"Память вечна. Память священна"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Моргулева Ольга Михайловна

Урок данной тематики является традиционным,  проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.

К уроку школьники готовились заранее.

1) В течение всего учебного года работали над коллективным классным проектом «Памятники Победы»: ребята ездили с родителями по стране и фотографировали памятники, посвященные победе в Великой Отечественной войне.

2) Во втором полугодии ребята работали над литературными зарисовками, в которых описывали места, где побывали, и рассказывали о своих памятниках.

3) За месяц до урока ребята готовили выразительное чтение фрагментов прозы или стихотворений о войне.

4) Творческая группа класса работала над оформлением выставки.

 

Цель урока: воспитание патриотизма и гражданской позиции.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с литературой, посвященной  Великой Отечественной войне;
  2. продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
  3. сформировать коммуникативные умения учащихся;
  4. развить навыки выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_vechna_2014.docx765.35 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства педагогов

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

Урок  литературы в 6 классе по теме
«Память вечна. Память священна»


D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\1.JPG

Моргулева Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназии №1

Адрес:
143090, г.о. Краснознаменск,
ул. Победы, д. 32, кв. 177
8-916-623-51-62

г.о. Краснознаменск, 2014 год

Урок данной тематики является традиционным,  проводится ежегодно накануне Дня Победы и длится два академических часа.

К уроку школьники готовились заранее.

1) В течение всего учебного года работали над коллективным классным проектом «Памятники Победы»: ребята ездили с родителями по стране и фотографировали памятники, посвященные победе в Великой Отечественной войне.

2) Во втором полугодии ребята работали над литературными зарисовками, в которых описывали места, где побывали, и рассказывали о своих памятниках.

3) За месяц до урока ребята готовили выразительное чтение фрагментов прозы или стихотворений о войне.

4) Творческая группа класса работала над оформлением выставки.

Цель урока: воспитание патриотизма и гражданской позиции.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с литературой, посвященной  Великой Отечественной войне;
  2. продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
  3. сформировать коммуникативные умения учащихся;
  4. развить навыки выразительного чтения.

D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\IMG_7361.JPG

Оформление урока:

выставка «Уголок памяти», где собраны артефакты, связанные с Великой Отечественной войной: каска, знамя Победы, газета «Правда» от 9 мая 1945 года, капсула с землей из Брестской крепости, гильзы, ордена, книги о пионерах-героях, книга «Письма с фронта».

План-конспект урока

  1. В классе оформлена выставка, на экране – видеозапись минуты молчания.

 

  1. Слово учителя.
    Тема сегодняшнего урока – «Память вечна. Память священна». Наш урок проходит накануне великого праздника – Дня Победы. Сегодня мы вспомним о тех великих годах, подведем итог нашему коллективному проекту «Памятники Победы», услышим лучшие литературные зарисовки, над которыми вы работали в течение последних месяцев. Мы поговорим о литературе военного времени и услышим военные песни, рассказы и стихотворения.

Но главное, мы еще раз ответим на вопрос, который встает каждый раз перед нами накануне Дня Победы: как нам сохранить память о великом подвиге нашего народа,  что мы должны делать, чтобы быть достойными этой победы, и как мы, сегодняшнее поколение, которое знает о войне только по книжкам и фильмам, можем сказать «спасибо» нашим героям.

  1. В начале урока подводится итог проекта «Памятники Победы».  Памятники, мемориалы, обелиски - это один из видов памяти – в камне и бронзе, то, что не даст забыть о войне. D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\2.JPG

(На экране – фотографии памятников, объявляются и награждаются самые активные участники проекта).

  1. Подведение итогов работы над литературными зарисовками на тему «Памятники Победы». Авторы лучших зарисовок выходят к доске и читают свои тексты. На экране –фотографии памятников. D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\IMG_7364.JPG

  1. Литературный блок. Ребята называют второй вид памяти о войне: литература, стихи и проза, которые тоже напоминают нам о тех годах и помогают не забыть о подвиге советского народа.

Проза и поэзия о войне. Меткое,  возвышенное слово, стихотворение, песня, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, вошедшим в золотой фонд литературы о войне. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\5.JPG

Ребята вспоминают авторов, которые писали о войне. Это М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев,  Б. Горбатов, Д. Бедный,  В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков,  Л. Соболев и многие другие.

Обращается внимание на книги о пионерах-героях. Ребята рассказывают о тех из них, о которых читали или слышали. Учитель дополняет рассказы детей. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.   И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры воевали в составе партизанских отрядов; из юных партизан мы все знаем Марата Казея, Володю Дубинина, Лёню Голикова и Валю Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет). 

Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»).  Мы читали повесть Валентина Катаева «Сын полка», прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков. 

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвиге этих ребят мы не вправе забывать. Образ маленького героя лег в основу современной песни «О маленьком трубаче». Давайте ее послушаем.  

Звучит песня С.Никитина и С.Крылова «О маленьком трубаче».  На экране – фотографии пионеров-героев.

А теперь давайте послушаем стихотворения о войне и фрагменты прозы, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку.

Выразительное чтение стихов и прозы. На экране – видео и фотографии: фрагменты боев, фотографии бойцов. Звучат такие стихотворения, как  «Баллада о товарище» А.Твардовского, «Нас двадцать миллионов» Расула Гамзатова, «Зинка» Юлии Друниной,  а также фрагмент рассказа Сергея Алексеева «Три подвига» о летчике Алексее Маресьеве.

После выступлений ребята обсуждают темы и проблемы стихотворений,  чувства лирического героя, чтецы объясняют, почему именно это произведение они выбрали из всего многообразия военной лирики, что в текстах их особенно затронуло, взволновало.   Между выступлениями детей включаются видеозаписи художественных чтений стихов о войне профессиональными актерами (Проект телеканала «Звезда»). Звучат стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…», Давида Самойлова «Сороковые», Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь», Риммы Казаковой «На фотографии в газете», Исая Тобольского «Второй эшелон». Ребята анализируют особенности художественного чтения стихов о войне, учатся читать выразительно и подбирать адекватные средства для выражения своих чувств и эмоций. Школьники приходят к выводу, что стихи и прозу о войне лучше читать спокойно, медленно, без надрыва и чрезмерной эмоциональности, избегая излишней театральности. Паузы и понижение интонации создают серьезное и напряженное настроение.

Для того чтобы ребята лучше поняли эмоциональный настрой литературы о войне, учитель в паузах между выступлениями ребят и видеозаписями читает письма с фронта из книги  А.Кургиняна «Суть времени. Письма с фронта». Обсуждаются некоторые из писем и записок.

D:\ольга\гимназия 2013-2014 архив\6в день победы\IMG_7375.JPG

  1. Ребятам предлагается вспомнить и назвать еще один источник памяти – живые воспоминания участников и очевидцев войны.  Это ветераны, а также дети войны, которые сейчас еще живы, а их воспоминания – ценнейший источник сведений о подвиге нашего народа. На экране – фрагмент видеозаписи интервью, которое сделал один из учеников. Он записал беседу со своим дедушкой, который во время войны был 12 –летним мальчиком и по мере своих сил делал все возможное, чтобы помогать фронту.  После просмотра  интервью ребята делятся своими впечатлениями и размышлениями.

  1. Подведение итогов.

Ребята самостоятельно подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.

Какие «виды памяти» о войне мы сегодня рассмотрели? Какие из них наиболее объективны, документальны, а какие субъективны и эмоциональны? Как сохранить память о войне? Что можем сделать мы, наше поколение, чтобы сказать «спасибо» тем, кто завоевал победу?  

В финале урока  звучит песня из к/ф «Офицеры»

«Нет в России семьи такой…»

Домашнее задание: подготовка материалов для праздничного выпуска школьной газеты, посвященной Дню Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Вечная память"

Гороской конурс творческих работ "Памяти павших во имя живых"Выполнила Линник Яна, учащаяся 9 В класса МОУ СОШ № 30 г. Калининграда...

Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".

Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

А память священна...

В работе представлена информация о защитниках Родины, ушедших на фронт со школьной скамьи и не вернувшихся в своё село. Жители села открыли обелиск в память о них. «Памятник» и «память» - одноко...

Сценарий внеклассного мероприятия «А память священна…»

Данное внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы. Предназначено для учащихся 6-7 классов.Оно связано с литературным материалом и личными воспоминаниями родителей, бабушек и дедушек, пе...

Стенд "Память священна"

Материал об освобождении станицы Милютинской от немецко-фашистских захватчиков в 1942 году...