Конспект урока деловой игры
план-конспект урока на тему

Коршикова Оксана Александровна

Деловая игра по дисциплине "Экономика" на тему: "КВН: защита прав потребителей"
Рассчитана на студентов 1х курсов СПО и учащихся 10-11 классов школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_2014.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

НА ТЕМУ:

«КВН: защита прав потребителей»

группа БД 1-, ЭК 1-2

План – конспект

Вид урока: урок - игра

Тип урока: учётно – обобщающий.

Цель:

- обобщение и закрепление знаний тематики потребительства в экономике;

- популяризация Закона «О защите прав потребителей».

Задачи:

  • образовательная:

- изучить права потребителей в РФ;

- показать знания основ экономической теории;

- научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях;

  • развивающая:

- формирование навыков рационального потребительского поведения;

- развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления;

- формирование навыков выступления перед аудиторией;

  • воспитательная:

- воспитание основ потребительской культуры учащихся;

- воспитание культуры устной речи учащихся;

- закрепление навыков работы в команде;

- повышение общей положительной мотивации учащихся к образованию путём использования нестандартных приёмов обучения.

Целевая аудитория: учащиеся 1х курсов социально-экономического профиля.

Урок проводится в игровой форме на основе всем известной и популярной игры КВН.

Оборудование к уроку: ТСО (интерактивная доска), презентация, раздаточный материал (копии ФЗ, карточки-задания), материал для использования в игре.

План занятия:

№ п.п.

Этап урока

Методы

Время

1

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя

5 мин.

2

Введение в тему урока – стадия «вызова». Викторина.

10 мин.

3

Основная часть – стадия «осмысления». Деловая игра:

  • Приветствие
  • Разминка;
  • Потребительская лингвистика;
  • Конкурс капитанов;
  • Блиц-турнир.

50 мин.

4

Выводы урока – стадия «рефлексия». Подведение итогов игры.

10 мин.

Технологическая карта урока «Защита прав потребителя»

№ п\п

Этап урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя

Настроить студентов на обучение; заинтересовать в теме урока

Словесный, индуктивный, под руководством преподавателя

Презентация, слайд 1

Организатор. Задаёт тему беседы.

Слушающие.

2

Викторина

Продемонстрировать знания по изучаемому материалу; научиться выступать перед аудиторией, развитие интуиции, гибкости мышления

Словесный, наглядный, под руководителем преподавателя, проблемно-поисковый

Презентация, слайд 2

Ведущий. Задаёт тему и правила беседы.

Активные участники викторины. Отвечают на поставленные вопросы.

3

Деловая игра

Продемонстрировать знания по изучаемому материалу; научиться выступать перед аудиторией, работать в минигруппах и индивидуально, развитие интуиции, гибкости мышления

Наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа обучаемых

Презентация, слайды 3-7, раздаточный материал (карточки с заданиями, закон РФ)

Ведущий, организатор. Объясняет правила игры, следит за ходом выполнения заданий, корректирует

Командообразование Принимают участие в беседе с преподавателем. Активно выполняют задания, отвечают на вопросы, работают с нормативно-правовым документом.

4

Подведение итогов игры. Выводы урока.

Рефлекция занятия. Систематизация и упорядочивание полученных знаний на занятии.

Словесный, под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучаемых

Презентация, слайд 8-9, раздаточный материал (сертификат победителя)

Ведущий. Организатор и координатор действий.

Подводит итоги урока.

Индивидуальная работа. Принимают участие в обсуждении итогов занятия. Анализ полученных знаний.


Конспект урока

1. Организационная часть. Вступительное слово преподавателя. (5 минут)

Приветствие учащихся. Развитие с учащимися идее о том, что сфера экономики – это неотъемлемая часть нашей повседневности. Приведение конкретных жизненных примеров. Это стадия «вызова», преподаватель пытается настроить аудиторию на урок и заинтересовать учащихся в изучении предложенной темы. Преподаватель даёт возможность высказаться каждому из учащихся с целью актуализации имеющегося опыта и создания внутреннего мотива к обучению.

2. Викторина. (10 минут)

Для активизации учащихся и проверки знаний по основам экономики студентам предлагается пройти викторину «Кто из героев сказок выступает в качестве потребителя?»

Информация представлена преподавателем в презентации и поочерёдно выводится на экран. Студенты отвечают по поднятой руке.

1.Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.

Ответ: да.

2.Старик по отношению к Золотой рыбке.

Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.

3.Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.

Ответ: Если кота приравниваем к человеку, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику.

5.Робинзон Крузо на необитаемом острове.

Ответ: нет, он же ничего не покупает.

6.Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Коня! Полцарства за коня!”?

Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.

7.Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Всякий, кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!”?

Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.

8.Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?

Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.

9.Является ли король из сказки В. Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?

Ответ: да, хотя он сам и не приобретал ягоды, но он их использовал.

На этом этапе стадия «вызова» продолжается. Преподаватель работает с аудиторией в целом. Отсутствует критика со стороны преподавателя. В случае неправильного ответа преподаватель даёт высказаться другому учащемуся и объясняет причину ошибки.

3. Деловая игра (50 минут)

Слово преподавателя. Рассказ о жизненной ситуации – приобретение в магазине некачественного товара и невозможность его вернуть. Вопрос к аудитории: что можно делать в этой ситуации, к кому обратиться? Выслушивание ответов, вариантов дальнейшего поведения.

Слово преподавателя. Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

Аудитории предлагается изучить Закон РФ «О защите прав потребителя» методом игры-соревнования. Учащиеся предварительно раделились на 4е равные команды по собственному желанию. Внутри каждой команды учащиеся самостоятельно выбирают капитана.

Каждой команде выдаётся три экземпляра закона РФ «О защите прав потребителей».

  • Приветствие.

Каждой команде предлагается выступить с небольшой сценкой – приветствием.  Задание на подготовку к приветствию команды получили заранее.

  • Разминка.

Для активизации учащихся первым туром предлагается пройти разминку на тему: «Можешь ли ты защитить права сказочных героев?»

Информация представлена преподавателем в презентации и выводится на экран. Команды на скорость дают ответы по поднятой руке. Баллы начисляются за каждый правильный ответ.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 14 , 15 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

  • Потребительская лингвистика.

На экран преподавателем выводиться слайд с набором букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить команде, переставив буквы.

Помимо этого каждой из команд предоставлены комплекты карточек с тем же набором букв, что и на экране.

Команда, которая первая поднимет карточки со словом над головой, получает призовой балл.

1. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Ответ: рынок.

2. Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара (работы, услуги).

Ответ: недостаток.

3. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Ответ: реклама.

4. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.

Ответ: ассортимент.

5. Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Ответ: стандарт.

6. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Ответ: договор.

7. Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

Ответ: сертификат.

8. Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п.

Ответ: безопасность.

9. Нить + поле + лис =организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.

Ответ: исполнитель.

  • Конкурс капитанов.

Преподаватель предлагает капитанам выполнить тестовые задания на листочках в течение 3х минут. Варианты заданий представлены в Приложении 1. По окончании времени преподаватель читает определения с листочка-задания, а капитаны по очереди дают свой ответ. Листочки-задания сдаются капитанами для подсчёта баллов.

Во время этого конкурса командам преподаватель раздаёт карточки с 5ю понятиями. Необходимо составить тест на заданную тематику с использованием указанных слов. Варианты карточек представлены в Приложении 2.

Задание внеконкурсное. В конце урока студенты публично защищают свои работы, что будет являться одной из форм подведения уроков.

  • Блиц-турнир.

На слайдах представлены вопросы для всех команд. Команды должны дать мгновенный ответ по поднятой руке. Призовые баллы начисляются за каждый правильный ответ.

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

Это стадия «осмысления». Она занимает основную часть урока. Преподаватель должен отслеживать понимание при работе с материалом, поддерживать активность учащихся, их интереса и инерции движения.

4. Подведение итогов игры. Выводы урока. (10 минут)

После окончания игры преподавателем подсчитываются баллы каждой команды и общий результат выводиться на экран.

Для формирования выводов урока преподаватель просит представителя от каждой из команд зачитать получившее сообщение на заданную тему, полученную командами во время конкурса капитанов. После каждого прочтения преподаватель даёт обратную связь.

По окончанию команда-победитель награждается званием «лучшие защитники потребителя» и шуточным сертификатом.

Это стадия «рефлексии». Новая информация, полученная на уроке становиться присвоенной, превращается в собственные знания. Преподаватель с помощью наводящих вопросов способствует усвоению, систематизации и структуризации новой информации у учащихся.

Приложение 1.

Задание для участников конкурса капитанов.

Необходимо к каждому понятию подобрать определение.

1. потребитель

А) Санитарные нормы и правила, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг)

2. изготовитель

Б) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги

3. исполнитель

В) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка,  продавец обязан удовлетворить требования потребителя

4. продавец

Г) Объявление в газете: «организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3х комнатных квартир»

5. срок службы

Д) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары

  1. срок годности

Е) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор

7. гарантийный срок

Ж) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю

8. договор

З) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”

9. лицензия

И) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине

10. стандарт

К) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям

Ответ: 1-е, 2-к, 3-г , 4-з, 5-и, 6-д, 7-в, 8-б, 9-ж, 10-а

Приложение 2.

Задание для команд во время конкура капитанов.

Необходимо составить сообщение по теме: «Роль закона «О защите прав потребителя» в нашей повседневной жизни», используя следующие слова:

  •  гарантия
  • стандарт качества
  • ВТО
  • Муха-Цокатуха
  • лицензия

Выводы и предложения:

На уроке присутствовали:

 Зам. директора по учебной работе                                                  Т.Н.Михайлова

Зам. директора по методической работе                                          М.А. Шамина

Председатель ПЦК № 8                                                                     М.В. Фролова

Преподаватели:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА "ХОЧУ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ"

УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА"ХОЧУ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ"...

Урок деловая игра по дисциплине "Организация обслуживания"

Применение деловых игр в процессе обучения позволяет выявить у учащихся не только профессиональные знания и умения, но и такие качества как активность, организованность, коммуникативность...

урок деловая игра

внедрение современных методов обученияУрок деловая игра...

Методическая разработка урока-деловой игры по экономике "Конкурс предпринимательских проектов"

Одно из главных требований реализации образовательных программ ФГОС - это применение в деятельности преподавателя активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной раб...

Урок – деловая игра «К нам едет ревизор»

Деловая игра всегда разрабатывается для определенного контингента, поэтому необходимо, чтобы содержание игры, взаимосвязи между «игроками» были понятны, соответствовали уровню общетеоретич...

Бинарный урок – деловая игра по МДК 03.01. Геодезия с основами картографии и картографического черчения и ЕН 02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

Теоретическая и практическая значимость данного урока заключается в использовании деловой игры как активной формы обучения на основе интегративного (бинарного) подхода с целью формирования общих и про...