Рабочая программа по дисциплине "Основы цветоведения и колористики"
рабочая программа на тему

Березина Татьяна Леонидовна

Рабочая программа по общепрофессиональной дисциплине "Основы цветоведения и колористики" образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.25  Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

ГБПОУ ОКГ «Столица»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

2017 г.

Одобрена

Разработана на основе

Методическим объединением преподавателей  и мастеров п/о

дисциплин и модулей профессионального учебного цикла по направлению «Строительство»

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 08.01.25  Мастер отделочных строительных и декоративных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» декабря 2016 года № 1545

Протокол № _____ от «___» ____________201   г.

 

Протокол № _____ от «___» ____________201   г.

Протокол № _____ от «___» ____________201  г.

Председатель методического объединения

Заместитель директора

_______________/_________________/

          Подпись        Ф.И.О.

_______________/________________/

Подпись                  Ф.И.О.

_______________/_________________/

           Подпись           Ф.И.О.

_______________/________________/

Подпись                   Ф.И.О.

_______________/_________________/

         Подпись           Ф.И.О.

_______________/________________/

Подпись                 Ф.И.О.

Составитель: Березина Т.Л.,преподаватель ГБПОУ ОКГ «Столица»

Рецензент: ___________________________________________________________

                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ПОО

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………….

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………..

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ

1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

Учебная дисциплина имеет практическую направленность и межпредметные связи с профессиональными модулями: ПМ.01 Выполнение штукатурных и декоративных работ, ПМ.04 Выполнение облицовочных работ плитками и плитами.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять работу в пределах поставленной цветовой задачи
  • использовать теоретические положения цветоведения в профессиональной практике
  • создавать стилизованные изображения с использованием цвета
  • использовать теорию цветоведения и художественный язык цветовых отношений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения теории цветоведения,
  • способы создания цветовой композиции,
  • особенности работы с разными живописными техниками,
  • способы создания цветом объема и пространства,
  • художественные и эстетические свойства цвета,
  • основные закономерности создания цветового строя,
  • физические и физиологические характеристики цвета,
  • психологию цвета, символику цвета, цветовые ассоциации,
  • законы восприятия цветов; систематизацию цветов

Изучение дисциплины ОП.07 Основы цветоведения и колористики по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных  работ направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Изучение дисциплины ОП.07 Основы цветоведения и колористики по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных  работ направлено на формирование профессиональных компетенций:

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Выполнение штукатурных и декоративных работ

ПК 1.1

Выполнять подготовительные работы, включающие в себя: организацию рабочего места, выбор инструментов, приспособлений, подбор и расчет материалов, приготовление растворов, необходимых для выполнения работ при производстве штукатурных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды

ПК 1.2

Приготавливать обычные и декоративные штукатурные растворы и смеси в соответствии с установленной рецептурой, безопасными условиями труда и охраной окружающей среды

ПК 1.3

Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 1.4

Выполнять декоративную штукатурку на различных поверхностях и архитектурно-конструктивных элементах в соответствии с технологическим заданием и безопасными условиями труда

ПК 1.5

Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 1.6

Устраивать наливные стяжки полов с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 1.7

Производить монтаж и ремонт систем фасадных теплоизоляционных композиционных с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ВД 4

Выполнение облицовочных работ плитками и плитами

ПК 4.1

Выполнять подготовительные работы, включающие в себя: организацию рабочего места, выбор инструментов, приспособлений, материалов, приготовление растворов при производстве облицовочных работ плитками и плитами, в соответствии с заданием и требованиями охраны труда и техники безопасности

ПК 4.2

Выполнять облицовочные работы горизонтальных и вертикальных внутренних поверхностей помещений в соответствии с заданием, с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных 12 условий труда

ПК 4.3

Выполнять облицовочные работы горизонтальных и вертикальных наружных поверхностей зданий и сооружений с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 4.4

Выполнять облицовочные работы наклонных элементов внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 4.5

Выполнять ремонт облицованных поверхностей плитками и плитами с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда

ПК 4.6

Устраивать декоративные и художественные мозаичные поверхности с применением облицовочной плитки


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объём часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

52

Самостоятельная работа

6

Объем образовательной программы

46

в том числе:

теоретическое обучение

16

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия

30

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

контрольная работа

1

Самостоятельная работа

6

Промежуточная аттестация

2 семестр – дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.07 Основы цветоведения и колористики        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

4

Общие сведения о дисциплине. Значение цвета для человека. Законы цвета в естественной среде. Единство цвета, пространства, формы

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение по теме: «Значение цвета для человека»

2

Раздел 1. Общие вопросы цветоведения.

9

Тема 1.1. Физические основы света и цвета

Содержание учебного материала

3

Определение света и цвета. Связь цвета с температурой. Материализация цвета в окружающих предметах и явлениях. Характеристика световой волны. Цвет - видимая часть световых колебаний. Отражение и поглощение света физическими телами. Восприятие цвета предметов и явлений при различных условиях. Матовые поверхности и блестящие, прозрачные и непрозрачные. Источники света – естественные и искусственные

2

Практические занятия

Практическое занятие  №1. «Спектральные цвета»

1

Тема 1.2. Характеристики цвета

Содержание учебного материала

6

Три основных характеристики цвета: цветовой  тон, светлота и насыщенность. Сравнение цвета по светлоте. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг И.Ньютона – простейшая система цвета. Цветовой шар Рунге. Двойной конус В.Освальда. Международная система измерения цвета

-

Практические занятия

Практическое занятие №2. «Ряд ахроматических цветов»

Практическое занятие №3. «Насыщенность цвета. Построение ряда по насыщенности цвета»

Практическое занятие №4 «Светлота цвета. Построение ряда по светлоте цвета»

Практическое занятие  №5. «Теплые и холодные цвета»

4

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение по теме: «Температура цвета»

2

Раздел 2 Поверхностно-пространственные качества цвета

5

Тема 2.1. Законы смешения цветов.

Содержание учебного материала

3

2

Основные и дополнительные цвета. Три закона смешения цветов. Закономерности изменения насыщенности цвета при механическом смешении. Максимальная и минимальная потеря насыщенности. Аддитивное (слагательное) и субтрактивное (вычитательное) смешение. Пигменты и красители, их свойства. Основные краски в живописи и полиграфии. Цветовые модели.

-

Практические занятия

Практическое занятие №6 «Получение дополнительных цветов первого порядка»

Практическое занятие №7 «Получение дополнительных цветов 2-го порядка»

Практическое занятие №8 «Выполнить разбеливание и приглушение насыщенного тона

3

Тема 2.2 Гармоничные сочетания цвета.

Содержание учебного материала

2

Триады, комплементарные и аналоговые цвета, их свойства. Веера PANTONE для интерьерного дизайна. Гармония и цветовые схемы.

-

Практические занятия

Практическое занятие №9 «Пары комплементарных и аналоговых цветов»

Практическое занятие №10 «Триады цветов»

2

Раздел 3. Цвет и искусственная среда

24

Тема 3.1. Освещенность и назначение помещений

Содержание учебного материала

1

1

Ориентация помещений по сторонам света.

Освещенность и назначение помещений.

Гармоничное сочетание цветов. Цветовые схемы.

1

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

-

Тема 3.2 Дерево в интерьере.

Содержание учебного материала

6

1

Деревянная отделка интерьера: порядок выбора.

Гармоничное сочетание разных видов дерева в интерьере.

Цветовые схемы сочетаний дерева с другой отделкой интерьера.

-

Практические занятия

Практическое занятие №11 «Цветовые схемы сочетаний ореха в интерьере»

Практическое занятие №12 «Цветовые схемы сочетаний ольхи в интерьере»

Практическое занятие №13 «Цветовые схемы сочетаний вишни в интерьере»

Практическое занятие №14 «Цветовые схемы сочетаний зебрано в интерьере»

Практическое занятие №15 «Цветовые схемы сочетаний беленого дуба в интерьере»

Практическое занятие №16 «Цветовые схемы сочетаний дуба рустикаль в интерьере»

6

Самостоятельная работа

-

Тема 3.3 Подбор обоев в интерьере.

Содержание учебного материала

1

1

Выбор цвета и рисунка обоев в интерьере.

Сочетание обоев в интерьере.

Способы комбинирования обоев.

-

Практические занятия

Практическое занятие №17 «Цветовые схемы комбинирования обоев в интерьере»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.4 Светлый интерьер.

Содержание учебного материала

1

1

Светлый интерьер.

Использование фактуры и поверхности в светлом интерьере.

Цветовые схемы светлого интерьера

-

Практические занятия

Практическое занятие №18 «Цветовые схемы светлого интерьера»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.5 Интерьер в синих тонах.

Содержание учебного материала

2

2

Оттенки синего цвета в палитре PANTONE.

Получение основных оттенков синего.

Сочетание оттенков синего с другими цветами спектра.

Цветовые схемы интерьера в синих тонах

1

Практические занятия

Практическое занятие №19. «Цветовые схемы интерьера в синих тонах»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.6 Интерьер в красных тонах.

Содержание учебного материала

2

2

Оттенки красного цвета в палитре PANTONE.

Получение основных оттенков красного.

Сочетание оттенков красного с другими цветами спектра.

Цветовые схемы интерьера в красных тонах

1

Практические занятия

Практическое занятие №20. «Цветовые схемы интерьера в красных тонах»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.7 Интерьер в желтых тонах.

Содержание учебного материала

2

2

Оттенки желтого цвета в палитре PANTONE.

Получение основных оттенков желтого.

Сочетание оттенков красного с другими цветами спектра.

Цветовые схемы интерьера в желтых тонах

1

Практические занятия

Практическое занятие №21. «Цветовые схемы интерьера в желтых тонах»

1

Самостоятельная работа

Тема 3.8 Золотой интерьер.

Содержание учебного материала

1

1

Оттенки золотого цвета в палитре PANTONE.

Сочетание оттенков золотого с другими цветами спектра.

Использование золотого цвета в интерьере.

1

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

-

Тема 3.9 Интерьер в зеленых тонах.

Содержание учебного материала

3

2

Теплые и холодные оттенки зеленого.

Оттенки зеленого цвета в палитре PANTONE.

Получение основных оттенков зеленого

Сочетание оттенков зеленого с другими цветами спектра.

Цветовые схемы интерьера в зеленых тонах

2

Практические занятия

Практическое занятие №22. «Цветовые схемы интерьера в зеленых тонах»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.10 Интерьер в коричневых тонах.

Содержание учебного материала

2

2

Оттенки коричневого цвета в палитре PANTONE.

Получение основных оттенков коричневого.

Сочетание оттенков коричневого с другими цветами спектра.

Цветовые схемы интерьера в коричневых тонах

1

Практические занятия

Практическое занятие №23. Цветовые схемы интерьера в коричневых тонах

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.11 Интерьер в фиолетовых тонах.

Содержание учебного материала

1

1

Оттенки фиолетового цвета в палитре PANTONE.

Сочетание оттенков фиолетового с другими цветами спектра.

Использование фиолетового цвета в интерьере.

-

Практические занятия

Практическое занятие №24 «Цветовые схемы интерьера в фиолетовых тонах»

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.12 Интерьер в розовых тонах.

Содержание учебного материала

1

1

Оттенки розового цвета в палитре PANTONE.

Сочетание оттенков розового с другими цветами спектра.

Использование розового цвета в интерьере.

-

Практические занятия

Практическое занятие №25 Цветовые схемы интерьера в розовых тонах

1

Самостоятельная работа

-

Тема 3.12 Черно-белый интерьер.

Содержание учебного материала

1

1

Сочетание черного и белого в интерьере

Фактуры и поверхности в черно-белом интерьере.

1

Практические занятия

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 4 Восприятие и управление цветом

10

Тема 4.1. Контрасты. Сущность и виды контраста.

Содержание учебного материала

7

2

Контраст как универсальная эстетическая категория и основа гармонии.

Гармонирующее и диссонирующее впечатление от взаимного влияния цветов. Противопоставления. Виды противопоставлений.

Сущность контраста. Контрастные цвета. Контраст по тону.

Контраст светлого и темного. Контраст по размеру цветовых пятен.

Контраст теплого и холодного. Контраст дополнительных цветов.

Симультанный контраст.

Контраст по насыщенности.

-

Практические занятия

Практическое занятие №26. «Контраст по спектральному тону»

Практическое занятие №27 «Контраст светлого и темного»

Практическое занятие №28 «Контраст теплого и холодного»

Практическое занятие №29 «Симультанный контраст»

Практическое занятие №30 «Контраст по насыщенности»

5

Самостоятельная  работа

Сообщение по теме «Способы увеличения и уменьшения силы воздействия контраста.»

2

Тема 4.2. Физиологическое и психологическое воздействие цвета

Содержание учебного материала

3

Особенности восприятия цвета. Психология восприятия цветовых тонов

Функциональная пригодность цвета.

Изменение цвета в зависимости от освещенности

Зрительное изменение пространства цветом.

Пространственное и формообразующее действие цвета.

 «Отступание» и «выступание» цвета, «разъединение» цвета.

Символическое значение цветов

2

Дифференцированный зачет

1


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы технологии отделочных строительных работ»

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия;

технические средства обучения:

- компьютер,

- принтер;

- проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

Основные источники:

1. Р.Е.Арзуманян, И.С.Ищенко, В.А.Неелов. Иллюстрированное пособие для маляров.

2. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учебное пособие для студ. вузов / Н. З. Алиева. - М.: Академия, 2008.

3. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010.

4. Эдвардс Б. Цвет/ пер. с англ. Ю.Е. Андреева. 2-е изд. – Минск: Попурри, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Иттен И. Искусство цвета: пер с нем./ Предисловие Л.Монаховой. –М.: Изд. Д.Аронов, 2000
  2. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере/ Н.Н. Степанов. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985
  3. Цветовая гармония интерьера/ Советы профессионалов: пер с англ. 2000.

Интернет-ресурсы:

DecorStars.ru - Все о декоре и дизайне интерьера

http://www.colorhome.ru – Цвет в интерьере

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Коды формируемых профессиональ-

ных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В результате освоения дисциплины обучающийся  должен уметь:

ОК 1 – ОК 7;

ПК 1.1 – ПК 1.7;

ПК 4.1 – ПК 4.6

Оценка выполненных контрольных, самостоятельных и практических работ, а также рефератов.

Интерпретация результатов наблюдения за действиями во время практических занятий, дискуссий, бесед или деловых игр.

Дифференцированный зачёт по дисциплине в конце обучения

- использовать теоретические положения цветоведения в профессиональной практике

- выполнять работу в пределах поставленной цветовой задачи

- создавать стилизованные изображения с использованием цвета

- использовать теорию цветоведения и художественный язык цветовых отношений

В результате освоения дисциплины обучающийся  должен знать:

ОК.1 – ОК.7;

ПК.1.1 – ПК.1.4;

ПК.3.1 – ПК.3.4

Оценка выполненных контрольных, самостоятельных и практических работ, а также рефератов.

Интерпретация результатов наблюдения за действиями во время практических занятий, дискуссий, бесед или деловых игр. Дифференцированный зачёт по дисциплине в конце обучения

- основные положения теории цветоведения

-художественные и эстетические свойства цвета

 - способы создания цветом объема и пространства

- способы создания цветовой композиции

-основные закономерности создания цветового строя

- физические и физиологические характеристики цвета

- психологию цвета, символику цвета, цветовые ассоциации

- законы восприятия цветов; систематизацию цветов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Цветоведение» Для специальности: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) по виду: «керамика» Специализации «Керамика» с углублённой подготовкой

Рабочая программа учебной дисциплины цветоведение является частью Основной профессиональной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образовани...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...