Методическая разработка КВН по МДК Основы менеджмента
методическая разработка по теме

Ларионова Татьяна Алексеевна

Методическая разработка учетно-обобщающего занятия по МДК Основы менеджмента, управление персоналом ПМ Организация работы коллектива исполнителей. Активный метод обучения - игровой имитационный. Мотивация проведения занятия - актуализация знаний. Воспитательные цели: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникабельности. Студентам выдается домашнее  задание для подготовки нескольких конкурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы  среднего профессионального образования

Московский издательско-полиграфический колледж

имени  Ивана Федорова

Согласовано                                                                                       Утверждаю

Зав.кафедрой профилирующих

дисциплин социально-                                                                     Зам.директора по УР

экономического цикла                                                              

ГБОУ  СПО  МИПК им.

И. Федорова                                                                                      __________Н.М. Машунина

___________  Т.Е.Кушелева

«__07»__ноября__2013 г.                                                                  «_____»   ноября_2013 г.

Протокол №4

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

                                                           

учетно-обобщающего занятия – «КВН»

По МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

Специальность:   «Дизайн»

Курс: 4

Группа 4Д1

                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                    __________________

                                                                                                                   (Т.А.Ларионова),

                                                                                                                   преподаватель МИПК

                                                                                                                   им. И.Федорова

Москва

2013-2014 уч. год


 

Методическая разработка учебного занятия

МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

Специальность: Дизайн

Курс: 4, группа 4Д1.

Вид занятия (тип урока): учетно-обобщающий

Форма проведения: активный метод обучения – игровой имитационный.

Мотивация формы проведения занятия: актуализация знаний.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Место проведения: каб. № 311

Цели занятия:

Дидактические: систематизация знаний, повторение тем курса МДК

Воспитательные: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Междисциплинарные связи: «Экономика организации».

Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедиапроектор,

Методическое обеспечение: раздаточный материал, карточки с заданиями.

Опережающие задания студентам: домашнее задание - «Представление команд».

Технологическая карта занятия

№ п\п

Этапы и содержание занятия

Время, мин.

1.

Вступительная часть занятия:

- мотивация темы, цель занятия

- оценка готовности аудитории и студентов к занятию

- порядок проведения занятия

- критерии оценки работы студентов

- представление жюри

- представление капитанов

Основная часть игрового занятия:

- 1 конкурс «Представление команд»

- 2 конкурс «Кроссворды»

- 3 конкурс «Творчество»

- 4 конкурс «Разминка капитанов»

- 5 конкурс «Блиц-этафета (вопрос сопернику)»

- 6 конкурс «Креатив»

Заключительная часть занятия:

- обобщение, выводы

- выступление жюри

Домашнее задание:

4

74

4

10

20

10

10

20

8

3

5

4

Литература

Основная:

  1. Васильева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Дашков и К, 2009.
  2. Виханский В.Р. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарика, 2005.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перер. И доп..- М.: ЮНИТИ-Дана,2005.
  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник для вузов.-М.: Экзамен, 2006.
  5. Шлендер П.Э. Управление персоналом: Уч. Пособие.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2005

6.  Драчева Е.А. Менеджмент: Уч.пособие.- 4-е изд.,стер. М.: Академия, 2004-288 с.

7.  Мескон М.Х. Основы менеджмента.- уч.пос. М.: Дело, 2004.

     8.  Маслова В.М.Управление персоналом: Толковый словарь.- М.: Дашков и К, 2010.

9. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Уч. Пособие.- М.: Дашков и К.,2010 – 272 с.

10. Управление персоналом. Задания для практических занятий. Составитель Кондрусь Е.В. – М.: МГУП, 2007.

Структура проведения игрового занятия  «КИТ»

   Проведение данного занятия планируется за 3-4 недели и сообщается студентам.

Группа разбивается на 2 подгруппы и каждая из них отдельно знакомится с методикой и планом проведения.

   В каждой команде выбирается капитан, который в дальнейшем будет осуществлять управление и подготовку к конкурсу.

   

   Планируется его проведение  в 6 этапов (конкурсов): 1   конкурс является домашним заданием.

   Перед началом проведения  занятия обе команды в течение одной  минуты представляют капитанов.

  1. КОНКУРС: « Представление команд».

   Этот конкурс является домашним заданием.

Студенты должны были:

- придумать название команды и  обосновать его, используя терминологию курса МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

 (из разных тем или выбрать какую-то одну). Представление может быть дополнено презентацией, сценкой, песней, стихами и т.д.

    Оценивается:

- оригинальность

- соответствие теме (темам).
Максимальная оценка 5 баллов.

2 КОНКУРС  «Кроссворды»

     Преподаватель через проектор на экране показывает составленные кроссворды по разным темам. Студенты должны быстро реагировать на вопросы и давать верные ответы.

 Количество баллов в зависимости количества верных ответов, данных командами.

  1. КОНКУРС  «Творчество»

Состоит из 3 заданий:

 Каждая команда делится перед началом конкурса на 3 подгруппы.

    1-й группе нужно  подготовить ответ на вопрос : «Почему, на ваш взгляд, в условиях рынка руководителям организаций рекомендуется заниматься стратегическим планированием?»   Ответ нужно дать через 2 минуты.

      Команды работают по очереди.   Жюри оценивает логическую последовательность в ответе.

       Оценка 3  балла.

 

    2-й группе дается задание, используя метод мозгового штурма, предложить не менее 3-4 вариантов решения указанной проблемы. Данные решения представить и обосновать.

     Оценка 5 баллов. На подготовку дается 10 минут.

  3- подгруппе следующее задание:  на листе ватмана (можно на 2-х) рисунком изобразить образ предприятия, в котором вам хотелось бы работать (миссию предприятия, ресурсы, персонал и т.д.). Оценивается: оригинальность, креативность, презентация проекта.

За эту часть конкурса команды получают по 5 баллов. На подготовку дается 20 мин.

Последовательность выступления в этом конкурсе «Творчество» следующая:

   

Начинает выступление 1-я подгруппа, затем 2-я, потом 3-я.

 В итоге  ставится общее количество баллов по 3-у конкурсу.

  1. КОНКУРС : «Разминка капитанов».

    Капитаны команд отвечают на вопросы преподавателя, без подготовки и на время. Каждому дается по  3 минуты. Сколько верных ответов – столько и баллов зачисляется команде. А также анализ ситуации по мотивации персонала (ситуации прилагаются). Должен быть обоснованный ответ, на основе теоретического материала.

  1. КОНКУРС  «Блиц-эстафета».

   Кто-то из членов команды задает вопрос команде соперника , на который сразу же  нужно дать ответ, без раздумий. Баллы командам ставятся в  зависимости от количества верных ответов. Можно выбирать конкретного участника команды соперника и адресовать ему вопрос.

  1. КОНКУРС   Сплоченность

 

Упражнение «Кочки»

Описание упражнения: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются в одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники делятся на две команды, 1 – «лягушки», а 2 (ведущие) – «крокодилы». Задача 1 команды - не потеряв ни одной «лягушки», добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. «Крокодилы» могут «топить» (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Если «лягушка» оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли «крокодилы», и игра начинается сначала. После выполнения упражнения участники рассказывают о том, что помогало, или наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те «лягушки», которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкал цепочку. Какова при этом роль руководителя?

Упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, осознанию важности этих качеств для эффективной работы в группе. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Общая цель:

 достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Руководить процессом должен капитан (или неформальный лидер), который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? От чего зависит результат? Ответы обосновать.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы  среднего профессионального образования

Московский издательско-полиграфический колледж

имени  Ивана Федорова

Согласовано                                                                                       Утверждаю

Зав.кафедрой профилирующих

дисциплин социально-                                                                     Зам.директора по УР

экономического цикла                                                              

ГБОУ  СПО  МИПК им.

И. Федорова                                                                                      __________Н.М. Машунина

___________  Т.Е.Кушелева

«__07»__ноября__2013 г.                                                                  «_____»   ноября_2013 г.

Протокол №4

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

                                                           

учетно-обобщающего занятия – «КВН»

По МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

Специальность:   «Дизайн»

Курс: 4

Группа 4Д1

                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                    __________________

                                                                                                                   (Т.А.Ларионова),

                                                                                                                   преподаватель МИПК

                                                                                                                   им. И.Федорова

Москва

2013-2014 уч. год


 

Методическая разработка учебного занятия

МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

Специальность: Дизайн

Курс: 4, группа 4Д1.

Вид занятия (тип урока): учетно-обобщающий

Форма проведения: активный метод обучения – игровой имитационный.

Мотивация формы проведения занятия: актуализация знаний.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Место проведения: каб. № 311

Цели занятия:

Дидактические: систематизация знаний, повторение тем курса МДК

Воспитательные: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Междисциплинарные связи: «Экономика организации».

Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедиапроектор,

Методическое обеспечение: раздаточный материал, карточки с заданиями.

Опережающие задания студентам: домашнее задание - «Представление команд».

Технологическая карта занятия

№ п\п

Этапы и содержание занятия

Время, мин.

1.

Вступительная часть занятия:

- мотивация темы, цель занятия

- оценка готовности аудитории и студентов к занятию

- порядок проведения занятия

- критерии оценки работы студентов

- представление жюри

- представление капитанов

Основная часть игрового занятия:

- 1 конкурс «Представление команд»

- 2 конкурс «Кроссворды»

- 3 конкурс «Творчество»

- 4 конкурс «Разминка капитанов»

- 5 конкурс «Блиц-этафета (вопрос сопернику)»

- 6 конкурс «Креатив»

Заключительная часть занятия:

- обобщение, выводы

- выступление жюри

Домашнее задание:

4

74

4

10

20

10

10

20

8

3

5

4

Литература

Основная:

  1. Васильева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Дашков и К, 2009.
  2. Виханский В.Р. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарика, 2005.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перер. И доп..- М.: ЮНИТИ-Дана,2005.
  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник для вузов.-М.: Экзамен, 2006.
  5. Шлендер П.Э. Управление персоналом: Уч. Пособие.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2005

6.  Драчева Е.А. Менеджмент: Уч.пособие.- 4-е изд.,стер. М.: Академия, 2004-288 с.

7.  Мескон М.Х. Основы менеджмента.- уч.пос. М.: Дело, 2004.

     8.  Маслова В.М.Управление персоналом: Толковый словарь.- М.: Дашков и К, 2010.

9. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Уч. Пособие.- М.: Дашков и К.,2010 – 272 с.

10. Управление персоналом. Задания для практических занятий. Составитель Кондрусь Е.В. – М.: МГУП, 2007.

Структура проведения игрового занятия  «КИТ»

   Проведение данного занятия планируется за 3-4 недели и сообщается студентам.

Группа разбивается на 2 подгруппы и каждая из них отдельно знакомится с методикой и планом проведения.

   В каждой команде выбирается капитан, который в дальнейшем будет осуществлять управление и подготовку к конкурсу.

   

   Планируется его проведение  в 6 этапов (конкурсов): 1   конкурс является домашним заданием.

   Перед началом проведения  занятия обе команды в течение одной  минуты представляют капитанов.

  1. КОНКУРС: « Представление команд».

   Этот конкурс является домашним заданием.

Студенты должны были:

- придумать название команды и  обосновать его, используя терминологию курса МДК    « Основы менеджмента, управление  персоналом»

 (из разных тем или выбрать какую-то одну). Представление может быть дополнено презентацией, сценкой, песней, стихами и т.д.

    Оценивается:

- оригинальность

- соответствие теме (темам).
Максимальная оценка 5 баллов.

2 КОНКУРС  «Кроссворды»

     Преподаватель через проектор на экране показывает составленные кроссворды по разным темам. Студенты должны быстро реагировать на вопросы и давать верные ответы.

 Количество баллов в зависимости количества верных ответов, данных командами.

  1. КОНКУРС  «Творчество»

Состоит из 3 заданий:

 Каждая команда делится перед началом конкурса на 3 подгруппы.

    1-й группе нужно  подготовить ответ на вопрос : «Почему, на ваш взгляд, в условиях рынка руководителям организаций рекомендуется заниматься стратегическим планированием?»   Ответ нужно дать через 2 минуты.

      Команды работают по очереди.   Жюри оценивает логическую последовательность в ответе.

       Оценка 3  балла.

 

    2-й группе дается задание, используя метод мозгового штурма, предложить не менее 3-4 вариантов решения указанной проблемы. Данные решения представить и обосновать.

     Оценка 5 баллов. На подготовку дается 10 минут.

  3- подгруппе следующее задание:  на листе ватмана (можно на 2-х) рисунком изобразить образ предприятия, в котором вам хотелось бы работать (миссию предприятия, ресурсы, персонал и т.д.). Оценивается: оригинальность, креативность, презентация проекта.

За эту часть конкурса команды получают по 5 баллов. На подготовку дается 20 мин.

Последовательность выступления в этом конкурсе «Творчество» следующая:

   

Начинает выступление 1-я подгруппа, затем 2-я, потом 3-я.

 В итоге  ставится общее количество баллов по 3-у конкурсу.

  1. КОНКУРС : «Разминка капитанов».

    Капитаны команд отвечают на вопросы преподавателя, без подготовки и на время. Каждому дается по  3 минуты. Сколько верных ответов – столько и баллов зачисляется команде. А также анализ ситуации по мотивации персонала (ситуации прилагаются). Должен быть обоснованный ответ, на основе теоретического материала.

  1. КОНКУРС  «Блиц-эстафета».

   Кто-то из членов команды задает вопрос команде соперника , на который сразу же  нужно дать ответ, без раздумий. Баллы командам ставятся в  зависимости от количества верных ответов. Можно выбирать конкретного участника команды соперника и адресовать ему вопрос.

  1. КОНКУРС   Сплоченность

 

Упражнение «Кочки»

Описание упражнения: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются в одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники делятся на две команды, 1 – «лягушки», а 2 (ведущие) – «крокодилы». Задача 1 команды - не потеряв ни одной «лягушки», добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. «Крокодилы» могут «топить» (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Если «лягушка» оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли «крокодилы», и игра начинается сначала. После выполнения упражнения участники рассказывают о том, что помогало, или наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те «лягушки», которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкал цепочку. Какова при этом роль руководителя?

Упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, осознанию важности этих качеств для эффективной работы в группе. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Общая цель:

 достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Руководить процессом должен капитан (или неформальный лидер), который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? От чего зависит результат? Ответы обосновать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине"Основы банковского дела" и "Финансы и кредит"

Методическая  разработка  предназначена  для  преподавателей,  работающих  с  игровыми  технологиями  при  контроле  знаний  студентов.Межпр...

Методическая разработка урака экономики "Экономические основы деятельности предприятия"

Разработка выполнена в режиме презентации. В работе отражены основные экономические показатели деятельности предприятия, их экономическое содержание, порядок расчета. После теоретического материала да...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Менеджмент"

Раздел:      Деловое общениеТема:     Национальные особенности этики ...

Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"

Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"...

Методические разработки к ЛПР по дисциплине "Менеджмент"

Методические разработки к лабораторно-практическим работам по дисциплине "Менеджмент"...

Методическая разработка игрового образовательного квеста по менеджменту «Лучшие управленцы»

На сегодняшний день актуальными становятся образовательные квесты. Понятие «квест» (транслит. англ. quest- поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продв...