Рабочая программа учебной практики Метеорологические наблюдения
рабочая программа на тему

Булдина Наталья Сергеевна

Рабочая программа учебной практики Метеорологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711    Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Метеорологические наблюдения

код, специальность 280711    Рациональное  использование                         природохозяйственных комплексов

Анжеро-Судженск

Рабочая программа учебной практики Метеорологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 280711    Рациональное  использование природохозяйственных комплексов

РАССМОТРЕНА

на заседании МК      280711

Протокол  № ____

от  «____» _________ 201___ г.

Председатель МК

________________/О.И.Каракулина

УТВЕРЖДЕНА

Начальник отдела  УПР

__________________ Р.Г. Гарайшина

«_____» _____________ 201___г.

РЕКОМЕНДОВАНА Экспертным советом ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Протокол  № ___________ от  «___» ________ 201___г.

Председатель Экспертного совета  

Зам.директора по УР ____________________ О.В. Акимова

                                                     подпись

Разработчик: Булдина Н.С. преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро - Судженский политехнический колледж»

Рецензент: Никитина М.М., начальник метеорологической станции пгт.ЯЯ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ              ПРАКТИКИ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ Практики

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной Практики

8

  1. ПриложениЯ

10

  1. Контрольные вопросы
  2. Аттестационный лист по практике
  3. Образец титульного листа


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Введение в специальность Метеорологические наблюдения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280711 Рациональное  использование  природохозяйственных комплексов.

Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по специальности Рациональное  использование  природохозяйственных комплексов

1.2. Место учебной практики в структуре основной профессиональной  

образовательной программы: учебной практики УП 05.05 входит в профессиональный модуль ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

1.3. Цели и задачи учебной практики:

Целями учебной практики являются дать студентам первичные сведения и навыки по рабочей профессии 13321 - лаборант  химического анализа, формирование общих и профессиональных компетенций.

Задачами учебной практики являются закрепление знаний и умений, полученных обучающимися на теоретических уроках, лабораторных работах и практических занятиях по учебной дисциплине Метеорология приобретение обучающимся первичных профессиональных навыков в проведении записи и обработке метеорологических данных.

1.4. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения учебной практики студент должен приобрести следующие:

навыки:

- соблюдения техники безопасности при проведении метеорологических наблюдений;

-  в анализе метеорологических характеристик;

умения:

- подготавливать к работе приборы и оборудование;

- снимать и обрабатывать результаты;

- оформлять результаты в виде отчетов;

общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ПК 1.1.Проводить мониторинг окружающей природной среды;

ПК 1.2. Планировать и организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

1.5 Количество часов на выполнение программы практики:

Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

  2.1. Тематический план учебной практики

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Методика работы с метеорологическими приборами

4

3

Микроклиматические измерения в районе Новой колонии

12

4

Экскурсия на метеорологическую станцию в пгт.ЯЯ

3

5

Экскурсия в Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

3

6

Камеральные работы

8

7

Определение зависимости степени загрязнения атмосферы от метеорологических условий.

2

8

Защита отчетов по практике

2

Всего:

36

Итоговая аттестация по учебной практике – квалификационный экзамен

Форма контроля и оценки – оценка устных ответов, оценка выполнения полевых работ, оценка обработки материалов полевых работ


2.2. Содержание учебной практики

№ п/п

Виды работ

Содержание работ

Кол-во часов

Коды компетенций

Формы и методы контроля

ОК

ПК

1

Организация учебной практики, инструктаж по охране труда.

  1. Получение вводного инструктажа и инструктажа по технике безопасности при проведении полевых исследований.
  2. Распределение обучающихся по бригадам.
  3. Подготовка необходимого оборудования, приспособлений и бланкового материала.

2

ОК 1,

ОК 2,

ОК 6

ПК 1.2

Дифференцированный зачет по знанию техники безопасности.

2

Методика работы с метеорологическими приборами

Проведение работ:

  1. Изучение методики работы с метеорологическими приборами.
  2. Проведение пробных  наблюдений за ходом метеорологических параметров.
  3. Проведение измерений давления, температуры и влажности при различных  погодных условиях – при дожде, при облачности и ясной погоде.

4

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

3

Микроклиматические измерения в районе Новой колонии

Проведение работ:

  1. Изучение методики проведения наблюдений за суточным ходом метеоэлементов.
  2.  Выбор точек наблюдений в условиях разнородной  подстилающей поверхности.
  3. Проведение измерений температуры подстилающей поверхности, температуры воздуха на высотах 25, 50 и 150 см.
  4. Измерение абсолютной и относительной влажности воздуха, фактической упругости, упругости насыщения, дефицита влажности воздуха на высотах 25,50 и 150см.
  5. Наблюдения за осадками, выпадающими из облаков, за оптическими явлениями в атмосфере.
  6.  Запись и обработка данных.

12

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

4

Экскурсия на метеорологическую станцию в пгт.ЯЯ

Проведение работ:

  1. Ознакомление  с работой станции.
  2. Изучение устройства метеорологической площадки, размещение приборов.
  3. Дублирование работы метеонаблюдателя. Запись и обработка результатов в книжке КМ-1.

3

ОК 1,

ОК 2,

ОК5,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Дифференцированный зачет по знанию устройства и размещение приборов на метеостанции.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

5

Экскурсия в Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Проведение работ:

  1. Знакомство с организационной структурой и особенностями работы основных  отделов (обработки  метеорологических  данных,  мониторинга,  климата, спутниковой  информации,  гидрологического  режима,  прогноза  погоды,  опасных погодных условий и катастроф) Кемеровского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  2. Посещение лабораторий анализа атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и почв.

3. Беседа с синоптиком-прогнозистом, агрометеорологом.

3

ОК 1,

ОК 2,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

6

Камеральные работы

  1. Обработка полевых материалов.
  2. Построение графиков хода метеоэлементов за период наблюдений на каждой точке и их сравнительный анализ.

3. Характеристика микроклимата исследуемого участка. Итоги наблюдений за местными признаками погоды.

8

ОК 1,

ОК 2,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

7

Определение зависимости степени загрязнения атмосферы от метеорологических условий.

  1. Анализ данных о выбросах загрязняющих веществ предприятиями города. Анализ среднестатистических значений микроклиматических показателей для г. Анжеро-Судженск.  
  2. Разработка природоохранных мероприятий.

2

ОК 1,

ОК 2,

ОК 6,

ОК 7

ПК 1.1,

ПК 1.2

Оценка качества выполнения и защиты работ.

Оценка качества выполнения и защиты работ.

8

Защита отчетов по практике

2

Оценка защиты отчета.

Всего

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

        Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- приборы для метеорологических наблюдений: термометры, психрометры, анемометры, барометры;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Атлас облаков [Электронный ресурс]/ www. Meteoweb.ru. – Режим доступа : http://meteoweb.ru/cl004.php. - Загл. с экрана.
  2. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам [Текст]:  Вып 9, ч.1.- Л.: Гидрометеоиздат, 2009. - 311 с.
  3. Психрометрические таблицы [Текст]. - Л.:Гидрометеоиздат,2010. – 426 с.

Дополнительные источники: 

  1. Правила по технике безопасности при метеорологических работах [Текст]. – М.: Недра, 1999.
  2. Севастьянов, В.В. Климат Анжеро-Судженска [Текст]/ В.В. Севастьянов, Т.Ф. Уколова, Н.П. Голдаева. – Томск: Издательство Томского госуниверситета, 2000. – 78 с.
  3. Хромов, С.П. Метеорология и климатология [Текст]/ С.П. Хромов, М.А. Петросянц. -М.:Изд-во МГУ, 2001.-528 с.
  4. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Метеорологические наблюдения на станциях [Текст]: Вып. 3, ч. I. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 111 с.

  1. 3.3 Общие требования к организации учебной практики

Учебная практика проводится в форме практических занятий на базе учебного заведения и на прилегающей к ближайшему району (Новая Колония) территории. Обучающийся выполняет метеорологические наблюдения в соответствии с программой учебной практики, оформляет и защищает отчет.

Итоговая оценка учебной практики – квалификационный экзамен по ПМ 05: Выполнение работ по профессии 13321 лаборант химического анализа УП.05.05.

3.3.1.Требования к оформлению отчета

Методические рекомендации по оформлению текстовой документации в соответствии с нормами ЕСКД ЕСТД.

Общие требования. Основные надписи.

В соответствии с ГОСТ текстовую документацию выполняют печатным  способом на одной стороне листа формата А4 с высотой букв не менее 2,5 мм. Каждый лист оформляется рамкой и основной надписью. Рамки и основные надписи выполняются основными линиями. Графики суточных ходов метеорологических величин выполняются на формате А4, расстояние от рамки до границ текста следует оставлять: в начале строк не менее 5 мм, в конце строк – не менее 3мм.

Расстояние от верхней строки текста до верхней или нижней рамки формы должно быть не  менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм. Использование корректора нежелательно.

Графическая часть оформляется на миллиметровой бумаге форматов А4 и А3. На графиках: рамка, надписи, оси графиков изображаются черным цветом. При выборе цвета линий, изображающих функциональные зависимости на графиках, руководствоваться  указаниями в заданиях. Начертания букв должно быть близким к чертежному шрифту, высота букв не менее 2,5 мм.

Построение документа.

При необходимости текст  делят на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Нумерация пунктов может быть в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. Каждый пункт и подпункт записываются с абзаца.

Наименование разделов записываются  в виде заголовков прописными буквами.

Наименование подразделов записываются  в виде заголовков строчными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в  конце заголовка не ставят.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, между заголовками разделов и подраздела 7- 8 мм. Каждый раздел начинается с нового листа.

        На первом листе помещают содержание, включающее номера и наименование  разделов и подразделов с указанием номеров листов.

Слово  « Содержание»    записывают в виде заголовка прописными буквами и включают в общее количество листов. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами.

       В конце документа приводят список литературы, которая была использована при его составлении. Список литературы включают в содержание.

Содержание отчета

1. Тема, цель, обеспечивающие средства.

2. Алгоритм работы.

3. Вычисления, журнал метеорологических наблюдений.

4. Графическое оформление результатов метеорологических наблюдений.

Приложение 4.1

Контрольные вопросы

1. Международная классификация облаков. Приведите характеристику

основных форм облаков.

2. Физическая сущность процессов испарения и конденсации.

3. Что представляют собой и как образуются роса и иней?

4. Что представляют собой и как образуются изморозь, гололед, жидкий и твердый

налеты?

5. Как классифицируются осадки, выпадающие из облаков?

6. Как происходит укрупнение облачных элементов?

7. Образование и выпадение дождя и снега.

8. Образование и выпадение крупы и града.

9. Каков суточный и годовой ход осадков?

10. Какое влияние оказывают на формирование климата радиационные факторы и

циркуляция атмосферы?

11. Какова роль в формировании климата влагооборота и подстилающей

поверхности?

12. Солнечная радиация, её спектральный состав.

13. Количество энергии, поступающей от солнца.

14. Лучистая энергия. Поток радиации, поверхностная плотность потока радиации.

15. Прямая солнечная радиация.

16. Рассеянная солнечная радиация.

17. Суммарная радиация.

18. Отражательная способность поверхностей. Альбедо.

19.  Режимы влажности почв. Факторы увлажнения.

20. Каков суточный и годовой ход температуры поверхности почвы и на разных

глубинах?

21. Каковы закономерности распространения тепла в глубь почвы и распределение

температуры почвы с глубиной?

22. Промерзание и оттаивание почвы. Многолетняя (вечная) мерзлота.

23. Какие процессы обусловливают нагревание и охлаждение воздуха и передачу

тепла в атмосфере?

Форма аттестационного листа по практике

1. ФИО обучающегося, № группы, специальность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Время проведения практики 36 часов

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимися во время практики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата                                                                 Подписи руководителя практики,

М.П.                                                                 ответственного лица организации

 

Приложение 4.3

Образец титульного листа.

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анжеро-Судженский политехнический колледж»

специальность: 280711Рациональное использование природохозяйственных комплексов

                                                                                                                                             

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Технический отчет

УП 280711.00.00 ТО

                                                            Выполнил:

                                                                      студент гр.311

                                                                 Арышев В.С.

                                                             Проверил:

                                                              Булдина Н.С.

Рецензия

на программу практики для получения первичных профессиональных навыков по «Метеорологическим наблюдениям на обследуемой территории» для специальности 280711 «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ»

преподавателя Анжеро-Судженского политехнического колледжа

БУЛДИНОЙ Н.С.

Представленная программа направлена на развитие и закрепление у студентов практических навыков по производству метеорологических наблюдений и камеральных работ.

Изучение физической сущности явлений и процессов, происходящих в атмосфере, механизма этих процессов, а также методов измерения метеорологических величин с помощью метеорологических приборов и установок является важной составной частью обучения студентов специальности 280711 «рациональное использование природохозяйственных комплексов».

Предусмотренная программой структура прохождения практики позволяет студентам выявить особенности метеорологических наблюдений в системе Росгидромета, непосредственно самим участвовать в проведении наблюдений за состоянием приземной атмосферы, а также произвести первичную обработку результатов наблюдений. Методы работы, предусмотренные в программе, позволяют студентам оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, чертежей.

Список рекомендуемой литературы включает 7 изданий, в том числе 2 нормативных сборника, содержащих всю необходимую и предусмотренную программой информацию.

Начальник Метеорологической станции Яя                           М.М. Никитина

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики Гидрологические наблюдения

Рабочая программа учебной практики Гидрологические наблюдения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих 19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов) группа СПА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов)группа СПА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 04. Учебная практика ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа учебной практики УП.04. по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, разработана на основе Федерального государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 01.04 Выполнение работ по наблюдению за метеорологической и гидрологической обстановкой

Рабочая ПРОГРАММа учебной ПРАКТИКИ УП. 01.04 Выполнение работ по наблюдению за метеорологической и гидрологической обстановкой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  УП. 05.02 Наблюдение за загрязнением окружающей среды...