Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста
статья

Говорова Валентина Владимировна

Творческая созидательная деятельность педагогов  и  ее значение для формирования  конкурентоспособности будущего специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая созидательная деятельность педагогов  и  ее значение для формирования  конкурентоспособности будущего специалиста

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы студенты, обстоятельства, личность самого преподавателя  и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет»  

(Н. Рерих).

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

По мнению студентов содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только должны вооружать их знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание.

 А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности преподавателя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается), содержания учебного материала (когда студенту просто нравится содержание данного предмета), методов и приёмов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

От того доброго, что дает педагог студентам, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя.

Настоящее творчество по сути своей ничто иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. 

Наше учебное заведение Михайловский экономический колледж-интернат предназначено для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. В колледже получают базовую и углубленную подготовку по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.

В нашем колледже созданы все условия для преподавателей, чтобы  иметь возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Состав педагогического коллектива колледжа  говорит сам за себя:

19 преподавателей – с высшей категорией, 5 – с первой категорией.

Различают 4 уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности преподавателей. (ОТПД)

Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе опыта творческой педагогической деятельности, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией опыта творческой педагогической деятельности, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно

Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта

Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ опыта творческой педагогической деятельности как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление преподавателя   не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному опыту творческой педагогической деятельности.

В результате   тестирования   педагогического коллектива по специальной программе  определялись эти уровни и выяснилось, что 26% преподавателей имеют  третий  уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности и 74%  имеют четвёртый уровень, т.е новаторско-исследовательский.

Педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и студента.

Уроки-проекты привели к тому, что студенты учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи, рисуют, делают презентации и видеоролики  и т.д. Преподаватели, занимающиеся исследовательской деятельностью, приобщают к этому и своих студентов.

Работа «от творчества преподавателя – к творчеству студента» достигает своей цели в том случае, если студент видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе.

 В колледже устраиваются выставки творческих работ, студенты оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – студенты накапливают в портфолио.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности преподавателя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами и, конечно же, поощрение со стороны администрации.

 Виды инноваций в учебно-воспитательном процессе - это нестандартные методсоветы,  проектная деятельность педагогов и воспитанников; круглые столы, нестандартные технологии, дни науки, интеллектуальный марафон;  здоровьесберегающие технологии. Стало традицией проведение предметных недель.

В образовательных технологиях:

- дифференциация, индивидуализация обучения и воспитания;

- использование компьютерных технологий на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях;

-библиотечные уроки

-  проведение нестандартных уроков и занятий в группах: урок исследование; урок-конференция; урок-игра; брейн-ринг; урок-путешествие, урок-зачет.

Формы и методы организации творческой деятельности, а также время каждый преподаватель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и студентам.

Деятельность коллектива преподавателей и студентов  в данном направлении привела к тому, что жизнь в колледже  стала намного интересней, повысилось качество проведения воспитательных классных и общеколледжных мероприятий, прослеживается творческий подход к учебной и внеклассной работе.

Лучший способ воспитывать творчество в студентах – это самому быть творческой личностью.

   Поэтому можно предложить следующие рекомендации, которые помогут преподавателям в развитии и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе. 

1.  Факторы, способствующие развитию творческой активности

  • система дидактических умений,
  • аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН,
  • анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование,
  • система стимулирования педагогического труда.

2.  Источники творчества

  • анализ учебно-воспитательного процесса,
  • изучение опыта коллег,
  • чтение научной литературы,
  • картотека интересных фактов,
  • вопросы студентов, которые анализируются,
  • общение с коллегами, друзьями, студентами.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

3.  Условия для творческого развития преподавателя:  

  • нравственно- психологический климат коллектива,
  • стимулирование к нестандартным решениям,
  • материальная база,
  • проведение дискуссий,
  • влияние личности руководителя,
  • наличие свободного времени.

4.  Чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

  • точность во всем,
  • дисциплина,
  • порядочность,
  • вдохновение,
  • умение слушать критику,
  • внимание,
  • воля,
  • уверенность в собственных силах,
  • способность доводить дело до конца,
  • высокий общий уровень развития,
  • знание своего дела.

 5.  Качества преподавателя, позволяющие развить творческий потенциал студента

  • педагогический такт,
  • способность к сочувствию,
  • сопереживанию,
  • артистизм,
  • умение ставить неожиданные вопросы,
  • создание проблемных ситуаций,
  • поощрение преподавателем студентов.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности преподавателя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

В качестве результата творческой работы над собой можно представить следующие модели преподавателя  и студента.

Модель преподавателя, развивающего творческую активность студентов

  • Доброжелателен и чуток.
  • Разбирается в психологии студентов,  в том числе одаренных.
  • Имеет высокий уровень интеллекта.
  • Широкий круг интересов и умений.
  • Имеет живой и активный характер.
  • Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
  • Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
  • Имеет творческое мировоззрение.
  • Обладает жизнестойкостью.
  • Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
  • Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Коммуникабельность.
  • Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Модель творчески активной личности студента

  • с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;
  •  с развитым социальным интеллектом;
  •  с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
  •  обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;
  •  умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;
  •  способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  •  с богатым воображением;
  •  с развитой интуицией;
  •  с высокими эстетическими ценностями.

 8 заповедей творческой личности

1.Быть хозяином своей судьбы.     

2.Достигнуть успеха в том, что вы любите     

3.Внести свой вклад в конструктивное дело.   

4.Строить свои отношения с людьми на доверии.    

5.Развивать свои творческие способности.    

6.Культивировать  в себе смелость.     

7.Заботиться о своем здоровье.     

8.Не терять веру в себя.

Данный подход к образовательному процессу в колледже  стал для всех наших педагогов  нормой,  а это значит, что наши выпускники, после окончания колледжа  будут строить свою жизнь тоже творчески.

    Не секрет, что педагог (учитель или преподаватель)  учится всю жизнь. И чтобы научить чему-то стоящему своих студентов, сначала приходится научиться это делать самим.

Читайте! Перенимайте опыт творчески работающих педагогов! Ищите свои пути в работе! Желаю всем успехов!

Литература

1.Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.

2. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. и др. Педсовет: идеи, методики, формы. М., 2002.

3.Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.

4.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...