Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок и живопись" для специальности 07.02.01 Архитектура
рабочая программа на тему

Маркова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по дисциплине "Рисунок и живопись" разработана в соответствии с учебным планом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский архитектурно-строительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

для специальности

07.02.01 Архитектура

Саратов, 2015

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «САСК»

 _______________ Князева Е.Н.

«_______»_____________2015 г.

_______________ Князева Е.Н.

«_______»_____________2016 г.

_______________

«_______»_____________2017 г.

_______________

«_______»_____________2018 г.

_______________

«_______»_____________2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Архитектура, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №850 от «28» июля 2014 г.

ОДОБРЕНО на заседании предметной комиссии архитектурно-строительного цикла

Протокол №__, дата «___»________2015 г.

Председатель комиссии ____________________/Е.Г. Огольцова/

Протокол №__, дата «___»________2016 г.

Председатель комиссии

___________________/Е.Г. Огольцова/

Протокол №__, дата «___»________2017 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

Протокол №___ от «_____» __________2015 г.

Председатель ________________/И.И. Ботова/

Протокол №___ от «_____» __________2016 г.

Председатель _________________/И.И Ботова/

Протокол №___ от «_____» __________2017 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Маркова И.Ю. преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО "САСК", высшая квалификационная категория

 

Рецензенты:

Внутренний    

Внешний

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                   

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                  

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ     «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»                                                        

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности 07.02.01 Архитектура, укрупнённая группа «Архитектура и строительство».

Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 07.02.01 Архитектура среднего специального образования и призвана формировать общие (ОК 1-4, ОК 6-10) и профессиональные компетенции (ПК 1.1., ПК 1.3).

Программа учебной дисциплины может быть использована при проведении дополнительных занятий на курсах по дисциплине «Рисунок и живопись» (группы выравнивания) и подготовительных курсах для поступающих на отделение «Архитектура».

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования:

«Рисунок и живопись» является дисциплиной общепрофессиональной и направлена на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков по рисунку и живописи, являющихся не только средствами развития эстетического вкуса будущего специалиста, но и прочной основой его дальнейшей деятельности. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений;

- определять в процессе анализа  основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно компоновать в листе определённого формата;

- определять и передавать основные тоновые отношения;

- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами;

- рисовать по памяти и представлению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы образования структуры объёма и его формообразующие элементы;

- приёмы нахождения точных пропорций;

- способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;

- основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;

- основы колористики и закономерности цветовой композиции.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 444 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 296 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 148 часа.

Промежуточная аттестация установлена в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен форме дифференцированного зачёта по завершению курса.

На заседании цикловой комиссии дисциплин архитектурно-строительного цикла было принято решение о выделении из вариативной части 184 часа для углублённого изучения некоторых тем по дисциплине «Рисунок и живопись».

Выделенные часы необходимы для формирования общих компетенций (ОК 1-4, ОК 6-10) и профессиональных компетенций (ПК 1.1.; ПК 1.3.) предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 07.02.01 Архитектура.

(Протокол № 1 от «4»сентября 2015г.).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

444

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

296

в том числе:

практические занятия

296

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

148

в том числе:

-рисунки, наброски, зарисовки и этюды предметов окружающей среды;

-эскизы к практическим работам;

-сообщения и презентации по заданным темам

148

Промежуточная аттестация установлена в конце каждого семестра в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачета с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок и живопись»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи дисциплины «Рисунок и живопись» в процессе формирования будущего специалиста. Общее знакомство с разделами программы и методами их изучения. Особенности учебного рисунка. Отличие учебного рисунка от творческих произведений художников-профессионалов. Умение самостоятельно производить анализ объекта рисования и законченного рисунка. Особенности освоения основ живописи.                                                                                                                                                    Художественные принадлежности, материалы, инструменты и оборудование для работы над рисунком и живописью. Организация рабочего места.

Правильная посадка и приёмы работы инструментами.  

2

1

Раздел 1.Рисунок

Геометрические структуры.

Тема 1.1.

Изучение основ           наблюдательной  перспективы.

Содержание учебного материала

42

1

Основы линейной перспективы. Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках зрения и различной удалённости от глаза наблюдателя. Главный луч зрения. Точки схода параллельных прямых. Перспективы центральная и угловая.

Принципы структурно-конструктивного рисунка.

Геометрический принцип образования структуры образа. Формообразующие элементы.

2

Практические работы:

№1 упражнения по рисованию геометрических тел

№2 натюрморт, составленный из 2-х геометрических тел

№3 натюрморт, составленный из 3-х геометрических тел

№4 комбинаторика геометрических тел

8

10

12

12

Самостоятельная работа обучающихся:

-рисунки простых геометрических тел и предметов быта

- эскизы к практической работе №4

12

10

Тема 1. 2.

Изображение сложных форм.

Содержание учебного материала

32

1

Развитие объёмно-пространственного мышления на основе изображения отдельных предметов сложной формы и групп из них.

Задачи композиционного размещения рисунка в заданной плоскости листа. Анализ пластических основ конструкции сложной формы предмета как сочетание простейших геометрических форм.

Способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластическое решение формы предмета. Физические факторы образования визуальной характеристики тона фазы светотени. Характер освещённости предметов. Законы распределения света в пространстве. Понятия: контраст, силуэт, нюанс.

Влияние цвета и фактуры предмета на светотеневые отношения. Простейшее тоновое деление пространства. Взаимовлияние предметов и фона.

2

Практические работы:

№5 натюрморт, составленный из предметов быта

№6 натюрморт, составленный из предметов домашнего обихода и труда  с драпировкой

№7 тот же натюрморт, выполненный в технике «гризайль»

12

14

6

Самостоятельная работа обучающихся:

-наброски и зарисовки драпировок и сложных предметов быта

16

Раздел 2.Живопись.

Основы колористики и цветовой композиции.

Тема 2.1.

Основные положения теории цветоведения

Содержание учебного материала

6

1

Цветовой спектр. Основные цвета. Метод цветовой отмывки акварельными красками. Наложение цветов. Тоновая насыщенность.  Поиск дополнительных цветов.  Композиционный анализ.

2

Практические работы:

№8 цветовой круг Гёте, выполненный акварелью методом цветной отмывки оригинальной композиции

6

Тема 2.2.

Техника живописи акварельными красками.

Содержание учебного материала

20

1

Выработка практических навыков работы акварельными  красками. Свойства акварельных красок. Возможности живописной палитры. Структура красочного слоя.

Понятие локального цвета и взаимное влияние цветов. Холодная и тёплая гаммы. Цветовой контраст и нюанс. Техника живописного письма  «лессировкой» и «по-сырому». Различия цвета по цветовому оттенку, насыщенности и светлоте. Цветовые рефлексы.

Методика работы над живописной композицией на примере натюрморта. Поиск структурно-пластического решения натюрморта. Определение главного и второстепенного в натюрморте. Передача движения и ритмов основных масс при построении живописной композиции натюрморта. Изменение цветовых отношений под влиянием фактурных качеств предметов.

2

Практические работы:

№9 упражнения, выполненные акварелью в техниках «лессировка» и «по сырому»

№10 натюрморт, выполненный акварелью в холодной гамме

№11 натюрморт, выполненный акварелью в тёплой гамме

4

8

8

Самостоятельная работа обучающихся:

-этюды фруктов, овощей и предметов быта, выполненные акварелью

16

Раздел 3. Рисунок.

Архитектурные детали

 

Тема 3.1.

Круглая пластика и рельефная орнаментика.

Содержание учебного материала

24

1

Основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей конструктивной логики архитектурного сооружения. Анализ формы сложных предметов через характерные сечения. Логичность появления архитектурной детали, её целесообразность в конструкции и художественно-пластическое выражение. Ритмы архитектурной орнаментики и их пропорции.

2

Практические работы:

№12 рисунок вазы, амфоры

№13 рисунок орнамента

12

12

Самостоятельная работа обучающихся:

- зарисовки городского дизайна                                                                                                                              

12

Тема 3.2.

Элементы архитектурного ордера

Содержание учебного материала

38

2

Классические примеры опыта в архитектуре и строительстве предшествующих эпох. Взаимосвязанная соразмерность всех частей архитектурного организма.

Анализ конструкции детали и целого со всех сторон (с фасада, в плане, в профиль).

Стилевые особенности, масштабность и логические закономерности частей и целого в архитектурном сооружении.

2

Практические работы:

№14 рисунок капители дорического ордера

№15 рисунок капители ионического ордера

№16 рисунок архитектурного сооружения

14

14

10

Самостоятельная работа обучающихся:

-эскиз к практической работе №16;

-подготовка электронных презентаций

16

4

Раздел 4. Живопись.

Изучение традиций композиционной работы с цветом.

        

Тема 4.1.

Техника живописи гуашевыми красками.

Содержание учебного материала

38

1

Особенности работы гуашью. Типы колористических композиций. Основные приёмы и средства для их исполнения. Подчинение  изобразительных средств выражению образных задач. Понятия о некоторых приёмах, ведущих к обобщению зрительного образа, его монументализации.

Традиции композиционной работы с цветом через анализ классики и опыт своей практической работы.

3

Практические работы:

№17 натюрморт из предметов с контрастной цветовой окраской

№18 натюрморт из предметов с различными фактурными особенностями поверхностей, с чётко выраженными пространственными планами

№19 декоративный натюрморт

12

12

14

Самостоятельная работа обучающихся:

-натюрморты, выполненные гуашью;

-подготовка презентаций

16

4

Раздел 5. Рисунок.

Изображение человека.

Тема 5.1.

Голова человека.

Содержание учебного материала

70

1

Анализ пропорций головы человека её анатомических основ. Структурный стержень строения объёмной формы, позволяющей анализировать видимую пластическую основу головы. Связь внутренней костной конструкции и внешней мышечной системы в пластике головы человека.

Рисунок построения головы по опорным пунктам и характерным направляющим линиям. Использование в построении сечений по основным плоскостям.

2

Практические работы:

№20 рисунок черепа человека

№21 гипсовых слепков частей лица

№22 рисунок гипсовой анатомической головы человека

№23 рисунок гипсового слепка античной головы человека

18

20

16

16

Самостоятельная работа обучающихся:

-наброски и зарисовки головы человека с натуры;

-подготовка презентаций

22

8

Тема 5.2.

Фигура человека.

Содержание учебного материала

18

2

Анализ пропорционального строя фигуры человека и ее анатомических основ. Постановка фигуры в рисунке. Центр тяжести всего тела человека.

Рисунок построения фигуры человека по отдельным опорным пунктам и направляющим линиям.

2

Практические работы:

№24 рисунок гипсовой фигуры человека

18

Самостоятельная работа обучающихся:

-зарисовки анатомической фигуры человека;

-наброски фигуры человека с натуры

6

6

Всего:

444 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет рисунка и живописи.

        Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- образцы выполнения практических заданий, выполненные обучающимися;

- печатная литература для индивидуального использования в процессе выполнения практического задания;

- методические пособия по выполнению практических работ.

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

-  ноутбук;

- экран;

- аудивизуальные средства – рисунки и иллюстрации к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

        Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:

- гипсовые слепки геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей;  гипсовые  слепки анатомической головы и черепа человека;

- натюрмортный фонд;

- столики для постановочных натюрмортов;

- осветительные приборы для освещения постановок;

- мольберты для рисования.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень учебных изданий .

Основные источники:

1. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 408 с., ил.

2. Беляева С.Е., Розанова Е.А. «Спецрисунок и художественная графика»: Изд-во: М.:Издательский центр «Академия», 2006г.

3. Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2006г.

Дополнительные источники:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок.  Живопись. Народное искусство. Учебное пособие для вузов. Изд-во: Академия, 2006г.

2. Сенин В. Школа рисунка карандашом. Изд-во: Книжный «Клуб семейного досуга», Белгород, 2007г.

 

Интернет-ресурсы -

catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

Методические разработки.

- методическая разработка открытого урока «Развитие колористического мышления. Знакомство с техникой письма акварелью» с использованием мультимедийного оборудования, 2006г.

- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Рисунок архитектурного сооружения по заданным проекциям», 2007г.

- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Построение черепа человека», 2010г.

- сценарий открытого урока «Круглая пластика. Рисунок вазы» с использованием мультимедийного оборудования, 2010 г.

- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Рисунок орнамента», 2011г.

-методические указания для студентов по выполнению задания по практике по рисунку «Построение интерьера», 2011г.

- сценарий открытого урока «Построение черепа человека» с использованием мультимедийного оборудования, 2011 г.

- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Круглая пластика. Рисунок вазы», 2012г.

- сценарий открытого урока «Рисунок архитектурного сооружения по заданным параметрам» с использованием мультимедийного оборудования, 2012 г.

- методические указания для студентов по выполнению планового задания «Натюрморт, выполненный акварелью», 2013 г.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины  «Рисунок и живопись» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод. В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний и умений используется просмотр и оценка практических работ, выполненных учащимися на занятиях в аудитории и выполненных самостоятельно во внеаудиторное время.

Промежуточная аттестация установлена в конце каждого семестра в форме дифференцированного зачёта. Итоговый контроль предусмотрен форме дифференцированного зачета с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

уметь

- изображать отдельные предметы, группы   предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учётом перспективных сокращений;

Оперативный контроль:

- просмотр и оценка практических работ;

- индивидуальный устный опрос

- определять в процессе анализа основные пропорции, составляющие композицию предметов или их элементов и правильно компоновать в листе определённого формата;

Оперативный контроль:

- просмотр и оценка практических работ;

- индивидуальный устный опрос

- определять и передавать основные тоновые отношения;

Оперативный контроль:

- групповая консультация

- пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приёмами;

Оперативный контроль:

- групповая консультация

- рисовать по памяти и представлению

Оперативный контроль:

- просмотр и оценка практических работ;

- индивидуальный устный опрос

знать:

- принципы образования структуры объёма и его формообразующие элементы;

Рубежный контроль:

- итоговая контрольная работа;

- приёмы нахождения точных пропорций;

Оперативный контроль:

- просмотр и оценка практических работ

- способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;

Оперативный контроль:

- коллоквиум

- основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения;

Итоговый контроль:

-  дифференцированный зачет с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры

- основы колористики и закономерности цветовой композиции.

Рубежный контроль:

- проведение коллоквиума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА для специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в ГОУ СК № 38 на 1 курсе (на базе 9 классов) для специальности 190631 «Техническое обслуживани...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности СПО 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

Данная программа реализуется на базе основного общего образования. Максимальная нагрузка по дисциплине 68 часов. В том числе аудиторных 48 часов, самостоятельная работа студентов 20 часов....

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 110401 "Агрономия"

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Введение в специальностьРабочая программа учебной дисциплины "Введение в специальность" для специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"Рекомендуемое количество часов н...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...