Принципы преподавания ОБЖ
методическая разработка на тему

Годишин Игорь Валерьевич

В статье раскрываются основные принципы преподавания ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_prepodavaniya_obzh.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

О принципах преподавания ОБЖ

Каждый предмет, изучаемый в школе, опирается на те принципы и методы исследования, которыми создавалась его научная база. Курс ОБЖ сравнительно молодой в практике образования. Он имеет самостоятельное содержание и в то же время свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения школьных дисциплинах, опирается на систему межпредметных знаний, предполагает мировоззренческую, нравственную, правовую, психологическую, физическую, экологическую, эстетическую, политехническую и медицинскую подготовку.

Поскольку дидактические принципы определяют общие требования к практике обучения, а процесс обучения реализует определенные цели, следовательно, в данном случае при обосновании принципов и определении их содержания надо исходить из современных условий обеспечения безопасности. Чтобы обучаемые в результате обучения умели и были готовы упреждать негативные последствия и предвидеть последствия своих действий, условия обеспечения безопасности должны базироваться наследующих компонентах цели:

-коренные преобразования общества;

-личная ответственность каждого человека перед собой и обществом;

-глубокие знания и практические умения;

-здоровый образ жизни.

Для формирования личности, которая осознает, что такое безопасная жизнедеятельность, процесс обучения необходимо строить на повышенной, но доступной трудности, ориентируясь на реальные условия катастроф природного, техногенного характера, вызванных человеческим фактором.

Практические занятия должны сопровождаться наблюдением, отражать вопросы теории, удовлетворять потребность в новых знаниях и действиях. А на занятиях по теории следует широко привлекать материал практики, чтобы обучаемые осознали значение теоретических знаний. В программу ОБЖ необходимо включать достижения науки и техники, опыт МЧС, пожарной охраны и т. п., то есть постоянно обновлять читаемые курсы.

К преподаванию курса ОБЖ целесообразно привлекать специалистов, работающих в отраслях, соответствующих разделам программы ОБЖ: пожарной охраны, правоохранительных органов, дорожного движения, гражданской обороны, представителей Вооруженных сил РФ.

Целостное знание профиля подготовки по ОБЖ всеми преподавателями (учителями) независимо от предметов, которые они ведут, применение интегрированных уроков экономит силы и средства в подготовке учащихся.

На практических занятиях желательно использовать реальные средства защиты, применяемые специалистами в разнообразных практических ситуациях. При выборе заданий следует учитывать опыт поведения людей в экстремальных условиях.

Ученик может научиться какому-либо делу, только делая это дело. Такое требование к распределению труда учителя и учащихся в учебном процессе — самостоятельная деятельность учеников и руководство этой деятельностью со стороны преподавателя — является целесообразно-необходимым, особенно в настоящее время.

Чтобы обучение было процессом, образовательным по форме и содержанию, необходимо непрерывное обучение ОБЖ на протяжении всей жизни каждого человека. С этой целью необходимо иметь единые научно-технические и профессионально направленные центры для разработки программ и методик их реализации, позволяющих обучаемым и специалистам учиться целенаправленно и эффективно. Надо стимулировать составление индивидуальных программ образования, востребованных обществом.

Чтобы реализовать это требование жизни, преподавателю ОБЖ необходимо побуждать обучаемых творчески применять теоретические знания и практические умения и навыки на занятиях. Очень важно, чтобы на уроках решались проблемно-поисковые задачи, чтобы добытые знания обогащали содержание образования и имели общественную и профессиональную ценность.

Принцип связи теории обучения с жизнью

Реализация принципа связи теории обучения с жизнью важна в психологическом и педагогическом отношениях. Этот принцип проявляет себя в содержании, в методах и в организационных формах обучения, способствует формированию мировоззрения, повышает значимость учебной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия для учения, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике. Научные знания базируются на практических потребностях человечества и неразрывно связаны с жизнью, практикой, потребностями общества. Потому, чтобы овладеть знаниями, необходимо научиться применять их в жизни, в практической деятельности, так как полное овладение знания ми обеспечивается именно связью с практикой, постоянным применением усвоенного на практике. Использование системы знаний является важнейшим показателем глубокого усвоения изучаемого в теории. Следует учитывать, что учащиеся приобретают знания не только со слов преподавателя, не только из книг, но и из личной практики.

Виды практической деятельности обучаемых многообразны и являются органическим элементом учебно-воспитательного процесса. Лабораторные и практические занятия, занятия на местности и в игровой деятельности являются важнейшими источниками знаний учащихся. Использование этих знаний на уроках — залог успеха процесса обучения.

Реализация принципа связи теории с практикой способствует тому, что обучаемые не только познают действительность, но и учатся преобразовывать ее. Современная школьная подготовка не всегда обеспечивает связь обучения с практикой применения приобретенных знаний. Предполагается, что ученик получил знания и он может осознанно действовать в определенной ситуации. На практике получается не совсем так: что-то ученики недоработали, что-то забыли, а типичные ситуации порой из-за отсутствия средств проигрываются условно.

При оценивании готовности ученика к действиям во внештатной ситуации следует учитывать его эмоциональное состояние. По внешним проявлениям эмоционального состояния можно заметить, что ученик не всегда готов к выполнению того, чему он обучался на практике. Рассмотрим пример из практики преподавания курса ОБЖ. Преподаватель видит, что ученик сильно взволнован, у него учащенное дыхание, он напряжен, скован, отсутствует координация движений, наблюдается тремор рук и ног, лицо покрыто пятнами, действия мри выполнении приемов беспорядочные, бесконтрольные. Естественно, такой ученик не сможет правильно действовать в условиях внештатных ситуаций. У другой категории учащихся внешние проявления эмоциональных состояний показывают, что человек спокоен, уверен в себе, дыхание ровное, движения координированы, тремор отсутствует, окраска лица обычная. Они действуют без ошибок, без отклонений (начало действии строго без опережения или задержки). Такие генетические проявления психики конкретного человека следует учитывать при проведении практических занятий и в определении профессиональной пригодности человека.

Принцип научности и посильной трудности в обучении

Принцип научности обучения предполагает, что учащимся на каждом этапе их обучения предлагаются точно установленные в современной науке положения. Поэтому перед преподавателем стоит задача тщательно отбирать содержание изучаемого. Чтобы достичь положительного результата в учении, от преподавателя ОБЖ требуется соблюдение логической взаимосвязи изучаемых явлений с новыми научными понятиями: рассмотрение изучаемого предмета или явлении с разных сторон сторон, выделение значимых признаков самого объекта, установление связи данного объекта с другими.

Научные знания постоянно расширяются в своем объеме, а способности учащихся возрастают не в той мере в какой развивается наука. Поэтому введение каждого помою научного понятия должно органично вытекать из поставленных познавательных задач урока.

Принцип научности и посильной трудности обязывает педагога вести учащихся к раскрытию внутренних связей между явлениями, рассматривать эти явления в их возникновении и развитии. Поэтому в содержании образования должны и разумной мере найти отражение важнейшие факты история науки.

Любое явление или объект могут быть поняты и оценены лишь при изучении их в конкретных исторических условиях, чтобы каждое положение находилось в связи с событиями , имевшими место в истории.

Важно, чтобы и методы обучения отражали специфику предмета: следует соблюдать этапы работы, показывать, что именно будет изучаться на каждом этапе, в чем будет состоять предполагаемая деятельность.

Следовательно, в преподавании целесообразно применять методы научного познания в форме учебных методов, активизирующих процесс обучения и стимулирующих поисковую деятельность обучаемых. То есть методы обучения должны приближаться по своему характеру к методам науки, основы которой изучаются в школе. Принцип научности лежит в основе составления учебных планов и программ.

Принцип научности и посильной трудности в обучении требует учета возрастных особенностей обучаемых, их потенциальных возможностей усвоения нового как по объему, так и по содержанию учебного материала.

Принцип посильной трудности не следует понимать как учение без напряжения. Учебная работа требует преодоления затруднений в учебной деятельности. Правильно поставленная цель обучения на уроке способствует развитию познавательных возможностей учащихся.

В овладении методами научного познания важная роль принадлежит самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся. Она развивает у них умение наблюдать, сравнивать, обобщать, строить гипотезы и проверять их в учении, а построение педагогом системы проблемных задач для самостоятельных исследований учащихся создает условия для развития творческой активности.

Принцип посильной трудности в обучении требует особого внимания и в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся.

■ Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучении выдерживается во всей системе учебной работы. Соблюдая этот принцип, преподавателю следует излагать новые знания в определенной системе: при изучении нового следует опираться на ранее усвоенное, подчеркивать основную идею темы, выделять главное, формировать у учащихся умение анализировать, обобщать и систематизировать изучаемые явления и факты.

Принцип систематичности и последовательности обусловливается логикой самих учебных предметов, особенностями познавательной деятельности учащихся, соответствующей закономерностям их умственного и физического развития.

Принцип систематичности ориентирует преподавателя на развитие понимания учащимися системности знании, показ взаимосвязей изучаемого материала, раскрытие единства целого и его частей, структуры и ее элементов. Следует добиваться, чтобы учащиеся осознавали приобретаемые знания как целостную систему. Если преподаватель заботится об усвоении знаний лишь своего предмета, не опираясь на ранее изученное по другим дисциплинам, то такое преподавание не сможет обеспечить формирования в сознании учащихся целостной картины мира. Чтобы преодолеть такое одностороннее обучение, определенную разобщенность в содержании программ и учебников, преподавателю следует использовать внутри предметные и межпредметные связи. Преподавателю необходимо привлекать на уроках материалы других предметов так называемого интегративного характера. Например, при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» следует обращаться к таким предметам, как природоведение, биология, химия, физика, история.

Принцип систематичности и последовательности отражается в учебных планах, программах и учебниках, которыми пользуются преподаватели и учащиеся на уроках. Он требует от самого преподавателя систематической и последовательной подготовки, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля за усвоением знаний и объективной оценки результатов учения. Из этого следует, что при активном использовании аналитического подхода в системе преподавания возрастает вероятность, что работа будет успешной.

Этот принцип требует постановки четких задач как в изучении отдельных тем, так и в изучении всего курса ОБЖ. В связи с этим следует отметить, что рекомендации авторов учебника, в частности учебника «Основы 6езопасности жизнедеятельности» для 10 класса, проводить первые два урока как «самостоятельную подготовку к практическим занятиям» не совсем оправданы. На первом уроке основное внимание следует уделить именно четкому усвоению конкретных задач всего курса обучения.

Уделять постоянное внимание наиболее важным вопросам курса ОБЖ, обучать выделять главное и существенное в изучаемом материале, определять основное и второстепенное на занятиях означает формировать системные знания обучаемых.

Принцип сознательности и активности в обучении

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить полезных обществу людей. Кроме того, этот принцип предусматривает осмысление и творческий подход к организации учебного процесса. Чтобы учащиеся вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо обеспечить оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых. Только так современная школа может подготовить молодое поколение к напряженной творческой деятельности на благо нашего общества.

Сознательность рассматривается в двух аспектах: как понимание изучаемого и как сознательное отношение к учению. Сознательное учение начинается с осознания задачи предстоящей учебной работы. Чтобы вызвать потребность учащихся в знаниях, целесообразно актуализировать внимание школьников на противоречиях между сложившимися представлениями о данном предмете и их житейским опытом. Ясному пониманию учащимися задач предстоящей работы способствуют и такие приемы, как:

разъяснение целей и задач курса ОБЖ, к изучению основ которого они приступают;

раскрытие перспективы дальнейшего учения;

содержательный рассказ преподавателя или учащихся о достижениях современной науки и установление связи между этими достижениями и содержанием изучаемого курса ОБЖ;

подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний (провести определенную подготовку самостоятельно: решить поисковую задачу, подготовить сообщение, подо брать факты из деятельности органов правопорядка и личного опыта учащихся).

Рассматриваемый принцип предполагает умелое руководство процессом формирования научных понятий ни основе самостоятельного анализа учащимися конкретных явлений, изучаемых в курсе ОБЖ. Руководство преподавателя должно привести к такому положению, при котором каждое понятие, обобщение, мнение и навык стали бы инструментом дальнейшего познания окружающего мира.

Понятие в педагогике определяется как форма научного знания, в которой в обобщенном виде раскрываются и наиболее существенные закономерные стороны явлении и процессов и которая выражается в точных и ясных формулировках.

Подчеркнем еще раз, что активная мыслительная деятельность способствует формированию понятий в процессе самостоятельного осмысления изучаемого материала.

Сознательность учащихся в обучении неразрывно связана с их активностью в учебной деятельности Aктивизации учащихся способствует такая организация познавательных и практических задач, при которой соотношение нового и усвоенных знаний вызывало постоянно возрастающих умственных сил обучаемых. Важное место в этом процессе занимают различные творческие задания, требующие активного мышления и самостоятельности в их выполнении.

Принцип сознательности и активности требует осмысления изучаемого материала, понимания причинвозникновения различных явлении, умения сознательно применять знания на практике.

Данный принцип предполагает, что:

Начиная занятия, необходимо подготовить обучаемых к восприятию учебного материала: обосновать содержание темы, определить цель и задачи обучения, дать определения ключевым понятиям, показать практическую ценность изучаемого материала.

Сознательность усвоения знаний обеспечивается умелым подбором фактов, самостоятельной работой с учебными пособиями, словарями, справочниками.

Совершенствование знаний и умений происходит на последующих занятиях и при интеграции с другими изучаемыми курсами.

Активное усвоение знаний происходит в том случае, если выдвигается познавательная задача, ставится проблема, обосновывается гипотеза, ведется поиск новых решений, определяется теоретическая и практическая значимость.

Принцип сознательности и активности предопределяет потребность в самосовершенствовании.

Этот принцип включает: сознательное понимание обучаемыми содержания образования, сознательное отношение к учебному процессу, активность познавательной деятельности.

Осмыслить изучаемое — это уметь объяснить то, что изучено. Постановка познавательных задач и проблемных ситуаций формирует осознанное понимание учебного материала. Уяснив содержание, условия проблемы, необходимо определить исходные данные, необходимые для поиска решений, дающих оптимальный результат. Обучаемые на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и навыков разрешают проблемную ситуацию и тем самым усваивают новые теоретические знания и практические действия. Но перед ними стоит еще одна, не менее важная, задача — обоснование полученных результатов посредством рассуждений, доказательств, объяснений.

В результате мыслительных процессов и практических действий обучаемому необходимо:

получить искомый результат;

усвоить правила и понятно, доступно их объяснить;

на основе добытых знаний и умений выполнять упражнения, решать задачи, использовать полученные знания из других учебных предметов для творческого усвоения нового содержания;

полученные при изучении других предметов знания интегрировать на занятиях по курсу ОБЖ и в повседневной жизни, которая ставит новые задачи и требует новых знаний.

Свое собственное сознательное отношение к учебному процессу, позволяющее достичь целей урока, преподаватель ОБЖ формирует, четко обозначая те знания, учебные умения, которые должны быть усвоены, применены и добыты творческим путем. Также преподаватель решает, что именно и в какой мере надо воспитать на данном учебном материале.

Однако достигнуть результатов можно в том случае, если обучаемые будут готовы к выполнению поставленных целей. Готовность к достижению любой цели состоит из пяти компонентов:

-желанность цели ибо никто не будет стремиться к достижению нежеланной цели;

-убежденность в возможность достижения цели, поскольку цели, оцененные как недоступные, не мотивируются;

- уверенность в том, что действия, которые прилепи предпринимать для достижения цели, будут носить нормальный и естественный характер, т.е. не придется отказываться от чего-то очень ценного;

-убежденность в своих способностях достижения цели, так как любая мысль о неспособности может лишить возможности действовать;

— уверенность в заслуженности достижения цели, что особенно актуально в преемственности основ воинской службы в курсе ОБЖ и начальной военной подготовки в курсе молодого солдата.

Важнейшим компонентом сознательности выступают индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности.

Показателями сознательности и активности в учении являются: успешное применение полученных знаний на практике, умение самостоятельно анализировать происходящие события, опираясь на усвоенные в процессе обучения теоретические положения.

В педагогическом смысле знание есть понимание и сохранение в памяти основных фактов науки и вытекающих из них правил, выводов и закономерностей. Знание есть не что иное, как определенная форма временных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга под влиянием внешних воздействий и активной мыслительной деятельности познающего субъекта.

Принцип сознательности и активности в обучении требует не только прочного усвоения знаний, но и выработки умений и навыков, которые формируются на основе сознательного и активного применения изученных теорий, законов, правил.

Под умениями понимается способность обучаемого выполнять те или иные действия, которые связаны с применением знаний на практике. Навык же рассматривается как хорошо отработанное умение, доведенное до степени автоматизма и характеризующееся определенным уровнем совершенства. Надо иметь в виду, что в психологии есть и другие толкования этих понятий. Умения иногда рассматриваются как система взаимосвязанных и последовательно осуществляемых действий (умение управлять автомобилем, умение действовать в нестандартных ситуациях). Навыки же рассматриваются как хорошо отработанные отдельные действия, являющиеся составными элементами умения.

Только органичное сочетание и тесная взаимосвязь внешних воздействий преподавателя ОБЖ, выражающихся в изложении программного материала и организации учебной работы обучаемых с внутренним умственным напряжением последних, создают основу для успешного обучения. Чем выше познавательная активность самих обучаемых, тем больше положительный баланс, лежащий в основе мышления, тем осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Следовательно, только стимулируя познавательную активность и собственные усилия самих обучаемых в овладении знаниями, можно добиться осознанных действий в решении задач изучения курса безопасности жизнедеятельности.

Для возбуждения мыслительной активности учащихся при формировании понятий преподаватели используют следующие методические приемы:

соблюдение логики изложения учебного материала;

постановка вопросов, требующих обобщения;

упражнения в умении сформулировать определение, заключение или в проведении классификации предметов или явлений;

вопросы, задачи и задания, связывающие знаний с их практическим применением, и т. д.

Активная мыслительная деятельность способствует пониманию причинно-следственных связей научаемы я процессов и явлений, развивает способность самостоятельно сформулировать понятия, приходить к определенным теоретическим выводами осознанно действовать в нестандартных ситуациях

Принцип наглядности в обучении

Теоретическое обоснование наглядности как принципа дидактики было сформулировано еще Я А Коменским. Он выдвинул «золотое правило»: все, что мы можем предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требования, чтобы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, сыграло положительную роль в развитии процесса обучения. Заметное развитие этого принципа мы находим в трудах И. Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств дают беспорядочные сведения об окружающем мире и обучение должно систематизировать наши наблюдения, разграничить предметы, а однородные и близкие среди них соединять в целях формирования четких научных понятий.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих формами, звуками, красками, ощущениями. Наглядное обучение — это конкретные образы, непосредственно воспринимаемые ребенком. Так, в преподавании родного языка наглядность является лучшим средством развития речи, так как строится не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Наглядность делает обучение более доступным, более конкретным, развивает наблюдательность и мышление. В результате наблюдений у учащихся формируются соответствующие временные связи или, выражаясь психологическим языком, формируются новые представления. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления. Однако характер и степень использования этого принципа различны на разных ступенях обучения. Излишнее увлечение наглядностью может привести к нежелательным результатам. Если в младших классах наглядность является основным опорным моментом в обучении, то в старших преподаватель должен постепенно переходить к использованию индуктивного метода пополнения знаний. От наблюдения частных факторов, от экспериментальных данных подводить учащихся к установлению общих положений, принципов и законов. Однако многое зависит от содержания науки. Так в преподавании курса ОБЖ использование принципа наглядности является одним из важнейших условий успешности обучения.

Принцип наглядности исходит из того факта, что успешным оказывается восприятие, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Принцип наглядности доносит идею быстрее, понятнее и ярче, чем любой другой способ познания. То, что человек воспринимает зрительно, он воспринимает более полно, чем то, что он воспринимает на слух. Наглядность повышает интерес обучаемых к знаниям и делает процесс усвоения более доступным и понятным.

Для людей выраженной визуальности восприятия важно развивать пространственное восприятие. Такие люди:

мыслят в картинках;

создают зрительные образы;

чувствуют форму и объем;

любят искусство: графику, живопись; легко читают карты, таблицы, диаграммы; запоминают информацию с помощью картинок;

хорошо чувствуют цвет.

Для того чтобы эти свойства развивать в процессе обучения, следует:

использовать при обучении необходимое количество наглядного материала;

придумывать разные схемы, символы;

рисовать картины, диаграммы;

рекомендовать зрительно представлять изучаемый предмет, объект, явление;

использовать пантомиму;

делать цветные пометки;

использовать компьютерную графику.

Кроме перечисленных приемов, лицам с визуально-пространственным восприятием можно рекомендовать профессиональную направленность в качестве конструкторов-модельеров, штурманов, космонавтов, пилотов, изобретателей, закройщиков, корреспондентов, водителей и т. п. Развивая указанные свойства, преподаватель может пользоваться следующими практическими приемами. На занятиях по ориентированию на местности преподаватель может выбрать такой полуоткрытый участок местности, чтобы на нем было как можно больше предметов, по признакам которых определяют стороны горизонта.

Выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности.

Показывая двигательные действия, преподаватель может предложить попробовать выполнить их. К наглядным средствам в этом случае могут быть отнесены подготовительные упражнения, дающие мускульно-двигательные ощущения ,необходимые дли создания представления о динамике освоения приема, движения.

Любое восприятие оказывается осознанным, если у обучаемого возник вопрос, появилось стремление понять. Задача преподавателя — создать у обучаемых ясные конкретные представления об изучаемых предметах, явлениях и учить их видеть то, что они наблюдают.

При наблюдении с оборудованного места и определении расстояний до отдельных предметов на местности обучаемые составляют простейшую схему ориентиров с указанием сторон света и расстоянием до ориентиров. После того, как обучаемые изучат местность в секторе наблюдений, руководитель начинает показ целей. Обнаруженные цели учащиеся наносят на схему.

Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.

Используя средства наглядности, необходимо учитывать следующие требования:

сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно для восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;

перед применением средств наглядности следует продумать порядок и методику их использования;

во время демонстрации средств наглядности темп объяснения следует замедлить, чтобы дать возможность обучаемым лучше осмыслить содержание понятия или действия;

по ходу занятий руководитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;

на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;

фильмы, предназначенные для демонстрации, предварительно просматриваются, в ходе просмотра следует определить порядок использования фильма: когда и какие пояснения дать к его отдельным эпизодам, на какие фрагменты обратить особое внимание, на какие вопросы должны ответить обучаемые до просмотра фильма и на какие — после его демонстрации и т. п.;

- фильм должен использоваться как средство знакомства обучаемых с мыслью преподавателя, с целью ее раскрытия, доказательства;

фильм не должен занимать большую часть времени занятия, заменять преподавателя; на практических занятиях, при изучении вооружения и боевой техники, кроме организационных мероприятий, не обходимо продумать меры безопасности, разработать задания для учащихся: на что обратить особое внимание, как вести записи, на какие вопросы подготовить ответы и пр. В плане занятий следует определить: цель и задачи. этапы работы и их длительность, перечень объектов показа, учебные места, группировку учащихся в ходе занятия, основные вопросы в беседе с учащимися, порядок подведения итогов. Цель занятия будет достигнута в том случае, если учащиеся увидят боевые свойства оружия и техники в действии. Для достижения взаимопонимания и уважительного отношения к интересам учащихся необходимо ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме. Речь преподавателя должна отличаться внутренней силой и убежденностью. У учащихся должна появиться заинтересованность в том, что говорит руководитель. Сам же руководит, должен владеть средствами эмоционально-волевого воздействия на учащихся, уметь при необходимости выдвигать требования и добиваться их выполнения. Внешний вид преподавателя, аккуратность, подтянутость, четкость выполняемых приемов и действий, убежденность в своих знаниях, доказательность, чувство юмора, уважительное отношение к мнению других зачастую определяют жизненный путь юношей, которые хотят стать похожими на своих преподавателей. Использование принципа наглядности с учетом, с одной стороны, возможностей и интересов юношей, а с другой доступности изложения материала преподавателем является определяющим условием эффективности педагогического процесса. Итак, но характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности. натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.); изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки); символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, диаграммы). Различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни применяются как средства познания нового, для иллюстрации мысли, другие являются опорой для конкретного мышления. Правила применения наглядных пособии гласят, что пособия должны: ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета; привлекать внимание учащихся к самым важным, существенным его признакам; предоставлять учащимся возможность самостоятельно рассматривать и обсуждать наглядные пособия. В связи с этим можно сказать, что применение наглядности полностью зависит от преподавателя, так как именно он решает, когда и в какой мере применять ее в учебном процессе.

 ■ Принцип прочности усвоения знаний

 Принцип прочности усвоения знаний исходит из общего положения о том, что в учебной деятельности мышление должно главенствовать над механической памятью. Данный принцип обусловливается как задачами школы, так и закономерностями процесса обучения. Прочное овладение знаниями, умениями и навыками возможно только при участии всех познавательных сил учащегося, и прежде всего восприятия, воображения, памяти, активного логического мышления. Кроме того, учащийся должен овладеть способностью мобилизации знаний, необходимых для обобщения усвоенного. Усвоение есть процесс постоянного углубления, уточнения и закрепления знаний. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для продолжения образования, так и для формирования научного мировоззрения, развития способностей учащихся, подготовки к практической деятельности. Поэтому при обучении требуется обеспечить ясную и последовательную логику учебной дисциплины, четкость раскрытия очередной темы предмета  и каждого вопроса учебного занятия. На практике иногда, в целях прочного усвоения знаний, преподаватели сообщают сразу большое количество фактов и теоретического материала, а затем его многократно повторяют. Такая перегрузка памяти различными длительными упражнениями не всегда полезна. Опора на механическую память без глубокого осознания познавательных возможностей учащихся в системе усвоения знаний ведет к отрицательным результатам в обучении. Основная роль в развитии познавательных сил учащихся принадлежит преподавателю. Если они видят, что преподаватель ставит оценку за почти дословное воспроизведение параграфа учебника, то будут стараться заучивать подряд весь текст, не стремясь вникнуть в суть. Знания приобретают формальный характер (усваивается их словесная форма без выделения и понимания содержания). Если же педагог высоко оценивает ответ, в котором просматривается самостоятельность мысли, умение выделять главное, используется понятийный аппарат, примеры из практики, то такой критерий способствует продуктивности ума и деятельности.

Этому же способствуют: яркое эмоциональное изложение учебного материала преподавателем, четкий показ действий, самостоятельная работа учащихся, использование средств наглядности, обучающих машин, тренажеров, компьютерной техники, различных дидактических игр, творческих проблемных семинаров, выездных занятий и пр.

 В содержании курса должны быть выделены основные понятия, последовательное овладение которыми образует систему знаний по ОБЖ.

 В процессе обобщения, анализа, систематизации различного рода учебного материала развивается осознанное восприятие принципа прочности результатов учебной деятельности — мышление обучаемых. Важнейшие условия принципа — прогнозирование знаний и умений, изучение последующего материала на основе ранее усвоенного, в системе закрепления ранее изученного. Длительность осознанного понимания изучаемого материала зависит от установки на деятельность по курсу обучения. Практически доказано, что результат осознанного усвоения знаний и умений значительно выше, чем при механическом запоминании. Чтобы освободить учащихся от репродуктивно-воспроизводящей деятельности, необходимо учить их выделять основное, отличать его от вспомогательного, носящего пояснительный или справочный характер. Смысловая память отражает деятельность мышления, поэтому важно затратить больше времени на осознание, чем на механическое запоминание. Отсюда следует разрабатывать способы работы «умнее, а не упорнее». Результатом прочности усвоения знаний является образование у обучаемых устойчивых знаний, глубоко отражающих объективную реальность. Учащиеся должны использовать эти знания в ответ на требования, диктуемые теми или иными условиями жизни. Все это содействует более основательному усвоению знаний через осознанные действия.

 В дидактике сформулирован ряд условий прочного усвоения знаний.  Учебный процесс должен быть организован так, чтобы у обучаемых возникла потребность надолго сохранить изучаемые знания, умения и навыки.

 Глубокое овладение знаниями и умениями содействует возникновению направленности на длительное их сохранение. Учебный материал усваивается лучше, если он входит в содержание основных задач деятельности и вызывает активную умственную работу. Материал, вызывающий у учащихся заинтересованность, запоминается прочнее. Большое значение в этом случае приобретает мотивация учебной деятельности учащихся. Лучшему запоминанию способствует деление учебного материала урока по смыслу изложения на определенные части. Материал усваивается лучше при его умело организованном повторении (повторение главного и существенного, формулировка выводов и заключений, итоговое повторение). Естественно, что запоминание в процессе повторения намного продуктивнее, если учащиеся активно участвуют в нем (сравнивают, обобщают, анализируют). Учебный материал запоминается лучше, если основное содержание темы (опорные факты, законы, понятия) рекомендовано для прочного запоминания

 По мере накопления определенного объема знаний, умений и навыков необходимо проводить самостоятельные работы учащихся с целью применения ранее усвоенного в новых заданиях. Применяя ранее усвоенное в связи с повторяемым материалом, учащиеся находят в нём то содержание, те оттенки, которые не замечали ранее. Прочность усвоения знаний обеспечивается и тем, что процесс обучения последовательно усложнял характер умственной деятельности учащихся, и, в результате, происходит непрерывное развитие их внимания, наблюдательности, памяти, мышления, речи и воображения. В реализации принципа прочности усвоения знаний важную роль играют методические приемы преподавателя: какой материал необходимо понять и усвоить, а какой только принять к сведению. Прочно усваиваются знания, добытые самими учащимися, в том числе и путем самостоятельной работы над справочниками, словарями, учебниками и т. п. В современной дидактике довольно подробно разработана методика учебной работы по прочному усвоению знаний. Этот процесс включает и чтение материала по учебнику, и проведение бесед по новой теме, и организацию разнообразных тренировочных упражнений по применению знаний на практике, выполнение письменных проверочных работ по анализу усвоенных знаний.

Принцип совместной учебной деятельности в обучении.

 Современная дидактика признает плодотворными в учении совместную учебную деятельность учащихся н учет их индивидуальных особенностей. Обоснованием этого принципа является то, что обучение происходит в классных коллективах. В дальнейшей жизни учащимся предстоит работать в том или ином коллективе, и им необходимо научиться считаться с мнением коллектива, учитывать его стремления, настроения и в то же время быть независимыми, самостоятельными в решении своих проблем. Научить молодежь работать в коллективе — важная задача школы. Дети подчас, учась в коллективе, в то же время индивидуально выполняют учебные задания и переживают только за свои результаты. Такая психология складывается в нездоровых учебных коллективах. В коллективах, в которых наряду с индивидуальными переживаниями формируются и переживания за весь коллектив, за весь класс, устанавливается совсем другой характер взаимоотношений. Такие отношения возникают при групповых формах работы, когда ученики работают не просто сидя рядом, решая каждый свою задачу, свою проблему, но решая ее не только для себя, но и для группы в целом. Коллективная работа позволяет организовать совместный труд учащихся. Рассмотрим организацию групповой работы в классе. Каждая группа получает свое задание, которое является общим.  Выполнение  этого задания зависит от выполнения задания в группах. При такой организации выполнения задач в коллективе возникают взаимная ответственность, взаимоконтроль, товарищеская помощь. Совместная учебная деятельность в сочетании с фронтальной и индивидуальной работой учащихся не только дает положительный результат в реализации данного принципа, но способствует созданию атмосферы доброжелательности, формированию коллективизма. Решение вопросов совместной учебной деятельности во многом зависит от преподавателя: он организует совместную работу в коллективе; знакомит учеников с лучшими коллективами взрослых и постепенно внедряет правила совместной деятельности; организует урок как форму совместной деятельности; учит правильному поведению в коллективе. Принцип совместной учебной деятельности учащихся требует и учета их индивидуальных особенностей, индивидуальных различий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. Преподавателю важно знать и характер познавательной деятельности ученика, и степень его работоспособности и практической самостоятельности, и отношение к учению. Сам перечень показателей индивидуальных способностей в учении показывает их значительность и весомость и организации учебного процесса. Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что совместная учебная деятельность и учет индивидуальных возможностей учащихся способствуют формированию товарищеской взаимопомощи, доброжелательности, коллективной солидарности, инициативы и самостоятельности суждении молодежи. Использование принципа совместной учебной деятельности по изучению «Основ военной службы» и рамках курса ОБЖ позволяет организовывать обучение, используя разные методики обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную, в парах переменного состава. Например, при фронтальном обучении строевой подготовке перед классом ставится одна общая познавательная задача, которая решается под руководством преподавателя. Все упражнения проводятся учащимися с одинаковой точностью и одинаковой затратой сил, как будто перед преподавателем стоит один обучаемый. В строю образуется атмосфера взаимозависимости, исполнительности, дисциплинированности, эмоционально-направленной активности. Групповые занятия позволяют дифференцировано организовывать совместное обучение юношей. Каждая группа выполняет свое задание, являющееся частью общего. Например, стрельба с места по неподвижной цели днем, когда приемы действия выполнения обрабатываются на оптимальном количестве учебных мест с целью выработать начальные навыки в изготовке к стрельбе: научить меткой стрельбе, наблюдению за полем боя, определению расстояния до цели и т.п. Выполнение основной задачи зависит от того, насколько целенаправленно выполняют свои действия юноши на учебных местах. При такой организации занятий в группах и в целом классе формируются отношения взаимной ответственности, сотрудничества и взаимопомощи. Принцип совместной учебной деятельности особенно актуален для развития индивидуальных возможностей каждого обучаемого при работе в парах переменного состава. Так, на занятиях по строевой подготовке юноши тренируются попарно, подавая команды поочередно; при перебежках на местности юноши, оставшиеся на месте, а также выдвинувшиеся после перебежки на указанный рубеж (остановку), своим огнем поддерживают прибегающих. В такой ситуации каждый юноша, овладев частью учебного действия, показывает, объясняет и тренирует своего напарника. Гармоничное сочетание фронтального, группового и индивидуального построения занятий активизирует познавательные возможности обучаемых и способствует развитию индивидуальных возможностей каждого. Деятельность обучаемых является совместной, если: цель деятельности осознается как единая, требующая объединения усилий всех; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами группы возникают отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль за деятельностью каждого осуществляется членами группы. При организации самостоятельной работы в группах, экипажах, расчетах, эффективность совместной деятельности достигается тогда, когда каждый член группы выполняет часть общего задания, а затем все члены группы оценивают итоги работы каждого, исходя из оценки деятельности группы, экипажа в целом. Метод групповой деятельности требует, во-первых, четкого понимания, что среди множества факторов, определяющих успешность работы группы, таких, как психологическая совместимость, моральная атмосфера, профессиональная подготовка, наиболее важным является фактор профессиональной пригодности. При отсутствии профессиональной пригодности никакие благоприятные морально-психологические и другие факторы не могут оказать заметного или я мня на деятельность группы при выполнении задачи в нештатных ситуациях. Вступая в общение, соучастие в деятельности, человек привносит в этот мир отношения, сложившиеся в его опыте. Эти отношения — деловые, общественные, личностные (симпатия и антипатия, расположение и неприязнь, заинтересованность и равнодушие) — становятся уже объективным фактором, оказывающим влияние на деятельность не только данного индивида, но и других людей — участников деятельности и общения.

 ■ Принцип положительного эмоционального фона в обучении.

 Эмоции играют важную роль в деятельности человека. Об этом свидетельствует и практика обучения: у учащихся при переходе из начальной школы в среднюю часто изменяется успеваемость. Немало случаев, когда ученик, попадая к другому учителю, начинает учиться гораздо лучше, словно он «проснулся» в понимании данного предмета, а у хорошего учителя, соблюдающего все принципы дидактики, владеющего методикой преподавания, некоторые ученики не проявляют усердия в овладении знаниями и ведут себя пассивно. В этом случае говорят, что преподаватели столкнулись с эмоциональным фоном, с эмоциональной настроенностью в обучении. Причины возникновения такой ситуации чрезвычайно разнообразны. Например, класс сформирован из учащихся нескольких разных классов, и часть из них чувствуют себя неуверенно, скованно. Или ученики побаиваются учителя, боятся обратиться к нему с вопросами. Здесь можно говорить о том, что у школьников нет положительной настроенности, положительного эмоционального фона в обучении, и реакция обучаемого на внешние воздействия преподавателя может быть отрицательной. Известно, что работа, которой человек увлечен, выполняется легко и быстро. Между тем в настоящее время процесс обучения мало дает возможностей для развития чувств и воображения. Известно также, что потребность в знаниях возникает тогда, когда в них есть необходимость, когда труд не шаблонный, а творческий, когда не дается готовый образец для репродуктивно-воспроизводящей деятельности, когда нужно самому подумать и найти, изобрести, сконструировать, чтобы получить заданный результат или объяснить полученный. Следовательно, положительные эмоции возникают, в том числе, и в связи с активной поисковой деятельностью. Положительные эмоции, возникающие на занятиях по «Основам военной службы» при прыжках с парашютом, вождении боевых машин, стрельбе из стрелкового оружия, преодолении полосы препятствий, исполнении песни (на строевых занятиях, в походах, на вечерней прогулке), вызывают большую активность мозга. Обучаемые испытывают состояние комфорта, душевного подъема, ощущение легкости, душевной радости, вдохновения, что способствует эффективности обучения даже в сложных условиях учебно-полевых занятий. Поэтому сегодня, как никогда, воспитанию культуры чувств необходимо уделять не меньше внимания, чем образованию, ибо самообразование базируется на культуре чувств. Известно, что каждый хороший урок содержит три составляющие: состояние, стратегию, содержание. Состояние создает правильный настрой для обучения. Стратегия определяет стиль или метод представления информации. Содержание является предметом обучения. Однако многие традиционные системы школьного образования недооценивают «состояние», хотя оно наиболее важно из всех трех. «Дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начнется. И «дверь» эта — вход в мир наших эмоций, первый этап на пути к состоянию оптимальной готовности. Перед каждым преподавателем стоит задача формирования у обучаемых положительного фона, положительной настроенности на учение как необходимого условия активизации его внутренних стимулов познавательной активности. Применяя те или иные дидактические методы и приемы обучения, преподаватель должен заботиться о том, чтобы они имели необходимый эмоциональный настрой. Это поможет не только сделать живым изложение учебного материала, но и активизирует стремление учащихся к его усвоению. В современной дидактике сформировался целый ряд условий, требующих создания положительного фона в обучении. Среди них особое место занимает установка. Следует разъяснять учащимся, почему современное общество заинтересовано в том, чтобы все молодое поколение получило среднее образование и хорошо усвоило основы наук. Разъяснять надо и значение образования для всестороннего развития самого ученика с тем, чтобы приобщить его к культуре. У учащихся, как правило, есть установка по отношению к учению в целом. Она выражается в том, что ученик или сознательно относится к овладению знаниями и потому старательно учится, или же не придает значения образованию и потому не проявляет надлежащего прилежания. В последнем случае на учащихся оказывают влияние неожиданно возникшие сильные увлечения играми, художественными фильмами, чтением, спортом и т. д., которые затормаживают действие основной установки, если не контролируются взрослыми. Для снятия таких, как правило, временных установок необходимо создавать у учащихся эмоциональный настрой к усвоению нового материала: использовать яркие примеры в объяснении на фоне проблемной или чрезвычайной ситуации. Такие приемы содействуют отвлечению от временных, порой негативных установок. Важным средством воздействия на эмоциональный фон учащихся при обучении является знакомство с произведениями искусства: изобразительного, музыкального, драматического. Просмотр выдающихся произведений создает определенный настрой в среде учащихся, повышает их эмоциональное состояние. Произведения искусства в виде наглядных пособий также активизируют восприятие и создают условия для положительного эмоционального настроя в обучении. Эмоционально окрашенная информация углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощущать отношение к ней и, следовательно, вырабатывать ответную реакцию. Хорошо известно, что информация, лишенная эмоциональной окраски, теряет свой смысл. На занятиях целесообразно использовать музыку, способную воздействовать на настроение обучаемых, концентрировать их внимание, стимулировать процесс обучения. Физические упражнения, соревнования, танцы, занятия по строевой подготовке под музыку увеличивают приток кислорода к мозгу. Движения под музыку типа «левая нога — правая рука» стимулируют мгновенную связь между правым и левым полушариями. Массаж шеи и плеч друг другу под музыку необходим для того, чтобы помочь обучаемым расслабиться, т. е. снять напряжение. Для концентрации внимания перед началом занятия весь класс может петь специально разученную песню и ритмично двигать руками под музыку. Под влиянием музыки снижается уровень тревожности, поднимается настроение и уменьшается агрессивность поведения. Музыка оказывает благоприятное воздействие, и реальность становится более приятной и менее угрожающей. Условия эффективности педагогического процесса определяются эмоциональным настроем обучаемых и соблюдением педагогической этики преподавателем. Коммуникативная деятельность, благоприятная учебная атмосфера, основанная на взаимном уважении, чуткости и требовательности, соблюдении этических норм, обеспечивают положительный эмоциональный фон обучения и способствуют актуализации познавательной деятельности обучаемых.

Принцип межпредметных связей в процессе обучения.

 Содержание данного принципа мы раскрываем более подробно, чем других принципов, по двум причинам: • во-первых, литературы о межпредметных связях как важном условии совершенствования учебного процесса очень мало; • во-вторых, до сих пор мало учителей, которые постоянно используют этот принцип в преподавании. Принцип межпредметных связей является предметом пристального изучения российскими педагогами и психологами, исследующими процессы усвоения знаний. Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И. П. Павлова о динамическом стереотипе и временной связи. Анализируя рефлекторную деятельность мозга, И. П. Павлов разработал учение о специфической для человека второй сигнальной системе — основе мышления и речи. Физиологическим механизмом усвоения знаний И. П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) процессов, возникающих в результате воздействия на мозг предметов и явлений действительности. В психологическом плане ассоциации — это связь между всеми формами отражения жизни и деятельности, в основе которых лежат ощущения (восприятие, представление, понятие). Ассоциации, как отражение взаимосвязанных явлений, одновременно действующих на нервную систему, собственно и являются основой знаний. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет И. П. Павлов, — а это и есть мысль, мышление, знание». Для установления более прочных связей решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов оптимальной возбудимости, которые зависят от интенсивности раздражителя. Эта интенсивность, указывал И. П. Павлов, зависит, в свою очередь, от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера, но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей. Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые преподавателем или учениками при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, оказывая влияние на определенные участки коры больших полушарий головного мозга, связанные с предстоящей деятельностью учащихся по усвоению новых знаний, как бы отражая известное в новых сочетаниях, в новых отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип доступности в преподавании ИКТ

В статье рассмотрены возрастные особенности мышления студентов, приведены результаты опроса студентов колледжа, описан принцип доступности в преподавании. Приведены примеры использования интернет-серв...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Принципы дидактики и преподавание информатики

В статье рассмотрены основные дидактические принципы, на которые опирается преподавание дисциплины "Информатика". Рассмотрены положительные и отрицательные стороны работы учащихся за компьют...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...