Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка
статья на тему

Моргулева Ольга Михайловна

В современной школе все чаще учителя обращаются к исследовательской, или проектной, деятельности учеников. Это прекрасный способ повысить учебную мотивацию школьников, сформировать исследовательские компетенции, выработать уверенность в себе. Но самое важное, к чему все мы, учителя, стремимся, - это возможность заинтересовать ребенка своим предметом,  дать ученику почувствовать вкус настоящего научного исследования. Делая первые шаги в науку, ученик в дальнейшем будет глубже видеть суть проблемы, быстрее находить  нестандартные пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Моргулева Ольга Михайловна, учитель МБОУ Гимназия №1 г.о. Краснознаменск

Исследовательская деятельность учащихся
на уроках русского языка

В современной школе все чаще учителя обращаются к исследовательской, или проектной, деятельности учеников. Это прекрасный способ повысить учебную мотивацию школьников, сформировать исследовательские компетенции, выработать уверенность в себе. Но самое важное, к чему все мы, учителя, стремимся, - это возможность заинтересовать ребенка своим предметом,  дать ученику почувствовать вкус настоящего научного исследования. Делая первые шаги в науку, ученик в дальнейшем будет глубже видеть суть проблемы, быстрее находить  нестандартные пути решения.

Важной частью работы современной школы является научное творчество школьников. На уроках дети получают основы научных знаний, но это только начало для их дальнейшего творческого осмысления. Как говорил великий физик А.Эйнштейн, «успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения; воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно».  Уже много лет в нашей гимназии существует научное общество учащихся, в которое вовлечены многие талантливые и любопытные ребята. Результатом работы этого общества является ежегодная школьная конференция «Человек. Земля. Вселенная». Это долгожданное и волнительное событие для всех воспитанников и педагогов нашей гимназии, когда можно поделиться своими размышлениями, научными догадками, попытаться самим разобраться в сложном многогранном мире, ответить на многие волнующие вопросы. Научное исследование  – это тоже настоящее творчество, когда от ребенка требуется не просто продемонстрировать владение понятийным аппаратом той или иной науки, но и проявить креативность мышления, способность сомневаться и задавать вопросы, желание найти свой ответ и свое решение. Каждая конференция – это череда открытий, и не только для ребят, но и для педагогов. А с какой гордостью потом дети держат в руках сборник с тезисами своей работы! Опыт работы в этой сфере показал, что возможность исследования и участия в конференции  важна для всех ребят. Удивительно, но даже слабоуспевающие ученики с интересом включаются в научное творчество, а после завершения исследования они начинают лучше учиться, на уроках у них появляется живой интерес к предмету, и не ради оценки, а ради самого процесса познания. И, конечно, для таких детей это прекрасная возможность заслужить уважение и общественное признание, они становятся увереннее в себе, успешнее в общении и в учебе. Для хорошистов и отличников участие в научной работе – прекрасная возможность выйти за рамки  школьной программы и проявить свою индивидуальность и творческое начало. Наши воспитанники становятся участниками конференций и более высокого уровня. В мае ученики нашей гимназии представляли свои научные исследования на ежегодной международной конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения», где их работы были высоко оценены научным сообществом и опубликованы в сборнике материалов конференции.

В нашей статье мы  рассматриваем основные возможности исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка, опираясь на современные языковые разработки и технологии, которые реализованы в глобальном информационном проекте «Корпус русского языка».

Национальный Корпус Русского Языка (http://www.ruscorpora.ru) представляет собой «информационно-справочную систему, основанную на собрании текстов … в электронной форме. Национальный корпус представляет данный язык на определенном этапе (или этапах) его существования и во всём многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных вариантов и т. п.». Корпус на данный момент включает около 500 миллионов слов и предлагает огромные возможности для исследовательской деятельности как на уроках русского языка, так и для проектной или индивидуальной работы с одаренными школьниками.  

Возможности использования Корпуса русского языка уже оценили многие педагоги.

Мы приведем примеры некоторых школьных исследований, которые учащиеся выполнили на материалах Национального Корпуса.  

Проектная работа «Иноязычный компонент в современном словообразовании» была выполнена учеником 7 класса. В результате было собрано более сотни примеров, в которых отразились современные тенденции участия иноязычного компонента в словообразовании. Используя возможности выбора подкорпуса, были выбраны «газетный» и «разговорный» разделы, на материалах которых и было проведено исследование.

Ученика заинтересовала проблема заимствований, включения в лексический состав русского языка  огромного количества иностранных слов,  которые усваиваются, перерабатываются, получают графическое оформление и  активно включаются в словообразование. Поэтому эта проблема выходит за рамки лексики и становится объектом изучения словообразования. Лексика и словообразование – те разделы, при изучении которых наиболее продуктивно обращаться к материалам Национального корпуса русского языка.

Целью работы было проследить, какую роль в современном словообразовании играют иноязычные компоненты. Учеником были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать речь современных СМИ, блогов, устную речь  и выяснить, какие иноязычные слова или морфемы участвуют в русском словообразовании;
  2. описать наиболее употребительные иноязычные компоненты и их роль в словообразовании;
  3. описать современные словообразовательные тенденции, связанные с заимствованиями;
  4. рассмотреть, как проблема иноязычных компонентов отражается в письменной речи, в графике.

Материалом исследования были тексты газет, журналов, рекламных объявлений, устная речь, собранные преимущественно с помощью Национального корпуса.

В итоге были самостоятельно найдены и проанализированы активные  иноязычные компоненты, которые выполняют функцию суффиксов (-инг-, - аж(яж)-, -ер-, -бельн-/-абельн-/-ибельн- и многие другие), были проанализированы Иноязычные структурные компоненты – части слова (мейкер, дром). Конечно, эти компоненты уже много раз были описаны лингвистами, но ведь задача школьного исследования  - научить самостоятельно искать, анализировать, делать выводы, и ценность таких самостоятельно увиденных фактов и тенденций  гораздо выше, чем полученных в готовом виде от учителя или из учебника.

Ученик проследил участие заимствованных слов в русском словообразовании на примере слов PR, SMS, VIP, блог, нашел с помощью Корпуса русского языка множество примеров, в которых используются данные слова или производные от них.

Данный раздел исследования вызвал у учащегося и у его одноклассников наибольший интерес (работа велась открыто, и все «находки» открыто обсуждались и комментировались на уроках русского языка, ребята подсказывали свои примеры, помогали собирать материал), поэтому мы хотим привести его здесь целиком.

«Большой поток иноязычных слов приводит к тому, что многие из них, усваиваясь русским языком, начинают не только склоняться как русские слова, но и образовывать новые слова.Это касается слов, связанных с современными технологиями, интернетом, мобильной связью, менеджментом.

Слово «смс», обозначающее короткое сообщение на мобильный телефон, образует такие слова, как смс-ка, смс-сообщение, смс-голосование, смс-конкурс, смс-розыгрыш. Совсем недавно появилось новое слово – глагол СМСить (социальная реклама «СМСишь за рулем? Ответ не дойдет»).  

Активно используется слово  блог (дневник в социальной сети)  (производные - блоггер, блогосфера, блоговый).

Аббревиатура PR (в переводе связи с общественностью) зачастую пишется как «Пиар» и образует такие слова: пиарщик, пиариться, пиар-служба, пропиарить, пропиаренный.

Продуктивно и образование сложных слов с  иноязычным компонентом VIP, CD: (випы, виповский, вип-парковка, вип-ложа; сиди-диск, сидюк, сидишник).

В этой группе слов с иноязычным компонентом часто остается двойное написание: часть слова латинскими буквами, часть – русскими: смс-ка и sms-ка, смс-голосование и SMS-голосование, вип-парковка и VIP-зал).

С этими компонентами включаются процессы, когда используются традиционные для русского языка способы и модели: смс-ка (суффикс к), СМС-ить (суффиксы и, ть). Сидюк (суффикс юк), сидишник (суффиксы ш, ник), сидиромный (суффикс Н).

Мы провели в классе небольшой словарный диктант, в котором были слова: смс-ка, смс-сообщение, вип-парковка, вип, пиар-менеджер, сиди-диск, сидиром, айфон, айпад, джипиэс-навигатор, ммс-сообщение, написать по е-мейл. Целью такого диктанта было выяснить, какие типы написания данных слов распространены в среде современной молодежи.

В результате диктанта мы увидели, что единого написания всех продиктованных слов не существует. Распространены как написание целиком русскими буквами, так и частичное написание латиницей, причем мы не увидели численного преимущества ни у одного из графических способов.

Мы сделали вывод, что все эти заимствованные слова хоть и привычны для нас, но графически они еще не прижились до конца, у них нет зафиксированного оформления».

Учеником был самостоятельно обнаружен такой популярный сегодня суффикс -инг-. Приведем здесь также часть исследования.

«Контроллинг — новое слово, которое обозначает комплексную систему управления организацией. Слово контроллинг  встречается часто в  статьях по менеджменту («Контроллинг. Что? Зачем? Кому? Как?» Грамотенко Олег, Консультант Департамента Управленческих Технологий, статья опубликована на стайте корпоративного менеджмента),  данное слово стало названием конференции, которая проводилась в МГТУ им.Баумана в 2012 году.

Национальный корпус Русского языка  нашел пример со словом контроллинг в печатных СМИ.   Статья «Кто нас бизнесу научит» в газете  Труд, 2009.09.29: «Помимо базовых профессиональных дисциплин в рамках специализации предусмотрены такие курсы, как (…)  «бюджетирование и контроллинг»».

Появилось и слово-пародия «улучшайзинг», которое со временем перестает восприниматься шутливо и начинает использоваться в серьезном контексте. На 1 марта поисковая система Яндекс обнаружила 36 тысяч результатов!

С суффиксом –ИНГ появились и такие слова, как партизанинг (Название сайта «Партизанские городские перепланировщики).

Слова с инговым элементом шопинг, рестайлинг прочно вошли в наш повседневный словарь.

Слово рестайлинг, раньше применявшееся к автомобилям, теперь активно используется и в косметологии. Совсем недавно появилось новое направление в искусстве – рестайлинг кошек. Специализированный сайт, посвященный уходу за кошками, пишет «Рестайлинг кошки. Работа по окраске стоит $15 000 и должна повторяться каждые 3 месяца.Итого $60 000 в год».

Корпус русского языка насчитывает около 300 употреблений слова ребрендинг – комплекс мероприятий по изменению бренда.  

Слово дансинг (зал для танцев при ресторане, кафе, клубе) также активно употребляется в современной речи.

Популярным стало слово римейкинг, которое используется в сфере кино и шоубизнеса. В статье от 18 марта 2011 г. на сайте РИА Новости  автор пишет «Действительно, постоянный римейкинг в кино заставляет людей больше интересоваться театром, выставками, книжными магазинами».

С компонентом ИНГ существуют и профессионализмы, например, из области полиграфии и дизайна: треппинг, оверпринтинг, овербукинг и множество других.  

Мы решили сами образовать какое-нибудь слово с суффиксом инг и поискать в Интернете через Яндекс или Гугл, существует ли оно на самом деле. Мы образовали два слова (которые, как нам казалось, не имеют смысла) – от слова валюта с помощью элемента ИНГ – валютинг, и от иноязычного корня АРТ – артинг. Каково же было наше удивление, когда Гугл обнаружил целое сообщество в социальной сети ВКонтакте «АРТИНГ – любителям космической живописи», а слово валютинг Яндекс нашел в 10 текстах.

После этого мы решили придумать слово, в корне которого будет название известной поисковой системы – гуглинг. И снова оказалось, что мы не первые! Поисковые системы нашли перевод статьи из Британского медицинского журнала» (British Medical Journal):  «Если врач зашёл в тупик при постановке диагноза, ему поможет средство, которое предложили сотрудники Австралийского госпиталя принцессы Александры. И это не что иное, как поисковая система Google». Работа так и называется — «Гуглинг для диагноза» (Googling for a diagnosis). Слово «гуглинг», оказывается,  уже включено в ряд словарей, так почему бы, спрашивают переводчики статьи,  не использовать его и в медицине?

Мы образовали слова грустинг и смайлинг. И снова поисковые системы нашли текст, в котором  встретились наши «неологизмы». Правда, теперь в единственном шутливом тексте, описывающем рабочий план программиста: «Въезд в задачу. Разборки в коде. Кодинг эндинга. Компиляция. Грустинг и игноринг» и далее в таком же духе».

Как видим, исследование вполне серьезной проблемы вылилось в словотворчество и нестандартный подход к ее решению. Исследование вызвало живой интерес не только у самого ученика, но и у его одноклассников, после представления доклада в классе на уроке желающих попробовать свои силы в научном творчестве оказалось  достаточно много, причем с желанием взять проект подошли не отличники, как можно было ожидать, а ребята со средней успеваемостью и даже один слабоуспевающий ученик, который предложил, однако, вполне серьезную проблему – современное использование междометий.

Еще один школьный исследовательский проект, выполненный на материалах Национального корпуса, принадлежал также семикласснице и назывался «Историческое и современное значение слова «учитель» и особенности его употребления».

Целью работы было сравнение исторического и современного значений слова учитель.

В работе было несколько задач:

  1. сравнить древние и современные тексты, в которых упоминается слово «учитель»;
  2. выявить, в каком значении и в каком контексте это слово употреблялось раньше и используется сейчас;
  3. выяснить, с какими словами чаще всего сочетается слово «учитель» в современном русском языке.

Источниками работы были тексты классической и древней русской литературы (при сборе материала в Корпусе были установлены фильтры по времени создания текста, а также использован исторический подкорпус).

Ученица сделала попытку воссоздать историческое значение слова «учитель», прочитав и проанализировав древнерусские тексты.

Обратившись к историческому подкорпусу, который содержит 1254 документа древнерусской литературы, при запросе на слово «учитель» мы получили 132 документа и 201 вхождение. В контексте древнерусских текстов ученица составила свою словарную статью с толкованием слова:

Учитель. 1. Тот, кто показывает высокий пример в какой-либо добродетели. Учитель благочестия. Учитель незлобия.

2. Тот, кто направлен с проповеднической миссией к нехристианским народам. (Учитель израилев. Учитель языков (в значении народов).

3. Тот, кто дал людям Слово истины. Христос. (Великий учитель).

Все три значения объединяет одно – это предельно высокий в нравственном плане человек, эталон, образец для подражания.

В разные эпохи слово «учитель» обладало способностью присоединять определенные слова. Ученица проанализировала лексическую сочетаемость этого слова в древнерусских текстах. Приведем часть ее работы целиком:

«В Древней Руси и до 18 века слово учитель в основном использовалось вместе со словами мудрость, благочестие, истина, великий. Оно использовалось в текстах литературного стиля. Это были либо переводы Священного Писания, либо жития святых, поучения, проповеди, то есть литература, тесно связанная с богослужебной жизнью.

Во всех библейских текстах мы встретили слово учитель только в одном значении «Христос», и в сочетании по типу «учитель кого» - «учитель языков», «учитель израилев», а также «учитель в вере и истине». В житийной и богослужебной литературе Иоанн Златоуст называется «вселенским учителем» (Акафист Иоанну Златоусту), Афанасий Афонский – «премудр учитель» (акафист), в «Добротолюбии»  - «добрый образ и учитель», «учитель божественный», «учитель изряднейший» (то есть самый лучший). Появляются и словосочетания «учитель чего-либо»: учитель безмолвия, учитель священного жительства, учитель истины.    

В «Книге Правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов» слово учитель появляется в словосочетании «учитель бесчиния»  (как отрицательный пример). Но это единичные случаи.

В основном мы встретили словосочетания «учитель добрый, мудрый, теплый», «учитель истины, молитвы, благочестия, безмолвия, чистоты, праведности» и т.п.

Что же произошло с употреблением слова «учитель» спустя несколько столетий?

В Национальном Корпусе Русского языка мы задали параметры поиска текстов со словом «учитель», указав год рождения автора до 1750.

Мы получили тексты архиепископа Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.И.Богданова и других авторов.

Слово «учитель» существенно изменило свое окружение.

Словосочетаний «великий учитель», «учитель истины» гораздо меньше. Зато появились  «учитель словенску языку» (В.Н.Татищев, История Российская в 7 томах), «учитель закона», т.е. появилось название предмета, который преподает учитель. (…)

В основном в этом тексте говорится об обязанностях учителя. Чаще всего рядом со словом «учитель» стоит слово «должен». Так слово из высоких божественных сфер спускается на землю с ее нерадивыми учителями, невысокими окладами, обязанностями и разными трудностями.

Слово «учитель» в значении «учитель истины» встречается теперь только в богослужебной литературе или в хвалебных текстах».

Как видим, именно примеры из Национального корпуса русского языка помогли ученице проанализировать использование слова в различные исторические эпохи и увидеть изменчивость лексического значения, почувствовать, что язык – система развивающаяся, гибкая, подвижная.

Надо сказать, что в таком аспекте можно рассмотреть практически любое слово, и для школьника, даже не обладающего исследовательскими компетенциями, будет вовсе не трудно с помощью Корпуса подобрать нужные примеры (система поиска устроена настолько просто, что современные школьники без труда ее осваивают), проанализировать их и сделать самостоятельные выводы о языковой норме, ее вариативности, о подвижности и изменчивости лексического значения слова, о тесной связи слова с его окружением (для изучения русского языка в школе это особенно важно – учить переносить внимание с отдельной лексемы или предложения на текст, дискурс, что пока что удается наблюдать крайне редко).  

Роль учителя здесь – помочь верно выбрать направление поиска, определить конкретную и доступную для ученика цель и, конечно, использовать все свои педагогические способности и возможности для поддержки ученика в его исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....