«Нет, я не Байрон, я другой…» Литературный турнир по творчеству М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Моргулева Ольга Михайловна

Цель урока:  сформировать интерес учащихся к творчеству М.Ю. Лермонтова

Задачи урока:

актуализировать знания учеников о биографии и творческом наследии поэта;

закрепить навыки анализа лирического произведения;

показать современность и актуальность стихотворений Лермонтова;

выразить личное отношение к поэзии Лермонтова в форме синквейна.

Длительность урока – 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_ya_ne_bayron.docx548.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №1 г.о. Краснознаменск

Декада русского языка и литературы

Урок литературы в 7 классе

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Литературный турнир по творчеству М.Ю. Лермонтова

Урок проведен
29 января 2015 года

учитель
Моргулева О.М.


Цель урока:  сформировать интерес учащихся к творчеству М.Ю. Лермонтова

Задачи урока:

актуализировать знания учеников о биографии и творческом наследии поэта;

закрепить навыки анализа лирического произведения;

показать современность и актуальность стихотворений Лермонтова;

выразить личное отношение к поэзии Лермонтова в форме синквейна.

Длительность урока – 2 академических часа.

Подготовка к уроку:

Класс заранее разделился на 3 творческие группы. Каждая группа готовила презентацию по своей теме. Темы презентаций: биография Лермонтова, Лермонтов-художник, баллады Лермонтова.  Для самостоятельного знакомства были предложены следующие произведения:  «Баллада», «Воздушный корабль», «Дары Терека»,  «Морская царевна»,  «Незабудка»,  «Перчатка»,  «Русалка»,  «Три пальмы»,  «Тростник».

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

В 2014 году великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову исполнилось 200 лет. В русской поэзии есть два имени, два великих поэтических дара – Пушкин и Лермонтов.  Если Пушкина называли «солнцем русской поэзии», то Лермонтова  сравнивали с ночным светилом. Самый загадочный русский поэт,  мятежный, непонятый современниками. Владимир Набоков говорил о Лермонтове, что это млечный путь на небе русской поэзии.  Давайте вспомним о жизни поэта.

Презентация «Биография Лермонтова».D:\ольга\гимназия архив 2014-2015\декада\1.JPG

Лермонтов был необыкновенно талантлив, и не только в литературе. Прекрасный художник, хороший музыкант, он свободно владел несколькими иностранными языками. О его художественном даровании мы знаем мало, но по сохранившимся наброскам и картинам можно сказать, что если бы поэт посвятил себя живописи, на художественном небосклоне засияла бы очень яркая звезда.

Презентация «Лермонтов-художник».

Лермонтов проявил себя в разных литературных жанрах. Он был и драматург, и прозаик. Мы будем изучать его прекрасный роман «Герой нашего времени».  Мы все знаем его прекрасные стихотворения. (Ученики вспоминают стихи Лермонтова, изученные ранее или прочитанные самостоятельно. Один из учеников читает наизусть «Парус»).  Как похож Лермонтов на своего лирического героя в стихотворении «Парус». Такой же одинокий, мятежный, ищущий счастья странник.  Еще поэт любил жанр баллады. Давайте вспомним, что такое баллада. (Ученики дают определение, вспоминают отличительные признаки баллады и называют поэтов, чьи баллады они изучали в 6 классе).  

Презентация «Баллады Лермонтова».

Подводится итог первой части урока. Выбирается лучшая презентация. Группа, выполнявшая презентацию, получает 5 очков. Две другие группы  – по 4 и 3 очка соответственно.

  1. Литературный турнир. Группы получают задания, на выполнение каждого отводится 5 минут. Во время выполнения звучит музыка  Альфреда Шнитке «Книга сказок».  После выполнения каждого из заданий – обсуждение, подведение итогов и начисление очков. D:\ольга\гимназия архив 2014-2015\декада\2.JPG
  1. «Скажи-ка, дядя, Ведь недаром». Кроссворд  по стихотворению «Бородино». Ребятам нужно дополнить строки стихотворения.
  2. «Знатоки баллад». Группам выдаются карточки с ключевыми словами и названиями баллад. Нужно соединить слова с названием произведений.
  3. «Поэтическая интуиция». Ребятам предлагается небольшой фрагмент из романа «Герой нашего времени», который они ранее не изучали. В тексте пропущены некоторые слова. Нужно восстановить текст.
  4. Творческая мастерская. Ребятам нужно сочинить синквейн на тему «Мой Лермонтов».

  1. В заключении урока подводятся итоги игры. Объявляется группа-победитель. Заключительное слово учителя.D:\ольга\гимназия архив 2014-2015\декада\3.JPG

Гений Лермонтова не оставил равнодушными никого, кто хоть раз читал его стихотворения. Многие поэты признавались, что стали писать стихи именно под влиянием поэзии Лермонтова. Ему посвящали свои строки многие известные поэты.

Несколько учеников читают наизусть стихотворения, посвященные Лермонтову.

Георгий Иванов «Мелодия становится цветком», Валерий Брюсов «К портрету Лермонтова», Константин Бальмонт «К Лермонтову».

И сегодня многие поэты продолжают обращаться к Лермонтову.  Послушайте еще одно современное стихотворение. Несмотря на его творческую наивность, незрелость (видно, что стихотворение писал совсем молодой человек, может быть, ваш ровесник) – становится понятно, почему мы, люди совсем другого поколения, до сих пор, спустя 200 лет, с уважением и восхищением читаем лермонтовские строчки.

Мой Лермонтов 
Сейчас другое время, 200 лет
Уже прошло со дня его рождения.
Но для «певца печали» их как нет,
Ведь в чувствах очень мало изменения.

Все также одиноки в мире мы,
Сидя в контакте с нашими «друзьями»,
Все также от безудержной любви,
Никем не разделенной, мы страдаем.

Что для меня мой Лермонтов? Поэт.
Непонятый, несчастный и мятежный.
Он для меня пронес сквозь толщу лет
Мечту о счастье, искреннем, безбрежном.

Домашнее задание: найти высказывания писателей, поэтов, журналистов о Лермонтове и написать эссе-рассуждение, взяв за тезис одну из цитат.  


Текст для задания  «Литературная интуиция» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Солнце уже спряталось в ______ туче, отдыхавшей на хребте западных гор; в ущелье стало ________ и ______. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от ____________. Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце. Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, ____________… нет, ничто не выразит моего беспокойства, _________!.. При возможности потерять её __________ Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, ______! Бог знает, какие странные, какие _______ замыслы роились в голове моей… И между тем я всё скакал, погоняя ___________.  И вот, я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте… Оставалось пять вёрст до Есентуков — казачей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил ещё на десять минут. Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дёргаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; чрез несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв __________ надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; _________ тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребёнок ___________.

И долго я лежал неподвижно, и плакал ________, не стараясь удерживать слёз и ___________; я думал, грудь моя ___________; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие — исчезли как ________; душа обессилела, рассудок _________, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением __________.

Когда _________ роса и _________ ветер освежили мою ______ голову, и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за ______ счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне ещё надобно? — её видеть? — зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький _________ поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Литературная гостиная по творчеству М.Ю.Лермонтова

Данное мероприятие посвящено празднованию 200 летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРНИРА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Турнир для учащихся 7 - 8-х классов по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова "Нет,я не Байрон, я другой..."

С детства нам знакомы  строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях?  Насколько ...