Рабочие программы
рабочая программа
Рабочая программа по Экономике для специальности 38.01.02 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД ЭКОНОМИКА
2021 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основании примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ФГАУ «ФИРО») Протокол №3 от 21 июля 2015 г. по специальностям среднего профессионального образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями к «Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол №3 от 25 мая 2017г.
Организация-разработчик:
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лебедянский торгово-экономический техникум»
Разработчик:
Кнутова Лариса Николаевна преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей №1
Протокол № 1 от 31.08.2021 г.
Председатель ЦМК ___________ О.В. Лаврова
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
«31» августа 2021г.
________________ С.А. Голикова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 21 |
| 23 |
- ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24
ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
- Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
-освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
-овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
-развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
-воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ППССЗ на базе основного общего образования (ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации), а также для всех форм получения образования: очной, заочной формам для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих ППССЗ по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Экономика»
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.
Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня.
Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий.
При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.
При освоении специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования экономика изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
-формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
-овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
-воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ППССЗ с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общеобразовательному циклу.
Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часа;
экзамен 6 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 134 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 68 |
практические работы | 60 |
лабораторные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1 Экономика и экономическая наука | 16/12 | |||||
Тема 1.1 Потребности человека и ограниченность ресурсов | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Введение Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. | 1 | ||||
2 | Понятие экономики. Экономические потребности общества. | 2 | ||||
3 | Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 1 Место и роль знаний по экономике в жизни общества. | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.2 Факторы производства. Прибыль и рентабельность. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 2 | ||||
2 | Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. | 2 | ||||
3 | Рентабельность. Рента. Земельная рента. Процент.. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 2 Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность. ПЗ № 3 Методы анализа прибыли | 2 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Экономический выбор. Метод научной абстракции. | 2 | ||||
2 | Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 4 Альтернативная стоимость. Анализ кривой производственных возможностей | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.4 Типы экономических систем | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Традиционная экономика. | 3 | ||||
2 | «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. | 3 | ||||
3 | Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. | 3 | ||||
4 | Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 5 Типы экономических систем | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.5 Собственность и конкуренция | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. | 3 | ||||
2 | Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. | 3 | ||||
3 | Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. | 3 | ||||
4 | Антимонопольная политика государства. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 6 Собственность: понятие, виды, формы | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.6 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. | 2 | ||||
2 | Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Раздел 2. Семейный бюджет. | 2/4 | |||||
Тема 2.1. Семейный бюджет | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. | 2 | ||||
2 | Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата. Сбережения населения. Страхование. | 2 | ||||
3 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Личное подсобное хозяйство. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 7 С согласия родителей просчитать семейный бюджет. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи. ПЗ № 8 Решение ситуаций, требующих применения Закона РФ «О защите прав потребителей» | 2 2 | |||||
Контрольная работа не предусмотрена | - | |||||
Раздел 3. Товар и его стоимость. | 2/4 | |||||
Тема 3.1. Товар и его стоимость. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие товара и стоимости товара. | 3 | ||||
2 | Соотношение полезности и стоимости товаров. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 9 Понятие цены. Понятие стоимости товара. ПЗ № 10 Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности и издержек производства. | 2 2 | |||||
Раздел 4. Рыночная экономика. | 16/14 | |||||
Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Рыночные структуры. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. | 3 | ||||
2 | Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса | 3 | ||||
3 | Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. | 3 | ||||
4 | Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. | 3 | ||||
5 | Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 11-12 Кривая спроса и кривая предложения. | 4 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 4.2 Экономика предприятия: цели, организационные формы. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Структура целей организации, ее миссия. | 2 | ||||
2 | Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. | 3 | ||||
3 | Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 3 | ||||
4 | Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 13 Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций. | 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 4.3 Организация производства. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. | 2 | ||||
2 | Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. | 2 | ||||
3 | Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. | 3 | ||||
4 | Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 14 Состав и структура основного и оборотного капитала ПЗ № 15 Методы измерения производительности труда | 2 2 | |||||
Тема 4.4 Производственные затраты. Бюджет затрат | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. | 3 | ||||
2 | Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. | 3 | ||||
3 | Ценообразование. Доход предприятия. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 16-17 Расходы организации, экономическое содержание | 4 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Раздел 5. Труд и заработная плата. | 8/6 | |||||
Тема 5.1 Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Проблемы спроса на экономические ресурсы. | 3 | ||||
2 | Фактор труд и его цена. Цена труда. Понятие заработной платы. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 3 | ||||
3 | Рынок труда и его субъекты. Номинальная и реальная заработная плата. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 18 Основные способы купли-продажи рабочей силы. ПЗ № 19 Основные способы купли-продажи рабочей силы. | 2 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 5.2 Безработица. Политика государства в области занятости | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. | 3 | ||||
2 | Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 20 Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате. | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 5.3 Наемный труд и профессиональные союзы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. | 3 | ||||
2 | Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Раздел 6. Деньги и банки. | 10/8 | |||||
Тема 6.1 Деньги и их роль в экономике. | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Деньги: сущность и функции. Роль денег в экономике. | 3 | ||||
2 | Основные функции и задачи ЦБ РФ. Виды банковских операций. | 3 | ||||
3 | Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 21 Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. ПЗ № 22 Экономическое понятие функции денег. | 2 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 6.2 Банковская система | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. | 2 | ||||
2 | Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. | 2 | ||||
3 | Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. | 2 | ||||
4 | Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Тема 6.3 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. . | 3 | ||||
2 | Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. | 3 | ||||
3 | Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Биржи в России. | 2 | ||||
4 | Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 23 Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных. | 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 6.4 Инфляция и ее социальные последствия. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. | 3 | ||||
2 | Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 24 Инфляция и ее социальные последствия | 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Раздел 7. Государство и экономика | 8/8 | |||||
Тема 7.1 Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. | 2 | ||||
2 | Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 | ||||
3 | Понятие денежно-кредитной политики. Основы денежной политики государства Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Тема 7.2 Налоги и налогообложение | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. | 3 | ||||
2 | Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 25 Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба» ПЗ № 26 Принципы налогообложения и способы взимания налогов | 2 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 7.3 Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. | 2 | ||||
2 | Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный бюджет и государственный долг и их структура. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 27 Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики. ПЗ № 28 Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы. | 2 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Тема 7.4 Показатели экономического роста. Экономические циклы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. | 3 | ||||
2 | Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Раздел 8. Международная экономика | 6/4 | |||||
Тема 8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Пошлины, квоты, протекционизм. | 2 | ||||
Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. | 2 | |||||
2 | Государственная политика в области международной торговли. | 2 | ||||
3 | Особенности современной экономики России. | 2 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 29 Особенности международной торговли | 2 | |||||
Контрольные работы не предусмотрено | - | |||||
Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Обменные курсы валют. | 3 | ||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия ПЗ № 30 Принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ | 2 | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрена | - | |||||
Тема 8.3 Глобализация мировой экономики | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Глобальные экономические проблемы. | 2 | ||||
2 | Особенности современной экономики России. Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика | |||||
Лабораторные работы не предусмотрены | - | |||||
Практические занятия | - | |||||
Контрольная работа по теме не предусмотрены | - | |||||
Примерная тематика индивидуальных проектов 1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической науки. 2.Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе. 3.Основные формы общественного хозяйствования и их модели. Особенности становления рыночной модели экономики в России. 4.Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Эволюция денег. 5.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России. 6.Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка. 7.Основные направления экономической деятельности государства. Пределы государственного вмешательства в экономику. 8.Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт зарубежных стран. 9.Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. 10.Формирование цен на факторы производства. 11.Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике. 12.Основные макроэкономические показатели и их измерение. 13.Кредитно-банковская система. Роль банков в обеспечении экономического роста и стабилизации рыночной экономики. 14.Глобальные экономические проблемы цивилизации. 15.Валютные проблемы мирового хозяйства. | ||||||
Всего: | 128 |
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Экономика и экономическая наука | |
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов | Формулирование основных экономических понятий «по-требности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «про-изводство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов |
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность | Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово-хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой.Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.) |
1.3. Выбор и альтернативная стоимость | Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с исполь-зованием материалов из сборника задач по экономике |
1.4. Типы экономических систем | Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем |
1.5. Собственность и конкуренция | Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии |
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государ-ства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе |
2. Семейный бюджет | |
2.1 Семейный бюджет | Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей |
| |
3.1 Товар и его стоимость | Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства |
| |
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. | Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар |
4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы. | Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них |
4.3. Организация производства. | Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство» |
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат | Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования - двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммер-ческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета произ-водства и продажи продукции предприятия |
| |
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: ндивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработ-ной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяже-сти и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда» |
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости | Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных |
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы | Изучение характеристики категорий экономически ак-тивного населения в разных странах, целей создания проф союзов |
6.Деньги и банки | |
6.1. Деньги и их роль в экономике. | Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег |
6.2 Банковская система | Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций |
6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок. | Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Биржи в России. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. |
6.4. Инфляция и ее социальные последствия | Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций |
7.Государство и экономика | |
7.1. Роль государства в развитии экономики | Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики |
7.2. Налоги и налогообложение | Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов |
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета | Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет |
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы. | Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике |
8.Международная экономика | |
8.1. Международная торгов-ля - индикатор интеграции национальных экономик | Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик» Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО |
8.2. Валюта. Обменные курсы валют | Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса |
8.3. Глобализация мировой экономики | Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического со-общества |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин, экономики, экономической теории, экономики организации, экономики отрасли, менеджмента и маркетинга.
Оборудование учебного кабинета:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающих (по количеству обучающих);
Технические средства обучения: интерактивная доска, локальная вычислительная сеть и персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Автономов В.С., Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования/В.С. Автономов. – 16-е изд., дораб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 240 с.
- Пястолов С.М., Экономическая теория: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/С.М. Пястолов. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
- Терещенко О.Н., Основы экономики: учеб.для учащихся учреждений нач.проф.образования/О.Н. Терещенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.
Дополнительные источники:
- Борисов Е.Ф. Основы экономики – М.: ООО «Дрофа», - 2015. – 322 с.
- Кожевников Н.Н. [и др.]. Основы экономики. 8-е изд., - М.: ОИЦ «Академия» - 2015. – 272 с.
- Кудина М.В. Основы экономики. Учебник. - М.: ИНФРА–М: Форум. – 2014. – 352 с.
4. Липсиц И.В. Основы экономики.– М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2015. - 336 с.
5. Николаева И.П. [и др.]. Экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2015. – 527с.
6. Слагода В.Г. Основы экономической теории. Учебник. - М.: ИНФРА–М: Форум. – 2015. – 272 с.
7. Терещенко О.Н. Основы экономики. Практикум – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» Академцентр - 2014. – 380 с.
Интернет ресурсы.
- Проблемы современной экономики http://www.m-economy.ru/
2. Сайт журнала Вопросы экономики http://www.vopreco.ru/
3.Сайт журнала Экономика России ХХI века http://www.ruseconomy.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
-приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем | - оценка письменных и устных ответов; - тестирование; - оценка защиты проекта (компьютерной презентации; -оценка результатов выполнения практических работ |
-описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики | - оценка письменных и устных ответов; - оценка защита реферата (компьютерной презентации) - тестирование; - оценка защиты проекта (компьютерной презентации |
-объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торгов | - оценка результатов выполнения практических работ; - оценка защиты проекта (компьютерной презентации) - тестирование; - оценка письменных и устных ответов; |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету | - тестирование; - оценка результатов выполнения практических работ; - оценка письменных и устных ответов; - оценка защиты проекта (компьютерной презентации |
Знания: | |
-функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста | - оценка письменных и устных ответов; - оценка выступлений с сообщениями, докладами; - оценка результатов самостоятельной работы со СМИ; - тестирование |
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рабочая программа дисциплины предполагает обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Выбор методов обучения определяется преподавателем с учетом методического и материально - технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами - инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для студентов - инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту - инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Обучающиеся инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается предоставление в электронном виде учебных ( www.biblioclub.ru «Университетская библиотека онлайн») и лекционных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...