

Задачи:                                                      

  • исследовать   проблему мотивации к изучению предмета немецкий язык
  • выявить наиболее эффективные приемы с точки зрения учащихся и учителя
  • рассмотреть способы  повышения мотивации на уроке и во внеурочной деятельности

Без мотива нет поступка, нет действия. Что же движет нашими учениками, когда они хотят или наоборот не хотят учиться или идти на тот или иной урок? Как учить, чтобы научить? Как сделать процесс учения интересным и доступным для каждого обучающегося?

И здесь встает вопрос о мотивации. Проблеме  повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания.

 По определению В.И.Ковалева мотивация  – это совокупность мотивов поведения и деятельности.                                                  

 Мотивация –  необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной, так как вопрос о мотивации учения   по определению П.Я.Гальперина -  есть вопрос о процессе самого учения.

Мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель  может  лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у ученика  возникает личная заинтересованность в работе.

Урок, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации  к изучению немецкого языка.

Но для одного ученика, этот процесс  является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка  (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку,  и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и  чаще всего  намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по другому — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учеников  является ключевым навыком учителя, а главным  условием успешного обучения является  способность учителя постоянно совершенствовать свой  урок, находить новые подходы, приемы обучения , позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, а значит  повышать качество знаний.

Современная педагогика предлагает множество    интересных  технологий. Одна из таких «Методический конструктор урока»,  заинтересовала меня, потому что применение данной технологии  представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор» строится    на основе разработки методического конструктора  А. Гина: все этапы урока обозначены буквами, а приемы, используемые на уроке цифрами. То есть приемы,  по сути, и есть элементы нашего конструктора. Вот так может выглядеть формула урока      

А1 Б3 В4 Г11  Д2  Е5 Ж13

А 1(начало урока) интеллектуальная разминка. На экране проецируется понятия и термины и ребятам задаются вопросы: все включены в процесс

целеполагания.  Такие приемы как мозговой штурм, видеосюжет, ассоциативный ряд, да- нетка, проблемная ситуация,немецкое уравнение делают начало урока  интересным и необычным:

  • Б3(объяснение нового материала)».Учитель,  объясняя новый материал и приводя примеры  предлагает учащимся сформулировать свои  фантастические  добавки к примерам.

В4 (закрепление, тренировка, отработка умений) : Прием:  ролевая игра

Здесь можно использовать орфографические, грамматические игры, игры на развитие мышления,памяти и внимания,

Впрочем, ролевую игру мы часто   используем  и во многих других ситуациях.  
Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Москве покажи самые интересные уголки столицы", "Расскажи о своем  любимом месте в родном городе»

 Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

  • Г11 (повторение): :Прием Показательный ответ  Отвечает тот, кто считает,что он хорошо освоил тему.
  • Д2 (контроль) : «Опрос по цепочке»
  • Е5 (домашнее задание) :Прием  «Идеальное задание» Каждый выбирает задание для себя
  • Ж13  (конец урока) :  Прием «Подводящий итоги»

Что дает применение технологии МКУ?      

  •  Повышает разнообразие методов и приемов;

  • Фиксируется количество приемов, что позволяет избежать повторения или большого количества однотипных приемов;

  • Дает возможность творческой активности;

  • Методический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – их можно просто исключить из таблицы.
  • При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков,  творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

          Очевидно, что учет всех этих факторов способствует  мотивации

          учащихся к изучению немецкого языка.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем,  здесь важным считаю и мнение учащихся:  какие формы работы  и приемы им нравятся больше всего. Я провела небольшое исследование и составила рейтинг приемов,используемых мной на уроке.

На таблице некоторые из них: 61% учащихся отдали предпочтение ИКТ, а 57%   проектной методике.

Можно сделать вывод, что наиболее популярными  среди моих учеников  являются те приемы, которые активизируют мыслительную деятельность , способствуют их самовыражению, повышению их статуса и обеспечивают новизну, занимательность учебного материала, а именно  

 ИКТ – технологий

Проектная методика

Современный урок  немыслим без применения информационных компьютерных технологий.    Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого  языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Какие технологии  стали популярными среди моих учеников на уроке? 

Презентации

Аудиозаписи

Учебные фильмы

Наглядность

Тестирование

Во внеурочной работе:

Поиск информации

Подготовка презентаций

Тестирование в режиме ON - LINE

Переписка с носителями языка

Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать  фотографии, картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение, учебные фильмы.

 Популярным становится компьютерное тестирование, часто используемое в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Мы участвуем в дистанционной олимпиаде МГОУ, многочисленных конкурсах

Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий  исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения немецкого  языка.

Эффективность использования ИКТ:

                             

  • позволяют поддержать интерес к изучаемому материалу
  • обеспечивает максимум практической деятельности учащихся
  • осуществляют  реальные  межпредметные  связи  (немецкий  язык – история, география, литература - информатика)  и  их использование для решения учебных задач
  • развивает умения самооценки и самоконтроля без участия учителя
  • повышает статус учителя, что тоже важно в современных условиях.

Второе место  в рейтинге занимает  метод  проектов

Метод проектов  использую давно  как на уроке, так и  во внеурочной деятельности, считаю интересной и эффективной -  как видим,  полное совпадение предпочтений со стороны учителя и учеников.

На мой взгляд, проект – это:

 слайд №9

  • П – практическое;
  • Р – решение;
  • О – обоснование какой-либо проблемы ;
  • Е – единое;
  • К – коллективное;
  • Т – творчество.

Содержание метода проекта раскрывается через его принципы.  Важнейшими из них считаю:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  • самоорганизация и ответственность участников проекта;
  • нацеленность на создание конкретного продукта;
  •  межпредметный характер проектов;
  • временная и структурная завершенность проекта.

Проекты на уроке самые популярные среди учащихся:

  • творческие
  • информационные
  • коллективные
  • краткосрочные

Работая по УМК Гальсковой Н.Д. « Мозаика» использую темы проектов, которые предлагает автор, но иногда дети предлагают свои темы. Например:

Мое детство Очень любят вспоминать детство, особенно старшеклассники,

Мой будущий дом, семья  Здесь ребята мечтают, планируют будущее

Проекты имеют личностно -  направленный характер и позволяют достичь того, о чем мечтает каждый учитель: излагать свои мысли на иностранном языке

 Кроме того:

На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения.. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

 Надо ли говорить, что во время всей работы над проектом каждый учащийся значительно обогатил свои знания по теме, лексический запас, переработал огромный для своего возраста материал на иностранном языке, приобрел навыки выступления перед аудиторией, научился адекватно оценивать свою работу, и работу других учащихся. Кроме того совместная работа, общение - это хорошее настроение, удовлетворенность выполненной работой, желание сделать что- то еще более интересное, полезное.

Практический результат - папка с интереснейшим материалом  на иностранном языке и  диск с яркими , оригинальными презентациями  могут быть использованы как дополнительный страноведческий материал, публикация на сайте или в сборнике – это тоже стимул для того, чтобы хорошо выполнить свою работу.

Важнейшим  фактором  повышения мотивации является    правильно организованная    внеклассная работа.

Поиск путей повышения мотивации к изучению иностранного языка приводит к пониманию необходимости подключения к учебной  деятельности внеклассной работы по предмету.

Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха.

Необходимые условия для организации успешной внеклассной работы:

  • атмосфера сотрудничества и творчества
  • фактор увлекательности, занимательности

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет учителю выбрать наиболее оптимальные из них, которые необходимы «здесь и сейчас», именно этим детям именно в данных условиях. Многие формы внеклассной работы становятся традиционными в школе, и хотя содержание их может варьироваться в зависимости от изменения внешне заданных факторов, неизменными остаются принципы добровольности, массовости, учета возрастных особенностей, связи внеурочной работы с учебной.

 В рамках Недели иностранного языка в нашей школе   стали традиционными конкурсы стенгазет, праздник Рождественские встречи, конкурс стихов, кроме того  каждый учитель готовит разные по форме и содержанию мероприятия.


Работа по развитию детской одарённости также играет существенную роль в повышении мотивации к изучению немецкого языка.

С целью выявления и развития творческих способностей  и создание условий для  этого в гимназии создано НОУ « L- Club», главный принцип которого добровольность, а цель – повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Направления деятельности:

  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Участие в конкурсе муниципального уровня   «Диалог культур»
  • Конкурс существует 7 лет, ежегодно принимаем участие представляя  от 4-5 проектов.
  • Участие в областном  конкурсе «Немецкий язык – это актуально!» Участвовали впервые в 2014 году.представили 2 проекта на немецком языке, в этом году мы подали на рассмотрение жюри 4 проекта на немецком языке.

Публикация лучших работ учащихся, организованная Ассоциацией учителей МО является методическим пособием  как для учителя так  и для ученика,  а также это  стимул  для того, чтобы провести  интересную исследовательскую работу и быть опубликованным.

Ежегодно перед защитой проекта проводим научно- практическую конференцию, куда приглашаются учащиеся других классов, учителя, родители. В этом году наша научная конференция состоится 24 марта, приглашаем всех желающих.

 Перед конференцией учащиеся публикуют свои работы на русском и немецком языке и помещаем их на стенде клуба, чтобы участники мероприятия  ознакомились с  темами  и содержанием работ.

На данном слайде помещены темы наших проектов, над которыми мы работали в течение  этого учебного   года.

В поисках новых форм  работы по развитию мотивации 1 июня 2012 года был организован  Лингвистический лагерь «Улыбка»,где  дети могут совершенствовать знания английского и немецкого языка.

Направления деятельности:

Организация активных видов отдыха и учебных занятий

Проведение праздников, конкурсов

Организация выездных экскурсий

             

Выездной лингвистический лагерь

Цель:

  • воспитание толерантного отношения к культуре других народов

Задачи:

  • Совершенствование знаний немецкого языка
  • Знакомство с историей и культурой других стран и народов.

 Поездка в страну изучаемого языка – это часть программы обучению немецкому языку, в которую включены не только уроки, занятия в школьном научном обществе, мероприятия на немецком языке, участие в олимпиадах  и конкурсах, но и погружение в языковую среду.

.

  • В связи с созданием  в гимназии  музея Славы появилась новая форма работы: экскурсии  на   английском и немецком языке.
  • Мы приглашаем вас на экскурсию в наш музей , посвященную
  • нашим землякам, участникам ВОВ.

Одним  из важнейших направлений своей педагогической деятельности считаю распространение педагогического  опыта и  на разных уровнях:

Школьный:

Выступление на кафедре иностранных языков, педсоветах

Методическая помощь учителю

Муниципальный уровень:

Ежегодные выступления на районной августовской конференции ,последнее из них « Анализ результатов ЕГЭ. Подготовка к написанию письма личного характера;

Открытые уроки и мероприятия; 4 декабря показали открытое мероприятие « ЧАС ПОЭЗИИ», посвященное творчеству русского поэта М.Ю. Лермонтова  немецких поэтов Шиллра, Гете, Гейне. работа так увлекла ребят , что они сделали переводы  известного стихотворения  Гейне» Лорелея» на русский язык, сегодня  вы услышите один из таких переводов  в исполнении автора  ученика 9 Б класса Черкасова Юрия.

Методическое сопровождение студентов инъяза, в настоящий момент – это выпускница гимназии Бухтенкова Галя, будущий учитель английского немецкого языка.

Нужно отметить, что в настоящее время в МГОУ  на кафедре немецкого языка учится выпускница нашей гимназии  Шматько Софья, готовятся стать учителем немецкого языка Жукова Мария и Скоморохова Мария.

В процессе работы над повышением  мотивации обучающихся к изучению немецкого языка сформировалась система диагностирования результатов.

Для оценки личностных достижений обучающихся ежегодно применяется  методика «Портфолио» », которая позволяет не только выявить степень сформированности универсальных действий, но и смоделировать «путь» развития  каждого ученика.

  • Предметные результаты оцениваются ежегодно внешней и внутренней  экспертизой при проведении промежуточной и итоговой аттестации  также показателями являются различные олимпиады и конкурсы. Победителями и призерами муниципального тура Всероссийской  олимпиады по немецкому языку за 3года  стали 11 учеников,  призерами регионального тура 2 ученика .
  • Конкурсы: «Диалог культур»  итог за 3 прошедших  года победителей – 8 , призеров - 4
  • областной конкурс «Немецкий язык  – это актуально!» – Победитель Скоморохова Мария, была награждена поездкой в Германию,  а ученик 9Б класса Макушкин Михаил был награжден дипломом  2 степени.

И так мотивация – неотъемлемая часть   учебного процесса.

 Обогащение коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре новыми приемами разнообразными по форме и интересными по содержанию, а также  соответствующим способностям и потребностям учащихся,  правильно  спланированная внеклассная работа, новые формы  работы  значительно повышают уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Именно мотив побуждает человека к  деятельности, в  деятельности мы добиваемся определенных результатов. При получении желаемых результатов, у нас появляются новые мотивы, которые ведут нас на следующий этап развития: в  этом и заключается смысл непрерывности образования.

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Э. Асадов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Презентация "Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Презентация "Повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....