Рабочая программа ОП.02 Основы электротехники для специальности 09.02.01
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 849, зарегистрированного в Минюсте России от 21 августа 2014 г. N 33748.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинский колледж промышленных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Преподаватели______ Постнова Л.С._________________________________
Специальность (профессия)_ 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
(код и наименование)
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии _____
________________ строительных и электрических дисциплин______________
Протокол от «____» _сентября______201__г. №___
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/Л.Н. Котепахова/
Протокол от «____» _сентября______201__г. №___
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/ _____________/
Протокол от «____» _сентября______201__г. №___
Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/_____________/
Протокол от «____» _сентября______201__г. №___
Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________/_____________/
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 849, зарегистрированного в Минюсте России от 21 августа 2014 г. N 33748.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий».
Разработчики:
Постнова Л.С. – преподаватель ГБПОУ РО «ККПТ»
Рецензенты:
Кимяшова Л.Н. – преподаватель ГБПОУ РО «ККПТ»
Монастырский С.П. – директор ООО «МИДИС»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы электротехники
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина «Основы электротехники» является общепрофессиональной дисциплиной и входит в состав профессионального цикла учебных дисциплин по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Дисциплина «Основы электротехники» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами ППССЗ, такими как ОП.03 «Прикладная электроника», ОП.04 «Электротехнические измерения».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять основные определения и законы теории электрических цепей;
- учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;
знать:
- основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
- свойства основных электрических RC и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;
- трехфазные электрические цепи;
- основные свойства фильтров;
- непрерывные и дискретные сигналы;
- методы расчета электрических цепей;
- спектр дискретного сигнала и его анализ;
- цифровые фильтры.
Изучение дисциплины направлено на освоение следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств.
ПК 3.1. Проводить контроль параметров, диагностику и восстановление
работоспособности компьютерных систем и комплексов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 123 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часа;
самостоятельной работы обучающегося 41 час.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | - |
курсовая работа | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
-изучение материала по учебнику; -оформление практических работ; -подготовка и написание реферата, доклада на указанную тему; -подготовка к защите практических работ; - подготовка к итоговому контролю. | |
Итоговый контроль в форме экзамена - 4 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Связь с другими дисциплинами. | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока. |
47 | ||||
Тема 1.1 Простейшие цепи постоянного тока | Содержание учебного материала |
11 | |||
1 | Электрическое поле. Электрический ток. Электрические цепи, их элементы и режимы работы. | 2 | |||
2 | Основные параметры электрических цепей: сила тока, напряжение, сопротивление, проводимость. | ||||
3 | Законы Ома для участка и полной цепи. | ||||
4 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. | ||||
5 | Последовательное и параллельное соединение потребителей и источников. Потенциальные диаграммы. | ||||
6 | Смешанное соединение потребителей. Расчёт цепей со смешанным соединением методом свёртки. | ||||
Лабораторные работы– не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия | 4 | 2,3 | |||
1 | Выполнение расчёта полного сопротивления смешанного соединения проводников. | ||||
2 | Проверка закона Ома для полной цепи. | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | ||||
1. Расчёт последовательной цепи с несколькими источниками и построение потенциальной диаграммы. 2. Делители тока и напряжения. | |||||
Тема 1.2 Расчёт сложных цепей постоянного тока | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Законы Кирхгофа и их применение для расчёта электрических цепей. | 2 | |||
2 | Метод контурных токов и его применение для расчёта электрических цепей. | ||||
3 | Метод узловых потенциалов и его применение для расчёта электрических цепей. | ||||
Лабораторные работы– не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||
3 | Законы Кирхгофа. | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 6 | ||||
1. Изучение метода наложения и расчёт им токов в электрической цепи. 2. Изучение метода эквивалентного генератора и расчёт им тока в одной из ветвей электрической цепи. | |||||
Тема 1.3 Нелинейные цепи постоянного и переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Нелинейные элементы и методы расчёта нелинейных цепей. Свойства нелинейных электрических цепей. | 2 | |||
Лабораторные работы– не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||
4 | ВАХ нелинейных элементов. | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | ||||
1.Построение вольтамперных характеристик цепей с нелинейными элементами. | |||||
Раздел 2. Электромагнетизм. | 14 | ||||
Тема 2.1 Электромагнитное поле | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Магнитное поле. Электрические цепи с взаимной индуктивностью. Коэффициент магнитной связи. Конденсаторы. | 2 | |||
Лабораторные работы– не предусмотрены | - |
| |||
Практические занятия – не предусмотрены | - | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | ||||
1.Выполнение расчёта цепей с взаимной индуктивностью. | |||||
Тема 2.2 Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Электромагнитная индукция . Закон электромагнитной индукции. Применение закона электромагнитной индукции на практике. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. Взаимная индуктивность. Вихревые токи. Использование явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах. | 2 | |||
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия – не предусмотрены | - | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | ||||
1.Способы ограничения вихревых токов. | |||||
Раздел 3. Электрические цепи переменного тока. | 43 | ||||
Тема 3.1 Однофазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 18 | |||
1 | Переменный ток и его основные характеристики: период, частота, амплитуда, фаза, сдвиг фаз. Действующие значения тока и напряжения. Уравнения синусоидального тока и напряжения. | 2 | |||
2 | Цепи с активным сопротивлением. Активная мощность. | ||||
3 | Цепи с индуктивностью и ёмкостью. Реактивная мощность. | ||||
4 | Последовательное и параллельное соединение активных и реактивных элементов. Векторные диаграммы. | ||||
5 | Резонанс токов и напряжений. | ||||
6 | Электрические цепи с распределёнными параметрами. | ||||
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия | 6 | 3 | |||
5 | Исследование работы RC – цепи на переменном токе. | ||||
6 | Выполнение расчёта последовательного соединения RLC – цепи. | ||||
7 | Исследование работы резистора, конденсатора и катушки на переменном токе. | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 | ||||
1.Выполнение расчёта последовательного и параллельного соединения RLC – цепи. | |||||
Тема 3.2 Трёхфазные цепи переменного тока. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Многофазные системы. Соединение фаз в трёхфазных системах «треугольником» и «звездой». | 2 | |||
2 | Соотношения между фазными и линейными токами и напряжениями. Мощность трёхфазных систем. | ||||
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия | 2 | 2 | |||
8 | Расчёт трёхфазной электрической цепи. | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 5 | ||||
1.Выбор схем соединения при включении в трёхфазную сеть. Расчёт трёхфазной цепи при симметричной нагрузке. | |||||
Раздел 4. Электрические сигналы. | 18 | ||||
Тема 4.1 Электрические сигналы. | Содержание учебного материала | 14 | |||
1 | Основные понятия об электрических сигналах. | 2 | |||
2 | Непрерывные и дискретные сигналы. | ||||
3 | Согласование сигнала с каналами связи. | ||||
4 | Цифровые фильтры и их свойства. | ||||
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ||||
Практические занятия – не предусмотрены | - | ||||
Контрольные работы - не предусмотрены | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 4
| ||||
1.Выполнение анализа спектра дискретного сигнала. Цифровая обработка сигнала. | |||||
Всего: | 123
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины обеспечена наличием учебной лаборатории «Электротехники и электроники».
Оборудование учебного кабинета:
- доска учебная;
- посадочные места по количеству обучающихся – 30;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебных пособий;
- электроизмерительные приборы, лампочки, средства электробезопасности.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Фуфаева Л.И. Электротехника.- М.: «Академия», 2009г.
- Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника. - М.: «Академия», 2010г.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие - - М.: «Академия», 2010г.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике - М.: «Академия», 2010г.
- Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике.- М.: «Академия», 2012г.
- Шишмарёв В.Ю. Измерительная техника. - М.: «Академия», 2012г.
- Контрольные материалы по электротехнике и электронике. - М.: «Академия», 2011г.
Дополнительные источники:
- Шишмарёв В.Ю. Средства измерений. - М.: «Академия», 2006г.
- Петленко Б.И. Электротехника и электроника. М.: «Академия», 2004г.
- Зайцев В.Е. Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок.- М.: Мастерство, 2001г.
- Электротехнические и конструкционные материалы. М.: Мастерство, 2000г.
Отечественные журналы:
- Новости электротехники
2. «Электрика»
3. «Электричество»
Интернет ресурсы:
- Информационно – справочное издание «Новости электротехники» http://www.news.elteh.ru/.
- Школа для электрика http://electricalschool.info
- Электротехника http://electrono.ru
- Книжный магазин http://www.combook.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: - умение применять основные законы и теории электрических цепей; -умение учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей; - уметь различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры; знания: -основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме; - свойства основных электрических RC и RLC цепочек, цепей с взаимной индукцией; -трехфазные электрические цепи; -основные свойства фильтров; -электрические цепи переменного тока; -методы расчета электрических цепей; -спектр дискретного сигнала и его анализ; - цифровые фильтры. | наблюдения за ходом выполнения на практическом занятии № 1,2,3,4; оценка выполненной практической работы № 4; наблюдение за выполнением индивидуального задания наблюдения за ходом выполнения на практическом занятии № 5,6,7,8; оценка выполненных практических работ № 5,6,7; оценка выполненной практической работы № 8; устный опрос; оценка выполненных практических работ № 5,6,7; устный опрос, наблюдения за ходом выполнения на практическом занятии № 3,4; наблюдение за выполнением индивидуального задания; устный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-437082-1409146749.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-437082-1409146749.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667597-1442303383.jpg)
Рабочая программа по предмету "Основы электротехники"
Подробная программа и КОСы по предмету "Основы электротехники" и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-232973-1367080568.png)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-663154-1443854010.jpg)
Рабочая программа ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-635666-1439886068.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 04 Основы электротехники по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (базовая подготовка)
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утв...