Презентация лекции "Море эмоций"
презентация к уроку по теме

Булкина Н.Б.

Презентация лекционного материала по теме "Эмоции в жизни человека" позволяет лучше структурировать научный материал и ассоциировать его с картинками. Презентация поможет преподавателю грамотно распределить время на все части урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация лекции2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Море эмоций Лекционный материал об эмоционально-волевых процессах Булкиной Н.Б.

Слайд 2

МОТИВАЦИЯ Мир эмоций – это та сфера, где даже раскрытая учеными тайна продолжает удивлять и манить загадочностью. Интерес к теме можно выразить следующими вопросами: Все ли эмоции биологически обусловлены? Почему некоторые эмоции могут быть разрушительными для человека? Как они разрушают? А какие эмоции помогают и поддерживают человека? Можно ли сознательно поменять эмоциональное отношение к чему-то? Как справиться с трудными эмоциональными состояниями?

Слайд 3

Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, проявляющихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного, неприятного и нейтрального для нас по отношению к себе, миру, людям, к деятельности.

Слайд 4

3 компонента эмоциональных переживаний Физиологический – изменения физиологических процессов (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах); Психологический – собственно переживание (страх, радость, горе); Поведенческий – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия.

Слайд 5

Таблица положительных, отрицательных и нейтральных эмоций. Положительные, вызывающие удовольствие Отрицательные, вызывающие страдания

Слайд 6

Что пытался передать автор?

Слайд 7

Что он испытывает?

Слайд 8

Что она ощущает?

Слайд 9

А этот мальчуган -

Слайд 10

Как вам такой кадр?

Слайд 11

А что дельфины?

Слайд 12

Ай-да в море!

Слайд 13

Таких кадров больше не будет…

Слайд 14

Один в морском космосе…

Слайд 15

А вы знаете?

Слайд 16

Хочу и буду…

Слайд 17

Значение и функции эмоциональных процессов Отражательная (оценочная, сигнальная). Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм в целом, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие. (Пример с переходом дороги). Побудительная (стимулирующая, мотивационная). С.Я.Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Подкрепляющая. Важные события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго остаются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь к учению и навсегда угасить ее. И эта функция эмоций имеет свои сложные законы. Американские психологи Йеркс и Додсон , изучая зависимость научения от силы подкрепления ( электроудара ) у мышей, установили зависимость качества выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере увеличения интенсивности мотивации, качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, проходя через точку наиболее высоких показателей успешной деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Слайд 18

Переключательная функция. Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Возможно, противоречие между инстинктом сохранения и социальной потребностью следовать определенным этическим нормам (борьба между страхом и чувством долга, страхом и стыдом). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону. Приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Коммуникативная. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Интересный факт: легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность несет выражение рта. Так что «улыбайтесь, господа, улыбайтесь…».

Слайд 19

Классификация эмоциональных форм Эмоциональный план человека выходит далеко за рамки последовательного перебора всех этих эмоций. И если эмоции можно сравнить с волнами, то эмоции одного человека – это целое море. И такое многообразие и сложность чувств обуславливают недостаточную осознанность и управляемость эмоциональной сферой.

Слайд 20

Эмоция (потрясать, волновать) это непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Э. Имеет ярко выраженный оценочный характер. Могут быть более или менее продолжительными. Э. Могут возникать как реакция на аффект (в детстве испугала собака – человек не любит собак, при виде собаки – неприязнь).

Слайд 21

Чувственный тон – эмоциональная окраска, качественный оттенок психического процесса (ощущения, восприятия), побуждающий человека к его устранению или сохранению. Приятная музыка, запах цветка, вкус фрукта…

Слайд 22

настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного времени ( до нескольких недель) все поведение человека. Это как обобщенный след каких-то событий, которые имеют для человека очень большое значение. Н. зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Не всегда осознанно, но настроением можно научиться управлять самому, т.к. «хорошее настроение никто не преподнесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться».

Слайд 23

аффект – самая мощная эмоциональная реакция, сильное, кратковременное переживание жизненно важных обстоятельств (сообщили плохой диагноз, о смерти близкого). А. Сопровождается резко выраженным двигательным проявлением (ступор или беспорядочная двигательная активность) и изменением в функционировании внутренних органов. А. Целиком захватывает эмоциональный план человека, вытесняет некоторые ощущения, восприятие. На пике А. Сознательный контроль нарушен, поэтому эти состояния могут быть опасны для жизни человека. А. В начальной фазе поддается контролю. Любые чувства могут переживаться в аффективной форме. Причина А. Может быть конфликт, навязчивые идеи.

Слайд 24

страсть – длительная, интенсивная эмоция (по интенсивности приближается к аффекту, а по продолжительности – к настроению). Это сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Касается и низших и высших потребностей человека. Страсть к музыке, к знаниям, к победе, к деньгам, к власти, к коллекционированию.

Слайд 25

чувства – эмоциональные формы, имеющие человеческую, культурно-нравственную природу. В них заключено все богатство человеческих отношений.

Слайд 26

Рождение чувств На протекание эмоций и чувств человека оказывает влияние вторая сигнальная система. Переживания могут быть вызваны не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но и могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают социальный характер. Лишь при её деятельности возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Слайд 27

Чувства разделяют на: Нравственные (моральные) – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении их с нормами, выработанными обществом. Ч. долга, справедливости, гуманность, доброжелательность, дружба, любовь, патриотизм. К аморальным чувствам можно отнести жадность, жестокость, эгоизм, злорадство. Основной задачей педагогики является воспитание молодежи таким образом, чтобы соблюдение моральных норм было жизненной потребностью человека. Эстетические – это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (ч. героического, возвышенного, трагического, комического). Интеллектуальные (познавательные) – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека: любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, уверенность в правильности доказательств и т.д.

Слайд 28

чувства

Слайд 29

Упражнение «бег ассоциаций» слово ассоциация эмоция Мама Дом Лето Высокая температура Троллейбус Пустыня Космос Педиатрия Карьера Ссора Школа Параолимпиада

Слайд 30

Домашнее задание Напишите «Рецепт хорошего настроения», который вы используете в своей жизни. Подготовить сообщение на одну из тем: Дружба – чувство, которое надо воспитывать. Любовь. Виды любви. Патриотизм. У кого его нет. Одиночество. Ревность. Познавательная активность.

Слайд 31

Расстройство эмоций

Слайд 32

апатия Расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в безразличии к себе, к окружающим людям, событиям. Это отсутствие желаний и побуждений. Апатия в сочетании с эмоциональной тупостью и абулией является основным симптомом шизофрении.

Слайд 33

эйфория - патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением. Окружающее воспринимается в радужных тонах.

Слайд 34

дисфория Угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.

Слайд 35

депрессия состояние, характеризующееся угнетённым или тоскливым настроением. Депрессивная триада: снижение настроения, снижение темпа мышления и речи, снижение моторного тонуса.

Слайд 36

мания Состояние, характеризующееся повышенным настроением с чувством удовольствия и переоценкой собственной личности. Маниакальная триада: повышение настроения, повышение темпа мышления и речи, ускорение двигательной активности.

Слайд 37

Эмоциональные свойства людей Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального включения, «импульсивность». Повышается при атеросклерозе, неврозах, гипертиреозе. Эмоциональная реактивность – скорость эмоционального ответа. Комбинация астеничности и сниженной реактивности встречается при обессивных (навязчивых) расстройствах. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам. Эмоциональная ригидность – противоположна лабильности. Выражена у эпилептоидных личностей.

Слайд 38

Эмоциональные свойства Эмоциональная монотонность – однообразие эмоциональных реакций, отсутствие эмоционального отзвука на события. Эмоциональное огрубление – неспособность определять уместность и степень проявления эмоциональных реакций. Проявляется в отсутствие сдержанности, деликатности, такта. Человек становится назойливым, расторможенным, хвастливым. Тревожность – ожидание неблагополучного исхода в нейтральных обстоятельствах. Эмпатия – способность к психологической сонастройке , умение чувствовать другого человека, входить в его эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал по теме эмоции и чувства (8 классы)

тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...

тренинг "эмоции и конфликты"

кувшин эмоций- он есть у каждого человека....

мастер-класс "Работа с эмоциями"

Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной алгоритм работы педагога-психолога с указ...

мастер-класс "Работа с эмоциями"

Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для практических психологов, консультирующих родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной ...

Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"

Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...

Беседа- практикум " Мир наших эмоций"

Беседа- практикум "мир наших эмоций" способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся,  способствует формированию умения контролировать свои отрицательные эмоции....

Роль эмоций и чувств в работе педагога

Роль эмоций и чувств в работе педагога...