Открытый урок "Вирусы"
план-конспект урока на тему

Вирусы. История открытия. Вирусные заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вирусы"23.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«Вирусы»

      Цели:

  1. Сформулировать у учащихся  понятие об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождения.
  2. Ознакомить учащихся с различными разновидностями и причинами возникновения  вирусных заболеваний.
  3. Изучить  меры профилактики от вирусных заболеваний.

Задачи:

1) Расширить знания представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении и  роли в жизни человека.

2) познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса с организмом.

Оборудование:    опорные конспекты, слайды, проектор, компьютер.

Средства обучения: сообщения учащихся, научно-исследовательский фильм «ВИЧ-инфекции»

 Педагогические технологии:  проблемно-развивающего обучения, компьютерные технологии обучения, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи:  вирусология, микробиология, естествознание, анатомия.

Тип занятия:  комбинированный урок.

Методы и приемы: проблемный метод, исследовательский.

Ход урока

  1. Организационный момент (2-3 мин):
  1. Приветствие студентов
  2. Отметка отсутствующих
  3. Организация внимания

      2.Вступительное слово преподавателя (10 мин)

           2.1Обозначение темы.

           2.2 Раскрытие цели урока.

           2.3 Повторение предыдущего материала.

           2.4 Актуальность новой темы.

       3. Рассмотрение нового материала (30мин)

                                Основные понятия:

Вирус (от лат. virus- яд)- представляет собой форму жизни, промежуточную  между живым и неживым состоянием. Впервые вирусы были открыты русским учёным Д.И.Ивановским в 1892 году.

От живых организмов вирусы отличаются отсутствием главного признака организации живой материи – клеточного строения.

У вирусов также отсутствуют и другие важнейшие характеристики живого организма – собственный обмен веществ и способность самостоятельно размножаться вне клеток других организмов.

Вирусы являются высокоспецифичными организмами и делятся на три группы: вирусы бактерий (бактериофаги), растений (фитофаги), животных (зоофаги).

В вирусах бактерий чаще содержится молекула ДНК, а в вирусах растений и у большинства вирусов человека – РНК. Генетический материал некоторых мелких вирусов может содержать только 3 гена.

 Процесс вирусного инфицирования клетки можно представить следующим образом:

1. Присоединение к клеточной мембране – процесс адсорбции вируса.

 2. Проникновение в клетку. Собственную генетическую информацию вирус может доставлять в клетку различными способами: например, впрыскивать нуклеиновую кислоту через цитоплазматическую мембрану или путем эндоцитоза (в составе лизосом).

3. Перепрограммирование клетки – подавление противовирусной защиты клетки и использование генетического аппарата клетки хозяина для создания многочисленных собственных копий (транскрипция и репликация генетической информации вируса).

 4. Наработка клеткой хозяина новых вирусных компонентов – превращение клетки в настоящую фабрику по производству материала, из которого строятся вирусные частицы.

5. Выход из клетки (у вирулентных вирусов) – зрелые вирусные частицы для дальнейшего инфицирования организма выходят из клетки, разрывая клеточную мембрану и убивая клетку.

Здоровье каждого человека и вероятность его инфицирования в период эпидемий зависит, прежде всего, от него самого, поскольку самыми эффективными способами противодействия вирусной инфекции являются: - максимальное сокращение контактов с вирусом или его носителями, ограничение посещений массовых мероприятий в период эпидемий; - укрепление иммунитета (куда входит соблюдение правил гигиены и ведение здорового образа жизни: физические упражнения, сбалансированное питание, закаливание).

4. Выступление студентов с сообщениями (10 мин)

1-е сообщение  «Происхождение вирусов»

2-е сообщение   «Размножение вирусов»

5. Показ Документального фильма о вирусе  (отрывок) (20 мин)

6. Закрепление материала. (15мин)

7. Подведение итогов занятий (3 мин)

8. Домашнее задание. Подготовка мини - презентаций по изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

Методическая разработка на конкурс "Открытое образование в открытой среде"

Особенностью проведения смены 2017 года является то, что она была юбилейная и проходила под девизом "Интерналиолизация - главный вектор современного мирового развития", а тема лагерной смены...