Эссе
статья на тему

Мигилева Татьяна Ивановна

Эссе на конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе   «Моя педагогическая философия»

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица

 

По роду своей профессии я привыкла больше говорить и слушать, чем писать. Выразить свою мысль на бумаге труднее, чем думать и рассуждать вслух.

 Возникает много  вопросов в процессе работы, на которые  хочется дать ответ и в первую очередь себе.

Как получилось, что я стала мастером производственного обучения? Был ли это осознанный выбор  или воля случая? Наверное, и то и другое.

Я думаю, что в этом  большая заслуга моих родителей, и то воспитание, которое я получила в семье.

Наша семья состояла из семи  человек: папа, мама и  5  дочерей. Я была самой младшей в семье,  сыновей не было. Старшие сестры были уже взрослые. И всю работу по дому и по хозяйству  приходилось делать нам с сестрой. Жили мы в деревне,  но  недолго, позже переехали в город,  купили маленькую землянку, у которой окна были вровень с землей, но участок был большой, папа сам строил дом, а мы ему помогали. В первую смену строил, а во вторую смену уходил на работу  и работал до трех часов ночи.

Каждый год  в нашем доме проводились ремонтные  отделочные работы – белили, красили пол, потолок, окна, клеили новые обои. И чем старше я становилась, тем больше мне доверяли. Красила фасад дома, заборчики. Особенно, помню, мне очень нравилось красить красивые резные украшения  фронтона  дома,  и  наличники на окнах, оформленные накладной ажурной резьбой, которые отец, конечно же, выполнил  сам.    

Папа нас приучал к труду с детства. Благодаря своим родителям, умным и  талантливым, я умела практически всё.

Мне повезло! «Мать и отец, папа и мама - это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое» -  Г. Медынский.

То, что я в детские годы приобрела в семье, храню  и  надеюсь, преумножаю.
        «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его».-В.Гюго

 После окончания средней школы   подала документы в  Кустанайский   строительный техникум на отделение производство деталей.   По окончанию получила специальность: «Техник- технолог по железобетонным конструкциям» и  была направлена в  Алма - Ату.

Но мне не подошел климат,  и меня направили в родной город Кустанай в училище мастером производственного обучения, где я проработала пятнадцать лет.

Переехав в Россию,   устроилась мастером производственного обучения в училище №38.

На данный момент работаю в "Агротехнологическом техникуме" мастером.  13 апреля 2018года  будет  35 лет,  как я работаю мастером производственного обучения в профтехобразование. 
Наверное, пришло время задуматься, а какая она, моя педагогическая философия?
             Кто я? Педагог?   Мастер?   

   Мастер производственного обучения в учебном учреждении профессионального образования — это не просто учитель, это больше, чем учитель.

Это профессионал, «мастер», владеющий искусством обучения и основами профессионального мастерства. 

Мастер должен владеть эффективными способами обучения, сам знать и уметь то, что передаёт ученикам.

Демонстрируя приёмы и способы работы, должен профессионально контролировать  и оценивать качество работы учеников, тактично давая советы и поощряя успехи.

Мастер должен быть активным, энергичным,  иметь высокий уровень общей культуры, разбираться в музыке, литературе, искусстве.
Основная сложность становления мастера производственного обучения как педагогического работника  - это умение сочетать  высокую профессиональную квалификацию с качествами воспитателя.

 Главнейшим критерием воспитательной деятельности мастера  является педагогический такт, выдержка, терпимость, разумная требовательность и настойчивость.
К каждому обучающемуся необходим индивидуальный подход и понимание.      Основой отношений мастера и обучающихся является общение.

Только человеческое общение способствует  интеллектуальному развитию подростка, помогает ему почувствовать себя нужным,  рождает самоуважение и веру  в свои силы и  способности.  Общение  между мастером и учениками должно строиться на доверии, доброжелательности  и взаимном сотрудничестве.

 Уже  20 лет как я работаю с выпускниками коррекционного образовательного учреждения  восьмого вида.   В этих группах обучаются подростки, большей частью  живущие в неблагополучных семьях, где, как правило, нет отцов. «Один отец значит больше, чем сто учителей» - Д. Герберт. 
Неблагополучие в семье в той или иной степени ведет к неблагополучию интеллектуального   и психического развития подростка.
  Оно бывает  настолько низкое, что они  не могут показать в классе элементарные детали, такие как плинтусы, наличники, не умеют общаться между собой, многие из них  никогда не стояли у доски. 
Горько и больно! Но работа есть работа.  

С трезвым умом и холодным сердцем, шаг за шагом, не торопясь, идешь с ними рядом, проявляя максимум выдержки и  такта. А иначе просто нельзя. 
   С первых дней обучения обращаешь внимание на особенность их поведения, нестандартное мышление,  ограниченную речь. Каждый из них отличается своими психологическими особенностями,  которые поначалу вызывают некоторое замешательство.

 А как с ними работать, общаться?  

Чем они живут, о чём мечтают, и мечтают ли?

Способны  ли они освоить тот материал, который предусмотрен программой профессиональной подготовки?  

И смогу ли я помочь этим мальчишкам и девчонкам адаптироваться в новых условиях, привить им интерес и уважение  к выбранной профессии?

Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих способностях.

Не приученные к труду, к дисциплине и порядку, они требуют от мастера производственного обучения особой терпимости, выдержки, разумной требовательности и  настойчивости.

 Но нет прекраснее минуты, когда ты вдруг начинаешь видеть результаты своей работы. Малоподвижный, трудно поддающийся к обучению ученик  и вдруг начинает работать, что-то у него получается.

 В глазах огонек радости.

 Есть ли в этом заслуга мастера производственного обучения? Конечно же, есть. 
         Работу мастера производственного обучения считаю очень сложной и ответственной. Трудно каждый день  что-то утверждать, доказывать, убеждать.

Подводя итог многолетнего опыта работы,  с такими  «особенными» обучающимися, следует отметить, что каждому из них нужен свой индивидуальный подход, понимание, принятие такими, какие они есть.

Многие трудоустраиваются по профессии и  стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.

Моя задача - помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в нашей жизни, получить профессию, которая поможет устроиться в современном обществе

Я горжусь своими «особенными» учениками и рада, что  оказываю  посильную помощь в адаптации.

 Мой многолетний опыт показывает, что просто необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети.