материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
презентация к уроку по теме

тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_po_emociyam.docx18.36 КБ
Файл emocii_i_chuvstva.ppsx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Занятие по теме:

«Эмоции и чувства»

(тезисы)

Выполнила: Майборода Е.В.

педагог дополнительного образования 1кв. кат.,

психолог

Шаля, 2010

Эмоции и чувства (тезисы)

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной  жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие.

Ощущение  удовольствия или неудовольствия, иногда отчетливое, иногда едва заметное – эта своеобразная окраска ощущений. Характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.

Эмоции характеризуют собой потребности человека и предметы, на которые они направлены.

Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Но, нужно обратить внимание на то, что используются два понятия «эмоции» и «чувства».

Эмоции – это более широкое понятие, чувства – одно из проявлений эмоциональных состояний.

В жизни эмоции – это самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Эмоции содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Любая эмоция положительна или отрицательна, опираясь на это, человек может судить о достижении поставленной цели. Таким образом, можно судить о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. например: покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать повышение уровня адреналина в крови и многое другое.

Типы эмоций: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции – интенсивные, бурно протекающие, кратковременные эмоциональные вспышки.

Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта: данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Объяснение этому: сильное эмоциональное возбуждение, затрагивающие двигательные центры КГМ и переходящее в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, в состоянии аффекта человек цепенеет, теряете дар речи.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны  с переживанием.

В этом состоянии меняется характер протекания мыслительных процессов и человек не может предвидеть результаты своих действий. Целесообразное поведение становится невозможным.

Но!, даже в состоянии очень сильного аффекта человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Но при этом одни могут  владеть своими мыслями и поступками, а другие нет.

Это происходит в первую очередь, из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью.  Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые. Носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми

Причина тому то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно удовольствие и неудовольствие.

Эмоции делятся на:

Стенические - стимулирующие деятельность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к поступку, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть».

Астенические – ведут к скованности, пассивности.

Фундаментальные эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребносте.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое разногласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд -  отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, не только ожиданиям окружающих. Но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

!!!! эмоциональные состояния носят неоднозначный характер: один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения – это называется амбивалентностью чувств (двойственностью).

Чувства – вид эмоциональных состояний – в большинстве случаев предметны и конкретны.  И, если эмоции связаны с биологическими процессами, то чувства – с социальной сферой.

Еще одно различие: эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства имеют определенное внешне проявление, а эмоции чаще всего нет.

Чувства – еще более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Чувства всегда индивидуальны!!!

Чувства делят:

Нравственные (моральные) – переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами, выработанными обществом.

(моральные: любовь, чувство долга,  гуманность, дружба, патриотизм…

аморальные: жадность, жестокость, эгоизм…

морально-политические – отношения к различным общественным учреждениям, организациям, к государствам…)

Интеллектуальные – переживания, возникающие в результате познавательной деятельности (любознательность, удивление, любопытство…)

Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусства (восторг, радость, восхищение, презрение, страдание, тоска, отвращение…)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Слайд 2

Эмоции в жизни – это самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

Слайд 3

Типы эмоций: аффект – интенсивно, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние ); чувства – вид эмоциональных состояний; собственно эмоции – более длительные состояния, отличительной чертой, которых является реакция не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые; настроения ; эмоциональный стресс.

Слайд 4

Основные (фундаментальные ) эмоции: Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд

Слайд 5

Радость

Слайд 6

Удивление

Слайд 7

Страдание

Слайд 8

Гнев

Слайд 9

Отвращение

Слайд 10

Презрение

Слайд 11

Стыд

Слайд 12

Страх

Слайд 13

ЧУВСТВА

Слайд 14

Чувства – еще один вид эмоциональных состояний – еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие предметный характер.

Слайд 15

Различают чувства: Нравственные (моральные) Эстетические Интеллектуальные

Слайд 16

Нравственные: моральные (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.); аморальные (жадность, эгоизм, жестокость и т.д.)

Слайд 17

Любовь

Слайд 18

Чувство долга

Слайд 19

Жадность

Слайд 20

Интеллектуальные: Удивление, любопытство, любознательность, уверенность, сомнение и др.. Эстетические: Восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание и др..

Слайд 21

Высшее проявление чувств – страсть – сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного материала по теме: «Сложноподчинённое предложение» (9 класс)

Пояснительная записка к уроку Данная работа представлена по гуманитарному направлению в номинации «Русский язык и литература». Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предлож...

Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"

Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....

В помощь учителю при изучении темы "Односоставные предложения" в 8 классе (презентация и материал для самостоятельной работы учащихся)

Презентация поможет учителю при модульном обучении темы "Односоставные предложения" . Материал для самостоятельной работы учащихся позволит учителю проверить знания, полученнные на уроках....

Роль эмоций и чувств в работе педагога

Роль эмоций и чувств в работе педагога...

Конспект открытого занятия объединения "Основы мультипликации" Тема: "Эмоции персонажа"

Разработка открытого занятия  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы мультипликации» (1-ый год обучения).Тема: "Эмоции персонажа"Повторение ...

Лекция "Эмоция и чувства"

Дисциплина Психология, раздел "Общая психология"...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс

Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс для формирования функциональной грамотности в начальной школе...