Рабочие программы
рабочая программа

Кнутова Лариса Николаевна

Рабочая программа по Экономике для специальности 38.01.02 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД ЭКОНОМИКА

2021 г.


 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основании примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ФГАУ «ФИРО») Протокол №3 от 21 июля 2015 г. по специальностям среднего профессионального образования,  с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и  уточнениями к «Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования» (ФГАУ «ФИРО») Протокол №3 от 25 мая 2017г.

Организация-разработчик:

Государственное областное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

Разработчик:

Кнутова Лариса Николаевна преподаватель ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Рассмотрена и утверждена на заседании  ЦМК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей №1

Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

Председатель ЦМК ___________ О.В. Лаврова

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

«31» августа  2021г.

________________ С.А. Голикова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

  1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              24

 ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА

  1. Пояснительная записка

Программа  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Экономика»  предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых  к  структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины  «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения  среднего  общего образования в пределах освоения образовательных  программ среднего профессионального образования на базе основного общего  образования с учетом требований федеральных государственных образовательных  стандартов  и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).

Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:

-освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

-овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

-развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

-воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

-формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ППССЗ на базе основного общего образования (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации), а также для всех форм получения образования: очной, заочной формам для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих ППССЗ по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины «Экономика»

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и  прикладных  наук,  владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.

Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня.

Изучение  экономики  в  профессиональных  образовательных  организациях,  реализующих  образовательную  программу  среднего  общего  образования  в  пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий.

При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.

При освоении специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования экономика изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной  предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

-формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;

-овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

-воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;         

-формированию готовности использовать приобретенные знания   в последующей трудовой деятельности.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ППССЗ с получением среднего общего образования (ППССЗ).

1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общеобразовательному циклу.

Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных  организациях, реализующих образовательную  программу среднего  общего  образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

метапредметных:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

предметных:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часа;

экзамен 6 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

134

в том числе:

     теоретическое обучение

68

     практические работы

60

     лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация                                                                            6    

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Экономика и экономическая наука

16/12

Тема 1.1 Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебного материала

2

1

Введение

Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

1

2

Понятие экономики. Экономические потребности общества.

2

3

Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 1 Место и роль знаний по экономике в жизни общества.

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 1.2 Факторы производства. Прибыль и рентабельность.

Содержание учебного материала

4

1

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

2

2

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.

2

3

Рентабельность. Рента. Земельная рента. Процент..

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 2 Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.

ПЗ № 3 Методы анализа прибыли

2

2

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Тема 1.3 Выбор и альтернативная стоимость

Содержание учебного материала

2

1

Экономический выбор. Метод научной абстракции.

2

2

Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 4 Альтернативная стоимость. Анализ кривой производственных возможностей

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 1.4 Типы экономических систем

Содержание учебного материала

2

1

Традиционная экономика.

3

2

«Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике.

3

3

Административно-командная экономика.  Условия функционирования командной экономики.

3

4

Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 5 Типы экономических систем

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 1.5 Собственность и конкуренция

Содержание учебного материала

4

1

Понятие собственности. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

3

2

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.

3

3

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

3

4

Антимонопольная политика государства.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 6 Собственность: понятие, виды, формы

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 1.6 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Содержание учебного материала

2

1

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

2

2

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Раздел 2. Семейный бюджет.

2/4

Тема 2.1. Семейный бюджет

Содержание учебного материала

2

1

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.

2

2

Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата. Сбережения населения. Страхование.

2

3

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Личное подсобное хозяйство.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 7 С согласия родителей просчитать семейный бюджет.

Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.

ПЗ № 8 Решение ситуаций, требующих применения Закона РФ «О защите прав потребителей»

2

2

Контрольная работа не предусмотрена

-

Раздел 3. Товар и его стоимость.

2/4

Тема 3.1. Товар и его стоимость.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие товара и стоимости товара.

3

2

Соотношение полезности и стоимости товаров.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 9 Понятие цены. Понятие стоимости товара.

ПЗ № 10 Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности и издержек производства.

2

2

Раздел 4. Рыночная экономика.

16/14

Тема 4.1  Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

Содержание учебного материала

4

1

Рыночные структуры. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.

3

2

Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса

3

3

Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

3

4

Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.

3

5

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 11-12 Кривая спроса и кривая предложения.

4

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 4.2 Экономика предприятия: цели, организационные формы.

Содержание учебного материала

4

1

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Структура целей организации, ее миссия.

2

2

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

3

3

Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

3

4

Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 13 Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике. Рассмотреть типы коммерческих организаций.

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 4.3 Организация производства.

Содержание учебного материала

4

1

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.

2

2

Основной капитал. Классификация элементов основного капитала.

2

3

Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства.

3

4

Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 14 Состав и структура основного и оборотного капитала

ПЗ № 15 Методы измерения производительности труда

2

2

Тема 4.4 Производственные затраты. Бюджет затрат

Содержание учебного материала

4

1

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия.

3

2

Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства.

3

3

Ценообразование. Доход предприятия.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 16-17 Расходы организации, экономическое содержание

4

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Раздел 5. Труд и заработная плата.

8/6

Тема 5.1 Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Содержание учебного материала

4

1

Проблемы спроса на экономические ресурсы.

3

2

Фактор труд и его цена. Цена труда. Понятие заработной платы. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

3

3

Рынок труда и его субъекты. Номинальная и реальная заработная плата.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 18 Основные способы купли-продажи рабочей силы.

ПЗ № 19 Основные способы купли-продажи рабочей силы.

2

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 5.2 Безработица. Политика государства в области занятости

Содержание учебного материала

2

1

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица.

3

2

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 20 Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 5.3 Наемный труд и профессиональные союзы

Содержание учебного материала

2

1

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов.

3

2

Государственная политика в области занятости. Профсоюзы. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Раздел 6. Деньги и банки.

10/8

Тема 6.1 Деньги и их роль в экономике.

Содержание учебного материала

4

1

Деньги: сущность и функции. Роль денег в экономике.

3

2

Основные функции и задачи ЦБ РФ. Виды банковских операций.

3

3

Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 21 Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.

ПЗ № 22 Экономическое понятие функции денег.

2

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 6.2 Банковская система

Содержание учебного материала

2

1

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ.

2

2

Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.

2

3

Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций.

2

4

Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Тема 6.3 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок.

Содержание учебного материала

2

1

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. .

3

2

Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.

3

3

Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

2

4

Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 23 Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 6.4 Инфляция и ее социальные последствия.

Содержание учебного материала

2

1

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.

3

2

Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 24 Инфляция и ее социальные последствия

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Раздел 7. Государство и экономика

8/8

Тема 7.1 Роль государства в развитии экономики

Содержание учебного материала

2

1

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования.

2

2

Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

2

3

Понятие денежно-кредитной политики. Основы денежной политики государства Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Тема 7.2 Налоги и налогообложение

Содержание учебного материала

2

1

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

3

2

Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 25 Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба»

ПЗ № 26 Принципы налогообложения и способы взимания налогов

2

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 7.3 Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Содержание учебного материала

2

1

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета.

2

2

Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный бюджет и государственный долг и их структура.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 27 Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики. Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики.

ПЗ № 28 Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.

2

2

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Тема 7.4 Показатели экономического роста. Экономические циклы.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП.

3

2

Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольные работы не предусмотрено

-

Раздел 8. Международная экономика

6/4

Тема 8.1.

Международная торговля — индикатор интеграции

национальных экономик

Содержание учебного материала

2

1

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ.  Пошлины, квоты, протекционизм.

2

Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина.

2

2

Государственная политика в области международной торговли.

2

3

Особенности современной экономики России.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 29 Особенности международной торговли

2

Контрольные работы не предусмотрено

-

Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют

Содержание учебного материала

2

1

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Обменные курсы валют.

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

ПЗ № 30 Принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ

2

Контрольная работа по теме не предусмотрена

-

Тема 8.3 Глобализация мировой экономики

Содержание учебного материала

2

1

Глобальные экономические проблемы.

2

2

Особенности современной экономики России. Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

-

Контрольная работа по теме не предусмотрены

-

Примерная тематика индивидуальных проектов

1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической науки.                

2.Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе.                

3.Основные формы общественного хозяйствования и их модели. Особенности становления рыночной модели экономики в России.                

4.Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Эволюция денег.                

5.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России.                

6.Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.                

7.Основные направления экономической деятельности государства. Пределы государственного вмешательства в экономику.                

8.Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт зарубежных стран.                

9.Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности.                

10.Формирование цен на факторы производства.                

11.Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике.                

12.Основные макроэкономические показатели и их измерение.                

13.Кредитно-банковская система. Роль банков в обеспечении экономического роста и стабилизации рыночной экономики.                

14.Глобальные экономические проблемы цивилизации.                

15.Валютные проблемы мирового хозяйства.

Всего:

128

2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание

обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Экономика и экономическая наука

1.1. Потребности человека

и ограниченность ресурсов

Формулирование основных экономических понятий «по-требности человека» и «ограниченность ресурсов».

Раскрытие понятия экономики, предмет экономической

науки, определение связей понятий «потребление», «про-изводство», «распределение».

Характеристика потребностей человека, рынков труда,

капиталов и ресурсов

1.2. Факторы производства.

Прибыль и рентабельность

Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы.

Обоснование значения предпринимательства и финансово-хозяйственной деятельности.

Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой.Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)

1.3. Выбор и альтернативная

стоимость

Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя

на рынке от цены на этот продукт.

Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке.

Изучение материала, построение кривой спроса с исполь-зованием материалов из сборника задач по экономике

1.4. Типы экономических

систем

Изучение различий элементов экономических систем.

Выявление характерных черт постиндустриального

общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества.

Раскрытие традиционной и административно-командной

экономических систем

1.5. Собственность и

конкуренция

Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах.

Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности.

Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии

1.6. Экономическая свобода.

Значение специализации

и обмена

Изучение этапов становления рыночной экономики.

Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государ-ства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе

2. Семейный бюджет

2.1 Семейный бюджет

Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы

и нравственные ценности отдельных людей

  1. Товар и его стоимость

3.1 Товар и его стоимость

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства

  1. Рыночная экономика

4.1.  Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета

спроса на товар

4.2. Экономика

предприятия: цели,

организационные формы.

Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо».

Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них

4.3. Организация

 производства.

Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты.

Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод

организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство»

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных.

Изучение понятия себестоимости и калькулирования -

двух основных подходов к определению затрат.

Изучение состава и содержания бюджета затрат коммер-ческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат.

Проведение анализа плановой сметы или бюджета произ-водства и продажи продукции предприятия

  1. Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная

плата и мотивация труда

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных

способов купли-продажи рабочей силы: ндивидуального

трудового контракта и коллективных соглашений (договоров).

Изучение факторов формирования рынка труда: заработ-ной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяже-сти и сложности труда, потребности в свободном времени.

Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная

плата», «основные формы оплаты труда»

5.2. Безработица. Политика

государства в области занятости

Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица.

Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных

5.3. Наемный труд

и профессиональные союзы

Изучение характеристики категорий экономически ак-тивного населения в разных странах, целей создания

проф союзов

6.Деньги и банки

6.1. Деньги и их роль в экономике.

Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости.

Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен,

мировых денег. Изучение видов денег

6.2 Банковская система

Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны.

Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации.

Фондовый рынок.

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Биржи в России. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику.

6.4. Инфляция и ее

социальные последствия

Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций

7.Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом.

Изучение методов государственного регулирования экономики

7.2. Налоги и

налогообложение

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России.

Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета».

Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет

7.4. Показатели

 экономического роста.

Экономические циклы.

Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике

8.Международная экономика

8.1. Международная торгов-ля - индикатор интеграции

национальных экономик

Изучение понятия «международная торговля», факторов;

определяющих производственные различия национальных экономик.

Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик» Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО

8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Изучение основных принципов валютного регулирования

и валютного контроля в РФ. Изучение понятия валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс.

Изучение понятия «валютный паритет», особенностей

регулирования валютного курса

8.3. Глобализация мировой

экономики

Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического со-общества

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин, экономики, экономической теории, экономики организации, экономики отрасли, менеджмента и маркетинга.  

Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающих (по количеству обучающих);

Технические средства обучения: интерактивная доска, локальная вычислительная сеть и персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Автономов В.С., Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень образования/В.С. Автономов. – 16-е изд., дораб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 240 с.
  2. Пястолов С.М., Экономическая теория: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/С.М. Пястолов. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
  3. Терещенко О.Н., Основы экономики: учеб.для учащихся учреждений нач.проф.образования/О.Н. Терещенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.

Дополнительные источники:

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономики – М.: ООО «Дрофа», -  2015. – 322 с.
  2.  Кожевников Н.Н. [и др.]. Основы экономики. 8-е изд., - М.: ОИЦ «Академия» - 2015. – 272 с.
  3. Кудина М.В. Основы экономики. Учебник. - М.: ИНФРА–М: Форум. – 2014. – 352 с.

4. Липсиц И.В. Основы экономики.– М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2015. - 336 с.

5. Николаева И.П. [и др.]. Экономическая теория. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2015. – 527с.

6. Слагода В.Г. Основы экономической теории. Учебник. - М.: ИНФРА–М: Форум. – 2015. – 272 с.

7. Терещенко О.Н. Основы экономики. Практикум – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» Академцентр - 2014. – 380 с.

Интернет ресурсы.

  1. Проблемы современной экономики http://www.m-economy.ru/

 2. Сайт журнала Вопросы экономики http://www.vopreco.ru/

     3.Сайт журнала Экономика России ХХI века http://www.ruseconomy.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем

- оценка письменных и устных ответов;

- тестирование;

- оценка защиты проекта (компьютерной презентации;

-оценка результатов выполнения практических работ

-описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики

- оценка письменных и устных ответов;

- оценка защита реферата (компьютерной презентации)

- тестирование;

- оценка защиты проекта (компьютерной презентации

-объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торгов

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка защиты проекта (компьютерной презентации)

- тестирование;

- оценка письменных и устных ответов;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина, понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

- тестирование;

- оценка результатов выполнения практических работ;

- оценка письменных и устных ответов;

- оценка защиты проекта (компьютерной презентации

Знания:

-функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста

- оценка письменных и устных ответов;

- оценка выступлений с сообщениями, докладами;

- оценка результатов самостоятельной работы со СМИ;

- тестирование

5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Рабочая программа дисциплины предполагает обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Выбор методов обучения определяется преподавателем с учетом методического и материально - технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами - инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для студентов - инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).  При  необходимости студенту - инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки  ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья обеспечивается предоставление в электронном виде учебных ( www.biblioclub.ru «Университетская библиотека онлайн») и лекционных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...