Сказкотерапия в гештальте.
статья на тему

Поскина Татьяна Юрьевна

Возможности сказкотерапии в гештальт-подходе

В сказкотерапии главная задача терапевта -  предложить клиенту верный (подходящий по ситуации) способ работы со сказкой. Таким образом, работа будет строиться исключительно на клиентских феноменах, которые будут отображаться в проективном сказочном пространстве. В гештальт-терапии мы в первую очередь говорим о контакте, о границе контакта, об экзистенциальной встрече терапевта и клиента. От гештальт-терапевта зависит то, как он сможет организовать эту встречу и что в ней будет новым опытом для клиента.

Отсюда мы получаем несколько важных выгод:

  • работа в пространстве сказки помогает обойти сопротивления, так как все происходит «понарошку», и клиент вроде как никакой ответственности не несет;
  • в пространстве сказки значительно больше свободы и возможностей для поиска решений и альтернатив;
  • метафора, которая используется в сказке, помогает вербализовать невыраженные чувства и эмоции и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_geshtalt.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в гештальт-подходе

Метод сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Если попытаться найти  в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Давайте попробуем отделить их один от другого.

  1. Сказкотерапия  как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в данном  социуме. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил ( эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах), т.е. это древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по многу раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Дальше будем говорить о сказкотерапии с точки зрения последнего, четвертого пункта.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны, сказка затрагивает ранние детские переживания, и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
  • и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый – все люди умеют сочинять сказки. То есть этот  навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настраиванием на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т.д.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу, использовав материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того как клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

Возможности сказкотерапии в гештальт-подходе.

Первое, о чем важно сказать, так это о существенном отличии ролей терапевта в сказкотерапии и в гештальт-терапии. В сказкотерапии главная задача терапевта -  предложить клиенту верный (подходящий по ситуации) способ работы со сказкой. Таким образом, работа будет строиться исключительно на клиентских феноменах, которые будут отображаться в проективном сказочном пространстве. В гештальт-терапии мы в первую очередь говорим о контакте, о границе контакта, об экзистенциальной встрече терапевта и клиента. От гештальт-терапевта зависит то, как он сможет организовать эту встречу и что в ней будет новым опытом для клиента. Гештальт-терапевт не является отстраненным наблюдателем феноменов клиента, а является активным участником взаимодействия на границе контакта.

Несмотря на кажущееся противоречие эти две роли возможно совместить. Терапевт действительно может предложить клиенту тем или иным образом создать сказочное пространство, и тогда их встреча и контактирование будет сначала в сказке. Здесь, используя сказочную метафору, терапевт и клиент находят общий язык, устанавливают базовое доверие. А потом важно сделать челнок из проективного сказочного пространства в реальные отношения и посмотреть, как сказочный опыт может быть ассимилирован и применен к реальности.

Отсюда мы получаем несколько важных выгод:

  • работа в пространстве сказки помогает обойти сопротивления, так как все происходит «понарошку», и клиент вроде как никакой ответственности не несет;
  • в пространстве сказки значительно больше свободы и возможностей для поиска решений и альтернатив;
  • метафора, которая используется в сказке, помогает вербализовать невыраженные чувства и эмоции;
  • в пространство сказки можно вовлекать других персонажей, которые могут оказаться значимыми участниками незавершенных ситуаций клиента;
  • в сказке клиент может отреагировать сдержанные чувства;
  • сказка является отличным способом для нахождения ресурсов и источников энергии;
  • сочинение клиентской сказки - это очень мощный инструмент ассимиляции и обобщения опыта;
  • и др.

Поскольку  встреча терапевта и клиента будет проходить в сказочном пространстве, то терапевту важно быть готовым к двум основным процессам. Первый - это готовность сочинять встречную сказку, готовность расширять сказочное пространство клиента (если работа идет с клиентской сказкой), готовность экспериментировать в творческом русле, идя за созидательной энергией клиента. Второй процесс – это готовность сделать челнок из безопасного, «обжитого» проективного пространства сказки в реальную жизнь. Для этого нужна определенная смелость, так как при переходе от сказочных отношений к реальным у клиента могут сработать те сопротивления, которые мы обошли, когда работали со сказкой.

Когда гештальт-терапевт спрашивает у клиента «на кого в твоей жизни похож этот герой?», «как этот герой пришел к таком решению?», «как герой справляется с трудностями в сказке, и какую пользу можно для себя извлечь» и т.д., клиент автоматически становится перед выбором: воспринять свою сказку и творческий процесс всерьез и принять это как новый опыт  или же обесценить. Если клиент выбирает второй путь, то это может быть хорошим подспорьем для иллюстрации его не эффективных стилей поведения и фрустрации.

Опыт использования методов сказкотерапии гештальт-терапевтом.

Клиентка пришла на терапию с запросом о том, что ее не устраивают те отношения с мужчинами, которые у нее есть сейчас. «Я как-то так делаю с мужчинами, что они начинают меня бить, всячески проявлять агрессию и даже насиловать». Первое и довольно длительное время мы работали именно про этот травматичный опыт с мужчинами, исследовали, как клиентка впадает в слияние и манипулирует своей детской позицией.

В дальнейшем мы работали про отношения с матерью и про то,  как выстроены эти отношения, про то,  как мать клиентки поощряет ее неудачи в отношениях с мужчинами  для сохранения сверхконтроля.

Следующим этапом была работа с тем, как клиентка обесценивает свои достижения,  и  как она лишает себя радости. На одной из сессий этого этапа я увидел,  как обычная для клиентки поза изменилась и обычные для нее обвинительные интонации сменились грустью и сдержанными слезами.

В этом месте мы вышли на отношения между Я-взрослая и Я-маленькая, и дальнейшая работа была именно про то, как клиентка относится к своему внутреннему ребенку. Основное внимание было уделено «пережевыванию» материнских интроектов.

Я предложил клиентке нарисовать эту маленькую девочку. Она исполнила рисунок одним цветом, выбрав фиолетовый карандаш.

Т: Что ты можешь мне рассказать про эту девочку?
К: Ей очень одиноко и страшно,  ее никто не греет, она совсем одна.
Т: Как ты к ней относишься ?
К: Я хочу ее защитить и обнять.

Последняя фраза звучала аутентично, «из глубины». Клиентка была взволнована своей неожиданной нежностью «к той маленькой девочке».

К концу этой сессии я попросил клиентку написать сказку про себя взрослую и эту маленькую девочку, наполнив ее содержанием последних нескольких сессий. Принимая решение предложить клиентке написать сказку, я преследовал две цели: помочь ей ассимилировать опыт последних сессий и раскрыть новый опыт отношений с внутренним ребенком в безопасном сказочном пространстве.

После этой встречи я тоже решил написать сказку, наполнив ее темами нашей работы с последних встреч. Таким образом, если клиентка напишет сказку про себя, то я смогу предъявить ей свое отношение в своей сказке, то есть пространство между нами будет заполнено, я не буду заходить на ее территорию и работать в пространстве ее сказки, так как клиентка – сливающаяся,  и это не будет для нее новым опытом.

При написании терапевтической сказки я осознавал два момента:

  • фигуру взаимоотношений у клиентки с внутренним ребенком;
  • мое трепетное отношение к клиентке и желание поддержать ее в стремлении к счастью и гармонии.

На следующую встречу клиентка пришла со словами «Я написала сказку!». В ней было много энергии, азарта и желания ее прочесть. Рассказывала про то, как она ее писала.

К сожалению, текст сказки не сохранился. Опишу кратко содержание. Это сказка о маленькой девочке, которая блуждает по темному лесу, и на нее охотятся злые дикие животные, но маленькая девочка от них прячется и пытается найти выход из этого дремучего леса. Потом она видит просвет и, наконец, она выбегает на огромный луг, где стоит домик и ее встречает взрослая девушка. Она берет девочку на руки, гладит по голове и относит в домик. Они стали жить вместе и были счастливы.

Т: Тебе понравилась твоя сказка?
К: Да. Очень.
Т: А о чем она для тебя?
К: Она о том, что мне важно заботиться о своем внутреннем ребенке, и заслужить его доверие.
Т: Та девушка, которая приютила девочку, это ты?
К: Да, это я, взрослая, живущая в настоящий момент.
Т: А сейчас маленькая девочка тебе доверяет?
К: Нет, не очень. Она слишком напугана лесом.
Т: А зачем тебе нужно, чтобы она тебе доверяла?
К: Если она мне будет доверять, то мы будем вместе, и тогда мы будем счастливы.

Этот момент очень важен в сессии, я считаю  его переломным, так как все встречи до него мы работали с прошлым, и чувство бессилия не покидало как меня, так и клиентку. И то, что в клиентской сказке появился «просвет»,  и то,  что клиентка сейчас говорит о возможном счастье в будущем, является важным новым опытом. И ценным ресурсом в этом новом движении является принятие внутреннего ребенка.

После этого я предложил клиентке совершить небольшое путешествие в «там и тогда». Я дал клиентке несколько камней (всего 7 штук), она должна была установить их как вехи: первый камень – это «здесь и сейчас», а седьмой – это «момент счастья». Она выбрала их территориальное расположение (где-то 5 метров друг от друга), а оставшиеся камни я попросил ее расположить между первым и седьмым, что символизировало промежуточные этапы. После этого я предложил клиентке совершить это путешествие вместе с маленькой девочкой. На каждом из этапов я спрашивал клиентку о ее чувствах, телесных ощущениях, потом  спрашивал, как выстраиваются ее отношения по мере прохождения пути с ее внутренним ребенком, и последний вопрос, который я задавал клиентке, это куда она собирается шагать дальше (к чему она собирается идти дальше). На протяжении всего пути я шагал вместе с клиенткой, и в особенно трудных для нее местах она просила у меня поддержки и опоры.

На первых шагах клиентка как бы держала маленькую девочку на руках, и та прятала лицо в ее волосах, по мере продвижения  клиентка описывала, как девочка уже смотрит прямо, потом становиться на землю и крепко сжимает клиентке руку, потом начинает уже сама поддерживать ее в дальнейшем движении.

Когда клиентка дошла до конца пути, я предложил ей побыть на этом месте какое-то время, почувствовать себя, и попросил ее собрать камни -  все,  до первого.

Т: Как сейчас ты чувствуешь свои отношения с собой маленькой?
К: Странно. Я чувствую себя хорошо с ней, а ей хорошо со мной. Она мне доверяет и даже помогает и приободряет (улыбается).
Т: Здорово! Я думаю, что этот путь, который ты здесь себе наметила, -  это только часть значительно большего пути. Но, наверное, шагая уже сейчас, ты со своим внутренним ребенком можешь делать это вместе. Поддерживая друг друга. Я тебе написал сказку -  про тебя и про твою маленькую девочку. Хочешь, прочту?
К: Да, очень! Это для меня настоящий подарок!

Торговец волшебными карандашами сказал, что подействует. Важно просто рисовать первое, что придет в голову, и все получится.
Девушка крепко сжимала фиолетовый карандаш. В голове у нее крутилась одна и та же фраза: «Он сказал, что можно выбрать любой, а я выбрала фиолетовый». И вот девушка склонилась над листком: первая линия, вторая, здесь заштриховать, здесь навести.
Через какое-то время на девушку смотрела маленькая курносая девочка  в коротком фиолетовом платье  и мило улыбалась фиолетовыми губами. Неожиданно губы зашевелились и сдули фиолетовую челку со лба.
Рисунок ожил, не покидая плоскости листа. Эдакий волшебный мультфильм.
- Привет! – сказала девочка.
- Здравствуй, - сказала девушка, откладывая в сторону карандаш.
- Как у тебя дела? – спросила девочка, скромно поправив платьице.
- Хорошо, - сказала девушка.
- А зачем ты меня нарисовала? За волшебные карандаши те, кому хорошо, не берутся…
- Я-я, - девушка глубоко вздохнула, - ну хорошо, ты права, мне плохо, но я не могу понять, почему.
- Я маленькая  фиолетовая девочка, ты думаешь, я что-то знаю?
- Но ты же волшебная! – возмущенно сказала девушка.
- Волшебная, но маленькая и совсем одинокая, - грустно сказала девочка и заплакала.
- Не хнычь, ты должна быть веселой и доброй, волшебные девочки всегда должны быть веселыми и добрыми, - назидательно и строго сказала девушка.
- Я не хочу! Не буду! – девочка зло топнула фиолетовой ножкой.
- Ах, не будешь! – девушка со злостью схватила лист с живым рисунком  и хотела с яростью его скомкать.
Но вспомнила, как с такой же яростью ее собственная мать наказывала ее в детстве за всякие шалости. Девушка замерла с листком и горько заплакала.
- Не плачь, - маленькая девочка погладила палец девушки, держащей листок.
- Я тоже когда-то была маленькой одинокой девочкой, а теперь я стала взрослой, но осталась одинокой, а еще я стала злой, - сквозь слезы сказала девушка.
- Не злись на нее, - серьезно сказала девочка.
- На кого? – спросила девушка,  утирая слезы.
- На себя маленькую. Будь ей другом, а не мамой. Друзья заботятся и играют, а мамы еще и наказывают.
- Хорошо, я стану ей другом, и… и с тобой буду дружить.
- Давай, давай дружить!
С этими словами девочка засветилась фиолетовым светом и оторвалась от листа, и превратилась в  звездочку, и, подлетев к девушке, растворилась в ее глазах, сделав их слегка фиолетовыми.
С тех пор все, кто смотрел в глаза девушки,  видел в них меленькую счастливую девочку, которая улыбается фиолетовым светом.

Клиентке очень понравилась эта сказка. Она сказала, что это для нее большой подарок как сама сказка, так и работа в этой сессии. У меня тоже возникло ощущение подарка, и я  поделился этим своим состоянием с клиенткой.

Я думаю, что это важное чувство, которое возникает в момент творения или работы со сказкой, -  чувство, что я соприкасаюсь с чем-то очень трепетным и важным. Я думаю, что именно это чувство помогает терапевту замедлиться и работать тонко, не упуская нюансов и оттенков, которые превносит в сессию клиент.

На мой взгляд, интегрирование методов сказкотерапии и гештальт-подхода дает мощный инструмент в руки терапевта, умелое использование которого помогает развить успехи психотерапии, создает у клиента позитивное отношение к процессу терапии, укрепляет терапевтический альянс. С другой стороны,  назвать их универсальными тоже нельзя. Использование сказки в терапии обусловлено терапевтической ситуацией: предрасположенностью клиента к образному мышлению, готовностью терапевта к творческому спонтанному проявлению. Эти моменты важно учитывать, когда терапевт собирается делать интервенцию при помощи  методов сказкотерапии.

Наличие этого инструментария в арсенале терапевта дает ему больше свободы и пространства, расширяет возможности терапии, усиливает значимость изменений клиента, дает возможности для ассимиляции опыта, полученного во время терапии.

Список литературы:

1.    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400с.
2.    Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 176с.
3.    Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.
4.    И. Д. Булюбаш Руководство по гештальт-терапии. -М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2004. -768 с.
5.  Материалы сайта http://www.gestalt.sp.ru/noframes/tales.htm «Мастерская гештальта Елены Петровой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по сказкотерапии "Две планеты"

Сказка о дружбе и изменениях, которые происходят в человеке под воздействием доброго и внимательного отношения к нему.Рекомендуемый возраст: дошкольный, школьный, взрослый.Сказка способствует:-...

Возможности сказкотерапии в работе педагога-психолога с обучающимися « группы риска»

В данной статье  предоставляются мини исследования ,котрые я провела на базе нашего колледжа. Мною была разрабатанна программа тренингов с использованием метода сказкотерапии.Тренинги я проведила...

Основы сказкотерапии

Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные жизненные явления, события, феномены духовного поиска и многое другое.О том, как создаются различные сказки, подробно написа...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

Значение сказкотерапии в воспитании детей

Сказочная терапия для детей - это способ, в результате которого родители без истерик и нотаций может избавиться от вредных привычек и привить хорошие качества....

Сказкотерапия в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Статья содержит  небольшой обзор здоровьесберегающих технологий, используемых в логопедической работе с детьмии с ОВЗ....