Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения
статья

Соловьева Елена Александровна

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное образование как мотивирующий фактор самоопределения и профессиональной мобильности современной молодежи

Соловьева Е.А.,

преподаватель ОБПОУ

«Рыльский аграрный техникум»,

г. Рыльск, Курской обл.

На современном этапе трудоустройство и последующая занятость является частью жизни каждого человека, так как рано или поздно каждому молодому человеку необходимо сделать выбор не только куда пойти учиться, но и куда устроиться на работу. Но в настоящее время в связи с явно обозначившимися противоречивыми тенденциями в области труда и занятости существенно затрудняются для личности процессы профессионального самоопределения. Эти тенденции являются в значительной степени следствием возникновения и последующего роста безработицы. Приходится констатировать, что человек все чаще сталкивается со сложными жизненными ситуациями, вынужден планировать свои действия в меняющихся, нестабильных условиях, а свободный выбор им альтернативных жизненных стратегий, связанных в том числе с освоением избранной профессии, становится все более проблематичным.

 Что касается профессионального самоопределения молодежи, то этот процесс происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. Но когда современная молодёжь встаёт перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество других факторов. Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть, родители помогают им в выборе профессии. Это правильно. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может даже помешать определению будущей личности. Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. И в будущем многие юноши и девушки предполагают иметь такие же, если не более благоприятные условия жизни. С этими же мерками они подходят и к профессии [3].

 Современная социальная реальность, характеризующаяся ломкой системы ценностей, отсутствием жёстко структурированных нормативных моделей, своеобразно представлена в сознании подрастающего поколения. Изменились не только социально-экономические нормы и ценности, но и психологические, которые не образуют чётко структурированных моделей поведения, необходимых для усвоения ребёнком. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора в самом широком смысле этого слова, но выбор затрудняется тем, что часто к нему поступает противоречивая информация.

Поэтому возникла необходимость в старшей школе параллельно профильному обучению  реализовывать очень серьезный практико-ориентированный профессиоведческий курс, направленный на формирование ориентации в мире труда, профессий, а также навыков поведения в современных рыночных условиях, формирование профессиональной мобильности и пр. Важной составляющей такого курса должны стать занятия, направленные на самопознание своих возможностей и способностей, а также и ограничений, на выработку навыков саморефлексии, а также практические занятия, направленные на формирование конструктивных паттернов поведения в различных профессиональных и, шире, жизненных ситуациях.

Должны развиваться различные направления профориентационной работы. В настоящее время определились четыре таких направления:

Во-первых, информационное, основной задачей которого является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию.

 Во-вторых, диагностическое, которое основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой клиента, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.

 В-третьих, консультационное, которое основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема молодежи заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием подростка, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п.

 В-четвертых, тренинговое, в котором используются специальные, чаще всего групповые, игры и упражнения с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения.

В литературе профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала. На профессиональный выбор молодых людей оказывает влияние фактор времени. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга [1].

Проведённый нами опрос студентов первых курсов показал, что современные молодые люди при выборе учебного заведения и профессии кроме фактора престижности выделяют материальный фактор («хорошая зарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистов мало»). Полученные же нами ответы на вопрос «Что изменилось в вашем отношении к выбранной специальности за время обучения?» настораживают, так как только 50 % выпускников остались верны своему выбору, 29 % ещё не поняли, правильный ли выбор был ими сделан, а 21 % к последнему курсу осознал, что «данная профессия не для меня».

Проблема профессионального самоопределения студентов – это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы учебных заведений в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности. Успешность профессионального самоопределения студентов зависит не только от усвоенных знаний по изучаемым дисциплинам учебного плана, а и от приобретённых навыков применять эти знания на практике. В связи с этим наличие специальных программ профессионального самоопределения студентов, которые включали бы профессионально насыщенную практику, чётко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры и всё, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов – это веяние сегодняшнего дня.

Ситуация на рынке труда нестабильна: меняется востребованность специальностей, появляются новые профессии. Современная молодежь должна быть готова к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные, другими словами, проявлять профессиональную мобильность.

Профессиональная мобильность молодежи-перемещение молодежи, складывающееся из социальных перемещений отдельных ее индивидов в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения их социальных статусов.

Профессиональная мобильность представляет собой карьерный лифт, который движется и снизу вверх, и сверху вниз, представляя множество вариаций для самореализации. Наиболее интенсивному профессиональному перемещению профессиональных групп и отдельного индивида способствуют различные факторы и каналы профессиональной мобильности: факторами групповой профессиональной мобильности являются: социальные реформы, революции, войны, научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, структурные и институциональные изменения в экономике.

В современном обществе возрастает интенсивность профессиональной мобильности, усиливается ее индивидуализированный характер.

Каналами индивидуальной профессиональной мобильности являются профессиональное образование (среднее, высшее, переподготовка, повышение квалификации, самообразование), эффективное использование результатов образования, опыт и результаты профессиональной деятельности, личностный потенциал, семья, личные связи. На профессиональной мобильности молодого человека сказывается, во-первых, сформированность его личности, развитость его способностей и социальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, во-вторых, непосредственная профессиональная подготовка, уровень полученной квалификации. В то же время молодойчеловек может не иметь работы по полученной специальности, но обрести высокий профессиональный статус в другой сфере деятельности. В этом случае огромное значение имеет личностный потенциал молодого человека, его способность реализовывать знания, умения, навыки в различных видах деятельности, овладевать новыми профессиональными компетенциями [2].

Из вышеперечисленного мы видим, что для каждого выпускника профессиональное самоопределение - это выбор не только специальности, но и определение уровня квалификации будущего труда. Выбор каждой из этих составляющих имеет ограниченность, которая определяется социальным статусом выпускников и условиями для возможности социальной мобильности. Также очевидна относительная самостоятельность выпускников в профессиональном выборе, поскольку, воспитываясь и образовываясь в социуме, выпускники средних образовательных учебных заведений во многом находятся под его влиянием. Ситуация на рынке труда нестабильна: меняется востребованность специальностей, появляются новые профессии. Современная молодежь должна быть готова к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии [4].

Список литературы:

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. –  М., 2009.

2. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М., 2009.

3.Сорокин, П. А. (1992) Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат. 543 с.;

4. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...

«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»

В данной публикации рассматриваются вопросы взаимодействия с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования...

Презентация " Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения."

Презентация предназначена для преподавателей профессионального цика для формирования общих и профессиональныых компетенций...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....