Рабочая программа дисциплины "Педагогическая психология"
рабочая программа на тему

Данная программа рассчитана на студентов ОУ системы СПО. Содержание дисциплины соответствует целям и  задачам подготовки специалиста -выпускника педагогического колледжа. Тематическое планирование включает наиболее актуальные темы курса, сочетание разных видов занятий, форм контроля. Прослеживается связь с педагогической практикой. В целом освоение программы способствует развитию у студентов творчества, самостоятельности, интереса к педагогической профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.psihologiya_obshchaya_programma.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

Рабочая программа

дисциплины « Педагогическая психология»

                       

                      для специальностей:  050711 «Социальная педагогика»

                                                           050704 «Дошкольное образование»

                                                           050303 «Иностранный язык»

        

                     

                               Автор: Колесова С.И.

Санкт - Петербург

2009

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ШИФР: ОПД.02

Педагогическая психология:

Предмет, задачи, методы, основные понятия педагогической психологии;

Психология обучения; психологические теории развивающего обучения; проблемное обучение; учебная деятельность, её специфика в разных возрастных группах; структура учебной деятельности; психологические основы индивидуализации обучения; диагностика обучаемости; психологические основы традиционных и инновационных форм организации учебной деятельности, контроля и оценки достижений учащихся; психологическая сущность оценки; психологические основы компьютеризации обучения;

психология воспитания; механизмы формирования личности; развитие нравственно-смысловой сферы в процессе образования; психологические основы воспитательного воздействия на личность; психологические основы воспитательных технологий;

психология педагогической деятельности; структура деятельности; диагностика и развитие педагогических способностей; педагогическое общение: функции, стили, модели, культура педагогического общения; психология педагогического взаимодействия; индивидуальные стили педагогической деятельности.

 

Пояснительная записка.

         Настоящая программа разработана на основе Государственного   образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения для обучения студентов педагогического колледжа, осуществляющего подготовку по специальности 050702 «Организация воспитательной деятельности» с дополнительной подготовкой в области домашнего воспитания.

Курс «Педагогическая психология» осваивается студентами специальности 050711 «Социальная педагогика» с дополнительной подготовкой в области психологии на базе 11 классов на 3-м курсе и на базе 9 классов на 5-м курсе, 050704 «Дошкольное образование» с дополнительной подготовкой в области логопедии и физического воспитания на базе 11 классов на 3-м курсе, на базе 9 классов на 5-м курсе и на 5-м курсе очно-заочного отделения, 050303 «Иностранный язык» на базе 11 классов на 3-м курсе и на базе 9 классов на 5-м курсе.

 Изучаемая дисциплина строится на принципах научности, развивающего характера обучения, связи с реальным состоянием общества и современностью и  относится к циклу обще-профессиональных психолого-педагогических дисциплин. Отбор содержания и структурирования учебного курса осуществляется с учётом структурно-логических и содержательных связей с дисциплинами «Введение в педагогику», «Введение в педагогическую деятельность», «Психология общения», «Возрастная  психология», «Психолого-педагогический тренинг», «Социальная психология», «Социальная педагогика» и др.

В ходе изучения курса студенты, опираясь на исследования Казанской В.Г., Сарычева С.В., Логвинова И.Н, Зимней И.А. и др., познакомятся с психологическими особенностями организации учебного и воспитательного процессов, психологией педагогической деятельности, психологическим значением педагогического контроля и оценки, особенностями формирования учебной мотивации, расширят представления о педагогической психологии как науке, её прикладных направлениях и о необходимости освоения данного курса в системе профессиональной педагогической подготовки. Студенты научатся понимать процессы развития психики ребёнка, видеть психологическую взаимосвязь процессов воспитания и обучения, анализировать состояние и эффективность организации воспитательно-образовательного процесса, понимать зависимость психологии и жизни личности. Студенты должны приобрети умения выявлять психолого-педагогические  связи в процессах развития, воспитания, обучения, проектировать условия совместной учебной деятельности, выявлять причины неуспеваемости детей, проводить коррекцию нежелательных отношений и поведения детей и подростков и т.д.

Преподавание курса включает разные виды занятий: лекции, практические занятия, беседы, дискуссионное обучение, семинары, комбинированные уроки и др.

Для наилучшего усвоения учебного материала предполагается система заданий для самостоятельной деятельности студентов, которая позволит сформировать у них навыки: конспектирования, рецензирования, создания планов анализа и практической деятельности, написания рефератов, аннотирования, решения проблемных ситуаций и др.

Цель курса – формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов как неотъемлемой части их профессионализма; активное включение студентов в процесс осознанного усвоения закономерностей процессов воспитания и обучения; формирование общей и профессиональной культуры.

Задачи курса: Формировать профессиональную позицию студентов, основанную на понимании психологических закономерностей процессов воспитания и обучения на разных возрастных этапах развития ребёнка.

  1. Сформировать устойчивый интерес к педагогической психологии как науке, желание использовать полученные знания в реальной жизни и в педагогической деятельности.
  2. Обеспечить установку на социальное и профессионально-личностное развитие, самовоспитание, самоопределение.
  3. Развивать у студентов умение анализировать и оценивать педагогические явления на основе знаний по психологии.
  4. Побуждать студентов осмысливать общие и специфические характеристики воспитания и обучения с позиций современной психолого-педагогической действительности.
  5. Развивать в рамках курса профессионально-личностные качества, необходимые педагогу: ответственность, творчество, эмпатию, организованность, рефлексию, коммуникабельность и др.

Данная программа включает в себя 4 раздела.

  1. В разделе «Педагогическая психология как наука» рассматриваются разнообразные подходы к определению предмета и проблемного поля исследований науки, этапы её развития, значение науки и  методов исследования в жизни современного общества.
  2. В разделе «Психология обучения» рассматривается характеристика учебной деятельности, структура, психологические основы образовательных технологий.
  3. В разделе «Психология воспитания» рассматривается разнообразие подходов к воспитанию и формированию личности, психология воспитательного воздействия, психологические     основы воспитательных технологий.
  4. В разделе «Психология педагогической деятельности» рассматривается специфика педагогической деятельности, виды и стили педагогического руководства и общения, особенности психологии педагога и педагогического коллектива.

       Распределение часов на изучении данной дисциплины составлено в соответствии с учебными планами для каждого отделения и с учётом требований Государственного образовательного стандарта: общее максимальное количество учебных часов, аудиторные, внеаудиторная самостоятельная работа.

      Текущая аттестация качества освоения учебной дисциплины включает в себя:

  1. Выполнение контрольных работ и промежуточного тестирования.
  2. Анализ и решение психологических и педагогических задач.
  3. Представление результатов изучения литературы: аннотирование, конспектирование, составление плана изучения темы, составление сравнительных и аналитических таблиц.
  4. Представление результатов выполнения самостоятельных заданий.
  5. Составление плана заданий и материалов на педагогическую практику с учётом отдельных тем курса.

      Итоговая аттестация качества усвоения знаний по предмету осуществляется в ходе курсового экзамена на отделениях «Организация воспитательной деятельности» и «Социальная педагогика», куда входят теоретические вопросы с опорой на практические умения и навыки. На отделениях «Дошкольное образование» и «Иностранный язык» итоговая аттестация осуществляется в виде дифференцированного зачета с учётом следующих показателей: усвоение теоретического материала по учебной дисциплине, умение диагностировать и конструировать социальную ситуацию в русле данной дисциплины, умение использовать полученные знания для решения психолого-педагогических задач и ситуаций.

Критерии оценки.

         Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично, в соответствии с содержанием материала, умеет составить план ответа, обнаруживает знание основных социально-психологических понятий и теорий. Устанавливает содержательные и межпредметные связи. Развёрнуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит примеры из жизни и практики, научной и методической литературы, периодических изданий и искусства. Формулирует содержательные выводы, пользуется социально-психологической лексикой.

Оценка «хорошо» ставится, если студент отвечает в соответствии с планом и содержанием, но упускает некоторые незначительные идеи и положения. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность  анализа проблемы и обоснования своей точки зрения. Теоретические положения подтверждает примерами. Речь логична и правильна, используется социально-психологическая терминология.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ выстроен недостаточно логично. Студент в целом раскрывает содержание, слабо раскрывает современные подходы, хотя базовыми знаниями и понятиями владеет. Выдвигаемые положения аргументируются недостаточно. Испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Социально-психологическая терминология используется ограниченно.

Оценка «неудовлетворительно»  ставится при неспособности студента правильно раскрыть понятия и содержание. Проявляется желание подменить научные понятия практически-бытовыми, ответ содержит ряд серьёзных неточностей. Выводы отсутствуют или имеют поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика.

Тематический план

для специальности 050711 «Социальная педагогика».




№ п/п




Наименование разделов и тем



Максим.

учебная

нагрузка

Количество часов на

изучение темы

аудитор-ная

работа

самост.

работа


1


1.1


1.2


1.3


2

2.1


2.2


2.3

2.4

2.5


3

3.1

3.2


3.3


4


4.1


4.2


Педагогическая психология как наука.

Теоретико-методологические основы педагогической психологии.

Становление и развитие педагогической психологии.

Методы педагогической психологии  как науки.

Психология обучения.

Обучение и психическое развитие личности.

Общая характеристика учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности.

Психология учения.

Психологические основы образовательных технологий.

Психология воспитания.

Психология процесса воспитания.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

Психологические аспекты воспитательных технологий.

Психология педагогической деятельности.  

Психологические основы педагогической деятельности.

Психологические особенности личности педагога и педагогического коллектива.


8


2


3


3


18

2


4


3

4

5


15

3

6


6


11


6


5


6


2


1


2


14

2


3


3

3

3


11

3

4


4


8


4


4


2


-


2


1


4

-


1


-

1

2


4

-

2


2


3


2


1




                                                    Итого


52


39


13

Тематический план

для специальности 050704 «Дошкольное образование».




№ п/п




Наименование разделов и тем



Максим.

учебная

нагрузка

Количество часов на

изучение темы

аудитор-ная

работа

самост.

работа


1


1.1


1.2


1.3


2

2.1


2.2


2.3

2.4

2.5


3

3.1

3.2


3.3


4


4.1


4.2


Педагогическая психология как наука.

Теоретико-методологические основы педагогической психологии.

Становление и развитие педагогической психологии.

Методы педагогической психологии  как науки.

Психология обучения.

Обучение и психическое развитие личности.

Общая характеристика учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности.

Психология учения.

Психологические основы образовательных технологий.

Психология воспитания.

Психология процесса воспитания.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

Психологические аспекты воспитательных технологий.

Психология педагогической деятельности.

Психологические основы педагогической деятельности.

Психологические особенности личности педагога и педагогического коллектива.



6


2


2


2


12

2


3


2

2

3


12

3

6


3


6


3


3




4


2


1


1


8

1


3


1

1

2


6

2

2


2


4


2


2


2


-


1


1


4

1


-


1

1

1


6

1

4


1


2


1


1


                    Итого


36


22


14

Тематический план

для специальности 050303 «Иностранный язык».




№ п/п




Наименование разделов и тем



Максим.

учебная

нагрузка

Количество часов на

изучение темы

аудитор-ная

работа

самост.

работа


1


1.1


1.2


1.3


2

2.1


2.2


2.3

2.4

2.5


3

3.1

3.2


3.3


4


4.1


4.2


Педагогическая психология как наука.

Теоретико-методологические основы педагогической психологии.

Становление и развитие педагогической психологии.

Методы педагогической психологии  как науки.

Психология обучения.

Обучение и психическое развитие личности.

Общая характеристика учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности.

Психология учения.

Психологические основы образовательных технологий.

Психология воспитания.

Психология процесса воспитания.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

Психологические аспекты воспитательных технологий.

Психология педагогической деятельности.

Психологические основы педагогической деятельности.

Психологические особенности личности педагога и педагогического коллектива.



8


2


3


3


18

2


4


4

3

5


15

4

6


5


11


6


5


6


2


2


2


14

2


3


3

3

3


11

3

4


4


8


4


4


2


-


1


1


4

-


1


1

-

2


4

1

2


1


3


2


1



                                                   

                                                      Итого


52


39


13

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1.  Педагогическая  психология как наука.

Тема 1.1.  Теоретико-методологические основы педагогической

                  психологии. 

     Понятие педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе психологических наук. Определение предмета педагогической психологии в работах Казанской В.Г., Сарычева С.В., Логвинова И.Н, Зимней И.А. и др. Структура педагогической  психологии. Структура психолого-педагогической теории, её значение. Задачи педагогической психологии как науки.

    Основные теории и направления педагогической психологии. Взаимодействие и связь педагогической психологии с другими отраслями психологической науки и другими науками. Роль педагогической психологии как науки в жизни общества, в профессиональной подготовке педагогических кадров.

     Основные понятия: объект, предмет, функции, психология,

                                        концепция, методология.

      Требования к знаниям.

Студенты должны знать особенности педагогической психологии как науки, предмет и задачи педагогической психологии, основные проблемы, теории и концепции, сферы применения психолого-педагогических  знаний и связь педагогической психологии с другими науками.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь работать с литературой, делать сравнительный анализ психолого-педагогических теорий, находить в словарях основные понятия курса, выделять психолого-педагогическую проблематику в профессиональных ситуациях, находить психологическую основу в педагогической действительности.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Какое значение имеет педагогическая психология как наука?
  2. Приведите приметы использования психолого-педагогических знаний в разных ситуациях педагогической действительности?
  3. Назовите критерии для классификации предмета, объекта и задач педагогической психологии.
  4. Перечислите функции педагогической психологии.
  5. Каковы предмет и объект педагогической психологии как науки?
  6. Сделайте схему «Основные разделы и направления педагогической  психологии».
  7. Составьте словарик основных психолого-педагогических терминов.
  8. Составьте кроссворд по педагогической психологии (основные термины). Разгадайте кроссворд, составленный другим студентом.

Тема 1.2 Становление и развитие педагогической психологии.

    История возникновения науки. Основные этапы. Вклад К.Д.Ушинского, И.М.Сеченова, П.Ф.Каптерева в становлении педагогической психологии как науки. Открытия в области психологии, оказавшие существенное значение в развитии науки (Эббингауз, Гельмгольц, Вундт и др.) Влияние биогенетических законов развития.

   Социогенетические взгляды и направления в педагогической психологии. Вклад педологических исследований в развитие педагогической психологии.

Место учения А.С.Макаренко в развитии педагогической психологии. Вклад Л.С.Выготского в развитии науки. Развитие педагогической психологии в советский период (В.А.Ананьев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов и др.) Противоречия и поиски педагогической психологии в современный период.

Перспективы развития педагогической психологии как науки.

    Основные понятия: парадигма, контекст, когнитивный, бихевиор. теория поля, педология, теория эволюции, законы

                                        развития

Требования к знаниям.

Студенты должны знать этапы развития педагогической психологии как науки, наиболее значимый вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие науки, основные направления, течения и школы в данной области, перспективы развития науки в современный период.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь работать с литературой, выделять основные идеи разных направлений развития науки, правильно называть авторов направлений и концепций, выбирать из каждого направления материал, который можно использовать на педагогической практике.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Какие учёные внести наибольший вклад для развития педагогической психологии как науки?
  2. Что такое научный принцип?
  3. Какие теоретические подходы к пониманию психологических явлений надо учесть, говоря о педагогической психологии?
  4. Выделите ключевые моменты, повлиявшие на развитие педагогической психологии.
  5. Сделайте сравнительный анализ биогенетических и социогенетических концепций развития.
  6. Сделайте сообщение о вкладе в педагогическую психологию одного из отечественных или зарубежных психологов (по выбору студента).
  7. Какие психологические концепции наложили отпечаток на развитие и становление педагогической психологии?

Тема 1.3 Методы педагогической психологии как науки.

    Понятие о методе педагогической психологии. Требования, предъявляемые к методам и исследованию в педагогической психологии. Научность, валидность, однозначность, взаимозависимость, репрезентативность методов педагогической психологии.

   Группы методов исследования в области педагогической психологии. Эмпирические методы исследования. Методы исследования, предложенные Б.Г.Ананьевым. Классификация Выготского Л.С. Разнообразие классификаций и подходов методов педагогической психологии.

   Характеристика методов педагогической психологии: анкета, анамнез, беседа, биография, интервью, катарсис, карта психологического развития, метод полярных профилей и др.

   Целесообразность и эффективность использования методов педагогической психологии.

   Основные понятия: метод, приём исследования, принцип, валидность,

                                     репрезентативность, анамнез, катарсис, каузометрия,

                                     классификация.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать принципы и правила методов педагогической психологии, многообразие классификаций, группы методов, основные параметры характеристики методов, значение использования методов педагогической психологии в педагогической деятельности.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь выбирать методы исследования педагогической психологии, ориентироваться в их многообразии, учитывать особенности педагогических ситуаций и явлений, составлять план исследования на педагогическую практику, использовать на практике отдельные методы педагогической психологии.

   Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Как можно назвать приёмы, которые позволяют исследовать особенности учеников и учителей?
  2. Какие требования предъявляют к методам педагогической психологии? Почему?
  3. Какие ошибки можно допустить при проведении разных методов (интервью, анкетирование и др.)
  4. Какими способами можно исследовать учебную деятельность школьника, если он говорит, что ему трудно учиться?
  5. Какие проективные тесты можно использовать для исследования особенностей ученика?
  6. Можно ли использовать результаты исследования в беседе с родителями, учителями?
  7. Составьте таблицу методов педагогической психологии.
  8. Составьте план обследования ученика с помощью методов педагогической психологии.

                                          Раздел 2. Психология обучения.

Тема 2.1 Обучение и психическое развитие личности.

      Понятие обучения в педагогической психологии. Многообразие подходов к обучению в разных науках, отраслях педагогики и психологии. Влияние основных теоретических направлений на психологию обучения. Учебные ситуации. Взгляды Я.А.Коменского, А.Маслоу, К.Роджерса, К.Дункера и др. на обучение.

   Связь обучения с развитием и созреванием личности. Условия развития. Основные линии психического развития. Предпосылки и особенности психического развития на разных возрастных этапах (ранний возраст, дошкольный, школьный, подростковый).

   Структура обучения. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Обратная связь в обучении. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Виды обучения. Личностно-деятельностный подход в организации образовательного процесса.

    Основные понятия: обучение, учение, научение, образование, развитие,

          учебная ситуация, созревание, дифференциация,

                                        индивидуализация,  личностно-деятельностный

                                        подход.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать основные понятия темы и курса, значение обучения в развитии и созревании личности, особенности развития на каждом возрастном этапе, структурные компоненты обучения, виды, принципы обучения, проблемы дифференциации и индивидуализации обучения, особенности учебной ситуации, подходы в организации процесса обучения.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь выделять особенности учебной ситуации, причины трудностей в обучении, особенности обучения на разных возрастных этапах,

работать с литературой, словарями, решать психолого-педагогические задачи, выделять основные линии психического развития, учитывать особенности ребёнка на педагогической практике.

 Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Выделите основные линии психического развития на разных возрастных этапах.
  2. Составьте психолого-педагогический словарь по теме.
  3. Перечислите факторы успешности учебной ситуации.
  4. Что такое развитие и как оно связано с созреванием?
  5. Какие структурные элементы составляют обучение?
  6. Какие ученые занимались проблемами обучаемости?
  7. Почему обучение, развитие и созревание рассматриваются одновременно?
  8. В чём суть личностно-деятельностного подхода в обучении?
  9. Когда ребёнок начинает учиться в школе и почему?
  10. Назовите основные пути оптимизации обучения.
  11. Верно ли утверждение о влиянии обратной связи в обучении на научение?
  12. Почему важно учитывать периоды сензитивности в обучении?

Тема 2.2 Общая характеристика учебной деятельности.

      Понятие учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Способы осуществления учебной деятельности. Факторы успешности учебной деятельности. Принципы организации учебной деятельности. Установление отношений между учеником и учителем. Учебные действия, их виды, показатели успешности. Условия организации учебной деятельности. Особенности организации и специфика учебной деятельности на разных возрастных этапах развития детей.

   Контроль и оценка учебной деятельности. Педагогическое значение оценки в развитии и обучении детей. Оценка и отметка. Разнообразие способов оценивания. Педагогический такт в оценивании учебной деятельности.

   Основные термины: учебная деятельность, успешность, оценка, отметка.

                                         педагогический такт, учебные действия, структура

                                         учебной деятельности.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать компоненты учебной деятельности, виды, принципы организации, условия успешности, особенности организации на разных возрастных этапах, виды и способы оценки учебной деятельности.  

    Требования к умениям.

Студенты должны уметь организовывать свою учебную деятельность и деятельность воспитанников на педагогической практике, составлять план учебной деятельности, оценивать учебную деятельность, определять и устанавливать стили общения и руководства учебной деятельностью, решать психолого-педагогические задачи.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Составьте план организации одного из видов учебной деятельности (по выбору).
  2. Совпадают ли способы организации учебной деятельности учителя и ученика?
  3. В чём заключается системный характер учебной деятельности?
  4. Перечислите структурные компоненты учебной деятельности.
  5. В чём специфика учебной деятельности?
  6. Перечислите способы решения учебной задачи.
  7. Какая связь между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащегося?

Тема 2.3 Мотивы учебной деятельности.

       Понятие мотива учебной деятельности. Разнообразие подходов к проблеме учебной мотивации ( Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, Дж.Аткинсон, В.Г.Асеев, К.Левин и др.) Мотивация как регулятор жизнедеятельности человека. Структура мотивации. Мотивационная сфера.Связь мотива с познавательной потребностью. Значение интереса в формировании учебной мотивации. Мотивационные ориентации на успешность деятельности. Целеполагание и мотивация. Характеристики учебной мотивации: стабильность, динамичность, устойчивость и др. Виды и уровни учебной мотивации.

   Особенности формирования учебной мотивации на разных возрастных этапах. Способы формирования учебных мотивов.

   Основные понятия: мотивация, мотивационная сфера, мотив,

                                    целеполагание, потребность, интерес, пирамида

                                    потребностей,.

   Требования к знаниям:

Студенты должны знать особенности формирования мотивационной сферы, специфику учебной мотивации, виды, уровни и характеристики учебных мотивов, связь мотивации с уровнем психического развития ребёнка, разнообразие подходов к формированию учебных мотивов, способы формирования устойчивости учебной мотивации.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь определять характеристики учебной мотивации у детей на педагогической практике, воспроизводить пирамиду потребностей разных авторов, видеть взаимосвязь результата обучения и факторами привлекательности, создавать условия для формирования мотивов учебной деятельности, проводить коррекцию мотивов своей учебной деятельности.

   Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Какая из мотивационных ориентаций выявляет большую устойчивость мотивации?
  2. Какие мотивы называются внутренними? Внешними?
  3. Какие потребности из пирамиды А.Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?
  4. Как повысить мотивацию к учебной деятельности у ребёнок с низкой самооценкой?
  5. Что такое субъективная вероятность успеха?
  6. Выделите наиболее привлекательные цели обучения. Как они могут влиять на мотивационную сферу?
  7. Кто из учёных изучал проблемы формирования учебной мотивации?

Тема 2.4 Психология учения.

        Понятие учения. Виды учения (по С.Л.Рубинштейну). Значение и смысл учения. Цели учения. Связь учения, научения и обучения. Виды научения: оперативное, вербальное, импринтинг, викарное и др. Механизмы научения: подражание, инсайт, ассоциации, творчество.

   Формирование учебных понятий, навыков, умений. Механизмы и особенности. Усвоение знаний. Требования к учебному материалу. Психологические основы усвоения учебного материала. Критерии усвоения. Практика как основной критерий. Концепции учения в отечественной и зарубежной психологии.

    Основные понятия: учение, научение, понятие, знание, навык, умение,

                                     усвоение, критерии.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать основные понятия, виды учения, психологические основы формирования знаний, понятий, умений и навыков, разнообразные концепции учения в зарубежной и отечественной психологии.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь ориентироваться в справочной литературе, конспектировать, составлять план или схему работы по формированию понятий, умений и т.д., учитывать особенности учебного материала проведении занятий и уроков на педагогической практике.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Выделите структурные компоненты процесса усвоения.
  2. Чем отличаются обучение, научение и учение?
  3. Что значит знать? Каковы критерии усвоенности знаний?
  4. Сделайте сообщение об одной из отечественных или зарубежных концепций учения (по выбору).
  5. Какой тип учения даёт наиболее развивающий эффект?
  6. Сделайте сравнительный анализ житейских и научных понятий (по Л.С.Выготскому).
  7. Как можно проверить уровень усвоенности понятий?
  8. Всегда ли нужно обеспечивать прохождение всех этапов усвоения? Почему?

Тема 2.5 Психологические основы образовательных технологий.

         Понятие образовательной технологии. Многообразие подходов к пониманию образовательной технологии. Структура образовательной технологии. Критерии эффективности образовательной технологии. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Теория содержательного обобщения в обучении В.В.Давыдова. Психологические основы проблемного обучения. Обучение на основе теории Л.В.Занкова. Теория развивающего обучения В.В.Давыдова. Программированное обучение. Психологические основы традиционных и инновационных форм организации учебной деятельности.

   Основные понятия: концепция, теория, технология, умственные действия,

                                        развивающее обучение, проблемное обучение,

                                        инновация.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать понятие и особенности образовательной технологии, какие технологии наиболее востребованы в современной школе, психологические основы каждой теории.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь работать с литературой, конспектировать, использовать элементы технологии на педагогической практике, выделять психологический компонент в каждой из технологий.

   Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Что понимается под образовательной технологией?
  2. Какие технологии являются наиболее распространёнными?
  3. Что называется умственным действием? Назовите его части.
  4. Что называется шагом в программированном обучении?
  5. Перечислите правила создания учебной ситуации.
  6. Подготовьте сообщение по одной из теорий или технологий обучения (по выбору).
  7. Составьте сводную таблицу образовательных технологий и выделите психологические основы в каждой, их сходство и отличия.

Раздел 3. Психология воспитания.

Тема 3.1 Психология процесса воспитания.

Понятия воспитания и воспитательного процесса. Структура воспитательного процесса. Сущность и задачи воспитания личности. Основные методы и приёмы воспитания. Разнообразие классификаций методов воспитания. Цели воспитания. Средства воспитания. Основные социальные институты воспитания. Принципы воспитания. Многообразие подходов к процессу воспитания. Роль взрослого и сверстников в процессе воспитания личности. Роль коллектива  в воспитательном процессе. Психологические основы использования поощрений и наказаний. Организация воспитания и самовоспитания.

   Основные понятия: воспитание, воспитатель, воспитанник,

                                        воспитанность, поощрение, наказание, средство

                                        воспитания, метод воспитания, классификация,

                                        коллектив, самовоспитание.

   Требование к знаниям .Студенты должны знать основные понятия темы, цели и задачи воспитания, классификации методов и приёмов воспитания, принципы и средства воспитания, структуру и способы организации воспитательного процесса.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь выделять компоненты воспитательного процесса, видеть роль и место субъектов воспитания, подбирать правильно методы воспитания на педагогической практике, составлять конспект воспитательного мероприятия на практику, решать психолого-педагогические задачи.

   Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Кого принято считать воспитанным человеком? Почему?
  2. Перечислите критерии воспитанности.
  3. Выделите условия успешности воспитательного процесса.
  4. Сделайте сообщение на тему «Роль взрослого в воспитании ребёнка».
  5. Составьте памятку для родителей о целесообразности использования поощрений и наказаний.
  6. Составьте таблицу методов воспитания. Выделите в них психологический компонент.
  7. Определите основные пути и направления самовоспитания.
  8. В чём принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее?

Тема 3.2 Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

      Разнообразие подходов к воспитанию  формированию личности. Психологические условия формирования свойств личности. Психологические основы развития ведущего вида деятельности. Социально-психологические аспекты воспитания. Этапы психического развития. Кризисные периоды в формировании личности ребёнка.

   Воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Новообразования в личности при переходе в подростковый возраст. Направления в развитии взрослости.

   Усвоение нравственных норм. Формирование внутренней ответственности. Психологические основы формирования нравственной сферы личности. Психологические особенности детей с девиантным поведением. Методы предупреждения и преодоления форм отклоняющегося поведения.

   Проблема управления воспитанием личности. Показатели и критерии воспитанности личности.

   Основные понятия: воспитание, личность, периодизация, кризис, норма

 нравственная, ответственность, девиантное поведение, критерий воспитанности.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать основные понятия темы, разные подходы к пониманию воспитания личности, психологические основы воспитания в разные возрастные периоды, особенности каждого возрастного периода, критерии воспитанности в каждом возрасте.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь работать с литературой, писать учебный реферат, решать психолого-педагогические задачи, конспектировать, подбирать для индивидуальной  работы методы воспитания с учётом психологических особенностей воспитанников.

   Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Какой вид опыта лежит в основе формирования личности человека?
  2. Каково значение ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе?
  3. Может ли умный человек быть плохим? Почему?
  4. Что понимается под направленностью личности?
  5. Составьте творческий план-программу «Пути формирования нравственных качеств личности» (возраст по выбору).
  6. Напишите сочинение-размышление на тему «Почему ребёнок становится «трудным»?».
  7. Какие возраста считают критическими и почему?
  8. Дайте психологический анализ высказывания «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М.Эбнер-Эшенбах).
  9. Сравните воспитательные возможности семьи и школы.
  10. В чём состоит психологический аспект управления воспитанием?

Тема 3.3 Психологические аспекты воспитательных технологий.

    Развитие теорий воспитания: биогенетические, психогенетические, психодинамические, персонологические. Их типичные недочёты и достоинства. Понятие воспитательной технологии, показатели, основные идеи, технологические приёмы (М.В.Кларин, Г.К.Селевко и др.). Технологические элементы воспитательной деятельности. Особенности воспитательной системы А.С.Макаренко. Воспитательная система В.А.Сухомлинского. Особенности воспитательной системы В.А.Караковского.

   Общение педагога с воспитанниками как основа воспитательного воздействия. Психологические причины педагогических конфликтов. Психологические барьеры, их причины и формы проявления. Психические травмы детей в процессе воспитания. Воспитательный процесс и сохранение психического здоровья детей.

   Основные понятия:   теория воспитания, воспитательная технология,

                                        система воспитания, конфликт педагогический,

        педагогическое общение, психологический

                                        барьер, психическая травма, психическое здоровье.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать авторов и основные идеи наиболее известных воспитательных теорий и технологий, причины возникновения педагогических конфликтов и пути их разрешения, виды и стили общения педагога с воспитанниками, причины психологических барьеров, психических травм и пути оказания помощи ребёнку.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь выделять наиболее важное в воспитательной технологии, диагностировать поведенческие реакции, выделять показатели неблагополучия, проводить коррекционные мероприятия, определять показатели и уровень воспитанности. решать психолого-педагогические задачи.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Дайте оценку психологическим теориям воспитания.
  2. В чём отличие между образовательной и воспитательной технологиями?
  3. Почему воспитательная система является самоорганизующейся? Каковы психологические механизмы этого явления?
  4. В чём состоит разница и сходство воспитательной системы  В.А.Сухомлинского и В.А.Караковского?
  5. Что такое аффект неадекватности?
  6. Что понимается под копинг-стратегиями?
  7. Приведите примеры педагогического конфликта, проанализируйте и наметьте пути выхода из конфликта?
  8. Какой стиль общения может способствовать возникновению психологических барьеров?
  9. В чём ценность воспитательной системы А.С.Макаренко? Можно ли считать её современной?
  10. Сделайте сравнительную таблицу воспитательных технологий. Выделите в каждой из них недостатки и достоинства.
  11. Назовите условия сохранения психического здоровья детей в процессе воспитания.

Раздел 4. Психология педагогической деятельности.

Тема 4.1. Психологические основы педагогической деятельности.

        Понятие и структура педагогической деятельности. Психологические исследования труда учителя, воспитателя. Место психологии в деятельности педагога. Педагогическое общение как вид профессиональной деятельности. Условия эффективности педагогической деятельности. Стили педагогического общения. Коммуникативная культура педагога. Понятие о индивидуальном стиле педагогической деятельности. Психологическое обеспечение деятельности педагога. Психология педагогического взаимодействия. Типы взаимодействия. Психологические особенности формирования взаимоотношений. Педагогические конфликты: понятие, виды, причины, пути разрешения.

   Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогическое

                                        общение, коммуникативная культура, педагогическое

                                        взаимодействие, педагогический конфликт.

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать особенности педагогической деятельности, её виды и структуру, значение знаний по психологии в педагогической деятельности, значение педагогического общения, стили педагогической деятельности и взаимодействия педагога и ребёнка, значение, виды и причины педагогического конфликта.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь решать психолого-педагогические задачи и ситуации, выбирать наиболее правильную тактику поведения в педагогическом конфликте, конспектировать, составлять психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов.

  Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. К какому типу профессий относится педагогическая и почему?
  2. Что такое профессиограмма педагога?
  3. Что входит в структуру педагогической деятельности?
  4. Назовите виды сотрудничества педагога и детей.
  5. Приведите примеры, в которых наиболее ярко проявляется индивидуальный стиль деятельности.
  6. Выделите психологические механизмы, влияющие на ситуацию успеха/неуспеха в педагогической деятельности.
  7. Выделите психологические компоненты в педагогическом общении и взаимодействии.
  8. Каковы психологические основы педагогического мастерства учителя?
  9. Решите педагогические задачи на тему «Педагогический конфликт: пути выхода».

Тема 4.2 Психологические особенности личности педагога и

                педагогического коллектива.  

     Требования общества и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности педагога. Профессионально-значимые качества учителя, воспитателя. Индивидуально-типологические особенности учителя, воспитателя и их значение в профессиональной деятельности. Психологические требования к личности педагога.

   Педагогические способности. Особенности формирования Я-концепции педагога. Профессиональное развитие. Педагогические деформации.  Психологические проблемы саморазвития и самосовершенствования педагогов. Психология педагогического коллектива.

   Основные понятия: педагогические способности, профессионально-

                                        значимые качества, профессиональное развитие,

                                        педагогическая деформация, педагогический коллектив

   Требования к знаниям.

Студенты должны знать требования к личности педагога, особенности психологии учителей и воспитателей, способы и пути профессионального развития, виды профессиональных деформаций. Особенности педагогического коллектива.

   Требования к умениям.

Студенты должны уметь пользоваться приёмами анализа и самоанализа, составлять программу саморазвития, анализировать особенности педагогического коллектива, решать психолого-педагогические задачи и ситуации.

  Вопросы и задания для самостоятельной деятельности.

  1. Какие требования предъявляются к личности современного педагога?
  2. Назовите основные виды педагогических способностей. Успешность каких сторон педагогической деятельности они обеспечивают?
  3. Составьте таблицу профессионально-значимых качеств педагога и проранжируйте их. Обоснуйте выбор 5 наиболее значимых.
  4. Какие признаки свидетельствуют о развитости педагогического коллектива?
  5. Какие нормы формируются в педагогическом коллективе?
  6. Почему для воспитания детского коллектива необходим педагогический коллектив?
  7. Дайте определение «рефлексия» и «эмпатия». Как проявляются в деятельности педагога?
  8. Назовите стадии профессионального развития педагога.
  9. Как можно избежать профессиональных деформаций личности педагога?

Литература.

1.Айсмонтас Б.Б. «Педагогическая психология: схемы и тесты» - М., 2004.

2.Василенко Т.Д., Никишина В.Б., «Психология: тестовый контроль знаний» - М., 2005.

3.Габай Т.В. «Педагогическая психология» - М., 2003.

4.Григорович Л.В. «Педагогическая психология» - М., 2003.

5.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия» - М., 2003.

6.Зимняя И.А. «Педагогическая психология» - М., 2002.

7.Казанская В.Г. «Педагогическая психология» - М.- СПб, 2005.

8.Климов Е.А. «Психология: воспитание, обучение» - М., 2000

9.Клюева Н.В. «Педагогическая психология» - М., 2004.

10.Мандель Б.Р. «Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы»- Р-н-Д,2007

     11.Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. «Педагогическая психология в схемах и таблицах» - СПб, 2005.

12.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» - М.,1996.

13.Ольшанский Д.В. «Новая педагогическая психология» - М.,2002.

14.Скороходова Н.Ю. «Психология ведения урока» - СПб, 2002.

15.Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология» - Р-н-Д., 2000.

16.Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» - М., 1998.

Якунин В.А. «Педагогическая психология» - СПб, 1998.

Дополнительная литература.

     

    1.Аминов Н.А. «Диагностика педагогических способностей» - М., 1998.

2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» - М., 2005.

3.Анцупов А.Я., Шипилов И.И. «Конфликтология» - М., 2002.

4.Божович Л.И. «Педагогическая психология// Педагогическая энциклопедия» - М.,1999.

5.Выготский Л.С. «Педагогическая психология» - М.,1999.

6.Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» - М.,1996.

7.Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» - СПб, 2000.

8.Занков Л.В. «Развитие школьников в процессе обучения» - М.,2000.

9.Ильясов И.И. «Структура процесса учения» - М.,1986.

 10.    Канн-Калик В.А «Учителю о педагогическом общении» - М.,1987.

11.Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии» - М.,1972.

12.Маркова А.К. «Психология труда учителя» - М.,1993.

13.Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал» - М.,1994.

14. «Практическая психология образования» (под ред. А.И.Дубровиной) – М.,1997.

15. Реан А.А. «Психология педагогической деятельности» - Ижевск, 1994.

16. Реан А.А., Коломенская Я.Л. «Социальная педагогическая психология» - СПб, 1999.

17. Рыбакова М.М. «Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе» - М.. 2001.

18. Скороходова Н.Ю. «Психология ведения урока» - СПб, 2002.

19.Степанов В.Г. «Психология трудных школьников» - М..1997.

20.Унт И. «Индивидуализация и дифференциация обучения» - М.,1990.

21. Шадриков В.Д. «Деятельность и способности» - М.,1994.

22. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. «Развитие личности в обучении» - М.,2000.

23.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное образование в современной школе» - М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии

Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование...

Рабочая программа УД Психология

Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС  специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"

Подготовка  молодых людей к будущей семейной жизни  -  одно из важнейших слагаемых  его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся  в сложных условиях...

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...

Рабочая программа по психологии

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  С...

Рабочая программа по психологии 2017-2018

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Психология  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая кул...