Методическая разработка внеклассного мероприятия " Чтобы помнили..." внеурочное занятие «Есть память священная в каждой семье…»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников об истории жизни в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи; формировать уважение к памяти ветеранов, своей малой Родине; воспитывать чувство патриотизма; способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне; формирование знаний о роли одного человека в победе в Великой Отечественной войне, о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение с.Бельск
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Есть память священная в каждой семье…»
Автор: Деревина Ирина Геннадьевна,
учитель 1 квалификационной категории
2025г
Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников об истории жизни в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи; формировать уважение к памяти ветеранов, своей малой Родине; воспитывать чувство патриотизма; способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне; формирование знаний о роли одного человека в победе в Великой Отечественной войне, о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
Цель и основной результат образования по ФГОС - развитие личности, обучающейся на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.
Формируемые ценности: патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные: уважение к подвигам людей в годы Великой Отечественной войны, развитие нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.
Метапредметные: умение строить рассуждения, выражать собственную точку зрения, формулировать выводы, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и своих предков.
Развивающие: продолжить развитие учебных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развитие логического мышления), умение обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности, проводить мини-исследования. С помощью дискуссии, опроса, частично- поисковой беседы, проблемного исследования, которые способствуют активизации учения, научить творчески мыслить.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: Занятие предполагает использование презентационных материалов, анализ информации, прослушивание песни.
Комплект материалов:
− сценарий;
− методические рекомендации;
− видеоролики;
− презентационные материалы.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Беседа об истории Великой Отечественной войны.
Постановка проблемы: обсуждение вопросов «Нужно ли сохранить память о земляках, которые погибли на поле боя во время Великой Отечественной войны» «Для чего это нужно?», просмотр Презентации.
Часть 2. Основная
Выступление учащихся (предварительно подготовленные) по презентации: «Есть память священная в каждой семье…». Просмотр видеоролика с фрагментом боя в годы Великой Отечественной войны.
Часть 3. Заключение
Часть 4. Рефлексия
План-конспект занятия.
Часть 1. Мотивационная (до 10 минут).
Прослушивание песни «От героев былых времён»
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете, ребята, о чём будет наш сегодняшний разговор? Спасибо вам за ваши ответы. Действительно, мы сегодня будем говорить об истории в годы жизни во время Великой Отечественной одного из наших земляков- это о Деревине Николае Егоровиче.
Просмотр видеоролика с фрагментом боя в годы Великой Отечественной войны.
Слово учителя:
Предлагаю посмотреть презентацию.
Демонстрация презентации
Презентация 2
Слово учителя:
Время неумолимо движется вперед, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершённого русским народом в годы Великой Отечественной войны во имя спасения человечества от фашизма.
Люди старшего поколения совершили беспримерный подвиг: отстояли свободу и независимость нашей Родины, обеспечили мир на долгие годы.
Обо всем этом должна знать и помнить современная молодёжь.
«А зачем, ребята, важно сохранить память о войне и о участниках Великой Отечественной войны?» Ответы учащихся.
Презентация 3
- Чрезвычайно важно сохранить историческую память, ведь помнить – значит знать.
- Память о войне — это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу.
- Военное время предстает как пора величайшей стойкости, мужества и героизма и играет огромную роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи.
- В настоящее время актуальность темы войны и патриотизма возрастает в связи с событиями, происходящими на Украине.
Часть 2. Основная
Презентация 4
Слово учителя:
Сегодня вам на занятии расскажут ребята в своих выступлениях о жизни Деревина Н.Е., а также об участии его в боевых действиях, мы познакомимся с письмами героя с фронта, а также узнаем, как родственники хранят память о своем герое.
1.Выступление первого учащегося: Презентация 5
«Какую ни возьми семью, войны увидишь горький след…»
В роду уже четыре поколения родственников по линии Деревина Н.Е, рожденных в послевоенное время, делают многое, чтобы сохранить память о том, как жила семья в годы войны.
Семья Егора Демидовича (1902 – 1952) и Евдокии Петровны (1903–1986) Деревиных проживала в деревне Касьяновка Черемховского района Иркутской области. К началу Великой Отечественной войны в их семье было шестеро детей: Николай (1924 – 1945), Михаил (1927 – 1971), Анатолий (1930 – 1978), Тамара (1935г.р.), Виталий (1937 – 2011), Валерий (1940 г.р.).
Отец, Деревин Егор Демидович, родился 9 октября 1902 года в г. Свирск. В начале войны работал в совхозе, доблестным трудом приближая победу. В октябре 1942 года, когда под Сталинградом была особенно тяжелая обстановка, мужчин-сибиряков старшего возраста, признанных негодными к строевой службе по возрасту и состоянию здоровья, призвали в трудовую армию строить железную дорогу от Гурьева до левого берега Волги. Они, несмотря на крайне тяжелые условия, достойно выполнили эту задачу. В феврале 1943 года битва под Сталинградом была выиграна, трудовая армия распущена по домам. Егор Демидович вернулся обмороженный и измотанный. Евдокия Петровна с трудом выходила его.
Выступление второго учащегося: Презентация 6 и 7, 8, 9
«Боевой путь младшего сержанта – Николая Егоровича Деревина»
Старшему сыну Николаю в 1941 году было 17 лет. Приложение1. Он стал единственным кормильцем большой семьи. Николай пошел работать на Черемховскую угольную шахту 10/16. Приложение 1.
На шахтеров в военное время накладывали бронь. Но в январе 1943 года мой прадед добровольцем ушел на защиту Отечества. А незадолго до того, как Николаю уйти на фронт, в семье Егора и Евдокии 19 октября родился еще один сын – Александр. Мать с маленьким ребенком на руках провожала старшего сына. Трогательной была картина прощания. Николай взял на руки младенца и сказал: «Я буду беспощадно бить врага, чтобы ты, малыш, рос в мирное время».
Военную службу Николай Деревин начал на Первом Белорусском фронте. Приложение 2. Часто писал письма (он знал, что дома переживает о нем его близкие): «Нахожусь в боях… Жив, здоров… Добьём врага, кончим войну, тогда приеду домой. А пока до свиданья, остаюсь бить врага по-гвардейски. Ваш сын Деревин». Сохранились письма из Польши и других мест. Приложение 3.
17 января 1945 года была освобождена Варшава. В феврале советские войска форсировали реку Одер, последнюю крупную водную преграду перед Берлином. Письма часто задерживались. И это не удивительно. «Бои идут очень ожесточенные», – писал Николай. Из писем понятен военный путь гвардии младшего сержанта Деревина. Вскоре началась военная операция в Восточной Пруссии. Её кульминацией стал штурм города Кенигсберг – неприступной, как считалось, крепости, защищенной отборными войсками фашистской армии. Однако советскими войсками город был взят. Много там полегло бойцов. Среди погибших был и Николай Деревин. Похоронное извещение родители получили 19 марта 1945 года. А погиб он 10 февраля. Ему было всего 20 лет… До победы оставалось три месяца… Приложение 3.
Выступление третьего учащегося: Презентация 10, 11, 12
«Войной начинается память…»
Родные, особенно мать, не хотели поверить в гибель Николая и по-прежнему ждали его. Иногда в военное время случалось, что после «похоронки» воины возвращались живыми. Однако в этот раз чуда не произошло. Горе матери было безмерным, но нужно было жить дальше, ставить на ноги младших детей. От постоянных переживаний и слёз здоровье Евдокии Петровны было подорвано: она стала плохо видеть и слышать.
После войны поиском могилы погибшего Николая занялся его младший брат Александр, ставший к этому времени лётчиком-механиком. Он считал это своим святым долгом. В 1980 году он начал переписку с военкоматами и архивами. Удалось выяснить, что гвардии младший сержант Николай Егорович Деревин похоронен в поселке Славское Багратионовского района Калининградской области. Председатель сельского совета выслала фотографию братской могилы, памятной плиты, где вместе со многими именами значится имя Николая Деревина. Приложение 4.
В 1985 году братья Александр и Валерий, в день празднования 40-летия Победы, посетили место захоронения погибшего брата Николая. По поручению мамы они отвезли горсть земли из далёкой Сибири, с малой родины героя, и высыпали её на могилу, где покоится прах брата. Только после этого скорбящая мать успокоилась, но не смирилась с потерей.
В 1980 году журнал «Юность» опубликовал акцию по сбору информации об участниках войны. Приложение 5. Племянница погибшего Николая Галина Деревина откликнулась и выслала в редакцию часть писем с фронта, свято хранившихся матерью. Для неё эти письма были единственной ниточкой, которая связывала её со старшим сыном, гибель которого она оплакивала до конца своих дней. Так письма оказались достоянием всего советского народа. Ксерокопии писем были возвращены семье за подписью заместителя председателя Центральным Архивом ЦК ВЛКСМ В. Хорунжего. Приложение 5.
Через много лет в день смерти Николая, 10 февраля 1962 года, у брата Виталия Деревина родился сын. В честь погибшего дяди его назвали Николаем. Позже Николай Витальевич стал обладателем и хранителем всех имеющихся в семье документов о погибшем герое семьи. Деревин Николай Витальевич это супруг нашего классного руководителя Ирины Геннадьевны Деревиной.
В городе Черемхово на стене мемориала «Слава героям!» навечно высечено имя Деревина Николая Егоровича.
Иркутским книжным издательством выпущен двухтомник «Память», где записаны имена погибших в Великую Отечественную войну жителей
Иркутской области. Там можно найти имя Деревина Н.Е. Приложение 6, Приложение 7.
Информация о нём есть и в электронной и печатной Книге Памяти, а также и на сайте «Мемориал». Приложение 6, Приложение 7.
Часть 3. Заключение.
Выступление третьего учащегося: Презентация 13
«О жизнь, ты только память сохрани…»
Сегодня мы, благодарные потомки, гордимся героизмом смелых, мужественных, преданных своей Отчизне сынов, которые спасли нашу страну и весь мир от фашизма. Мы обязаны знать и помнить людей, отстоявших мир и свободу на нашей земле, помнить события страшных военных лет. Это наш долг перед павшими, перед семейной историей и наша обязанность перед нынешними и будущими поколениями. Мы должны помнить, для того чтобы ужас нацизма, трагедия войны больше никогда не повторялись.
В каждой семье есть свои традиции. Для всех семьи в России– это празднование Дня Победы. 9 мая все родственники приходят друг к другу в гости, все идут на праздничный митинг, а потом приносят цветы к стене памяти, это дань памяти нашим героям, это дань уважения и признательности всем воинам той страшной войны на примере боевого пути замечательного ветерана – Деревина Николая Егоровича.
Часть 4. Рефлексия
Закончите фразы:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Меня удивило…
- Занятие дало мне для жизни…
- Мне захотелось…
Список использованных источников и литературы
- Память: Сведения о погибших на фронтах Великой Отечественной войны жителях Иркутской области: В 2 т. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990.
- https://www.kpko.ru/ Электронная Книга Памяти Калининградской области
- https://podvignaroda.ru/ Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Семейный архив
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия тема: "Живая память"
ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ - ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"
Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Память вечна"
В дополнение к традиционным классным часам, беседам, акциям, шествиям и многим другим событиям, которые ежегодно проходят в школе в честь празднования Победы советского народа в Великой Отечественной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"
Память, память, Ты же можешь, ты должна!.............................................Внеклассное мероприятие, посвящённое памятным событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), проводится...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"
Дай мне силы ничего не забывать!Память, памятьТы же можешь, ты должна!На мгновенье, эти стрелки повернуть.Я хочу не просто вспомнить имена!..Как хочется, чтобы дети научились мыслить, сами могли научи...
