Рабочая программа по УД "Химия" для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
рабочая программа на тему

Береснева Инна Сергеевна

Рабочая программа по учебной дисциплине Химия общеобразовательного цикла для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_produktsii_op_himiya.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

222222222

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза,

лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Государственного бюджетного

профессионального образовательного

учреждения Московской области

«Люберецкий техникум

имени Героя Советского Союза,

лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина»

____________О.А. Клубничкина

от «____» _____________ 2017г.

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ХИМИЯ   

общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Форма обучения - очная

______________________________________________________________________________________

(очная, заочная, очно - заочная)

Люберцы, 2017 г.

ОДОБРЕНО                                                                              СОГЛАСОВАНО

Предметной (цикловой) комиссией                                        Заместитель директора по учебной работе,

общеобразовательного, гуманитарного,                                заместитель председателя методического

естественнонаучного циклов                                                   совета

                                                                                                     _______________________О.Ю. Хохлова

                                                                                                    «________»_____________________2017г.  

Протокол №  1   «31 августа»  2017г.                                      

Председатель  предметной (цикловой)

комиссии                                                                                                                                    

Береснева Инна Сергеевна                                                                                         

                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                                                    Заместитель директора по учебной                      

                                                                                                     методической    работе, председатель                

                                                                                                     методического совета                                                  

                                                                                                     _________________В.Б. Атрепьева

                                                                                                     «_____»__________________2017г.

Составитель: Береснева  Инна Сергеевна    __________________________________________________

(ФИО преподавателя ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени

 Героя Советского Союза, лётчика–космонавта Ю.А. Гагарина»)

Эксперты:

  1. Внутренняя экспертиза:

  1. Техническая экспертиза: Мальгина Валентина Васильевна___________________                 

         (ФИО методиста, члена методического совета ГБПОУ МО «Люберецкий техникум

           Героя Советского Союза, лётчика–космонавта Ю.А. Гагарина»)

  1. Содержательная экспертиза: Тарасова Ирина Станиславовна _______________________  

                (ФИО преподавателя общеобразовательных  дисциплин (химия)  высшей квалификационной

и                категории  ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза,

                 лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина»)

  1. Внешняя экспертиза

  1. Содержательная экспертиза

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (19.00.00 Промышленная экология и биотехнология), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2014  № 384 (зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2014 г.  № 33234)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

1.2. Место учебной дисциплины структуре основной профессиональной образовательной программы: профильная учебная дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:

•        называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

•        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

•        выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

•        проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

•        связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

•        решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•        для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•        определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•        оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•        безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

•        приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

•        критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:

•        важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

•        основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

•        основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

•        важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

В результате   изучения дисциплины студент должен освоить общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

136

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

    практические занятия

24

    контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе: работа с учебником и дополнительной литературой, составление конспектов, таблиц, кроссвордов,  решение расчетных задач, составление уравнений химических реакций, подготовка сообщений, докладов, презентаций

28

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

51+12

Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

5

Содержание учебного материала

2

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

1

2

Контрольные работы

Входной контроль. Срез знаний за курс основной школы.

1

Практические занятия. «Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач.»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспекта.

Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе; количества вещества, вывод молекулярной формулы и т.д.

1

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения строения атома

4

Содержание учебного материала

4

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Положение элемента в ПСХЭ и строение электронной оболочки атома.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

2

1

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона»

Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов. Решение качественных задач по теме «Строение атома».

2

Тема 1.3.

Строение вещества

10

Содержание учебного материала

8

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Водородная связь.

Агрегатные состояния веществ. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

«Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой и Интернет - ресурсами.

Составление таблиц: «Классификация дисперсных систем»; «Сравнительная характеристика типов химической связи».

1

Тема 1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

7

Содержание учебного материала

5

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.

Кислоты, основания и соли как электролиты.

2

2

2

2

Практические занятия

2

Практическая работа № 1. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.

Подготовка к практической работе «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Составление уравнений электролитической диссоциации, реакций ионного обмена.

Подготовить сообщение  на тему «Растворы вокруг нас»

2

Тема 1.5. 

Классификация неорганических соединений и их свойства

9

Содержание учебного материала

6

2

2

2

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Практические занятия

«Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Решение  расчётных задач по уравнениям реакций».

2

Контрольные работы.

Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к контрольной работе по темам 1.1 - 1.5.

Составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений.

Подготовить доклад на тему: «Использование солей в технологии продукции общественного питания».

2

Тема 1.6.

Химические реакции

6

Содержание учебного материала

4

2

2

2

2

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практические занятия

«Расчеты по термохимическим уравнениям.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной литературой

Составление схемы: «Классификация химических реакций».

Решение  качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».

2

Тема 1.7.

Металлы и неметаллы

10

Содержание учебного материала

8

2

2

2

2

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Практические занятия

Контрольные работы.

Контрольная работа № 2 за курс «Общей и неорганической химии»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к контрольной работе за весь курс «Общей и неорганической химии». Характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося.

Подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности», «Физиологическая роль основных 27 химических элементов – «элементов жизни» ПСХЭ  Д.И. Менделеева.

2

Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

57 + 16

Тема 2.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

8

Содержание учебного материала

8

1

2

2

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии».

Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.

2

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

15

Содержание учебного материала

12

2

2

2

2

2

2

1

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучуки натуральный и синтетический. Вулканизация каучука, резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Попутный нефтяной газ, его переработка.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов.

Практические занятия

Практическая работа № 2. «Получение этилена и опыты с ним»

2

Контрольные работы. Контрольная работа № 3 по теме «Углеводороды»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление структурных формул углеводородов, их изомеров и гомологов.

Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.

Составление и решение генетических цепочек.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др.

4

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

18

Содержание учебного материала

14

2

2

2

2

2

2

2

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.

Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных кар-боновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химиче-ские свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы.

Крахмал. Строение молекулы. Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение.

Целлюлоза. Строение, физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Сравнение свойств  крахмала и целлюлозы.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Практические занятия

Практическая работа № 3 «Химические свойства карбоновых кислот»

Практическая работа № 4 «Химические свойства углеводов»

2

2

Контрольные работы

Контрольная работа № 4 по теме «Кислородсодержащие соединения»

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.

Составление и решение генетических цепочек.

Подготовка к контрольной работе по темам 2.1-2.3

Решение расчетных задач с профнаправленностью.

Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Жиры и их значение для организма человека», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.

6

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

16

Содержание учебного материала

12

2

2

2

2

Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки и пища.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Практические занятия

2

Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Итоговая контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.

Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы», «Белки и пища» и др.

Подготовка к практической работе и дифференцированному зачёту

4

Всего:

136 (108 + 28)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор

- экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

  • Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для уч-ся и студ. учреждений НПО и СПО / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2012.
  • Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2014.
  • Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2012.
  • Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
  • Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
  • Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
  • Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Для преподавателей

  • Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Га-бриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
  • Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
  • Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
  • Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2010.
  • http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

http://www.ikt.ru

http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html

http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm

http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm

Организация образовательного процесса

Программа дисциплины имеет практикоориентированную направленность. Реализация программы дисциплины предусматривает выполнение обучающимися заданий для лабораторных и практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы с использованием персонального компьютера с лицензионным программным обеспечением и с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По дисциплине предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на закрепление знаний, освоение умений, формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся. Внеаудиторная (самостоятельная) работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение. В процессе внеаудиторной (самостоятельной) работы предусматривается работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка сообщений. обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам программы.

Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, укомплектованным печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

Текущий контроль знаний и умений можно осуществлять в форме различных видов опросов на занятиях и во время инструктажа перед лабораторными и практическими занятиями, контрольных работ, различных форм тестового контроля и др. Текущий контроль освоенных умений осуществляется в виде экспертной оценки результатов выполнения лабораторных, практических занятий и заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам результатов обучения. Завершается освоение программы в рамках промежуточной аттестации экзаменом, включающем как оценку теоретических знаний, так и практических умений.

При реализации программы дисциплины могут проводиться консультации для обучающихся. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:

•        называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

•        характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

•        выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

•        проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

•        связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

•        решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•        для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•        определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•        оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•        безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

•        приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

•        критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:

•        важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

•        основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

•        основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

•        важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Текущий контроль в форме:

  • самостоятельных работ;
  • лабораторных и практических работ;
  • тематических тестов;
  • химических диктантов;
  • контрольных работ по темам учебной дисциплины.

Текущий контроль в форме:

  • самостоятельных работ;
  • лабораторных и практических работ;
  • тематических тестов;
  • химических диктантов;
  • контрольных работ по темам учебной дисциплины.

Итоговый контроль в форме экзамена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Охрана труда 19.02.10 "Технология продукции общественного питания".

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования    19.02.10 «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ. 01 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции базовая подготовка для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания базовая подго

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Автоматизация управления предприятием общественного питания 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8. «Общепит» по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Рабочая программа учебной дисциплины «Автоматизация управления предприятием общественного питания 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8. «Общепит» является вариативной частью основной профессиональной образовательной про...

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология приготовления блюд диетического питания» по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология приготовления блюд диетического питания» по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»....

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.01

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного п...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.02

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного пи...

Рабочая программа ФГО СПО по специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания ПМ.03

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного пи...