ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка

Пудов Сергей Михайлович

социализация обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ПОЗНАВАЙ, ВЫБИРАЙ, ТВОРИ, ДЕЙСТВУЙ!»

по спец дисциплинам

Автор: преподаватель Пудов С.М.

г. Рославль

2017

Актуализация программы

Одним из важных направлений воспитания и социализации современноймолодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждения молодого поколения от общественной жизни. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть социально значимая деятельность, под которой понимается добровольное конструктивное преобразование окружающего социума в русле решения проблем, актуальных для всего общества или помощи представителям отдельных социальных групп. Социально значимая деятельность обеспечивает два результата:

•        общественный – позитивные изменения в социальной среде (преодоление социальных проблем, улучшение положения отдельных лиц или групп);

•        педагогический – проявление просоциальной активности обучающихся, самореализации обучающихся в социально приемлемых формах, усиление сопричастности общественным процессам и проблемам (установление связи обучающихся с культурной, общественной, политической жизнью общества и государством, первоначальная идентификация себя в качестве гражданина, общественного деятеля), приобретение начального опыта решения проблем, формирование компетенций социального взаимодействия, включение в реальные социальные отношения со сверстниками и взрослыми.

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума.

Успешная социализация – одно из условий подготовки обучающихся, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Данная программа по социализации обучающихся направлена на развитие социально-адаптированной личности обучающегося, способной к самореализации и саморазвитию.

Сроки реализации программы«Познавай, выбирай, твори, действуй!» 2017-2020 г.г.

Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на обучающихся второго курса.

Цель программы – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи социализации обучающихся:

  • развитие способности согласования самооценки и притязания с возможностями их  реализации в  наличной  социальной среде;  
  • умение создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.

Основные идеи программы воспитания и социализации «Познавай, выбирай, твори, действуй!»:

  • Идея актуальной и потенциальной успешности личности обучающегося в процессе самореализации.
  • Идея педагогической поддержки личности обучающегося в процессе самореализации и на пути к успеху.
  • Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
  • Идея стимулирования стремления личности преподавателя и студента к успеху.
  • Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности преподавателя.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Этапы реализации программы:

№ этапа

сроки

Содержание работы

1. Подготовительный этап

Июнь-август

2017 г.

Изучение и знакомство с документацией по реализации ФГОС основного общего образования. Знакомство с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

2. Практический этап

2017-2020г.г.

Осуществление реализации программы, включающей в себя мероприятия по социализации личности подростка(урочная форма, внеурочная форма и др.)

3. Аналитический

2020 г.

Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов деятельностипо программе, формирование портфолио по материалам проведенных мероприятий.

В выборе методов и форм работы я ориентировалась на продуктивное использование потенциала сложившейся системы воспитательной работы в колледже, направленной на формирование потребности личности в высоконравственном поведении и воспитание социально активного, широко образованного гражданина.

Содержание работы:

изучение интеллектуальных возможностей,обучающихся колледжа и динамики изменения интеллектуальных достижений;

формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности;

потребности в развитии собственного интеллекта;

развитие творческой инициативы и активности обучающихся в интеллектуальной деятельности;

создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности обучающихся в подготовке воспитательных мероприятий;

стимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении;

всемерная поддержка таланта и незаурядности мышления;

приобщение к социально-значимой деятельности через участие в волонтерских движениях различной направленности.

Формы работы:

интеллектуальные марафоны;

интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;

творческие объединения по интересам;

интеллектуальные викторины;

предметные вечера;

тематические недели;

научно-практические конференции;

конкурсы исследовательских работ;

сюжетно-ролевые игры;

интеллектуальные игры;

встречи с профессионально успешными людьми;

экскурсии на предприятия города и района.

Виды деятельности:

- участвуют в подготовке и проведении предметной недели;

- участвуют в олимпиадах по электротехнике;

- участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности;

- приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций, проведения внеурочных мероприятий);

- участие обучающихся в тренингах, анкетированиях, тестированиях и опросах с целью выявления познавательных интересов;

- участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры;

- участвуют во встречах с людьми, работающими по специальности электрик.

Методические средства, применяемые для успешной социализации студента:

• договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности обучающихся в процессе обучения;

• диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;

•обратная связь. Студент или преподаватель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.

• создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;

• создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих обучающемуся достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем студента, преподаватель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.

План мероприятий для обучающихся на 2017-2018 учебный год

   

Мероприятия

Сроки проведения

Количество часов

Сообщения, доклады, презентации «Жизнь замечательных людей»

сентябрь

2

Предметная неделя

декабрь

10

Конференция на тему «Солнечная энергия. Реальность и фантастика»

октябрь

2

Игра «Поле чудес»

ноябрь

2

Олимпиада по электротехнике

декабрь

2

Выставка студенческих работ

январь

2

Игровые уроки

в течение года

6

Проект на тему «Как определить электрическую емкость Земли»

февраль

10

Викторина: «Семейные династии ученых-электротехников»

март

2

Заседание ученого совета по проблеме: «Электромагнитное поле и жизнь»

апрель

2

Тематический вечер: «Мир ищет энергию»

апрель

2

Встреча с профессионально успешными людьми

в течение года

2

Экскурсия на производство

май

8

Итого

52

                           

План мероприятий для обучающихся на 2018-2019 учебный год

   

Мероприятия

Сроки проведения

Количество часов

Сообщения, доклады, презентации «Б.С. Якоби – немецкий и русский физик-электротехник»

сентябрь

2

Предметная неделя

декабрь

10

Конференция на тему «Беречь электричество – сберегать Россию»

ноябрь

Праздничный вечер «День энергетика»

декабрь

2

Олимпиада по электротехнике

декабрь

2

Игровые уроки

в течение года

6

Проект на тему «Как определить емкость Земли»

март

10

Викторина: «Знатоки электричества»

январь

2

Заседание ученого совета по проблеме: «Создание модели экологически чистого источника энергии»

февраль

2

Встреча с профессионально успешными людьми

апрель

2

День Российской науки «Последние научные открытия в электроэнергетике»

февраль

2

Экскурсия на производство

октябрь, май

10

Итого

52

План мероприятий для обучающихся на 2019-2020 учебный год

   

Мероприятия

Сроки проведения

Количество часов

Сообщения, доклады, презентации «Жизнь Теслы. Облик ученого и человека»

сентябрь

2

Предметная неделя

декабрь

10

Конференция на тему «Статическое электричество в нашей жизни»

октябрь

2

Конкурс стенгазет «Безопасное электричество»

ноябрь

2

Игровые уроки

в течение года

4

Проект на тему«Ремонт электрической проводки в кабинете»

январь

10

Викторина: «Электрики о патриотизме»

февраль

2

Заседание ученого совета по проблеме: «Ядерная энергетика – за и против»

март

2

Беседа«Научная деятельность А.С. Попова»

апрель

2

Экскурсии на производство

май

4

Проект на тему «Создание модели экологически чистого источника энергии»

июнь

10

Встреча с профессионально успешными людьми

в течение года

2

Итого

52

План мероприятий для обучающихся на 2020-2021 учебный год

   

Мероприятия

Сроки проведения

Количество часов

Сообщения, доклады, презентации «Энергия будущего»

сентябрь

2

Предметная неделя

декабрь

10

Конференция на тему «Электростанции. Какую электростанцию выбрать для родного города?»

ноябрь

«Интеллектуальный марафон» по биологии, химии, электротехнике

декабрь

2

Олимпиада по электротехнике

декабрь

2

Конкурс мультимедийных презентаций «Мояпрофессия лучшая»

октябрь

2

Игровые уроки

в течение года

4

Проект на тему«Его величество - электричество»

февраль

10

Викторина: «Из истории открытия электричества»

январь

2

Заседание ученого совета по проблеме: «Еда из микроволновки: польза или вред?»

март

2

Проект на тему «Как приручить ветер?»

апрель

10

Экскурсии на производство

май

4

Встреча с профессионально успешными людьми

в течение года

2

Итого

52

План мероприятий для обучающихся на 2021-2022 учебный год

   

Мероприятия

Сроки проведения

Количество часов

Сообщения, доклады, презентации «Роль русских ученых в развитии электротехники»

сентябрь

2

Предметная неделя

декабрь

10

Конференция на тему «Бегство от удивлений, или Поиски живой и мёртвой воды»

ноябрь

2

Конкурс стенгазет «Правила электробезопасности»

октябрь

2

Олимпиада по электротехнике

декабрь

2

Научно-практическая конференция «Цифровое детство: социализация и безопасность»

январь

2

Игровые уроки

в течение года

2

Проект на тему «Применение целебного электричества в медицине»

февраль

10

Конкурс мультимедийных презентаций «Водород — источник энергии: взгляд в будущее»

март

2

Проект «Электротехника –  возможности без границ»

апрель

10

Заседание ученого совета по проблеме: «Раскаленная стрела дуб свалила у села»

май

2

Экскурсии на производство

июнь

4

Встреча с профессионально успешными людьми

в течение года

2

Итого

52

Критерии оценки программы

  • Занятость обучающихся во внеурочное время
  • Отсутствие правонарушений и отсева обучающихся;
  • Освоение обучающимися образовательной программы
  • Развитость мышления
  • Познавательная активность обучающихся  
  • Сформированность учебной деятельности
  • Коммуникабельность
  • Сформированность коммуникативной культуры обучающихся
  • Знание этикета поведения
  • Нравственная направленность личности
  • Развитость чувства прекрасного
  • Сформированность других эстетических чувств
  • Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых студентами
  • Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса
  • Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  • Развитость самоуправления
  • Комфортность обучающегося на занятиях
  • Наличие высокой мотивации в учебе
  • Расширение кругозора обучающихся.
  • Самореализация в разных видах творчества

Ожидаемые результаты:

  • Охват внеурочной деятельностью.
  • Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
  • Уровень воспитанности.
  • Сформированность познавательного потенциала.
  • Сформированность нравственного потенциала.
  • Сформированность физического потенциала.
  • Сформированность эстетического потенциала.
  • Результативность в районных и областных мероприятиях.
  • Оценка микроклимата в группе.
  • Вовлеченность обучающихся в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты.
  • Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

Объективированные результаты каждого этапа процесса социализации являются основанием для принятия управленческих решений и дальнейших действий по корректировке данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации обучающихся

Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии. В этом смысле первостепенную роль призвана сыграть со...

Программа социализации обучающихся

Проограмма социализации...

программа социализации обучающихся

разработана программа социализации...

Программа социализации обучающихся в колледже

Программа социализации учащихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здоро...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ « Моя профессия – мое будущее»

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным про...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одним из важных направлений воспитания и социализации современной молодежи является их педагогически организованное включение в социальные реалии, преодоление усиливающегося в последние годы отчуждени...

ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» «ДИАЛОГ КУЛЬТУР – КУЛЬТУРА ДИАЛОГА»

Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного об...