Доклад на тему:"Мозговая атака"
материал на тему

Савельева Татьяна Игоревна

"Мозговая атака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mozgovaya_ataka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО МО «Егорьевский промышленно – экономический техникум»

Доклад

на тему:

«Мозговая атака –один из нетрадиционных методов педагогических технологий»

Выполнила преподаватель

экономических дисциплин:                                                Т.И. Савельева

Введение

В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.

Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.

Реформирование среднего профессионального образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития студента. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания студентов. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности.  Студенты охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

        «Мозговая атака вырабатывает привычку активно мыслить и действовать»

 В последе время разрабатываются различные методы повышения КПД мозга, который по оценкам специалистов, в среднем нагружен лишь на 7%. К ним относится один из нетрадиционных  методов обучения – мозговая атака.

Мозговая атака (перевод с английского языка «брейн-сторминг» (метод корзинки))  - один из методов активного обучения, управления и исследования, который помогает стимулировать мозговую активность, творческий и инновационный процессы.

Из истории вопроса

На основе метода «корабельного Совета» и «конференции идей» во время второй мировой войны в Японском море, на одном из американских кораблей, на котором служил американский специалист А. Осборн, был проведён корабельный Совет по проблеме «как защитить боевые корабли от торпед с сидящими в них смертниками».

По правилам корабельного Совета, высказывались все, от юнги до капитана, предлагая любые идеи, даже фантастические и немыслимые. Все предложения записывались. Один из матросов высказал мысль: «Заметив торпеду, я выстроил бы всю команду вдоль борта и заставил бы всех дуть на торпеду. Идея вызвала смех! Но и она была записана. При обсуждении эта идея была доработана, и решили использовать сильную струю воды. Из бранспойта струя воды била в торпеду и тормозила её. Нелепая, с первого взгляда, идея дала мощный эффект.

В конце 50-х годов американский психолог А. Осборн уже работал в США в университете и стал пропагандировать метод мозговой атаки как наиболее простой для сбора неординарных идей и предложений, для решения различных задач сложности во всех областях деятельности.

Метод «мозговой атаки» как стимулятор творческой активности и продуктивност, в основном, построен на психологическом механизме отсутствия какой-либо критики участников, которая сковывает и препятствует рождению новаторских, оригинальных мыслей и нестереотипных идей.

Таким образом, начиная с 50щ-х годов развивается метод «мозговой атаки» - первоначально с США, Великобритании, Франции, затем в Японии. В России данный метод используется достаточно широко с начала 70-х годов в учебной, управленческой, организационной и исследовательской деятельности для выявления и решения проблемных вопросов с помощью инновационных идей. 

Метод «мозговой атаки» можно кратко описать следующим образом.

Ведущий МА излагает определённую проблему и просит участников с ходу высказать свои соображения по поводу её решения, не смущаясь при этом самых невероятных предложений. Ведущий записывает (на доске, формах, блокноте и т.п.) все высказывания по мере их поступления, не допуская при этом никакого обсуждения их достоинств и недостатков, т.е.критики, до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Участники должны быть уверены, что любая мысль, какой бы , на первый взгляд, несостоятельной она ни казалась, после анализа может внести определённый вклад в уточнение позиции. Это, в свою очередь, может приблизить практическое решение обсуждаемой проблемы, т.к. в высказанных идеях можно найти рациональное зерно.

Для эффективности использования этого метода необходимо действовать оперативно, динамично, убедив участников МА предлагать как можно больше решений проблемы, не слишком заботясь об их  практической целесообразности. Участники должны напрячь свою фантазию до предела, использовать ассоциации из прошлого опыта, расслабить мозг и дать ему возможность увязать эту проблему с той мыслью, которая первой придёт на ум.

Но для практического использования метода «мозговой атаки» в педагогическом процессе необходимо более подробно остановиться на технологии её проведения.

  1. Технология проведения «мозговой атаки»     

Цели мозговой атаки:

  1. Генерирование идей для решения проблемы.
  2. Ранжирование идей по их приоритетности.
  3. Выработки привычки активно мыслить.
  4. Демонстрация процесса рождения неожиданных идей.
  5. Выработки умений по использованию «найденных идей».

В психологии творчества неоднократно замечалось, что в процессе генерирования идей они могут быть «задавлены» неконструктивной критикой и консервативными высказываниями.

В связи с этим в МА используются определённые правила:

1. На этапе генерирования идей абсолютно запрещена критика (даже ирония) в любой форме.

2. Поощряются оригинальные, даже фантастические идеи.

3. Все идеи фиксируются в записях или на видео-, или аудиоплёнке.

4. При желании используется персональное авторство.

5. Все участники МА абсолютно независимы (юридически и административно).

6. Группа аналитиков проводит анализ, синтез, критику, оценку и отбор наиболее эффективных идей.

Мозговая атака строится по сценарию, предложенному в таблице 1.

Таблица 1 – Сценарный план проведения «МА»

Этапы «МА» и краткий комментарий

Регламент

I этап. Пролог

1.1

Введение в «МА»: создание атмосферы , мобилизация участников. Информация о целях, правилах и технологии проведения.  

10 минут

1.2

Выбор девиза «МА» (перебор вариантов, предложенных участниками  и ведущими, утверждение, написание девиза на доске или на фолии)

10 минут

1.3

Постановка и трактовка проблемы

10 минут

II этап. Генерационный

2.1

Генерация-разведка (психологическая поддержка участников и их первых идей, контроль выполнения правил и др.)

5-10 минут

2.2

Каскадная генерация идей (динамичное поступление и их запись аналитиками)

20-30 минут

III этап. Синтезирующий

3.1

Синтез идей аналитиками (классификация, оценивание идей) и их обощение.

15 минут

IVэтап. Критикующий

4.1

Критика поступивших идей («разгромить» с различных позиций предложенные идеи, критикуя конструктивно идеи, а не людей, их представивших) – Доклад главного аналитика

20 минут

(из них 10 минут –

доклад)

Vэтап. Эпилог

5.1

Подведение общих итогов (оценка работы участников и МА)

5 минут

Max 120

минут =

2 часа

   

  1. Введение в «мозговую атаку».

Перед началом МА, требующей высокого интеллектуального и творческого напряжения, ведущий должен постараться создать достаточно комфортные внешние условия и мобилизовать участников: усадить их удобно, проветрить комнату, использовать негромкую музыку, угостить генераторов идей кофе или прохладительными напитками т.п.

1.2 Использование девиза желательно, т.к. именно он поможет мобилизовать команду специалистов на оперативное генерирование идей.

1.3 Постановка и трактовка проблемы.

На этом этапе главная роль отводится ведущему. Он должен быть организатором и творцом. Вначале он должен предложить участникам МА выбрать из нескольких вариантов проблем один.

2.1 «Мозговая атака начинается.

Ведущий усиленно поддерживает первоначальные идеи, строго контролирует правила.

2.2 Генерация – разведка плавно переходит в каскадное генерирование, когда каждый высказывает свою оригинальную идею.

3.1 Не синтезирующем этапе к работе приступает группа аналитиков (3-5 человек), которые собирают все форматы с идеями и кладут их в корзинку для дальнейшей обработки.

4.1 На критикующем этапе группа аналитиков делится на две части: аналитики – защитники представленных идей – и критики, цель которых – «разгромить» предложенные идеи.

Затем форматы идей распределяются по трём корзинкам:

Первая корзина новые, потенциально реализуемые идеи.

Вторая корзина – известные идеи.

Третья корзина -  «свалка идей» для дальнейшего анализа.

  1. Подведение общих итогов МА ведущими на этапе «Эпилог».

Ведущие «мозговой атаки» производят оперативные разбор МА, возвращаясь к поставленным идеям и сопоставляют их с полученными результатами.

Заключение

Анализ практики проведения «мозговых атак» показывает, что представленная процедура не должна быть догмой.

В заключении отметим, что наиболее эффективное овладение методом «мозговой атаки» возможно в коллективе, в котором развито чувство нового, в котором поощряется интеллектуальное творчество, в котором в действительности используются идеи, генерируемые во время подобных активных организационно-управленческих «мозговых атак» (или штурмов).

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

- использование коллективных форм работы;

- привитие интереса к дисциплине;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы;

- активизацию деятельности студентов;

- при подготовке к уроку студенты сами ищут интересный материал;

-более полное осуществление практической, воспитательной,    образовательной и развивающей целей обучения;

- становление новых отношений между учителем и учениками.

Список литературы

1. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.  Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.

2. Материал курсов «Инновационные технологии в преподавании специальных дисциплин», ПАПО г.Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"

Доклад  подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной  проблеме научно - исследовательской деятельности  студентов педагогических колледжей....

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Стаья "Методика подготовки и проведения «мозговой атаки» как метода и формы активного обучения"

Метод «мозговой атаки» возник в 30-е годы XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938 г. А. Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм» как групповой ...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...