рабочая программа по дисциплине "Социальная психология"
рабочая программа на тему

понамарева елена леонидовна

Программа для специальности 140448

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchebnoy_distsipliny_sotspsikh.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

ЩЕЛКОВО 2014

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения;

- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

- типы социальных объединений;

- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе;

- внутригрупповые и межгрупповые отношения;

- знать методы и методики исследования, коррекции и развития  социально-психологических явлений и процессов в группе;

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

-  типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- владеть культурой профессионального общения;

- выбирать  оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности;

- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

- влиять на формирование  и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах;

- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов; 

- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности;

- владеть приемами самовоспитания личности;

- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часа.

2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лекционные занятия

48

семинарские занятия

-

практические  работы

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

20

Итоговая аттестация в форме  зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная психология»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

 самостоятельная работа обучающихся

Объем

 часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии (6 ч)

Тема 1.1. Социальная психология как наука

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

2

Тема: Введение. «Социальная психология как наука».

Определение социальной психологии как науки. Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками.

Тема: «Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии».Типология методов, используемых в социальной психологии.

Задачи социальной психологии.

2

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение и презентацию по теме: « Особый статус социальной психологии как науки».

*2

Тема 1.2.

История  становления и развития

социальной  психологии

Содержание учебного материала

2

2

Лекционные занятия

Тема: «История  становления и развития социальной  психологии».

Становление отечественной социальной психологии. Становление зарубежной социальной психологии «Развитие социально-психологических идей». Развитие социально-психологических идей в русле социально – философских и социологических учений.

Самостоятельная работа:  Выявление и описание собственного социально-психологического  опыта.

*2

Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей  (12ч  )

Тема 2.1. Социальная психология общения.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

Тема: «Содержание, функции и виды общения».

Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений Содержание общения.  Виды общения

Общение – основа человеческого бытия. Общение  в  системе  межличностных  и  общественных  отношений. Социальная роль.

 

2

Семинарские занятия

Тема: Структура и средства общения

Единство общения и деятельности

2

Самостоятельная работа: подготовить доклад и презентацию на тему                                   «Типы общения».

*2

Тема 2.2. Закономерности процесса общения

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

2

Тема: «Закономерности процесса общения».

Коммуникативная сторона общения.  Интерактивная сторона общения. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения

Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия.

2

Самостоятельная работа: Подготовка выступлений на темы:

«Значение стереотипа в профессиональной деятельности»,

«Роль восприятия в развитии межличностного общения»,

 «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»

*2

Тема 2.3. Средства общения.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

Тема: «Вербальное общение»

Понятие и виды вербального общения. Вербальные формы общения. Вербальные средства общения.

2

2

Тема: Невербальное общение

Роль невербального общения. Науки, изучающие невербальные средства общения. Этикет невербального общения

2

Самостоятельная работа: подготовка презентаций на темы:

«Деловая беседа»,  «Ведение переговоров»,  «Деловая дискуссия».

*2

Тема 2.4. Психология  воздействия в общении.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

2

Тема: «Психология  воздействия в общении».

Убеждение, внушение, психологическое заражение как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.

Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Психологическое заражение как способ   группового воздействия.

2

Раздел  III.  Психология   социальных  сообществ (14 ч)

Тема 3.1. Группа   как    социально-психологический  феномен.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

2

Тема: «Группа   как    социально-психологический  феномен».

Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

2

Тема: Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. Принципы  классификации и виды групп.

2

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Роль социальной группы в воздействии общества на личность».

*2

Тема 3.2. Психология больших социальных групп массовых социальных движений.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

Тема: «Психология больших социальных групп массовых социальных движений».

Понятия больших социальных групп и массовых социальных движений.

2

Семинарские занятия

Психология массовых социальных процессов и движений

2

3

Самостоятельная работа: подготовить сообщение по теме: «Психологические особенности этнических групп».  

*2

Тема 3.3.Социальная психология малых групп.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

Тема: «Социальная психология малых групп».

 Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп

2

Тема: Групповая сплоченность.

Уровни групповой сплоченности.

2

Семинарские занятия

Лидерство и руководство в малых группах.

2

Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Психология   межгрупповых отношений».

*2

Раздел IV. Социальная психология личности. (10ч)

Тема 4.1 Социально-психологический портрет личности.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

2

Тема: «Социально-психологический портрет личности».

Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

2

Семинарские занятия

Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

2

Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Типы личности».

*2

Тема 4.2. Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

Тема: «Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации».

Понятие социализации. Содержание процесса социализации.

2

Тема: «Основные институты социализации. Механизмы социализации».

2

Семинарские занятия

3

Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии.

2

Самостоятельная работа: подготовка презентаций на темы – « Проблема соотношения биологического и социального в личности». «Основные теории социализации и развития личности».

*2

Раздел V. Прикладные отрасли социальной психологии(6ч)

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».

Понятие семья. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья».

Типы семей и семейного воспитания. Межпоколенные взаимоотношения в семье.

2

Тема 5.2. Социальная психология конфликта.

Содержание учебного материала

Лекционные занятия

2

Тема: «Социальная психология конфликта».

Определение и виды конфликтов.

 Психологические особенности поведения в конфликте.

Модели поведения в конфликте.

2

Семинарские занятия

3

Тема: Модели поведения в конфликте.

Стратегии поведения в конфликте.

Тактики поведения в конфликте.

2

                                                                                                                                                                                        Всего

48аудиторных

20самостоят.

Всего 68часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

 учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Социальная психология»;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Социальная психология»;

- банк оценочных материалов по дисциплине «Социальная психология» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Социальная психология»;

- слайд – лекции к дисциплине «Социальная психология».

Технические средства обучения:

-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

-Интернет ресурс;

-интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-программные средства обучения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреева Г. М. «Социальная  психология». - М. : Аспект – пресс,  2009.
  2. Андреенко Е. В. «Социальная  психология» - М.: Академия, 2009.

Дополнительные источники:

1)  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.

2)  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.

3)  Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..

4)  Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.

5)  Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.

6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.

7)  Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.

Интернет-источники:

1)    Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3)  Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- владеть культурой профессионального общения;

Индивидуальные задания.

- выбирать  оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности;

Индивидуальные задания.

- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

Индивидуальные задания.

- влиять на формирование  и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;

Индивидуальные задания.

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов;

Индивидуальные задания.

- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- владеть приемами самовоспитания личности;

Индивидуальные задания.

- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания.

Индивидуальные задания.

Усвоенные знания:

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

Индивидуальные задания.

- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

Индивидуальные задания.

- типы социальных объединений;

Индивидуальные задания.

- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе;

Индивидуальные задания.

- внутригрупповые и межгрупповые отношения;

Индивидуальные задания.

- знать методы и методики исследования, коррекции и развития  социально-психологических явлений и процессов в группе;

Индивидуальные задания.

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

Индивидуальные задания.

- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

Индивидуальные задания.

-  типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания.

Индивидуальные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"

Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...

Рабочая программа дисциплины "Педагогическая психология"

Данная программа рассчитана на студентов ОУ системы СПО. Содержание дисциплины соответствует целям и  задачам подготовки специалиста -выпускника педагогического колледжа. Тематическое планировани...

Рабочая программа по дисциплине "Психология"

Задачами данного  курса являются: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на ...

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....

Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Рабочая программа по дисциплине психология общения

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....

Рабочая программа по дисциплине "Психология"

Данна рабочая программа разработанна для студентов медицинского колледжа, специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...