Рабочая программа Дозиметрист
рабочая программа на тему
ПМ. 05 выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
ПК2.способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности
ПК3.владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
ПК4. способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области.
ПК5. Способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке дозиметристов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО ДОЗИМЕТРИСТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ200201 «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ»
(базовая)
2014
ОДОБРЕНА на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин протокол №_______ от _____________________ 201__г. Зав.кафедрой ___________ /Лосева Т.А. (подпись) | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка) Заместитель директора по учебно-методической работе _____________ /Фомина О.В./ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель: Маркелова Ирина Сергеевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий». |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
ПК2.способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности
ПК3.владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
ПК4. способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области.
ПК5. Способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке дозиметристов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: Определения мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов. Определения чувствительности радиометрических и дозиметрических приборов. Проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д. Ведения первичной документации.
Уметь :проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д.
Вести первичную документацию.
Осуществлять контроль защиты рабочих мест от излучения.
Определение мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов.
Осуществлять контроль радиационной безопасности.
Определять чувствительность радиометрических и дозиметрических приборов.
Радиометрические и дозиметрические измерения по видам излучения с помощью аппаратуры.
Обработка результатов радиометрических и дозиметрических измерений.
Оформлять диаграммы, графики, таблицы, карты.
Проводить радиометрическую съемку территории.
Осуществлять контроль за радиационно-опасными работами.
знать: элементарные сведения о строении атома, о радиоактивности, основные свойства ионизирующих излучений и методы их регистрации; способы и средства защиты от поражающего действия ионизирующих излучений; устройство дозиметрических и радиометрических приборов средней сложности и методы контроля их чувствительности; методы дозиметрических и радиометрических измерений средней сложности; способы отбора, приготовления и измерения проб внешней среды; методику проведения радиометрической съемки территории.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:
всего – 160 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 30 часа;
- лабораторной работы обучающегося – 60 часов;
- учебной и производственной практики – 72 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по стандарту, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК 2 | способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности |
ПК 3 | владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий. |
ПК 4 | способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области. |
ПК 5 | Способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета. |
ОК 1 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 2 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 3 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 4 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 5 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план раздела профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | вт.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | вт.ч., курсовая работа (проект), часов | семестр | семестр | ||||
ПК1.ПК4 ПК2. ПК3. ПК5. | Раздел 1. Радиоактивность и основные свойства ионизирующих излучений. | 70 | 40 | 30 | 15 | |||||
Раздел 2. Устройство дозиметрических и радиометрических приборов и проведение радиометрической съемки территории. | 80 | 50 | 30 | 15 | ||||||
Производственная практика (по профилю специальности) | - | |||||||||
ВСЕГО: | 180 | 90 | 60 | 30 | 72 | - |
3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
ПМ 05. Выполнение работ по профессии рабочего дозиметрист | |||
МДК 05.01. | |||
Раздел 1. Радиоактивность и основные свойства ионизирующих излучений. Тема1.1Ядерная модель атома Тема 1.2 Явление радиоактивности. Тема1.3 Естественные и техногенные источники радиации Тема 1.4Взаимодействие излучения с веществом Тема 1.5Радиоактивные семейства Тема 1.6Ядерные реакторы | Содержание | 70 | |
Историческая справка о развитии атомных представлений. Размеры атомов. Ядерная модель атома. Классический анализ рассеяния тяжелых заряженных частиц на ядрах атомов. | 4 | ** | |
Явление радиоактивности. Виды ионизирующих излучений. Единицы измерения. Теория Бора. Постулаты Гипотеза Планка и ее противоречие классическим представлениям | 8 | *** | |
Практические занятия. Лабораторные работы 1-2 «Решение ситуационных задач на использование закона радиоактивного распада». «Прямое и косвенное действие ионизирующих излучений.» | 6 | *** | |
Первичное и вторичное космическое излучение; естественная радиоактивность Взаимодействие заряженных частиц со средой. Пробеги частиц. Радиационные потери энергии электронами. Механизмы воздействия гамма-излучения с веществом. Взаимодействие нейтронов со средой. Период полураспада. Постоянная распада Дозы: экспозиционная, эквивалентная, поглощенная. Мощность дозы. | 2 14 | *** | |
Практические занятия Лабораторные работы 3-4 «Проникающая способность ионизирующих излучений и особенность их взаимодействия с веществом.» «Дозовые единицы и их измерения» | 6 | *** | |
Радиоактивные семейства. Изотопы | 4 | ||
Лабораторная работа 5 Определение константы распада по радиоактивности | 4 | *** | |
Типы ядерных реакторов. Характеристика реакторов типа ВВЭР, РБМК, реакторы на быстрыхнейтронах. Топливо, устройство ядерного реактора. Материалы, используемые длязамедления нейтронов и защиты от излучения. Экологический риск. Перегрузка топлива. Зарубежные аналоги. Схемы ЯТЦ. Преимущества и недостатки открытого и закрытого ЯТЦ. Решение проблемы радиоактивных отходов.(низкой и средней активности, высокой активности). Лабораторные работы 6-9 «Измерение объемной активности и расчёт эквивалентной равновесной активности радона» Решение ситуационных задач Защита от ионизирующего излучения Накопление радионуклидов в различных средах | 8 14 | ** | |
Раздел 2. Устройство дозиметрических и радиометрических приборов и проведение радиометрической съемки территории. Тема 2.1 Измерительные приборы. Тема2.2Документация дозиметрического контроля Тема 2.3 Международные аспекты ядерной безопасности Тема 2.4.Радиационная безопасность персонала и населения при эксплуатации техногенных источников излучения Тема 2.5 Экологическая геофизика | Содержание | 90 | |
Дозиметры, рентгенметры. Радиометры. Ионизационные камеры. Газоразрядные счетчики. | 12 | *** | |
Практические занятия. Лабораторные работы 10-12 «Оценка радиоактивного загрязнения продуктов питания» «Оценка радиоактивного загрязнения строительных материалов» «Определение мощностей экспозиционной и эквивалентной доз облучения» | 12 | *** | |
Радиометрическая съемка территорий. Документация дозиметрического контроля внешнего гамма-излучения. Форма ведения журнала учета индивидуального дозиметрического контроля внешнего гамма-излучения. Документация измерений на счетчике излучения человека. Форма ведения журнала учета индивидуального дозиметрического контроля на счетчике излучения человека | 10 | ||
Практические занятия. Лабораторные работы 13-18 «Оценка радиоактивного загрязнения продуктов питания» «Оценка радиоактивного загрязнения строительных материалов» «Определение мощностей экспозиционной и эквивалентной доз облучения» «Определение концентрации сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ» «Оценка химической обстановки в чрезвычайных ситуациях» «Оценка устойчивости работы промышленного объекта в чрезвычайных ситуациях» | 22 | *** | |
Основные нормы безопасности, ОНБ Профессиональное облучение от внешних источников Профессиональное облучение от поступления радионуклидов Защита Аварии Обращение с высокоактивными радиоактивными отходами Обращение с РАО перед их захоронением Нормы безопасности МАГАТЭ Радиационная безопасность России | 10 | ** | |
Классификация радиационных объектов по потенциальной опасности Размещение радиационных объектов и зонирование территорий. Проектирование радиационных объектов Организация работ с источниками излучения Поставка, учет, хранение и перевозка источников излучения Вывод из эксплуатации радиационных объектов (источников излучения) Работа с закрытыми источниками излучения и устройствами, генерирующими ионизирующее излучение Работа с открытыми источниками излучения (радиоактивными веществами) Санитарно - технические системы обеспечения работ с открытыми источниками излучения Санпропускники и саншлюзы Обращение с материалами и изделиями, загрязненными или содержащими радионуклиды Обращение с радиоактивными отходами Производственный контроль при работе с техногенными источниками излучения Методы и средства индивидуальной защиты и личной гигиены | 10 | ** | |
Тепловое поле Земли и его циклические изменения. Региональные, поисково- разведочные и инженерно- гидрогеологические термические исследования | 8 | ** | |
Самостоятельная работа. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ | |||
Учебная практика | |||
Виды работ: Определения мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов. Определения чувствительности радиометрических и дозиметрических приборов. Проводить радиометрические и дозиметрические измерения загрязнений различных поверхностей, спецобуви, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т. д. Ведения первичной документации. | 72 | ||
Производственная практика | |||
Виды работ: |
4.Условия реализации программы профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий по физике и геохимии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска
Технические средства обучения: компьютер, теле-видеоаппаратура, интерактивная доска
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья
На лабораторию:
--радиометра срп-88-01
--Индикатор-сигнализатор типа ДП-63
--Индикатор радона СИРАД-МР106
--Дозиметр ДРГ-01Т1
Реализация программы дисциплины предполагает обязательную учебную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: аудио-видеоаппаратура, компьютеры, калькуляторы, чертежные принадлежности
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Юрасова Т.И.Основы радиационной безопасности.Учебное пособие - Москва: АТиСО, 2008.- 155 с.Усманов С.М. Радиация: Справочные материалыM.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 176с.Дозиметрия ионизирующих излучений М. М. Комочков
(Учебное пособие для студентов ВУЗов) 1998г
Дополнительная литература
Белозерский Г.Н. Радиационная экология Учебник. — СПб.: 2006. — 466 стр.
Пивоваров Ю.П. Радиационная экология: Учеб. пособие для студ. вузовМ.: Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.
Эйзенбад М. Радиоактивность внешней среды Монография. — М.: Атомиздат,1967. — 315 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин: физика, химия,биология, геоэкология.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогический состав -дипломированные специалисты преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера: опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых профессиональных компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Определение мощности и доз излучений с помощью радиометрических и дозиметрических приборов | ПК1,ПК3 | Решение практических задач | Демонстрация сформированных компетенций на квалификационном экзамене. |
использование нормативных правовых документов в своей профессиональной деятельности | ПК2 | Решение практических задач | |
использование информационных технологий, в том числе современных средств компьютерной графики в своей предметной области. Составление отчетов по результатам работы. | ПК4, ПК5 | Составление профессионально-грамотного документа с использованием компьютерных технологий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых общих компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работа в команде. | ОК1, ОК3, ОК4 | Умение работать сообща. Конструктивно использовать полученную информацию, для решения профессиональных задач. | Демонстрация сформированных компетенций во время учебной практики |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ОК2 | Использование средств во время работы | |
Непрерывное совершенствование в профессии | ОК5 | Изучение новых технологий, использование дополнительных источников литературы |
[1].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-503031-1413823993.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...