Качество профессионального образования
учебно-методическое пособие по теме

Баранова Ирина Алексеевна

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_professionalnogo_obrazovaniya.rar1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Качество профессионального образования – гарантия востребованности выпускников на рынке труда (слайд 1)

       (слайд 2) Вся история становления и развития отечественной системы профессионального образования: от созданной Петром I Навигацкой школы, первых российских университетов, образовательных реформ XIX века, массового создания учебных заведений  в годы первых советских пятилеток, формирования армии трудовых резервов, положившей начало нынешнему институту начального профессионального образования, и до дней сегодняшних - убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи системы профессионального образования и работодателей  в решении актуальных задач экономического и общественно-политического развития страны.

 

       ( слайд 3) Востребованность выпускника на рынке труда используется для оценки эффективности деятельности нашего лицея.

При построении данной модели целью будет являться индекс профессионального потенциала востребованности выпускника через качество учебного процесса, в  основе которого лежат регламентирующие документы: ФГОСы, календарно-тематические учебные планы, и другие документы. Так, воздействием на эти документы, возможно, получить увеличение или уменьшение индекс профессионального потенциала выпускника.

 

       (слайд 4) Качество профессионального образования в  лицее обеспечивают высококвалифицированный  руководящий и педагогический состав единомышленников,  который обеспечивает  высокий уровень процесса предоставления образовательных услуг посредством повышения своего профессионального образования. Профессиональная подготовка осуществляется на основе ФГОС  НПО, дающих обучающимся возможность выбора образовательного маршрута в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями.

            В настоящее время ПЛ 21 – это:  

   Победитель Национального проекта "Образование" 2008 года;

   межотраслевой центр профессионального обучения, способный гибко реагировать на потребности рынка труда, осуществляя подготовку кадров для различных отраслей производства;

   центр непрерывного и многоуровневого профессионального образования, который осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ.

           В информационно-образовательном процессе лицея используется современная оргтехника и программное обеспечение. 

  • В лицее осуществляется компьютеризация образовательного и управленческого процесса (Центр информационных технологий и современной оргтехники, Четыре компьютерных класса, Мобильный компьютерный класс, Полиграфический комплекс , Копировально-множительный центр).
  • Создан и успешно работает Ресурсный Центр

    работает по следующим направлениям профессионального обучения:

  1. Прогрессивные сварочные технологии;
  2. Современные технологии отделочных работ и комплектные системы КНАУФ;
  3. Деревообрабатывающее и мебельное производство
  • Учебно-строительный полигон  
  • Учебно-консультационный центр «КНАУФ» (  Оснащены новым современным оборудованием, предназначены для подготовки квалифицированных рабочих и дополнительного образования в условиях, приближенных  к реальной строительной площадке)
  • Центр аттестации и сертификации рабочих кадров   (Основная цель сертификации-подготовка востребованных  на рынке труда специалистов,  способных составить  кадровый потенциал  любого предприятия  и экономики в целом )
  • Учебно-производственные мастерские оснащенные современным технологичным оборудованием.

        (слайд 5) Обучающиеся и педагоги лицея ежегодно становятся победителями и призерами региональных и Всероссийских олимпиад профессионального мастерства. С полной уверенностью можно сказать , что качество профессионального образования в лицее № 21 – это гарантия востребованности выпускников на рынке труда.

        Индикатором качества выпускников нашего лицея является  ряд таких показателей, как оценка знаний выпускника, рейтинг выпускника, самооценка качества трудоустройства, качество выпускника по оценке работодателя и другие.

       (слад 6)  Механизм взаимодействия ранка труда и нашего лицея, тесно взаимосвязаны через стандарты, классификацию профессий и ее оценку,   сертификацию и аттестацию. Для увеличения востребованности выпускников нужно учитывать требования рынка труда, то есть использовать обратную связь.

       В качестве такой обратной связи возможно использование анкетирования обучающихся, выпускников и работодателей. Эти данные могут использоваться для оценки эффективности выработанных рекомендаций.

Таким образом, возможно повышение востребованности выпускников на рынке труда за счет использования обратной связи с обучающимися , выпускниками и работодателями, посредством внесения изменений в учебный процесс, в соответствии с современными требованиями.  

       ( слайд 7) Социальное партнерство для лицея № 21 – это мощное средство повышения эффективности профессионального образования, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения,  квалификаций, умений и компетенций на рынке труда.

 Социальными партнерами нашего учебного заведения являются:

  • ЗАО СУ 11
  • ООО СУ «Липецкстрой»
  • ООО «Спецфундаменттяжстрой»
  • ООО «Металлург – ремстрой»
  • ООО «Железобетон – спецфундаментторг»
  • ООО «Капиталстрой»
  • ООО «Отделстрой 1»
  • ООО «Тяжкомплект»
  • ОАО «СУ-2»
  • ООО « Ремстройсервис»
  • ООО «Горизонт»
  • ООО «Стандат»
  • ООО «ГИСИТ»
  • ОАО «Юговостокэлектромонтаж -1»

Во время прохождения  практики со стороны работодателей поступают положительные отзывы и характеристики на обучающихся лицея, что даёт возможность трудоустройства после окончания обучения.

На предприятиях, где проходят практику наши лицеисты проведено анкетирование по следующим вопросам:

(слайд 8) Рабочие каких профессий требуются на вашем предприятии

(слайд 9  ) Должен ли работник владеть смежными специальностями

(слад  10 ) Готовы ли вы обеспечить базу для прохождения практики наших обучающихся на вашем предприятии

(слад  11 ) Рабочие какого разряда вам требуются

(слайд 12 ) Готовы ли вы принять на работу выпускников нашего лицея.

(слайдс13 ) Как вы видели из диаграмм спрос по трудоустройству обучающихся и выпускников нашего лицея имеется, но он не велик. Из этого следуют выводы и актуальность вопроса: качество профессионального образования – гарантия востребованности выпускников на рынке труда? Что машает:

  • быстрое развитие социально-экономической инфраструктуры  Липецкой  области;
  •  сохраняющийся высокий уровень специализации региона;
  • дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
  •  востребованность квалифицированных специалистов (инженерные кадры, рабочие профессии и квалификации);
  • дисбаланс объема обучающихся в учреждениях профессионального образования и вакансий рынка труда

из всего этого нами были намечены ряд задач и основные мероприятия по их реализации:

(слайд 14) Создать единую информационную базу профориентационных услуг

Обеспечить информационное взаимодействие образовательных учреждений в сети

-Продолжить  информационное наполнение  образовательного сайта ПЛ № 21 по вопросу «Профориентация»

 Издательские проекты справочно-информационного, методического, научно-популярного характера

-Проведение олимпиад профмастерства

 -Заключить договора со

 школам о тесном

 взаимодействии

 -Провести в лицее День

открытый дверей для

 выпускников школ

 (слайд 15) Создать единую информационную базу с субъектами строительного кластера

Разработать совместно с работодателями комплексной долгосрочной программы по трудоустройству выпускников

-Использование  действенных механизмов  взаимодействия образовательных учреждений профессионального начального образования  со всеми субъектами строительного кластера на основе перспектив запроса рынка труда Липецкой области;

 -Внести свои предложения в разработку совместно с работодателями комплексной долгосрочной программы (на основании соглашений и договоров) по трудоустройству выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального

-Проведение дня открытых дверей на предприятиях социальных партнеров

(слайд 16) Формировать положительный имидж профессий и специальностей, востребованных рынком труда Липецкой области

-Реализация проекта информационно-профориентационной программы  для подростков и молодежи (фоторепортаж)

- Создание телевизионного документального фильма «Твоя профессиональная карьера»

(слайд 17) Восстановить работу творческой лаборатории "Планирования и прогнозирования

производственного обучения и производственной практики"

-Продолжить  работу творческой лаборатории

-Работу лаборатории размещать на сайте ПЛ № 21

(слайд 18 ) Выводы: Качество подготовки специалистов в Профессиональном лицее № 21 является ключевым  фактором  эффективности,   востребованности и конкурентоспособности выпускников, потому что он формируется, кроме обеспечивающих образовательных и контрольных мероприятий, нацеленных на результат, значимый в сфере труда  системой мотиваций для самих выпускников, лицея  и работодателей, общества в целом.

Все выше сказанное бесспорно, доказывает одно: подготовка рабочего– профессионала высокого класса, получившего реальный опыт работы на производстве, в социальной сфере, конкурентоспособного и востребованного экономикой нашей страны, является сегодня одной из важнейших задач педагогического коллектива  нашего лицея.

Система профессионального образования должна стать по-настоящему привлекательной для молодежи. Уверена, что для многих это может стать реальной ступенькой жизненного успеха. Ведь, к примеру, именно с  профессионально-технического училища когда-то начал свой путь Юрий Гагарин.

(слайд 19) Спасибо за внимание.

Baranova Lipetsk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

Методическая разработка «Изучение требований потребителей услуг к качеству профессионального образования в колледже энергетического профиля»

Методическая разработка «Изучение требований потребителей услуг к качеству профессионального образования в колледже энергетического профиля» выполнена в рамках инновационного проекта по формированию м...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»

«Синтез традиции и инновации – условие высокого качества профессионального образования»...

Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Техническая механика» по специальности «судостроение»

Выступление на областном семинаре по теме"Мониторинг качества профессионального образования по предмету «Техническая механика» по специальности«судостроение»...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...