Методическая разработка урока на тему: "Инфекции, передаваемые половым путем"
методическая разработка на тему
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине
"Основы безопасности жизнедеятельности"
Тема занятия: «Инфекции, передаваемые половым путем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_ippp.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный алгоритм методической разработки
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Инфекции, передаваемые половым путем»
Цели: Цель урока – сформировать у учащихся необходимые знания о проблеме ЗППП и личной ответственности за свое поведение.
Обучения: сформировать понятие «заболевания, передаваемые половым путем», рассмотреть кто относится к «группе риска» по данным заболеваниям, причины, профилактику ЗППП;
Воспитания: Способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью; осознание степени риска заболеваниями, которые передаются половым путем.
Развития: развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.
В результате изучения темы обучающийся должен:
Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
Знать: основные ИППП, причины их распространения, пути передачи ИППП и меры безопасности.
Тип занятия : урок изучения новой темы.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формируемые профессиональные компетенции
ПК 1.1. выполнить регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2.Подготовить почвообрабатывающие машины
ПК 1.3. Подготовить посевные, посадочные машины и машины по уходу посевами.
ПК 1.4. Подготовить уборочные машины.
ПК 1.5. Подготовить машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготовить рабочие и вспомогательные оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определить рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно- тракторном агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно- тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4.Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно- тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителя.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителя.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно- отчетную документацию.
Методы обучения: Учебная лекция
Форма обучения: очная
Средства обучения: компьютер, карточки степени риска заражения ИППП, стаканы с водой, йод.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (зависит от типа урока, ПРИМЕРНЫЙ)
Основное содержание учебного материала | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Метод деятельности | Средства | Формы деятельности |
1. Организация начала занятия | Приветствие. Проверка списочного состава класса. | ||||
2. Подготовка к основному этапу. Мотивация деятельности | В ходе урока мы изучим основные ИППП. Познакомиться с причинами их распространения и обсудим меры профилактики. Общая оценка за урок будет складываться из того как вы будите работать на уроке при изучении новой темы и как качественно будет написан конспект урока. В конце урока будет самостоятельная работа, за которую все получите оценки. | ||||
3. Активизация знаний обучающихся | |||||
4. Первичное усвоение новых знаний | Тема: Инфекции передаваемые половым путем. Цель урока: познакомить студентов с основными инфекциями передаваемые половым путем. Ход урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными инфекциями передаваемые половым путем. В ходе урока познакомимся с
Общая оценка за урок будет складываться из того, как вы будите работать на уроке при изучении новой темы и как качественно будет написан конспект. В конце урока закрепим урок игрой. 3.Изучение новой темы. В сегодняшней жизни очень актуальной считается тема сексуальной морали, а вместе с тем и тема болезней передающихся половых путем. Современная молодежь не обращает должного внимания на эту проблему, хотя ситуация в стране, да и в мире вообще, довольно-таки плачевна и оставляет желать лучшего. История венерических заболеваний начала свой рассвет после 1945 года, сразу повысилась частота возникновения заболеваний передающихся половым путём во всех странах, не только в России. С помощью использования антибиотиков эта волна снизилась. Но в начале 50-х годов частота заражения сифилисом и гонореей начала расти и в 70-е года в некоторых странах достигла размеров эпидемии. Обычно заболевания передающиеся половым путём затрагивают людей различных возрастов и любых социальных групп. Чаще всего заражаются люди молодого возраста и подростки, пик приходится на возраст 20-24 года. На распространение венерических заболеваний влияет целый комплекс факторов. Во — первых в настоящее время молодые люди начинают свою половую жизнь очень рано, и меняют одного партнёра за другим довольно часто. Во — вторых молодежь не думает во время полового акта о предохранении, которое защищает не только от нежелательной беременности, но и от заболеваний передающихся половым путём. Не менее важно, что данные заболевания могут привести к мужскому бесплодию. Венерические болезни (от Венера – богиня любви и красоты в римской мифологии) – это группа инфекционных болезней, возбудители которых передаются преимущественно половым путём. Какие инфекции передаваемые половым путем вы знаете? Хламидиоз — болезнь, возбудителем которой является микроорганизм, называемый хламидией (он, как и гонококк, паразитирует преимущественно в половых и мочевыделительных органах). Симптомы появляются через 1—4 недели после заражения. У мужчин они те же, что и при гонорее. У женщин хламидиоз часто протекает незамеченным. Хламидиоз часто протекает без выраженных признаков или вообще никак не проявляется. Самая распространенная ИППП среди молодежи! Причина заболевания – микроорганизмы - хламидии. Самое опасное осложнение хламидиоза – БЕСПЛОДИЕ!! Пути передачи: • Половой (при незащищенных половых контактах) • Хламидиоз НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ в банях, бассейнах и других общественных местах!!! У мужчин симптомы наличия хламидийной инфекции проявляются вначале, в большинстве случаев, как легкое воспаление мочеиспускательного канала затяжного (хронического) течения — уретрит, который продолжается не менее нескольких месяцев. У мужчин могут появиться скудные стекловидные выделения из мочеиспускательного канала. При мочеиспускании могут отмечаться зуд и жжение. !!! Могут быть разные боли, в основном несильные: болеть может в мочеиспускательном канале, в мошонке, в пояснице, в яичках. Может повыситься температура — до 37 градусов, мужчина может ощущать общую слабость — следствие интоксикации. Может наблюдаться помутнение мочи, наличие в ней гнойных нитей. У некоторых мужчин могут даже появляться кровянистые выделения в конце мочеиспускания или при семяизвержении. СПИД- это синдром приобретенного иммунного дефицита- вирусная болезнь, характеризующаяся поражением иммунной системы организма. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. СПИД впервые был зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет гомосексуальной ориентации. СПИД быстро получил эпидемическое распространение. В первое время после инфицирования, ВИЧ ничем себя не проявляет, но при этом постепенно разрушает иммунную систему человека. Это происходит постепенно, в течение нескольких (до 10–15) лет. Когда иммунная система перестает работать, развивается СПИД. Это последняя стадия ВИЧ-инфекции. При СПИДе даже безобидные для здорового человека инфекции могут привести к смерти. Главной причиной заболеваемости и смертности от СПИДа является не сам вирус, а другие инфекции и заболевания, которым организм не может сопротивляться в результате действия ВИЧ-инфекции. Единственный путь борьбы со СПИДом- профилактика. Пути передачи: Первый путь- половой контакт с инфицированным человеком. ВИЧ может передаваться от мужчины к женщине, от женщины к мужчине, от мужчины к мужчине и от женщины к женщине. Второй путь- попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом человека в организм здорового. Это может произойти при переливании крови( гемотрансфузионный) инфицированных ВИЧ доноров или при использовании не стерильных медицинских инструментов. Третий путь- передача осуществляется от инфицированной СПИДом матери ребёнку. Это может случиться во время беременности. ВИЧ проникает через плаценту в плод. В процессе родов, во время прохождения ребёнка через родовые пути матери ВИЧ вместе с кровью может попасть в организм новорождённого через легко ранимую кожу. Но В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬСЯ. !!! Периоды ВИЧ-инфекции Инкубационный период продолжается от 3 дней до нескольких месяцев Период первичных проявлений длится от нескольких дней до 2,5 месяца, но может затянуться до 1 года. Период вторичных проявлений продолжается от нескольких месяцев до 8-10 лет. Период поражений продолжается от нескольких месяцев до 3-5 лет. Главной причиной заболеваемости и смертности от СПИДа является не сам вирус, а другие инфекции и заболевания, которым организм не может сопротивляться в результате действия ВИЧ-инфекции. СИФИЛИС - Считается самой страшной венерической болезнью. Возбудитель – бледная трепонема, имеющая вид спиралеобразной нити, попадает в кровь не только половым путём, но и через порезы, ссадины, даже поцелуи, пользование предметами домашнего обихода (зубная щётка, ложка). Запущенные виды сифилиса приводят к параличу и слепоте, из-за размягчения костей нос у больного проваливается, а начинается все с образования твердого шанкра (язвы округлой или овальной формы) в месте внедрения возбудителя ( на половых органах, на губах, языке). Необходимо помнить, что чем раньше начнется лечение, тем выше гарантия полного выздоровления. Признаки заболевания проявляются через 3-4 недели после контакта. Периоды заболевания: Первичный период характеризуется появлением эрозии или язвы (твёрдый шанкр) на месте внедрения трепонемы, чаще всего в области половых органов. Продолжительность 3-5 недель. Вторичный период (через 1-2 месяца). Появляется сыпь на коже туловища, подошв, ладонях, слизистой оболочке половых органов, постоянные головные боли, боли в костях, увеличиваются лимфатические узлы. Продолжительность 3-8 недель. Третичный период характеризуется поражением кожи и слизистой оболочки, внутренних органов, костей, нервной системы, теряется чувствительность ног, поражаются зубы, проваливается нос. Продолжительность до нескольких десятков лет. Инкубационный период – время от момента заражения до возникновения первых клинических симптомов болезни. Гонорея - венерическое заболевание, вызываемое гонококком. Инкубационный период в среднем составляет 3-6 дней. Признаки заболевания: появляются обычно в форме уретрита (воспаление мочеиспускательного канала), боль и резь во время мочеиспускания, обильные гнойные выделения из мочеиспускательного канала, воспаление, частые позывы к мочеиспусканию. Во время полового контакта гонококк попадает на слизистую оболочку половых органов и мочеиспускательного канала и вызывает местное воспаление. Возможно и бытовое заражение через инфицированные предметы домашнего обихода — общие с больным постель, белье, мочалку, полотенце и т. д Если заболевание не лечить, то возбудителем поражаются суставы, сердце, мозг. Профилактика: после случайного полового контакта тщательно обмыть тёплой водой с мылом половые органы и прилегающие области, обработка и спринцевание раствором перманганата калия, профилактический медосмотр (мазок на гонококки), использование презервативов. Периоды заболевания:
Генитальный герпес – язвенное поражение половых органов, возбудителем которого является вирус простого герпеса (заболевание, характерное пузырьковыми высыпаниями на коже). Передаётся половым путём и вызывает болячки и язвы на половых органах и вокруг них. Существуют два типа вируса: I тип чаще вызывает герпетическую лихорадку (простуду) на губах и крыльях носа, но может быть причиной высыпаний на половых органах и в анальной области (при орально-генитальных сексуальных контактах. II тип ответственен за поражение генитально-анальной области. Признаки заболевания:
Эффективность лечения простого герпеса во многом зависит от сроков начала лечения: чем раньше оно начато, тем эффективнее. 2.Общие правила профилактики
Важно помнить!!! Очень часто ИППП протекают скрыто и могут быть обнаружены только с помощью специального обследования! Если у одного из партнеров выявлены ИППП, лечиться необходимо ОБОИМ партнерам! Самопроизвольного выздоровления от ИППП не бывает. 3.Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией, предусмотренная ст. 122 УК РФ:
Делая вывод всему изложенному выше можно сказать, что получение удовольствия не стоит его последствий. Ведь лучше профилактика, чем лечение. А профилактика проста — безопасный секс (использование презервативов), всегда один партнёр, и имейте "голову на плечах"! Закрепление темы: «Игра с водой». Задача: Продемонстрировать некоторые причины быстрого распространения ВИЧ- инфекции. Материалы: стаканчик с водой по количеству участников, крахмал, йод. До начала упражнения стаканчики ставятся на стол, в один из них добавляется крахмал. Инструкция: Вступление ведущего: «У каждого из нас стаканчик с водой ( вода в стаканчиках символизирует кровь и другие биологические жидкости организма человека). Представим , что все мы - на вечеринке. Мы чувствуем себя очень свободно и введем себя соответственно: у нас принято, не задумываясь вступать в сексуальные отношения, совместно употреблять наркотики. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и общаемся. Необходимо за 3 минуты вступить в контакт как можно большим числом привлекательных для нас людей. Сексуальные контакты будут изображаться обменом водой из стаканчиков» Участники в течение трех минут из стакана в стакан переливают друг другу небольшие количества воды. Ведущий: «Вечеринка закончилась. Через некоторое время мы узнали, что у одного из нас ВИЧ. Нам предлагают пройти тестирование. Тем, кто готов пройти тест, капаем в стаканчик йод» Вода, в которой присутствовал крахмал, окрашивается в сине- фиолетовый цвет. практически у всех участников вода окрашивается. Обсуждение: В начале вечеринки крахмал был только в одном стаканчик. А сейчас он практически во всех. Это ситуация демонстрирует скорость распространения ВИЧ- инфекции. Что вы почувствовали, когда увидели результат? Что каждый из нас мог сделать, чтобы избежать инфицирования? Итог урока: Что узнали для себя нового? Как вы думаете, полезными ли будут для вас новые знания? Что показалось вам страшным? Выставление и комментирование оценок. | ||||
5. Первичная проверка понимания. (выполнение практического задания) | «У каждого из нас стаканчик с водой ( вода в стаканчиках символизирует кровь и другие биологические жидкости организма человека). Представим , что все мы - на вечеринке. Мы чувствуем себя очень свободно и введем себя соответственно: у нас принято, не задумываясь вступать в сексуальные отношения, совместно употреблять наркотики. Сейчас самый разгар вечера, мы веселимся и общаемся. | «игра с водой» | Карточки. Стаканы с водой. | 1.Задания с карточками. 2. «Игра с водой» | |
6. Контроль усвоенных знаний и освоенных умений | 1. С какими венерическими инфекциями мы сегодня познакомились? 2. Какие меры безопасности необходимо соблюдать? | Ответы обучающихся. | |||
7. Подведение итогов занятия | Выставление и комментирование оценок. |
| |||
8. Информация о домашнем задании | Стр. 267, ответить на вопросы. | ||||
9. Рефлексия | Что узнали для себя нового? Как вы думаете, полезными ли будут для вас новые знания? Что показалось вам страшным? |