Рабочая программа СПО Менеджмент
рабочая программа

Коротков Александр Борисович

Рабочая программа СПО Менеджмент

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Менеджмент

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО

38.02.07 Банковское дело

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Москва, 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

Протокол Педсовета №11от

 «27» мая 2016г

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

38.02.07 «Банковское дело»

Разработчик (составитель):

Коротков А.Б. – преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю.Витте.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС  СПО по специальности): 38.02.07 Банковское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- оперировать основными понятиями и категориями менеджмента;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- проектировать организационные структуры управления;

- применять в профессиональной деятельности приемы и методы эффективного делового общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

-факторы внешней и внутренней среды организации;

- основные виды организационных структур, принципы и правила их проектирования;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- стили управления;

- сущность и основные виды коммуникаций;

- особенности организации управления в банковских учреждениях.

Специалист банковского дела должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ПК 1.4 Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5 Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов;

самостоятельной работы обучающегося- 21 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем, час

Максимальная нагрузка (всего)

72

Самостоятельная работа

21

Обязательная аудиторная нагрузка,

51

в том числе:

Модуль 1. Теоретические и социально-психологические
аспекты менеджмента

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

11

Обязательная,

25

из них:

Лекции, уроки

8

Практические занятия

17

Формы контроля

Текущий контроль

Модуль 2.  Применение менеджмента в области профессиональной деятельности

Максимальная нагрузка

36

Самостоятельная работа

10

Обязательная,

26

из них:

Лекции, уроки

9

Практические занятия

17

Формы контроля

Текущий контроль

Курсовое проектирование

-

Итоговая форма контроля

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныМЕНЕДЖМЕНТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Модуль 1.

Основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии

36

Тема 1.1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития

Содержание учебного материала

1

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента.

Принципы управления. Объекты и субъекты управления.  История развития менеджмента.

1;2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Изучение и выявление характерных особенностей школ управления,

2.Составление сравнительной таблицы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

Тема 1.2. Связующие процессы в менеджменте

Содержание учебного материала

1

Связующие процессы в менеджменте

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка докладов

1

Тема 1.3

Понятие, сущность и основные признаки организации

Содержание учебного материала

1

Определение организации. Модели организационного менеджмента. Структуры организации. Организационные модели в различных культурах: европейской, азиатской и других.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 1.4. Внутренняя и внешняя среда организации 

Содержание учебного материала

Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние элементы организации. Значение и показатели внешней среды.

1

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Анализ влияния внешней среды на управление конкретным предприятием.

2.Анализ внутренней среды предприятия (в зависимости от отрасли).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.1. Сущность планирования и контроля производственной деятельности

Содержание учебного материала

1

Необходимость планирования производственной деятельности. Реализация стратегического и оперативного планирования. Формы контроля за производственной деятельностью.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Выполнение работы по планированию деятельности предприятия.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка докладов (презентации) по теме «Планирование: стратегическое и тактическое.»

2

Тема 2.2. Организация и типы организационных структур.

Тема 2.3. Процесс принятия и реализации управленческих решений

Содержание учебного материала

1

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Содержание учебного материала

Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений.

Лабораторные работы

Практические занятия

1.Использование системы методов управления для разбора ситуаций и принятие эффективных решений

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тестовый контроль

2

2

2

2

Модуль 2.

Применение менеджмента в области профессиональной деятельности

36

Тема 1.1. Мотивационная политика организации.

Содержание учебного материала

1

Материальная и нематериальная мотивация персонала. Теории поведения. Пирамида Маслоу. Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности.  Основы формирования мотивационной политики организации.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Изучение методов мотивации персонала    

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 1.2. Основные элементы управления персоналом и самоменеджмент

Содержание учебного материала

1

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения,

разбор ситуаций.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка докладов по темам «Методы управления персоналом».

2

Тема 1.3. Лидерство и стиль руководства.

Содержание учебного материала

1

Основные стили руководства. Власть, харизма. Деловые компетенции руководителя. Типы карьеры. Форма власти и влияние. Неформальный лидер и работа с ним.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Построение карьерограммы, составление списка компетенций руководителя.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 1.4. Элементы эффективного управления

Тема 1.5. Особенности банковского менеджмента

Содержание учебного материала

1

Эффективность труда руководителей, экономичность системы управления, эффективностью функционирования производства или другого управляемого объекта.

2; 3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Разбор производственных ситуаций.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка докладов.

Содержание учебного материала

Банковский персонал, специфика работы. Методы управления и мотивации банковского персонала.

Лабораторные работы

Практические занятия

1.Разбор производственных ситуаций

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка докладов.

Тестовый контроль

4

1

4

2

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины происходит в кабинете №502.

ПАСПОРТ

Кабинета (аудитории)

Кабинета менеджмента

№  502

  1. Данные кабинета:
  1. Закреплен за колледжем

Менеджмент

  1. Ответственный:

Кузнецова М.Г.

уч. степень (звание), должность, ФИО

  1. Количество посадочных мест:

20

  1. Общая площадь:  

8,87 х 2,67м   =    23,7 м2

  1. Система техники безопасности и защиты обучающихся:
  1. Средства первичного пожаротушения (огнетушитель: порошковый) находится в коридоре
  2. Устройство защитного отключения электроснабжения;
  1. Назначение кабинета:
  1. Кабинет предназначен для проведения теоретических и практических занятий по менеджменту, для специальностей  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.07 «Банковское дело», реализуемых в учебном заведении

  1. Перечень оборудования
  1. Мебель:

Преподавательский стол-1; столы обучающихся: двухместные-7; одноместные- 6; стулья – 16; классная доска-1; пробковый стенд-1; стол для книг-1

  1.  Оборудование

  1. Характеристика ПК: Компьютер ____________.
  2. Программное обеспечение:

Наименование,

производитель

Пакет

Версия

  1. Перечень методического наполнения кабинета: наглядные пособия (перечислить).

Плакаты

Портреты учёных. Плакаты: Характеристика факторов внешнего воздействия; Методы оценки мотивирующих факторов; Среда прямого и косвенного воздействия; Горизонтальные и вертикальные организации; Современные компоненты менеджмента; Групповая динамика; Пример структурной организации

Методические пособия

(___ позиций)

  • .

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Драчева Е.Л. Менеджмент. - М.: Академия, 2012.
  2. Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум. - М.: Академия, 2013.
  3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – М.: Кнорус, 2013.
  4. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01095-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981
  5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: практикум : учебное пособие / И.Н. Герчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 799 с. : табл., граф., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00889-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115014
  6. Юкаева, В.С. Менеджмент: краткий курс : учебное пособие / В.С. Юкаева. - 4-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 104 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-00632-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453524

Дополнительные источники:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2013.
  2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента - М.: Вильяме, 2014.
  3. Коргова М.А. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
  4. Ломакин А.Л. Управленческие решения. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2012.
  5. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  6. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2013.
  7. Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.
  8. 6. ЕгоршинА.П., /Учебник/ 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат)
  9. https://znanium.com/catalog/product/507285

7. Фаррахов А.Г./Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат)

  1. https://znanium.com/catalog/product/538741
  2. 8. / Маслова Е.Л./ Теория менеджмента/ - М.:Дашков и К, 2017. - 160 с.: ISBN 978-5-394-02217-3
  3. https://znanium.com/catalog/product/450799

Литература из библиотеки

1.Юкаева В.  Менеджмент: Краткий курс. Учебное пособие

Издательство: Дашков и Ко, 2013 год.

2.Лигинчук Г.Г. Менеджмент. Московский Университет им. С.Ю.Витте, 2013 г.

3.Маслов В. Менеджмент в эпоху глобализации. Сборник статей. Макс пресс.2013 г.

4.Феденя А. менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям. 2 –е издание, 2013 г.

5. Гусева Е. Менеджмент. Учебно-методический комплекс. Изд. Евразийский открытый институт, 2014 г.

6. Исаев Р. Основы менеджмента. Учебник. Изд. Дашков и Ко 2014 г.

7. Петров Н. Изд. Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2012 г.

8. Набиев Г. Менеджмент. Практикум. Изд. Финансы и статистика, 2013 г.

9. Гавриленко В. Менеджмент. Конспект лекций в схемах. Учебное пособие. Изд. А-Приор 2012 г.

10. Кринеталь В. Современные проблемы менеджмента. Учебно-методический комплекс. Изд. Евразийский открытый институт. 2012 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Менеджмент в России и за рубежом [Электронный ресурс], –Режим доступа:http://www.mevriz.ru/
  2. Новый менеджмент [Электронный ресурс], –Режим доступа: http://www.new-management.info/
  3. Журнал Топ-менеджер [Электронный ресурс], –Режимдоступа:http://www.officemart.ru/
  4. Административно-управленческий портал[Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.aup  .
  5. Портал для менеджеров по персоналу[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrm.ru
  6. Обширный сайт по предпринимательству и бизнесу образовательного характера. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://e-trainings.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент умеет:

оперировать основными понятиями и категориями менеджмента

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.

планировать и организовывать работу подразделения

проектировать организационные структуры управления

применять в профессиональной деятельности приемы и методы эффективного делового общения

принимать эффективные решения, используя систему методов управления

Студент знает:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при  выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля.

факторы внешней и внутренней среды организации

основные виды организационных структур, принципы и правила их проектирования

процесс принятия и реализации управленческих решений

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

систему методов управления

виды управленческих решений и методы их принятия

стили управления

сущность и основные виды коммуникаций

особенности организации управления в банковских учреждениях