Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»
рабочая программа на тему

Филиппов Андриян Сергеевич

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrotehnika_i_elektronika_441.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

 профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Структурное подразделение-4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_______________ Е.В.Рябошапко

«______»______________2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Электротехника и электроника»

для студентов очной формы обучения

Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)

Наименование профиля: технический

Сургут 2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

Организация-разработчик: Автономное учреждение среднего профессионального  

образования

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский профессиональный колледж»

Разработчики:

Филиппов Андриян Сергеевич, преподаватель ______

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

            Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика»,

            протокол №  ____ от «_______»__________20____г.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности   СПО 

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

 в части освоения основных  видов профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке                                                                                                                                       работников  нефтегазовой отрасли    при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.                  

3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
  • правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
  • снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлений;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
  • основные законы электротехники;
  • основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
  • основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
  • параметры электрических схем и единицы их измерения;
  • принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электрических и электронных устройств и приборов;
  • способы получения, передачи и использования электрической энергии.

3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  108   часов;

самостоятельной работы обучающегося   54   часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

     лабораторно – практические работы

76

     контрольные работы

2

     итоговый  зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к   практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических  работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Подготовка к контрольной работе.

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника» 

Наименование тем

Содержание учебного материала,   практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

 Электротехника

Тема 1.1

Электрическое поле  

Содержание учебного материала

2

Предмет и задачи дисциплины, его значение.   Литература для изучения дисциплины.  Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии электротехники. Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов.

2

Практические работы

4

1. Решение задач. Расчёт взаимодействия точечных зарядов

2. Включение и отключение цепей  с конденсатором. Расчёт ёмкости конденсаторов при последовательном и параллельном соединениях

Самостоятельная работа № 1

2

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов

Тема  1.2

Электрические цепи постоянного тока  

Содержание учебного материала

4

Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление и проводимость, энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем.

2

Лабораторно-практические работы

24

8

10

2

2

2

1. Решение задач. Расчёт простых электрических цепей постоянного тока по законам Ома        

2. Расчёт электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа.

Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.

3. Исследование линейной электрической цепи постоянного тока с последовательным соединением резисторов.

4. Исследование линейной электрической цепи постоянного тока с параллельным соединением резисторов.

5. Измерение номинального напряжения (U),  мощности (Р), силы тока (I) в различных  электроустановках.

Самостоятельная работа №2

6

Решение задач по цепям постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа

Тема 1.3

Электрические цепи переменного тока

Содержание учебного материала

4

Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока с

активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. Принцип получения

трехфазной электродвижущей силы.

 Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трехфазной сети звездой.

Четырех – и трехпроводные сети. Назначение нулевого провода.

Соединение нагрузки треугольником.

2

Лабораторно - практические работы

24

1. Решение задач. Расчет электрических  цепей переменного тока

2. Расчёт параметров трёхфазных сетей переменного тока, соединённых по схеме «треугольник» («звезда»)

3.Цепь синусоидального тока при последовательном соединении R, L и С.

4. Параллельное соединение катушки индуктивности и конденсатора.

 5.Исследование трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду.

 6.Исследование трёхфазной цепи при соединении нагрузки в треугольник.

Самостоятельная работа №3

6

Мощность переменного тока

Тема 1.4 Магнитные цепи.

Содержание учебного материала

4

Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ:

классификация, строение, характеристики, единицы измерения.

2

Практические работы

2

1 Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи.

Самостоятельная работа №4

4

Электромагниты- область применения

Тема 1.5

Электрические машины.

Содержание учебного материала

6

Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск вход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения ротора. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения. Однофазные и трехфазные трансформаторы. Назначение, устройство и рабочий процесс.

2

Лабораторно - практические работы

4

1. Решение задач.

2. Исследование работы электрической машины.

Самостоятельная работа №5

6

Синхронные двигатели и коллекторные машины

Тема 1.6

Основы электропривода

Содержание учебного материала

2

Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. Правила эксплуатации

электрооборудования

2

Лабораторно - практические работы

4

1. Решение задач.

2. Выбор режимов  работы и мощности электродвигателей.

Самостоятельная работа №6

4

Применение приводов в быту

Тема 1.7

Передача и распределение электрической энергии

Содержание учебного материала

2

Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции ТП 10/04 кВ. Защитное заземление, защитное зануление.

2

Лабораторно - практические работы

2

1. Решение задач.

2. Расчет заземлителей.

Самостоятельная работа №7

8

ВЛЭП 1150кВ - назначение

Контрольная работа по разделу 1

2

Раздел 2.

Электроника

Тема 2.1.

Полупроводниковые приборы    

   

Содержание учебного материала

2

Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые диоды и транзисторы, область применения и маркировка.

2

Лабораторно - практические работы

4

  1. Решение задач.
  2. Снятие ВАХ п/проводникового дида

Самостоятельная работа №8

6

Стабилитроны и тиристоры

Тема 2.2.

Фотоэлектронные приборы

Содержание учебного материала

2

Классификация фотоэлектронных приборов. Их устройство, работа и область применения. Маркировка

фотоэлектронных приборов.

2

Лабораторно - практические работы

0

Самостоятельная работа №9

4

Маркировка фотоэлектронных приборов.

Тема 2.3.

Электронные выпрямители

Содержание учебного материала

2

Классификация электронных выпрямителей. Устройство, работа и область применения.

2

Лабораторно - практические работы

4

1. Решение задач.

2. Выпрямители

Самостоятельная работа №10

4

Выпрямители на тиристорах

Тема 24.

Электронные усилители

Содержание учебного материала

2

Классификация и принцип работы электронных усилителей.  Обратные связи в усилителях низкой частоты, их типы и способы построения.

2

Лабораторно - практические работы

2

1. Решение задач.

2. Двухкаскадный полупроводниковый усилитель.

Самостоятельная работа №11

4

Операционные усилители

Зачет за курс

2

 Всего:

108

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехники и электронной техники».

Оборудование учебной лаборатории:

  1. Рабочее место преподавателя:  1.
  2. Рабочие места    обучающихся:  15.
  3. Учебная документация.
  4. Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.
  5. Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
  6. Доска маркерная.
  7. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
  8. Оборудование для практических работ.
  9. Лабораторное оборудование:

- образцы электрических машин, приборов, диэлектриков, проводников, конденсаторов, сопротивлений, катушек индуктивности, трансформаторов, магнитных пускателей, аппаратов защиты и автоматического управления;

- измерительные приборы;

- электронная аппаратура.

  1. Средства обучения для учащихся:
  • Учебники, учебные пособия;
  • Сборники задач, заданий, упражнений;
  • Руководство по выполнению практических заданий и упражнений.
  1. Учебно-методическая литература для преподавателя.
  2. Электронные учебники.

Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
  2. Телевизор с видеомагнитофоном и  DVD – плеером.
  3. Диапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование. Справочник [Текст] : учебное пособие для вузов / И. И. Алиев. - М. : Высшая школа, 2010. - 1199 с. : ил.

Башарин, С. А. Теоретические основы электротехники [Текст] : учебник высш. проф. образования / С. А. Башарин, В. В. Федоров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 376, [2] с. : ил., табл. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Электротехника).

Бутырин, П. А. Электротехника [Текст] : учебник для образовательных учреждений НПО / П. А. Бутырин, О. В. Толчеев, Ф. Н. Шакирзянов. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2010. - 266, [2] с. : ил. - (Начальное профессиональное образование).

Данилов, И. А. Общая электротехника с основами электроники [Текст] : учебное пособие для СПО / И. А. Данилов. - М. : Высшая школа, 2008. - 662, [2] с. : ил.

Лобзин, С.А. Электротехника. Лабораторный практикум : учебное пособие для СПО / С.А. Лобзин. – Академия, 2010. – 192 с.

Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники : учебник для СПО. – М. : ИД Форум: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.: ил. – (Профессиональное образование).

Морозова, Н. Ю. Электротехника и электроника : учебник для СПО / Н.Ю. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. – 288 с.

Новиков, П. Н. Задачник по электротехнике [Текст] : практикум для НПО / П. Н. Новиков, О. В. Толчеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2008. - 376, [2] с. : ил. - (Начальное профессиональное образование).

Ярочкина, Г. В. Контрольные материалы по электротехнике [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. В. Ярочкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2013. - 101, [3] c. - (Начальное профессиональное образование).

Ярочкина, Г. В. Основы электротехники [Текст] : учебное пособие для СПО / Г. В. Ярочкина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2015. - 232, [2] с. : ил., табл. - (Профессиональное образование).

Прошин В. М. Электротехника. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

Прошин В. М. Лабораторно – практические работы по электротехнике.  – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-192 с.

                                        Электронные издания:

Электротехника и электроника [Электронный ресурс] : учебно-методический компьютерный комплекс : [версия 1.0 для работы в мультимедийном классе] : [для студентов СПО]. - Саратов : Диполь : Академия, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Профессиональное образование).

Дополнительные источники:

  1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. - Ростов на Дону: «Феникс», 2010

2.ru.wikipedia.org

3.http://electrono.ru/

4.http://mikro-elektronika.ru/

5.www.bibliofond.ru

6.http://electrono.ru/

7.www.eleczon.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения   лабораторно-практических и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельной работы.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание классификации электронных приборов, их устройства и области применения.

Оценка результата контрольной работы.

Знание основных  законов электротехники.

Оценка устного ответа.

Знание основных правил эксплуатации электрооборудования и методов измерения электрических величин.

Оценка результата контрольной работы.

Знание основ  теории электрических машин, принципа  работы типовых электрических устройств.

Оценка выполнения индивидуальных заданий.

Знание параметров  электрических схем и единиц  их измерения.

Оценка выполнения самостоятельной работы.

Знание принципов  выбора электрических и электронных устройств и приборов.

Оценка устного  ответа.        

Оценка выполнения самостоятельной работы.

Знание принципов действия, устройства, основных  характеристик  электрических и электронных устройств и приборов.

Оценка результатов индивидуальной работы.

Знание способов получения, передачи и использования электрической энергии.

Оценка результатов самостоятельной работы.  

Умение подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками.

Оценка прохождения учебной и производственной практики.

Умение правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов.

Оценка прохождения учебной и производственной практики.

Умение снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими.

Оценка прохождения учебной и производственной практики.

Умение читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

Оценка выполнения практической работы на определение умения читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

Оценка итогового зачета по дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...