ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПОЗНАВАЙ, ВЫБИРАЙ, ТВОРИ, ДЕЙСТВУЙ!»
по спец дисциплинам
Автор: преподаватель Пудов С.М.
г. Рославль
2017
Актуализация программы
Одним из важных направлений воспитания и социализации современноймолодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждения молодого поколения от общественной жизни. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть социально значимая деятельность, под которой понимается добровольное конструктивное преобразование окружающего социума в русле решения проблем, актуальных для всего общества или помощи представителям отдельных социальных групп. Социально значимая деятельность обеспечивает два результата:
• общественный – позитивные изменения в социальной среде (преодоление социальных проблем, улучшение положения отдельных лиц или групп);
• педагогический – проявление просоциальной активности обучающихся, самореализации обучающихся в социально приемлемых формах, усиление сопричастности общественным процессам и проблемам (установление связи обучающихся с культурной, общественной, политической жизнью общества и государством, первоначальная идентификация себя в качестве гражданина, общественного деятеля), приобретение начального опыта решения проблем, формирование компетенций социального взаимодействия, включение в реальные социальные отношения со сверстниками и взрослыми.
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума.
Успешная социализация – одно из условий подготовки обучающихся, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Данная программа по социализации обучающихся направлена на развитие социально-адаптированной личности обучающегося, способной к самореализации и саморазвитию.
Сроки реализации программы«Познавай, выбирай, твори, действуй!» 2017-2020 г.г.
Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на обучающихся второго курса.
Цель программы – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи социализации обучающихся:
- развитие способности согласования самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной социальной среде;
- умение создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.
Основные идеи программы воспитания и социализации «Познавай, выбирай, твори, действуй!»:
- Идея актуальной и потенциальной успешности личности обучающегося в процессе самореализации.
- Идея педагогической поддержки личности обучающегося в процессе самореализации и на пути к успеху.
- Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
- Идея стимулирования стремления личности преподавателя и студента к успеху.
- Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности преподавателя.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Этапы реализации программы:
№ этапа | сроки | Содержание работы |
1. Подготовительный этап | Июнь-август 2017 г. | Изучение и знакомство с документацией по реализации ФГОС основного общего образования. Знакомство с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. |
2. Практический этап | 2017-2020г.г. | Осуществление реализации программы, включающей в себя мероприятия по социализации личности подростка(урочная форма, внеурочная форма и др.) |
3. Аналитический | 2020 г. | Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов деятельностипо программе, формирование портфолио по материалам проведенных мероприятий. |
В выборе методов и форм работы я ориентировалась на продуктивное использование потенциала сложившейся системы воспитательной работы в колледже, направленной на формирование потребности личности в высоконравственном поведении и воспитание социально активного, широко образованного гражданина.
Содержание работы:
изучение интеллектуальных возможностей,обучающихся колледжа и динамики изменения интеллектуальных достижений;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности;
потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности обучающихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности обучающихся в подготовке воспитательных мероприятий;
стимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении;
всемерная поддержка таланта и незаурядности мышления;
приобщение к социально-значимой деятельности через участие в волонтерских движениях различной направленности.
Формы работы:
интеллектуальные марафоны;
интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
творческие объединения по интересам;
интеллектуальные викторины;
предметные вечера;
тематические недели;
научно-практические конференции;
конкурсы исследовательских работ;
сюжетно-ролевые игры;
интеллектуальные игры;
встречи с профессионально успешными людьми;
экскурсии на предприятия города и района.
Виды деятельности:
- участвуют в подготовке и проведении предметной недели;
- участвуют в олимпиадах по электротехнике;
- участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности;
- приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций, проведения внеурочных мероприятий);
- участие обучающихся в тренингах, анкетированиях, тестированиях и опросах с целью выявления познавательных интересов;
- участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры;
- участвуют во встречах с людьми, работающими по специальности электрик.
Методические средства, применяемые для успешной социализации студента:
• договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности обучающихся в процессе обучения;
• диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
•обратная связь. Студент или преподаватель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
• создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
• создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих обучающемуся достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем студента, преподаватель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
План мероприятий для обучающихся на 2017-2018 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения | Количество часов |
Сообщения, доклады, презентации «Жизнь замечательных людей» | сентябрь | 2 |
Предметная неделя | декабрь | 10 |
Конференция на тему «Солнечная энергия. Реальность и фантастика» | октябрь | 2 |
Игра «Поле чудес» | ноябрь | 2 |
Олимпиада по электротехнике | декабрь | 2 |
Выставка студенческих работ | январь | 2 |
Игровые уроки | в течение года | 6 |
Проект на тему «Как определить электрическую емкость Земли» | февраль | 10 |
Викторина: «Семейные династии ученых-электротехников» | март | 2 |
Заседание ученого совета по проблеме: «Электромагнитное поле и жизнь» | апрель | 2 |
Тематический вечер: «Мир ищет энергию» | апрель | 2 |
Встреча с профессионально успешными людьми | в течение года | 2 |
Экскурсия на производство | май | 8 |
Итого | 52 |
План мероприятий для обучающихся на 2018-2019 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения | Количество часов |
Сообщения, доклады, презентации «Б.С. Якоби – немецкий и русский физик-электротехник» | сентябрь | 2 |
Предметная неделя | декабрь | 10 |
Конференция на тему «Беречь электричество – сберегать Россию» | ноябрь | |
Праздничный вечер «День энергетика» | декабрь | 2 |
Олимпиада по электротехнике | декабрь | 2 |
Игровые уроки | в течение года | 6 |
Проект на тему «Как определить емкость Земли» | март | 10 |
Викторина: «Знатоки электричества» | январь | 2 |
Заседание ученого совета по проблеме: «Создание модели экологически чистого источника энергии» | февраль | 2 |
Встреча с профессионально успешными людьми | апрель | 2 |
День Российской науки «Последние научные открытия в электроэнергетике» | февраль | 2 |
Экскурсия на производство | октябрь, май | 10 |
Итого | 52 |
План мероприятий для обучающихся на 2019-2020 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения | Количество часов |
Сообщения, доклады, презентации «Жизнь Теслы. Облик ученого и человека» | сентябрь | 2 |
Предметная неделя | декабрь | 10 |
Конференция на тему «Статическое электричество в нашей жизни» | октябрь | 2 |
Конкурс стенгазет «Безопасное электричество» | ноябрь | 2 |
Игровые уроки | в течение года | 4 |
Проект на тему«Ремонт электрической проводки в кабинете» | январь | 10 |
Викторина: «Электрики о патриотизме» | февраль | 2 |
Заседание ученого совета по проблеме: «Ядерная энергетика – за и против» | март | 2 |
Беседа«Научная деятельность А.С. Попова» | апрель | 2 |
Экскурсии на производство | май | 4 |
Проект на тему «Создание модели экологически чистого источника энергии» | июнь | 10 |
Встреча с профессионально успешными людьми | в течение года | 2 |
Итого | 52 |
План мероприятий для обучающихся на 2020-2021 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения | Количество часов |
Сообщения, доклады, презентации «Энергия будущего» | сентябрь | 2 |
Предметная неделя | декабрь | 10 |
Конференция на тему «Электростанции. Какую электростанцию выбрать для родного города?» | ноябрь | |
«Интеллектуальный марафон» по биологии, химии, электротехнике | декабрь | 2 |
Олимпиада по электротехнике | декабрь | 2 |
Конкурс мультимедийных презентаций «Мояпрофессия лучшая» | октябрь | 2 |
Игровые уроки | в течение года | 4 |
Проект на тему«Его величество - электричество» | февраль | 10 |
Викторина: «Из истории открытия электричества» | январь | 2 |
Заседание ученого совета по проблеме: «Еда из микроволновки: польза или вред?» | март | 2 |
Проект на тему «Как приручить ветер?» | апрель | 10 |
Экскурсии на производство | май | 4 |
Встреча с профессионально успешными людьми | в течение года | 2 |
Итого | 52 |
План мероприятий для обучающихся на 2021-2022 учебный год
Мероприятия | Сроки проведения | Количество часов |
Сообщения, доклады, презентации «Роль русских ученых в развитии электротехники» | сентябрь | 2 |
Предметная неделя | декабрь | 10 |
Конференция на тему «Бегство от удивлений, или Поиски живой и мёртвой воды» | ноябрь | 2 |
Конкурс стенгазет «Правила электробезопасности» | октябрь | 2 |
Олимпиада по электротехнике | декабрь | 2 |
Научно-практическая конференция «Цифровое детство: социализация и безопасность» | январь | 2 |
Игровые уроки | в течение года | 2 |
Проект на тему «Применение целебного электричества в медицине» | февраль | 10 |
Конкурс мультимедийных презентаций «Водород — источник энергии: взгляд в будущее» | март | 2 |
Проект «Электротехника – возможности без границ» | апрель | 10 |
Заседание ученого совета по проблеме: «Раскаленная стрела дуб свалила у села» | май | 2 |
Экскурсии на производство | июнь | 4 |
Встреча с профессионально успешными людьми | в течение года | 2 |
Итого | 52 |
Критерии оценки программы
- Занятость обучающихся во внеурочное время
- Отсутствие правонарушений и отсева обучающихся;
- Освоение обучающимися образовательной программы
- Развитость мышления
- Познавательная активность обучающихся
- Сформированность учебной деятельности
- Коммуникабельность
- Сформированность коммуникативной культуры обучающихся
- Знание этикета поведения
- Нравственная направленность личности
- Развитость чувства прекрасного
- Сформированность других эстетических чувств
- Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых студентами
- Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса
- Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
- Развитость самоуправления
- Комфортность обучающегося на занятиях
- Наличие высокой мотивации в учебе
- Расширение кругозора обучающихся.
- Самореализация в разных видах творчества
Ожидаемые результаты:
- Охват внеурочной деятельностью.
- Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
- Уровень воспитанности.
- Сформированность познавательного потенциала.
- Сформированность нравственного потенциала.
- Сформированность физического потенциала.
- Сформированность эстетического потенциала.
- Результативность в районных и областных мероприятиях.
- Оценка микроклимата в группе.
- Вовлеченность обучающихся в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты.
- Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
Объективированные результаты каждого этапа процесса социализации являются основанием для принятия управленческих решений и дальнейших действий по корректировке данной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации обучающихся
Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть со...
Программа социализации обучающихся
Проограмма социализации...
программа социализации обучающихся
разработана программа социализации...
Программа социализации обучающихся в колледже
Программа социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здоро...
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ « Моя профессия – мое будущее»
Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным про...
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждени...
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» «ДИАЛОГ КУЛЬТУР – КУЛЬТУРА ДИАЛОГА»
Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного об...