Рабочая программа учебной практики Гидрологические наблюдения
рабочая программа по теме

Булдина Наталья Сергеевна

Рабочая программа учебной практики Гидрологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711    Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Гидрологические наблюдения

код, специальность 280711    Рациональное  использование                         природохозяйственных комплексов

Анжеро-Судженск

Рабочая программа учебной практики Гидрологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711    Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

РАССМОТРЕНА

на заседании МК      280711

Протокол  № ____

от  «____» _________ 201___ г.

Председатель МК

________________/О.И.Каракулина

УТВЕРЖДЕНА

Начальник отдела  УПР

__________________ Р.Г. Гарайшина

«_____» _____________ 201___г.

РЕКОМЕНДОВАНА Экспертным советом ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Протокол  № ___________ от  «___» ________ 201___г.

Председатель Экспертного совета  

Зам.директора по УР ____________________ О.В. Акимова

                                                     подпись

Разработчик: Булдина Н.С. преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Рецензент: А.В. Мезенцев,   к.г.н.,  доцент каф. Гидрологии  Томского государственного университета

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ              ПРАКТИКИ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ Практики

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной Практики

8

  1. ПриложениЯ

10

  1. Контрольные вопросы
  2. Аттестационный лист по практике
  3. Образец титульного листа


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Введение в специальность Гидрологические наблюдения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное  использование  природохозяйственных комплексов.

Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по специальности Рациональное  использование  природохозяйственных комплексов

1.2. Место учебной практики в структуре основной профессиональной  

образовательной программы: учебной практики УП 05.02 входит в профессиональный модуль ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

1.3. Цели и задачи учебной практики:

Целями учебной практики являются дать студентам первичные сведения и навыки по рабочей профессии 13321 - лаборант  химического анализа, формирование общих и профессиональных компетенций.

Задачами учебной практики являются закрепление знаний и умений, полученных обучающимися на теоретических уроках, лабораторных работах и практических занятиях по учебной дисциплине Гидрология приобретение обучающимся первичных профессиональных навыков в проведении записи и обработке гидрологических данных.

1.4. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения учебной практики студент должен приобрести следующие:

навыки:

- соблюдения техники безопасности при проведении гидрологических  наблюдений;

-  в анализе гидрологических характеристик;

умения:

- подготавливать к работе приборы и оборудование;

- снимать и обрабатывать результаты;

- оформлять результаты в виде отчетов;

общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ПК 1.1.Проводить мониторинг окружающей природной среды;

ПК 1.2. Планировать и организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

1.5 Количество часов на выполнение программы практики:

Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

  2.1. Тематический план учебной практики

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Обследование участка реки Яя

10

3

Гидрологические работы и измерения на реке

12

4

Камеральная обработка результатов

10

5

Защита отчетов по практике

2

Всего:

36

Итоговая аттестация по учебной практике – квалификационный экзамен

Форма контроля и оценки – оценка устных ответов, оценка выполнения полевых работ, оценка обработки материалов полевых работ


2.2. Содержание учебной практики

№ п/п

Виды работ

Содержание работ

Кол-во часов

Коды компетенций

Формы и методы контроля

ОК

ПК

1

Организация учебной практики, инструктаж по охране труда.

  1. Получение вводного инструктажа и инструктажа по технике безопасности при работе на воде.
  2. Распределение обучающихся по бригадам.
  3. Подготовка необходимого оборудования, приспособлений и бланкового материала.

2

ОК 1,

ОК 2,

ОК 6

ПК 1.2

Дифференцированный зачет по знанию техники безопасности.

2

Обследование участка реки Яя

Проведение работ:

  1. Обследование долины реки Яя.
  2. Обследование поймы.
  3. Обследование русла реки.
  4. Подготовка сведений  о зарастании и засоренности русла.

10

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

3

Гидрологические работы и измерения на реке

Проведение работ:

  1. Производство визуальных наблюдений .
  2.  Измерение уровня воды, температуры воды и воздуха.
  3. Промеры глубин по поперечникам.
  4. Измерение скоростей течения. Вычисление расхода воды.
  5. Отбор проб воды на мутность.
  6. Запись и обработка данных в книжке КГ-1М(Н) и КГ-3.

12

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

4

Камеральная обработка результатов

Проведение работ:

  1. Построение профилей поперечного сечения русла реки на основном гидростворе.
  2. Вычисление морфометрических характеристик русла.
  3. Оформление плана участка реки. Составление описания обследованного участка реки.
  4. Составление и оформление отчета по практике.

10

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Дифференцированный зачет по знанию устройства и размещение приборов на метеостанции.

Оценка полученных знаний.

5

Защита отчетов по практике

2

Оценка защиты отчета.

Всего

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

        Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- приборы для метеорологических наблюдений: термометры, психрометры, анемометры, барометры, гидрологическая рейка;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Гидрологические наблюдения и работы на больших и средних реках  [Текст]:  Вып 6, ч.1.- Л.: Гидрометеоиздат, 2008. - 384 с.

Дополнительные источники: 

  1. Правила по технике безопасности при производстве наблюдений и работ на сети Госкомгидромета [Текст]. - М.: Гидрометеоиздат, 1983. – 267 с.
  2. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Гидрометеорологические наблюдения на озерах и водохранилищах [Текст]:  Вып. 7, ч.  I. - Л.: Гидрометеоиздат, 1973. – 291 с.
  1. 3.3 Общие требования к организации учебной практики

Учебная практика проводится в форме практических занятий на базе учебного заведения и на прилегающей к ближайшему  водному объекту (р. Алчедат) территории. Обучающийся выполняет гидрологические наблюдения в соответствии с программой учебной практики, оформляет и защищает отчет.

Итоговая оценка учебной практики – квалификационный экзамен по ПМ 05: Выполнение работ по профессии 13321 лаборант химического анализа УП.05.02.

3.3.1.Требования к оформлению отчета

Методические рекомендации по оформлению текстовой документации в соответствии с нормами ЕСКД ЕСТД.

Общие требования. Основные надписи.

В соответствии с ГОСТ текстовую документацию выполняют печатным  способом на одной стороне листа формата А4 с высотой букв не менее 2,5 мм. Каждый лист оформляется рамкой и основной надписью. Рамки и основные надписи выполняются основными линиями. Графики суточных ходов метеорологических величин выполняются на формате А4, расстояние от рамки до границ текста следует оставлять: в начале строк не менее 5 мм, в конце строк – не менее 3мм.

Расстояние от верхней строки текста до верхней или нижней рамки формы должно быть не  менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм. Использование корректора нежелательно.

Графическая часть оформляется на миллиметровой бумаге форматов А4 и А3. На графиках: рамка, надписи, оси графиков изображаются черным цветом. При выборе цвета линий, изображающих функциональные зависимости на графиках, руководствоваться  указаниями в заданиях. Начертания букв должно быть близким к чертежному шрифту, высота букв не менее 2,5 мм.

Построение документа.

При необходимости текст  делят на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Нумерация пунктов может быть в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. Каждый пункт и подпункт записываются с абзаца.

Наименование разделов записываются  в виде заголовков прописными буквами.

Наименование подразделов записываются  в виде заголовков строчными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в  конце заголовка не ставят.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, между заголовками разделов и подраздела 7- 8 мм. Каждый раздел начинается с нового листа.

        На первом листе помещают содержание, включающее номера и наименование  разделов и подразделов с указанием номеров листов.

Слово  « Содержание»    записывают в виде заголовка прописными буквами и включают в общее количество листов. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами.

       В конце документа приводят список литературы, которая была использована при его составлении. Список литературы включают в содержание.

Содержание отчета

1. Тема, цель, обеспечивающие средства.

2. Алгоритм работы.

3. Вычисления, журнал гидрологических наблюдений.

4. Графическое оформление результатов гидрологических наблюдений.

Приложение 4.1

Контрольные вопросы

1. Каким образом систематизируются притоки, впадающие в главную реку?

2. Какие показатели характеризуют речную систему?

3. Каким образом измеряют длину реки по карте?

4. Каким образом определяют извилистость и разветвленность реки?

5. Какие факторы оказывают влияние на густоту речной сети?

6. Раскройте способы определения густоты речной сети.

7. Какие морфометрические характеристики речного бассейна вы знаете?

8. Каким образом можно измерить площадь бассейна реки?

9. Определите и вычислите морфометрические характеристики речного

бассейна той реки, которая протекает в пределах вашего района

проживания.

10. Какие физико-географические характеристики позволяют судить об

особенностях речного бассейна и природных условиях?

11. Как называется место, где река берет начало и место, где она

заканчивает свое движение?

12. Какие типы речных долин вы знаете?

13. Какие элементы выделяются в строении речных долин?

14.Что называют поперечным сечением русла, какие выделяются

элементы водного сечения?

15.Чем обусловлено изменение формы поверхности воды в поперечном

сечении реки?

16 Что называют продольным профилем реки; какие типы продольных

профилей выделяют?

17. Что называют базисом эрозии?

18. Почему профиль равновесия рекой недостижим?

19. Почему происходит меандрирование рек?

20. Какие характерные русловые образования вы знаете?

21. Что называют питанием рек; какие типы питания рек вы знаете?

22. Вспомните классификацию рек по источникам питания?

23.Что называют гидрологическим режимом реки?

24. Какие элементы характеризуют водный режим?

25. Дайте характеристику фаз водного режима.

26. Какие группы рек выделяются по характеру водного режима?

27. Какие основные составляющие теплового баланса оказывают влияние на температуру воды в реке?

28. Каким образом распределяется температура воды в реке по живому сечению, по длине и во времени?

29. Формула Шези, ее значение для вычисления средней скорости течения.

30. Существует ли связь между расходом и уровнем воды в реке? Какая?

31. Речные наносы, причины их появления в водном потоке.

32. Какие выделяют виды речных наносов?

33.  Какие приборы и инструменты используются при взятии проб взвешенных наносов?

34. Какие приборы используются при взятии проб влекомых и донных наносов?

35. Каковы требования при установке батометра «Дон» для взятия проб влекомых наносов?

36. Каким образом вычисляют расход донных наносов?

37. Какими способами пользуются при взятии проб воды на мутность?

38. Каким образом вычисляют мутность воды?

39. Для чего необходимы данные расходов влекомых и взвешенных наносов?

Приложение 4.2

Аттестационный лист по практике

Форма аттестационного листа по практике

1. ФИО обучающегося, № группы, специальность

______________________________________________________________

2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес ______________________________________________________________

3. Время проведения практики 36 часов

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимися во время практики:

________________________________________________________

________________________________________________________

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Дата                                                                 Подписи руководителя практики,

М.П.                                                                 ответственного лица организации

 

Приложение 4.3

Образец титульного листа.

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

специальность: 280711Рациональное использование природохозяйственных комплексов

                                                                                                                                             

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Технический отчет

УП 280711.00.00 ТО

                                                            Выполнил:

                                                                      студент гр.311

                                                                 Арышев В.С.

                                                             Проверил:

                                                               Булдина Н.С.

       

Рецензия

на программу практики для получения первичных профессиональных навыков по «ГИДРОЛОГИЧЕСКИМ наблюдениям на обследуемой территории» для специальности 280711 «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ»

преподавателя Анжеро-Судженского политехнического колледжа

БУЛДИНОЙ Н.С.

Программа практики «Гидрологические наблюдения» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта-3 к уровню подготовки выпускника, по специальности 280711 – «рациональное использование природохозяйственных комплексов» и предусматривает привитие студентам первичных профессиональных умений и навыков по проведению гидрологических работ и наблюдений.

В программу включены те виды гидрологических работ, которые обычно выполняются во время комплексного обследования загрязнения природных сред.

Практика «Гидрологические наблюдения» планируется после практики «Геодезические работы», во время которой проводится топографо-геодезические работы на том участке водного объекта, где затем студенты будут проводить гидрологические измерения и наблюдения.

При проведении практики особое внимание уделяется соблюдению студентами правил по технике безопасности при работе на воде. Без инструктажа и сдачи зачета по ТБ студенты к практике не допускаются.

По окончании практики каждый студент оформляет и сдает отчет, состоящий из дневника, книжек и журналов гидрологических измерений, графических материалов и гидрографического описания участка реки.

.В.Мезенцев

Канд. геогр. наук, доцент кафедры гидрологии Томского государственного университета.

.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики Метеорологические наблюдения

Рабочая программа учебной практики Метеорологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 04. Учебная практика ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа учебной практики УП.04. по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, разработана на основе Федерального государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01.04 Выполнение работ по наблюдению за метеорологической и гидрологической обстановкой

Рабочая ПРОГРАММа учебной ПРАКТИКИ УП. 01.04 Выполнение работ по наблюдению за метеорологической и гидрологической обстановкой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды...