Эссе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
По роду своей профессии я привыкла больше говорить и слушать, чем писать. Выразить свою мысль на бумаге труднее, чем думать и рассуждать вслух.
Возникает много вопросов в процессе работы, на которые хочется дать ответ и в первую очередь себе.
Как получилось, что я стала мастером производственного обучения? Был ли это осознанный выбор или воля случая? Наверное, и то и другое.
Я думаю, что в этом большая заслуга моих родителей, и то воспитание, которое я получила в семье.
Наша семья состояла из семи человек: папа, мама и 5 дочерей. Я была самой младшей в семье, сыновей не было. Старшие сестры были уже взрослые. И всю работу по дому и по хозяйству приходилось делать нам с сестрой. Жили мы в деревне, но недолго, позже переехали в город, купили маленькую землянку, у которой окна были вровень с землей, но участок был большой, папа сам строил дом, а мы ему помогали. В первую смену строил, а во вторую смену уходил на работу и работал до трех часов ночи.
Каждый год в нашем доме проводились ремонтные отделочные работы – белили, красили пол, потолок, окна, клеили новые обои. И чем старше я становилась, тем больше мне доверяли. Красила фасад дома, заборчики. Особенно, помню, мне очень нравилось красить красивые резные украшения фронтона дома, и наличники на окнах, оформленные накладной ажурной резьбой, которые отец, конечно же, выполнил сам.
Папа нас приучал к труду с детства. Благодаря своим родителям, умным и талантливым, я умела практически всё.
Мне повезло! «Мать и отец, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое» - Г. Медынский.
То, что я в детские годы приобрела в семье, храню и надеюсь, преумножаю.
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его».-В.Гюго
После окончания средней школы подала документы в Кустанайский строительный техникум на отделение производство деталей. По окончанию получила специальность: «Техник- технолог по железобетонным конструкциям» и была направлена в Алма - Ату.
Но мне не подошел климат, и меня направили в родной город Кустанай в училище мастером производственного обучения, где я проработала пятнадцать лет.
Переехав в Россию, устроилась мастером производственного обучения в училище №38.
На данный момент работаю в "Агротехнологическом техникуме" мастером. 13 апреля 2018года будет 35 лет, как я работаю мастером производственного обучения в профтехобразование.
Наверное, пришло время задуматься, а какая она, моя педагогическая философия?
Кто я? Педагог? Мастер?
Мастер производственного обучения в учебном учреждении профессионального образования — это не просто учитель, это больше, чем учитель.
Это профессионал, «мастер», владеющий искусством обучения и основами профессионального мастерства.
Мастер должен владеть эффективными способами обучения, сам знать и уметь то, что передаёт ученикам.
Демонстрируя приёмы и способы работы, должен профессионально контролировать и оценивать качество работы учеников, тактично давая советы и поощряя успехи.
Мастер должен быть активным, энергичным, иметь высокий уровень общей культуры, разбираться в музыке, литературе, искусстве.
Основная сложность становления мастера производственного обучения как педагогического работника - это умение сочетать высокую профессиональную квалификацию с качествами воспитателя.
Главнейшим критерием воспитательной деятельности мастера является педагогический такт, выдержка, терпимость, разумная требовательность и настойчивость.
К каждому обучающемуся необходим индивидуальный подход и понимание. Основой отношений мастера и обучающихся является общение.
Только человеческое общение способствует интеллектуальному развитию подростка, помогает ему почувствовать себя нужным, рождает самоуважение и веру в свои силы и способности. Общение между мастером и учениками должно строиться на доверии, доброжелательности и взаимном сотрудничестве.
Уже 20 лет как я работаю с выпускниками коррекционного образовательного учреждения восьмого вида. В этих группах обучаются подростки, большей частью живущие в неблагополучных семьях, где, как правило, нет отцов. «Один отец значит больше, чем сто учителей» - Д. Герберт.
Неблагополучие в семье в той или иной степени ведет к неблагополучию интеллектуального и психического развития подростка.
Оно бывает настолько низкое, что они не могут показать в классе элементарные детали, такие как плинтусы, наличники, не умеют общаться между собой, многие из них никогда не стояли у доски.
Горько и больно! Но работа есть работа.
С трезвым умом и холодным сердцем, шаг за шагом, не торопясь, идешь с ними рядом, проявляя максимум выдержки и такта. А иначе просто нельзя.
С первых дней обучения обращаешь внимание на особенность их поведения, нестандартное мышление, ограниченную речь. Каждый из них отличается своими психологическими особенностями, которые поначалу вызывают некоторое замешательство.
А как с ними работать, общаться?
Чем они живут, о чём мечтают, и мечтают ли?
Способны ли они освоить тот материал, который предусмотрен программой профессиональной подготовки?
И смогу ли я помочь этим мальчишкам и девчонкам адаптироваться в новых условиях, привить им интерес и уважение к выбранной профессии?
Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих способностях.
Не приученные к труду, к дисциплине и порядку, они требуют от мастера производственного обучения особой терпимости, выдержки, разумной требовательности и настойчивости.
Но нет прекраснее минуты, когда ты вдруг начинаешь видеть результаты своей работы. Малоподвижный, трудно поддающийся к обучению ученик и вдруг начинает работать, что-то у него получается.
В глазах огонек радости.
Есть ли в этом заслуга мастера производственного обучения? Конечно же, есть.
Работу мастера производственного обучения считаю очень сложной и ответственной. Трудно каждый день что-то утверждать, доказывать, убеждать.
Подводя итог многолетнего опыта работы, с такими «особенными» обучающимися, следует отметить, что каждому из них нужен свой индивидуальный подход, понимание, принятие такими, какие они есть.
Многие трудоустраиваются по профессии и стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.
Моя задача - помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в нашей жизни, получить профессию, которая поможет устроиться в современном обществе
Я горжусь своими «особенными» учениками и рада, что оказываю посильную помощь в адаптации.
Мой многолетний опыт показывает, что просто необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети.