рабочая программа по дисциплине "Социальная психология"
рабочая программа на тему
Программа для специальности 140448
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Московской области
«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
ЩЕЛКОВО 2014
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;
- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения;
- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
- типы социальных объединений;
- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе;
- внутригрупповые и межгрупповые отношения;
- знать методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;
- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
- типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть культурой профессионального общения;
- выбирать оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности;
- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;
- влиять на формирование и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;
- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах;
- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов;
- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности;
- владеть приемами самовоспитания личности;
- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часа.
2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 2.1 | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. |
ПК 2.2 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. |
ПК 2.3 | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 48 |
семинарские занятия | - |
практические работы | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии (6 ч) | ||||
Тема 1.1. Социальная психология как наука | Содержание учебного материала | 2 | ||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: Введение. «Социальная психология как наука». Определение социальной психологии как науки. Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками. | ||||
Тема: «Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии».Типология методов, используемых в социальной психологии. Задачи социальной психологии. | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение и презентацию по теме: « Особый статус социальной психологии как науки». | *2 | |||
Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Лекционные занятия | ||||
Тема: «История становления и развития социальной психологии». Становление отечественной социальной психологии. Становление зарубежной социальной психологии «Развитие социально-психологических идей». Развитие социально-психологических идей в русле социально – философских и социологических учений. | ||||
Самостоятельная работа: Выявление и описание собственного социально-психологического опыта. | *2 | |||
Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей (12ч ) | ||||
Тема 2.1. Социальная психология общения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Содержание, функции и виды общения». Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений Содержание общения. Виды общения Общение – основа человеческого бытия. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. |
2 | |||
Семинарские занятия | ||||
Тема: Структура и средства общения Единство общения и деятельности | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовить доклад и презентацию на тему «Типы общения». | *2 | |||
Тема 2.2. Закономерности процесса общения | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: «Закономерности процесса общения». Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия. | 2 | |||
Самостоятельная работа: Подготовка выступлений на темы: «Значение стереотипа в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности» | *2 | |||
Тема 2.3. Средства общения. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Вербальное общение» Понятие и виды вербального общения. Вербальные формы общения. Вербальные средства общения. | 2 | 2 | ||
Тема: Невербальное общение Роль невербального общения. Науки, изучающие невербальные средства общения. Этикет невербального общения | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовка презентаций на темы: «Деловая беседа», «Ведение переговоров», «Деловая дискуссия». | *2 | |||
Тема 2.4. Психология воздействия в общении. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: «Психология воздействия в общении». Убеждение, внушение, психологическое заражение как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Психологическое заражение как способ группового воздействия. | 2 | |||
Раздел III. Психология социальных сообществ (14 ч) | ||||
Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: «Группа как социально-психологический феномен». Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность. | 2 | |||
Тема: Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. Принципы классификации и виды групп. | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Роль социальной группы в воздействии общества на личность». | *2 | |||
Тема 3.2. Психология больших социальных групп массовых социальных движений. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Психология больших социальных групп массовых социальных движений». Понятия больших социальных групп и массовых социальных движений. | 2 | |||
Семинарские занятия Психология массовых социальных процессов и движений | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение по теме: «Психологические особенности этнических групп». | *2 | |||
Тема 3.3.Социальная психология малых групп. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Социальная психология малых групп». Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп | 2 | |||
Тема: Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности. | 2 | |||
Семинарские занятия | ||||
Лидерство и руководство в малых группах. | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Психология межгрупповых отношений». | *2 | |||
Раздел IV. Социальная психология личности. (10ч) | ||||
Тема 4.1 Социально-психологический портрет личности. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: «Социально-психологический портрет личности». Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. | 2 | |||
Семинарские занятия | ||||
Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Типы личности». | *2 | |||
Тема 4.2. Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации». Понятие социализации. Содержание процесса социализации. | 2 | |||
Тема: «Основные институты социализации. Механизмы социализации». | 2 | |||
Семинарские занятия | 3 | |||
Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии. | 2 | |||
Самостоятельная работа: подготовка презентаций на темы – « Проблема соотношения биологического и социального в личности». «Основные теории социализации и развития личности». | *2 | |||
Раздел V. Прикладные отрасли социальной психологии(6ч) | ||||
Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Лекционные занятия | ||||
Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания». Понятие семья. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья». Типы семей и семейного воспитания. Межпоколенные взаимоотношения в семье. | 2 | |||
Тема 5.2. Социальная психология конфликта. | Содержание учебного материала | |||
Лекционные занятия | 2 | |||
Тема: «Социальная психология конфликта». Определение и виды конфликтов. Психологические особенности поведения в конфликте. Модели поведения в конфликте. | 2 | |||
Семинарские занятия | 3 | |||
Тема: Модели поведения в конфликте. Стратегии поведения в конфликте. Тактики поведения в конфликте. | 2 | |||
Всего | 48аудиторных 20самостоят. Всего 68часов |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Социальная психология»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Социальная психология»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Социальная психология» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Социальная психология»;
- слайд – лекции к дисциплине «Социальная психология».
Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-Интернет ресурс;
-интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
-программные средства обучения.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
- Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.
6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru
3) Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
- владеть культурой профессионального общения; | Индивидуальные задания. |
- выбирать оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности; | Индивидуальные задания. |
- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению; | Индивидуальные задания. |
- влиять на формирование и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека; | Индивидуальные задания. |
- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах; | Тестовый контроль Индивидуальные задания. |
- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов; | Индивидуальные задания. |
- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности; | Тестовый контроль Индивидуальные задания. |
- владеть приемами самовоспитания личности; | Индивидуальные задания. |
- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания. | Индивидуальные задания. |
Усвоенные знания: | |
- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей; | Индивидуальные задания. |
- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения; | Тестовый контроль Индивидуальные задания. |
- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека; | Индивидуальные задания. |
- типы социальных объединений; | Индивидуальные задания. |
- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе; | Индивидуальные задания. |
- внутригрупповые и межгрупповые отношения; | Индивидуальные задания. |
- знать методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе; | Индивидуальные задания. |
- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации; | Индивидуальные задания. |
- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности; | Индивидуальные задания. |
- типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания. | Индивидуальные задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
Данная программа отражает все основные темы учебной дисциплины. Имеет чёткую структуру и логику размещения материала. Рассчитана на подготовку педагогов в ОУ системы СПО. Программой предусмотрены разн...
Рабочая программа дисциплины "Педагогическая психология"
Данная программа рассчитана на студентов ОУ системы СПО. Содержание дисциплины соответствует целям и задачам подготовки специалиста -выпускника педагогического колледжа. Тематическое планировани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596469-1424286594.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Психология"
Задачами данного курса являются: ознакомить студентов с основными понятиями общей психологии, психологии личности а также с методами психологической науки; представить различные точки зрения на ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-735283-1452619565.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-616110-1492092041.jpg)
Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636806-1432396500.jpg)
Рабочая программа по дисциплине психология общения
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-907864-1612172071.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Психология"
Данна рабочая программа разработанна для студентов медицинского колледжа, специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...