Главные вкладки

    «Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности
    статья по русскому языку (5, 6 класс)

    Бобырь Ирина Витальевна

    Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.docx24.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Исследовательская деятельность на уроках русского языка

    как средство творческого развития учащихся 5-6 классов»

    Описание опыта педагогической деятельности

    1. Информационный блок

    1.1. Название темы опыта

    Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов

    1.2. Актуальность опыта

    Одной из задач обучения языку является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Сегодняшний день предъявляет очень высокие требования к выпускникам школ, которым, для того чтобы быть успешными, только академических знаний, умений и навыков уже недостаточно. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие защитить свои убеждения, взгляды, творчески включиться в процесс межличностной коммуникации. Но последние годы проблема развития творческой личности приобрела более острый характер.

    Одной из приоритетных задач образовательного процесса является творческое развитие учащихся на основе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности в различных областях знаний. Как известно, право быть самостоятельным нельзя получить в подарок: так или иначе, человек вынужден его добывать. Чтобы быть не щепкой в ​​буре волн, а кораблем, который плывет по воле хозяина, человек должен обладать научным методом познания в современном информационном мире. И к этому его должна готовить школа.

    В некотором смысле, обучение в школе и есть путь к "взрослости", одной из составляющих которой, кстати, является способность самостоятельно постигать мир и осмысливать его разнообразные проявления. А способствует этому правильно организованная на уроках исследовательская деятельность. "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,"  - предупреждал Л.Н.Толстой.

    Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы дети на его уроке работали с интересом, творчески? Именно поэтому на каждом уроке я стараюсь раскрыть и развить творческие способности учащихся. Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы сотрудничать с учениками, воспитывать в них желание поиска новых знаний.

    1.3. Цель опыта

    Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах с целью развития творческих способностей учащихся.

    1.4. Задачи опыта:

    - обосновать роль исследовательской деятельности как средства развития творческих способностей учащихся;

    - выявить методы и приемы, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся;

    - показать эффективность урока русского языка через организацию исследовательской деятельности.

    1.5. Продолжительность работы над опытом

    Практика показала, что детям трудно за один-два года освоить довольно большой объем материала. Поэтому последние три года использую исследовательские методы и приемы на уроках языка, начиная с 5 класса. Моя деятельность по использованию исследовательского подхода в обучении включает несколько этапов:

    1 этап. Проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с помощью исследовательского подхода.

    2 этап. Разработка (проектирование) уроков с использованием исследовательского подхода на основе диагностики уровня учебно-познавательной деятельности и творческих, исследовательских умений и навыков школьников.

    3 этап. Организация учебного процесса с элементами исследования.

    4 этап. Анализ и коррекция развития творческих, исследовательских умений и способностей школьников.

    2. Описание технологии опыта

    2.1. Ведущая идея опыта

     Сегодня назрела необходимость в использовании на уроках и во внеклассной деятельности таких технологий, благодаря которым можно воспитать творческую, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, которая находится в процессе постоянного самообразования.

    Суть исследовательского метода обучения заключается в организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

    Именно поэтому на современном этапе, когда реализуется компетентностный подход к организации образовательного процесса, использование исследовательских методов обучения позволяет формировать у учащихся те компетенции, которые позволят им успешно действовать в различных жизненных сферах.

    2.2. Описание сущности опыта

    За время своей деятельности я применила множество различных технологий, методов и приемов обучения. Для себя я определила три ​​этапа деятельности:

    1 этап - подготовительный (5-6 классы) позволяет привить навык работы с научной и справочной литературой, использовать элементы "микро-исследования";

    2 этап - развивающий (7-9 классы) предусматривает закрепление предыдущего исследовательского опыта и приобретение новых навыков;

    3 этап - исследовательский (10-11 классы) позволяет ученику активнее проявить свой научный поиск. Школьник может оформить свои наблюдения в учебно-исследовательскую работу.

    Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах.

    Каждый свой урок я начинаю с формирования у учеников мотивации к обучению. Этому способствует создание эмоционального настроя, что помогает сосредоточить внимание учащихся на теме урока, пробудить интерес, настроиться на работу. Заметила, что даже у опытного учителя урок "не пойдет", если он не будет каждый раз начинаться по-новому. Сам урок может быть традиционным, а вот начало должно быть оригинальным. Для этого пользуюсь приемами "Поменяемся местами", "Подари цветок» и др.

    Для создания эмоционального настроения использую многие притчи, отрывки из произведений художественной литературы (мифов, легенд, сказок), которые имеют поучительный смысл и вызывают учеников на размышления, стихи русских поэтов, загадки.

    Всегда такое начало сопровождается вопросами: Как вы поняли смысл притчи? или Какова основная мысль высказывания?

    Отвечая на вопросы, школьники учатся выражать свое мнение, аргументировать свое мнение, рассуждать. Умение создавать устное высказывание и есть первая ступень к развитию творческих способностей учащихся.

    Как говорят, запоминается начало и конец любого дела, поэтому большое значение придаю и заключительному этапу урока. Стараюсь закончить урок на позитиве. Это могут быть великолепные строки-пожелания, четверостишия-раздумья или просто "слово-комплимент".

    Немаловажную роль, я считаю, выполняет на уроке и рефлексия. Метод рефлексии предназначен, чтобы обсудить выполненные задания, их критически проанализировать.

    Стараюсь подобрать такие вопросы, которые требуют самостоятельного творческого решения. Например: «Закончи фразу", "Третий лишний", "Алфавит", подобрать ключевые слова к теме урока, соединить слова в предложение, озвучить схему-опору, ответить на вопросы по аналогии, с опорой на цели урока: "Что сумел, с чем не справился? Чему научился? Что показалось тяжелым, что легким? ", синквейн," Письмо самому себе ", высказывания по кругу и т.д.

    Я часто практикую такое средство активизации творческой деятельности как "дописывание"  текста. Проведение такой работы создает познавательную и эмоциональную настроенность, пробуждает интерес. На уроках языка я часто обращаюсь к фразеологизмам, пословицам и поговоркам. Этот прием я применяю не только на уроках объяснения нового материала, но и как языковую минутку на уроках для развития речи учащихся и при изучении других тем. Например, при изучении темы "Местоимение как часть речи" ученики должны подобрать пословицы, в которых применяются местоимения, и определить разряд местоимений, их падеж и синтаксическую роль: «У воробья богатая семья: у каждого воробейки по три копейки», «Я ему об иконах, а он мне про тыквы», «Не мое горит - не мне тушить», «Какой пастух, такое и стадо».

    Очень часто обращаюсь к методу эмпатии. Суть этого метода означает «вживание» человека в состояние другого человека. Через чувственно-образные представления ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного использования этого метода является определенное состояние детей, создаваемое учителем настроение. Применению этого метода помогает использование словесных предписаний: «Представьте себе, что вы сегодня не ученики, а исследователи научного учреждения или конструкторы».

    Такие упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с разных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

    Я практикую применение метода образного видения, который представляет собой эмоционально-образное исследование объекта. К этому методу обращаюсь при изучении темы "Типы речи". Детям предлагается нарисовать образ или картину, которая возникла в их воображении при прослушивании текста.

    Считаю эффективным прием «Если бы ...». Ученикам предлагаю пофантазировать, что могло бы быть, если бы, например, не было знаков препинания или все слова писались бы с большой буквы. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение учащихся, но и позволяет им лучше понять взаимосвязь между его составляющими.

    Прием "инсценирование" я использую при изучении темы "Стили речи" как пример текста разговорного стиля. Этот прием направлен на развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного.

    Наиболее часто на уроках языка я провожу микроисследование. При этом выбирается объект исследования (любая тема по языку). Ученикам предлагается по плану исследовать объект: сформулировать цель исследования - найти факты об объекте - поставить возникшие вопросы и проблемы - сформулировать версии ответов, гипотезы - дать рефлексивные рассуждения, осознанные способы деятельности и результаты - сформулировать выводы. Такая алгоритмизация не мешает творчеству. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, почти каждый ученик неизбежно получает свой собственный образовательный продукт.

    При организации исследовательской деятельности на уроке я учитываю возраст учащихся. В 5-6 классах учащиеся приобретают более простые знания, умения и навыки, которые необходимы для выполнения исследовательской работы. Идет процесс обучения основам самостоятельной деятельности, развития нестандартного критического мышления. Так, на уроке русского языка в 5 классе при работе по теме «вопросительные и побудительные предложения» использую следующие задания: поставьте вопросы так, чтобы выделенные слова были ответами или выпишите из изучаемого текста по два предложения (повествовательные, вопросительные, побудительные) и прочитайте их с нужной интонацией.

    На уроках языка пятиклассников предлагаю провести исследование какого-либо слова (например, слово "Родина").

    Для этого составили предложение, определили синтаксическую функцию слова в предложении, составили с этим словом синквейн, подобрали пословицы, стихи русских авторов на тему «Родина».

    При проведении морфологического анализа слова, для улучшения результата, используем словарь. Дальнейшее исследование направлено на характеристику этого слова как части речи, на звуковой анализ слова. Такая работа развивает системное мышление и творческое воображение учащихся, активизирует и пополняет их языковой запас, воспитывает познавательную интерес.

    На своих уроках не могу обойтись без творческих заданий. На уроках языка самым лучшим, по моему мнению, для развития творческих способностей является написание сочинения, изложения, перевода. Например, в 5 классе чаще всего практикуются сочинения по картине и сочинения на основе личных наблюдений, жизненных впечатлений и собственного опыта школьников. Считаю, что творческие задания развивают мышление учащихся, дают возможность выбора и способствуют развитию творческого и интеллектуального потенциала.

    При изучении темы "Главные и второстепенные члены предложения" группа исследователей получила задания: исследовать главные члены предложения в изучаемом тексте (отрывок рассказа, сказки), исследовать второстепенные члены предложения в стихотворении, исследовать сборник диктантов и подобрать из текстов разноуровневые задания в качестве дидактического материала.

    Хорошие навыки исследования приобретают ученики при изучении темы "Лексика", когда они отыскивают в произведениях художественной литературы синонимы, антонимы, слова с переносным значением и другие средства выразительности. При защите своих исследований ученики овладевают навыками обобщать материал, делать выводы, отстаивать свои взгляды, приобретают коммуникативные навыки. А самое главное, у них есть возможность для самореализации своих возможностей и творческих способностей. На уроках языка использую опорный конспект, который помогает ученику лучше запомнить важные теоретические знания, способствует выработке навыков и умений правильно рассуждать, самостоятельно, творчески мыслить.

    Я стараюсь создавать условия на уроке для развития творческих способностей через исследовательскую деятельность путем сравнения, развития критического мышления. Так, при объяснении нового материала по теме "Производная и непроизводных основа" ученики исследуют слова и делают вывод, почему в словах "лес", "поле", "школа" основа непроизводная, а в словах "лесной", "полевой", " пришкольный "основа производная. При изучении темы "Алфавит" ученики исследуют историю создания человечеством письменности.

    Исследовательский эксперимент становится одним из приемов при изучении темы "Словосочетание": отметить среди ряда слов словосочетания; при изучении темы "Однородные члены предложения": расставить знаки препинания, построить схему предложения и др.; при изучении темы "Имя числительное": найти числительные в пословицах, придумать слова, чтобы в них строении были числительные.

    При изучении тем "Причастие" и "Деепричастие" предлагаю детям провести микроисследование: выписать из словаря фразеологизмы, которые по структуре напоминают причастные и деепричастные обороты, и составить предложения. Такое задание, во-первых, закрепляет знания о причастии и деепричастии; во-вторых, еще раз ученики убеждаются, чем отличается обращение от формы глагола; в-третьих, обогащается лексический запас; в-четвёртых, закрепляется постановка знаков препинания; в-пятых, определяется синтаксическая роль и самое важное - дети учатся самостоятельно добывать информацию, работать со справочной литературой.

    Более мотивированным учащимся предлагаю поработать с этимологическими словарями фразеологизмов. Подобное задание можно использовать и при изучении темы "Наречие": подобрать к фразеологизмам наречия, составить предложения, определить синтаксическую роль. При изучении темы "Правописание наречий" я предлагаю детям исследовать способ образования наречий (не всех, а только тех, которые пишутся через дефис и слитно).

    При подготовке к написанию сочинения на тему "Кого можно назвать настоящим другом" стараемся с учениками провести социологическое исследование: разрабатываем вопросы, отвечаем сами и даем ответить ученикам, например, 6 класса. Потом анализируем, сравниваем, аргументируем свою точку зрения, спорим и приходим к выводу.

    Очень важно правильно организовать и провести этап проверки домашнего задания. С этой целью в своей практике я использую прием "Экспертиза". В классе выделяю группу экспертов, которые проверяют правильность выполнения домашнего задания по тем параметрам, которые

    предложила я. Серьёзные ошибки определяются и исправляются во время совместного обсуждения.

    Практикую прием "Устный тест": предлагаю ученикам ответить на вопросы по теме домашнего задания (работу организовываю в группах или при помощи тех же экспертов).

    На этапе актуализации ранее приобретенных знаний использую такие приемы, как "Лингвистическая мозаика", "Корзина идей", которые позволяет обнаружить все, что ученики знают или умеют по изучаемой теме.

    Очень продуктивным в выработке навыков по новой теме считаю прием "Зигзаг" - способ взаимообучения в микрогруппах. Материал, который необходимо усвоить, предварительно делю на части и каждой группе предлагаю определенную часть материала, после изучения которого учащиеся расходятся по другим группам, где происходит взаимообучение. В конце провожу проверку любой части информации, заданий.

    Невозможно на уроке обойтись без самостоятельной работы, которая требует высокого уровня самосознания, формирует у учащихся устойчивый интерес, при котором их увлекает сам процесс получения новых знаний, а самостоятельное решение нестандартных задач доставляет удовольствие. Метод самостоятельной работы позволяет развивать познавательные способности учащихся, укрепляет и повышает интерес, развивает творческое мышление. В зависимости от подготовленности учащихся я организовываю самостоятельную работу с учебником, тестами, карточками, словарями, использую справочную литературу.

    При использовании приема «Автобусная остановка» я определяю вопросы для обсуждения по новой теме. Ученики разбиваются на группы по количеству вопросов (5-7 человек). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке лежит лист бумаги с записанными вопросами. Ученики записывают основные моменты по новой теме, отвечая на вопросы. Затем по команде группы переходят к следующей остановке. Знакомятся с записями предыдущей группы и, по мере необходимости, дополняют их. Исправлять написанное нельзя. Когда группа возвращается к своей остановке, она знакомится со всеми записями и презентует результаты работы по изучаемому вопросу. При необходимости я могу вносить коррективы и подвожу итоги работы каждой группы.

    2. 3. Результативность и эффективность опыта

    Для диагностики успешности использовался сравнительный анализ уровня качества знаний по русскому языку в течение трех лет. Моя педагогическая практика показала, что очень мало детей с низкой мотивацией обучения, детей, ничего не хотящих знать и делать, особенно в пятых- шестых классах. Это значит, что высоким является уровень учебной мотивации. В процессе использования исследовательских методов на уроках русского языка создаются условия, позволяющие ученикам:

    - реализовать собственные творческие способности в учебно-исследовательской деятельности;

    - самостоятельно проводить диагностику внутренних возможностей, последовательно двигаясь по определенным шагам исследования;

    - самостоятельно овладевать новыми видами деятельности, например, техническими средствами, компьютерными программами;

    - расширить область индивидуальных знаний через самостоятельную деятельность.

    3. Заключение

    3.1. Моя работа посвящена исследовательской деятельности на уроках русского языка как средства развития творческих способностей учащихся. Проблема исследовательской деятельности на сегодняшний день остается актуальной, так как снизился показатель участия детей в творческих конкурсах, в научно-практических конференциях.

    Считаю, что использование исследовательских приемов и методов обучения помогает воспитывать по-настоящему образованных, заинтересованных людей, способных самостоятельно принимать решения и сотрудничать.

    Из практики вижу, что детям нравятся такие уроки. Они отмечают, что постепенно появляется уверенность в себе, отступает нерешительность, страх. Сначала некоторым ученикам непривычно то, что им приходится говорить, высказывать свое мнение, обязательно отвечать по теме урока, презентовать наработки своей группы. Они понимают, что это очень ответственно, потому что твоя подготовка непосредственно влияет на оценку работы всей группы. Поэтому все заинтересованы в лучшем результате.

    3.2. Планирую продолжить заниматься исследовательской деятельностью на уроках языка в 7-9 классах и как результат - активно привлекать учащихся к учебно-исследовательской деятельности.

    Список литературы

    1. М.Г. Сергеева, Наука и образование в современном мире. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник, составитель и редактор А. С. Обухов.  М., Народное образование, 2001.

    3. Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения. Составитель Н. В. Вейкшан. М., Педагогика, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

    Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

    ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

    Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)

    Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...

    Организация исследовательской работы на уроках русского языка как средство развития творческой личности (Методическое пособие)

    Настоящее  пособие  содержит  материалы  по  русскому  языку, представляющие  результат  исследовательской  работы  учащихся  5-9  ...

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

    Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

    Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

    Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....