Создание мотивации успеха у курсантов специальности УВД на занятиях по английскому языку.
статья на тему

Статья на тему: "Создание мотивации успеха у курсантов специальности УВД на занятиях по английскому языку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Создание мотивации успеха у курсантов специальности УВД на занятиях по английскому языку.

Курвякова О.В.

Каждый учитель хочет, чтобы его обучаемые хорошо учились, с интересом и желанием занимались по его предмету. Но подчас учителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у курсантов положительной мотивации к получению знаний?

Учителя знают, что нельзя успешно учить, если обучаемый относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед учителем стоит задача по формированию и развитию у студентов положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

Мотивация…Мотив… (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы обучаемый по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих студентов (в нашем случае курсантов) высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость

Мотивационная сфера состоит из идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации обучаемых.

Рассмотрим частный случай мотивации - учебную мотивацию. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя. Мы нередко сталкиваемся с тем, что курсанты на занятиях отвлекаются, иногда шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Стандартным способом для многих учителей является попытка стимулировать учебную активность нерадивых курсантов плохими оценками, но и это не всегда помогает. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют следующие уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно- познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.

Мотивационная сфера учения определяется следующими понятиями:

- Смысл учения – внутреннее отношение курсанта к учению.

- Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

-  Постановка целей – это направленность курсанта на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

- Эмоции – реакция курсанта на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности обучаемого, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

-  Интересы – познавательно-эмоциональное отношение курсанта к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности курсантов.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими обучаемыми и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к обучаемым, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации курсантов. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз курсант пришел в колледж, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью обучаемых движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 принципах. Три принципа учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Принцип 1

Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность курсантов. Они дают замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

 Принцип 2

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») —

Почему ты должен учить английский язык? Большинство курсантов понимают это как обязанность, обязательное условие получения допуска к работе. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Необходимое ощущение свободы может быть достигнуто, например, путем выбора задания, темы презентации и т.д.

Принцип 3

Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Обучаемый хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, мы должны верить, что можем учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому обучаемому. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая курсантов, планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Ощущение успешности позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса. Такая деятельность ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, развивает способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом. Занятия организуются таким образом, чтобы на уроке обучаемые говорили, рассуждали, овладевали способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения. Формируются равные по силе группы, при этом между обучаемыми возникают более широкие контакты, они совместно переживают за решение задачи. Обучаемые лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включающих базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне. 

Итак, сделаем вывод, какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1.Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и самому процесс умственного труда способствует такая организация обучения, при которой обучаемый вовлекается в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для проявления интереса к изучаемому предмету, необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучаемых. Связь изучаемого с интересами, уже существующими у курсанта ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

4. Обучение должно быть трудным и посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа обучаемых, тем интереснее им работать.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих студентов независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения поощрения, понимания и поддержки.

7. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

8. Создание на уроке ситуации успеха для обучаемых. Самый простой способ для создания успеха – определенность домашнего задания. Курсанты должны четко знать, если они выполнят домашнее задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого каждый урока оговаривается, что и как нужно сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

План-конспект занятия по английскому языку для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок IV курс Тема "Bunkering"(Бункеровка)

Данный конспект разработан для проведения урока-обобщения и систематизации знаний по теме Бункеровка на IVкурсе специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.Большое внимание на...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются следующие способы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов СПО с низким уровнем языковой подготовки: решение ситуационных задач....

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме В терапевтическом отделении, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме В терапевтическом отделении, специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...

Методическая разработка открытого учебного занятия по английскому языку "Покупка инструментов и оборудования для моториста, судомеханика. Специальные вопросы"

Учебное занятие по содержанию этой методической разработки было проведено 09.02.2024 года  в рамках декады гуманитраных и естественно-научных дисциплин, организованной в колледже. Соответствует т...