Психология студентов СПО
статья по теме

Гаранина Галина Юрьевна

Юность — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_studentov_spo.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Психология студентов СПО

Студент находится на начальной стадии физической зрелости, завершения полового развития. Это период относительно спокойного физического развития. Он готов к большим физическим и умственным нагрузкам. Происходит осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности. Этот возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития. С одной стороны, юноши и девушки еще зависимы от родителей, которые готовят их к предстоящей самостоятельной жизни, а с другой — находятся под воздействием сверстников, чьим общественным мнением они дорожат.

Социально значимыми факторами для студентов становятся самоопределение, выбор профессии, перспективы жизненного пути, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Происходит переоценка ценностей с точки зрения их пользы для будущего. Под этим же углом зрения изменяется и отношение к разным сторонам школьной жизни.

Как известно, ведущим видом для студента любого возраста является учебно-профессиональная деятельность. Однако умственная деятельность приобретает особое значение, становится более устойчивой и эффективной. Расширяются возможности познания (новый курс дисциплин — теоретических и практических), появляется интерес к различным областям деятельности (производство, художественная деятельность, спорт), возникают новые связи с окружающим миром.

Новый характер умственной деятельности сказывается на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления.

Студенты легко могут сосредоточить внимание на предмете деятельности, они уже владеют приемами переключения внимания, могут сами правильно организовать свое внимание, следить за ходом урока и вести необходимые записи. У них преобладает произвольное внимание.

Развитие отдельных сторон внимания ведет к совершенствованию наблюдательности.

Память также становится произвольной, управляемой. Студент владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его по-новому, сформулировать то, что запомнилось. Резко увеличивается объем осмысленного запоминания.

Речь тудентов становится лексически более богатой, более гибкой по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.

Воображение студентов характеризуется большим развитием самоконтроля. Фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, сейчас критически осмысливается.

Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. В целом их познавательные возможности отличаются повышением умственной деятельности, способностью к постижению отвлеченного, абстрактного материала, произвольностью интеллектуальной деятельности.

Познавательные интересы определяют выбор профессии, что изменяет отношение старшеклассника к учебной деятельности, которое, в свою очередь, зависит от мотивов его поведения.

Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.

Индивидуализация обучения, предусматривая развитие самостоятельности и специализацию умственных способностей, формирует индивидуальный стиль умственной деятельности как устойчивой совокупности индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Уровень самосознания, степень сложности и устойчивости образа «Я» тесно связаны с развитием интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления связано со все возрастающей потребностью теоретизирования. Уже подросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет большой интерес к собственному «Я» и его составляющим. Он, в частности, по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. «Телесные» свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем свойства личностные.

Юноши очень чувствительны к особенностям своего тела (форма ушей, цвет волос, телосложение и др.), так как физическое созревание является одновременно и социальным символом, знаком возмужания. Юноши и девушки придают важное значение тому, насколько их внешние данные соответствуют стандартному образцу «маскулинности» и «феминности». При этом юношеский эталон красоты часто бывает завышенным. И все, что выходит за пределы «стандарта», как правило, подлежит осмеянию (синдром дисморфобии).

Рост рефлексии, повышенного интереса к себе типичен для ранней юности. Познание мира и себя в нем — важный момент становления личности по нескольким причинам. От того, насколько глубоко познает юноша мир и себя в нем, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то потом это становится маловероятным, у него не сложится верная картина мира и адекватное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.

В юности закладывается важная черта — самоуважение, которое отражает уровень признания самого себя как личности. Высокий уровень самосознания старшего школьника приводит его к самопознанию и самовоспитанию. В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности. Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями, при их поддержке.

С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Общество сверстников, в рамках и под влиянием которого формируется личность студента, существует в форме организованных коллективов (школьные и внешкольные) и в форме стихийно складывающихся более или менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. Их состав, структура и функции существенно различны. Возникают ролевые конфликты.

В юношеских взаимоотношениях проявляется и реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим», надо выглядеть, «как все», и разделять общие увлечения. И в этом смысле важна мода — средство самовыражения, коммуникации, идентификации и приобретения статуса в своей среде.

Юношеской фразеологии в целом свойственно использование (иногда нарочитое) грубых слов и выражений (порой ненормативных), междометий и жаргонизмов, отсутствие высокопарной лексики, логики, зато для нее характерны повышенная эмоциональная и интонационная окрашенность, личностная акцентуация.

Юношеский возраст считается решающим в нравственном становлении человека. Студента ожидает немало трудностей и проблем. На еще не окрепшее моральное сознание обрушивается поток жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Эти постоянно возникающие противоречия осложняют моральный выбор юноши и могут привести к нежелательным последствиям (развязность, потребительство, цинизм, легкомыслие и др.). Нравственное становление личности происходит в процессе перехода от зависимого, управляемого детства к взрослой самостоятельности. Развивается нравственный самоконтроль. К проблемам нравственности в юности особый интерес. Ребята живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы, поговорить о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми. У них особое тяготение, склонность к теоретизированию. Задача взрослых — создать условия для анализа, поиска, осмысления детьми нравственных категорий, а не просто информировать их о том, что такое гуманизм. В формировании активной жизненной позиции большую роль играют самовоспитание старшеклассника и его социальное окружение.

Юность — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения и относительно высокой стадией развития личности появляется потребность понять и оценить окружающий мир, разобраться в себе и определить свое отношение к окружающему миру. Возникает необходимость в целостной системе мировоззрения. На основе систематического изучения теоретических основ учебных дисциплин и содержательного анализа знаний, их обобщения и установления межпредметных связей старшеклассники овладевают наиболее общими законами природы, общественной жизни и познания.

Решение социально-нравственных проблем чаще всего группируется вокруг вопроса о смысле жизни, на который нет готового ответа. Характер поиска смысла жизни может быть различным и зависит от того, будет ли юноша делиться своими планами со взрослыми, доверится ли их слову и опыту. Общие мировоззренческие поиски конкретизируются в жизненных планах, которые охватывают всю сферу личного самоопределения юноши.

Юности свойственны стремительность и напряжение. Этот общий порыв выражается в романтическом стремлении к чему-либо большему, значительному, в ожидании в будущем великого и грандиозного. Именно в этом возрасте рождается стремление к подвигам, именно в этом возрасте больше всего пугает мысль о серой, заурядной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 02. «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях общественного пит

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 02. «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану об...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-го КУРСА

ЛЕКЦИИ   ПО ПСИХОЛОГИИИ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

©Пахомова И.А. Методическая разработка "Рабочая тетрадь студентов ОП.08 Психология. Раздел 1. Общая психология"

Рабочая тетрадь включает в себя рабочие листы к 8-ми темам раздела 1. Общая психология: «Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии»«Психологические ос...