Рабочая программа Дозиметрист
рабочая программа на тему

Маркелова Ирина Сергеевна

ПМ. 05 выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК1.способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ПК2.способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности

ПК3.владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ПК4. способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области.

ПК5. Способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке дозиметристов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_05_dozimetrist.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО ДОЗИМЕТРИСТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ200201 «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ       ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ»

(базовая)

2014

ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

 естественнонаучных дисциплин

протокол №_______

от _____________________ 201__г.

Зав.кафедрой ___________ /Лосева Т.А.

                                              (подпись)                    

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка)

Заместитель директора по учебно-методической   работе       _____________ /Фомина О.В./

                                              (подпись)                       (Ф.И.О.)

Составитель:

Маркелова Ирина Сергеевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

  1. Структура и содержание профессионального модуля

  1. Условия реализации рабочей программы профессионального модуля

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК1.способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ПК2.способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности

ПК3.владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ПК4. способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области.

ПК5. Способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке дозиметристов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: Определения мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов. Определения чувствительности радиометрических и дозиметрических приборов. Проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д. Ведения первичной документации.

Уметь :проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д.

Вести первичную документацию.

 Осуществлять контроль защиты рабочих мест от излучения.

Определение мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов.

Осуществлять контроль радиационной безопасности.

Определять чувствительность радиометрических и дозиметрических приборов.

Радиометрические и дозиметрические измерения по видам излучения с помощью аппаратуры.

Обработка результатов радиометрических и дозиметрических измерений.

Оформлять диаграммы, графики, таблицы, карты.

Проводить радиометрическую съемку территории.

Осуществлять контроль за радиационно-опасными работами.

знать: элементарные сведения о строении атома, о радиоактивности, основные свойства ионизирующих излучений и методы их регистрации; способы и средства защиты от поражающего действия ионизирующих излучений; устройство дозиметрических и радиометрических приборов средней сложности и методы контроля их чувствительности; методы дозиметрических и радиометрических измерений средней сложности; способы отбора, приготовления и измерения проб внешней среды; методику проведения радиометрической съемки территории.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:

всего – 160 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 30 часа;

- лабораторной работы обучающегося – 60 часов;

- учебной и производственной практики – 72 часов

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по стандарту, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК 2

способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности

ПК 3

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ПК 4

способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области.

ПК 5

Способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета.

ОК 1

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 2

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 3

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 4

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 5

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план раздела профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности), часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

вт.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

вт.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

вт.ч., курсовая работа (проект),

часов

семестр

семестр

ПК1.ПК4

 ПК2. ПК3.

 ПК5.

Раздел 1. Радиоактивность и основные свойства ионизирующих излучений.

70

40

30

15

Раздел 2.  Устройство дозиметрических и радиометрических приборов и проведение радиометрической съемки территории.

80

50

30

15

Производственная практика (по профилю специальности)

-

ВСЕГО:

180

90

60

30

72

-


3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

ПМ 05. Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист

                МДК 05.01.

Раздел 1. Радиоактивность и основные свойства ионизирующих излучений.

Тема1.1Ядерная модель атома

Тема 1.2 Явление радиоактивности.

Тема1.3 Естественные   и   техногенные  источники  радиации

Тема 1.4Взаимодействие излучения с веществом

Тема 1.5Радиоактивные семейства

Тема 1.6Ядерные реакторы

Содержание

70

Историческая справка о развитии атомных представлений. Размеры атомов.

Ядерная модель атома.

Классический анализ рассеяния тяжелых заряженных частиц на ядрах атомов.

4

**

 Явление радиоактивности.

 Виды ионизирующих излучений. Единицы измерения.

Теория Бора. Постулаты

 Гипотеза Планка и ее противоречие классическим представлениям

8

***

Практические занятия.

Лабораторные работы 1-2

«Решение ситуационных задач на использование закона радиоактивного распада».

«Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений.»

6

***

Первичное и   вторичное  космическое   излучение;    естественная     радиоактивность

Взаимодействие заряженных частиц со средой. Пробеги частиц. Радиационные потери энергии электронами. Механизмы воздействия гамма-излучения с веществом. Взаимодействие нейтронов со средой. Период полураспада. Постоянная распада

Дозы: экспозиционная, эквивалентная, поглощенная. Мощность дозы.

2

14

***

Практические занятия

Лабораторные работы 3-4

«Проникающая способность ионизирующих излучений и особенность их взаимодействия с веществом.»

«Дозовые единицы и их измерения»

6

***

Радиоактивные семейства. Изотопы

4

Лабораторная работа 5

Определение константы распада по радиоактивности

4

***

Типы ядерных реакторов. Характеристика реакторов типа ВВЭР, РБМК, реакторы на быстрыхнейтронах. Топливо, устройство ядерного реактора. Материалы, используемые длязамедления нейтронов и защиты от излучения.

 Экологический риск. Перегрузка топлива.

Зарубежные аналоги. Схемы ЯТЦ. Преимущества и недостатки открытого и закрытого ЯТЦ.

Решение проблемы радиоактивных отходов.(низкой и средней активности, высокой активности).

Лабораторные работы 6-9

«Измерение объемной активности и расчёт эквивалентной равновесной активности радона»

Решение ситуационных задач

Защита от ионизирующего излучения

Накопление радионуклидов в различных средах

8

14

**

Раздел 2.  Устройство дозиметрических и радиометрических приборов и проведение радиометрической съемки территории.

Тема 2.1 Измерительные приборы.

Тема2.2Документация дозиметрического контроля

Тема 2.3 Международные аспекты ядерной безопасности

Тема 2.4.Радиационная безопасность персонала и населения при эксплуатации

техногенных источников излучения

Тема 2.5 Экологическая геофизика

Содержание

90

Дозиметры, рентгенметры. Радиометры. Ионизационные камеры. Газоразрядные счетчики.

12

***

Практические занятия.

Лабораторные работы 10-12

«Оценка радиоактивного загрязнения продуктов питания»

«Оценка радиоактивного загрязнения строительных материалов» «Определение мощностей экспозиционной и эквивалентной доз облучения»

12

***

Радиометрическая съемка территорий. Документация дозиметрического контроля внешнего гамма-излучения. Форма ведения журнала учета индивидуального дозиметрического контроля внешнего гамма-излучения.

Документация измерений на счетчике излучения человека. Форма ведения журнала учета индивидуального дозиметрического контроля на счетчике излучения человека

10

Практические занятия.

Лабораторные работы 13-18

«Оценка радиоактивного загрязнения продуктов питания»

 «Оценка радиоактивного загрязнения строительных материалов» «Определение мощностей экспозиционной и эквивалентной доз облучения» «Определение концентрации сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ»

 «Оценка химической обстановки в чрезвычайных ситуациях»

«Оценка устойчивости работы промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях»

22

***

Основные нормы безопасности, ОНБ

  Профессиональное облучение от внешних источников

  Профессиональное облучение от поступления радионуклидов

  Защита

  Аварии

  Обращение с высокоактивными радиоактивными отходами

 Обращение с РАО перед их захоронением

Нормы безопасности МАГАТЭ

Радиационная безопасность России

10

**

Классификация радиационных объектов по потенциальной опасности

 Размещение радиационных объектов и зонирование территорий.

 Проектирование радиационных объектов

Организация работ с источниками излучения

 Поставка, учет, хранение и перевозка источников излучения

 Вывод из эксплуатации радиационных объектов (источников излучения)

 Работа с закрытыми источниками излучения и устройствами, генерирующими ионизирующее излучение

 Работа с открытыми источниками излучения (радиоактивными веществами)

Санитарно - технические системы обеспечения работ с открытыми источниками излучения

Санпропускники и саншлюзы

Обращение с материалами и изделиями, загрязненными или содержащими радионуклиды

 Обращение с радиоактивными отходами

Производственный контроль при работе с техногенными источниками излучения

 Методы и средства индивидуальной защиты и личной гигиены

10

**

Тепловое поле Земли и его циклические изменения. Региональные, поисково-

разведочные и инженерно- гидрогеологические термические исследования

8

**

Самостоятельная работа.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ

Учебная практика

Виды работ: Определения мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов. Определения чувствительности радиометрических и дозиметрических приборов.  Проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д. Ведения первичной документации.

72

Производственная практика

Виды работ:


4.Условия реализации программы профессионального модуля

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий по физике и геохимии.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска

Технические средства обучения: компьютер, теле-видеоаппаратура, интерактивная доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья

На лабораторию:

--радиометра срп-88-01

--Индикатор-сигнализатор типа ДП-63

--Индикатор радона СИРАД-МР106

--Дозиметр ДРГ-01Т1

Реализация программы дисциплины предполагает обязательную учебную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: аудио-видеоаппаратура, компьютеры, калькуляторы, чертежные принадлежности

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

Юрасова Т.И.Основы радиационной безопасности.Учебное пособие - Москва: АТиСО, 2008.- 155 с.Усманов С.М. Радиация: Справочные материалыM.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176с.Дозиметрия ионизирующих излучений М. М. Комочков

(Учебное пособие для студентов ВУЗов) 1998г

Дополнительная литература

Белозерский Г.Н. Радиационная экология Учебник. — СПб.: 2006. — 466 стр.

Пивоваров Ю.П. Радиационная экология: Учеб. пособие для студ. вузовМ.: Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.

Эйзенбад М. Радиоактивность внешней среды Монография. — М.: Атомиздат,1967. — 315 с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин: физика, химия,биология, геоэкология.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав -дипломированные специалисты преподаватели междисциплинарных курсов.

Мастера: опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

        

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых профессиональных компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Определение мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов

ПК1,ПК3

Решение практических задач

Демонстрация сформированных компетенций на квалификационном экзамене.

использование нормативных правовых документов в своей профессиональной деятельности

ПК2

Решение практических задач

использование информационных технологий, в том числе современных средств компьютерной графики в своей предметной области. Составление отчетов по результатам работы.

ПК4, ПК5

Составление профессионально-грамотного документа с использованием компьютерных технологий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения)

Коды формируемых общих компетенций

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работа в команде.

ОК1, ОК3, ОК4

Умение работать сообща. Конструктивно использовать полученную информацию, для решения профессиональных задач.

Демонстрация сформированных компетенций во время учебной практики

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК2

Использование средств во время работы

Непрерывное совершенствование в профессии

ОК5

Изучение новых технологий, использование дополнительных источников литературы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...