Рабочая программа ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
рабочая программа по теме
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж» Структурное подразделение – 4 Энергетическое отделение |
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по УПР
_____________Е.В. Рябошапко
Рабочая программа
ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
для обучающихся очной формы обучения
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Наименование профиля: технический
Сургут 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматику».
Организация-разработчик: Автономное учреждение профессионального
Образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Разработчик: А.С.Филиппов
Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика», протокол № ____ от «___»_____2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы учебной дисциплины 4
- Структура и содержание учебной дисциплины 6
- Условия реализации учебной дисциплины 11
- Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 12
ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (профессии) 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере дополнительного образования
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;
- принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;
- методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;
- способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин.
Должен уметь:
- рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
- собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;
- пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей;
4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
В рабочей программе представлены:
· результаты освоения учебной дисциплины;
· структура и содержание учебной дисциплины;
· условия реализации учебной дисциплины;
· контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности (профессии) 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 14 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 20 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | - |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 20 |
Итоговая аттестация в форме зачета 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | |||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения, закон Ома для участка цепи, работа, мощность Электрические цепи: понятие, классификация, условное изображение, элементы, условные обозначения, методы расчета. | 1 1 | 1 |
Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, способы соединения, закон Ома для полной цепи. Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения | |||
Лабораторные работы | 4 2 2 | ||
Лабораторная работа №1 «Последовательное соединение проводников и проверка падения напряжения в отдельных проводниках». Лабораторная работа №2 «Параллельное соединение проводников и проверка 1−го правила Кирхгофа» | |||
Практическая работа | 4 2 2 | 2 | |
Практическая работа№1 «Нахождение сопротивления резистора по его вольтамперной характеристике» Практическая работа№ 2 «Расчет простой цепи постоянного тока». | |||
Самостоятельная работа № 1 «Расчет цепей постоянного тока методом преобразования» №2 «Расчет цепей постоянного тока по законам Кирхгофа» | 2 2 | ||
Тема 1.2. Магнитные цепи. | Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. | 2 | 1 |
Практическая работа | 4 | ||
Практическая работа№4 «Нахождение магнитной индукции и напряженности по кривой намагничивания». Практическая работа№5 «Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи». | 2 2 | 2 | |
Тема 1.3. Цепи переменного тока | Переменный ток, действующее значение Активное, индуктивное и емкостное сопротивление | 1 1 | 1 |
Последовательные и параллельные цепи с RLC | |||
Трехфазный ток, трехфазные цепи Соединение в звезду, треугольник | |||
Практическая работа | 2 | ||
Практическая работа№5 «Расчет трехфазной цепи переменного тока» | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | 4 2 2 | ||
Лабораторная работа №3 «Исследование трехфазной цепи переменного тока при соединении приемников по схеме «звезда»» Лабораторная работа №4 «Исследование трехфазной цепи переменного тока при соединении приемников по схеме «треугольник»» | |||
Раздел 2. Электротехнические устройства | |||
Тема 2.1. Трансформаторы Тема 2.2. Электрические машины | Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режим работы, КПД, потери. Измерительные трансформаторы: назначение, устройство, эксплуатация. | 1 1 | 1 1 |
Асинхронные двигатели. Принцип действия и конструкция. Характеристики и применение. Машины постоянного тока: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения. Синхронные машины: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения. | |||
Практическая работа | 6 | ||
Практическая работа№6 «Упрощенный расчет трансформатора» Практическая работа№7 «Решение задач по машинам переменного тока» | 2 | 2 | |
2 | 2 | ||
Самостоятельная работа: №3 «Параллельное соединение L, R, C» №4 «Нелинейные цепи» №5 «Методы расчета магнитных цепей» №6 «Расчет трансформаторов» №7 «Асинхронные двигатели» №8 «Машины постоянного тока» №9. «Синхронные машины» | 16 2 2 2 2 4 2 2 | ||
Тема 2.4. Электронные приборы и устройства. | 2 | ||
Тема 2.5. Электронные компоненты | Полупроводники: понятия, типы проводимости, электронно-дырочный переход. Полупроводниковые приборы: понятие, классификация, устройство, вольтамперные характеристики, условные обозначения, маркировка. Выпрямители: назначение, схемы выпрямления, стабилизация напряжения, характеристики, эксплуатация. | 1 1 | 1 |
Лабораторные работы | |||
Лабораторная работа № 6 «Исследование полупроводникового диода» Лабораторная работа № 7 «Выпрямители» | 2 | ||
2 | |||
ЗАЧЕТ | 2 | ||
ВСЕГО | 40 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Электротехника и электроника» и лаборатории
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий «Электротехника и электроника»
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы различных материалов.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- инструкции к проведению лабораторных работ;
- инструменты;
- приборы и приспособления
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- В.Е. Зайцев. Т.А. Нестерова. Электротехника, электроснабжение, электротехнология и электрооборудование. Москва изд. центр «Академия»
7-е издание 2010 г.
- Г.Г.Соколовский, Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник ИЦ "Академия", 2006-??????с.
- А.Я.Шихин, Электротехника. Москва, «Высшая школа», 2001 г.
Дополнительные источники:
1. Прошин В.М.Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия"2008.
2. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2009.
3. Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 20010 г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками | лабораторная работа№ 6-7, внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов | лабораторная работа№-1-7 Практическая работа№6 «Упрощенный расчет трансформатора» Практическая работа№7 «Решение задач по машинам переменного тока» устный опрос, тестовые задания |
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей | Практическая работа№ 1-7 устный опрос, тестовые задания |
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | лабораторная работа№1-7 Практическая работа№ 1-7 устный опрос, тестовые задания |
собирать электрические схемы | лабораторная работа№ 1-7 |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | Практическая работа№ 1-7, внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
Знания: | |
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения | лабораторная работа№1-7, практическая работа№ 1-7 внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | внеаудиторная самостоятельная работа Практическая работа№ 1-7 , устный опрос, тестовые задания |
основные законы электротехники | контрольная работа , устный опрос, тестовые задания |
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин | лабораторная работа №1-7 устный опрос, тестовые задания |
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств | Практическая работа№ 6-7 внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; | лабораторная работа№ 6-7, внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
параметры электрических схем и единицы их измерения | контрольная работа , устный опрос, тестовые задания |
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов | Практическая работа№ 1-7 Лабораторная работа № 1-7 устный опрос, тестовые задания |
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов | внеаудиторная самостоятельная работа Практическая работа№ 1-7 Лабораторная работа № 1-7 устный опрос, тестовые задания |
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов | Лабораторная работа № 6-7 устный опрос, тестовые задания |
способы получения, передачи и использования электрической энергии | внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов | внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания |
характеристики и параметры электрических и магнитных полей | лабораторная работа№ 1-7 зачет, устный опрос, тестовые задания |
Разработчик: А.С.Филиппов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-437082-1409146749.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-437082-1409146749.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667597-1442303383.jpg)
Рабочая программа по предмету "Основы электротехники"
Подробная программа и КОСы по предмету "Основы электротехники" и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-232973-1367080568.png)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910902-1490817201.jpg)
Рабочая программа ОП.02 Основы электротехники для специальности 09.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)...