Лекция "Эмоция и чувства"
план-конспект урока
Дисциплина Психология, раздел "Общая психология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_chuvstva.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция «Эмоции и чувства»
Эмоциональные переживания - различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует.
Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной Ситуации. Например, пища, предложенная сытому или голодному человеку, вызовет у каждого различные чувства. Этим лее объясняется и отношение человека к предметом, которые вызывают у него воспоминания. Предметы, с которыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстановке, в дальнейшем будут вызывать у него положительную реакцию, и наоборот. В связи с этим, эмоциональные переживания - важнейшая характеристика личности.
Физиология эмоций чувств достаточна сложна. Они имеют рефлекторную природу и возникают под действием каких-либо раздражителей. В их возникновении участвуют гипоталамус и центральная часть лимбической системы, лобные доли коры головного мозга и вторая сигнальная система.
В эмоциональных переживаниях человека выделяются две группы: эмоции в узком значении слова и чувства.
Эмоции – простейшие эмоциональные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических человеческих потребностей.
Чувства – высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, социальное одобрение и др, а также со всеми духовными потребностями.
Эмоции вызываются отдельными свойствами предметов.
Чувства носят предметный характер и всегда вызываются конкретным предметом или явлением.
Эмоции носят ситуативный характер: они вызываются сложившейся в данный момент ситуацией, сравнительно скоро ослабевают и исчезают вслед за исчезновением ситуации. Чувства, как и эмоции, могут носить как ситуативный, так и устойчивый характер. Их устойчивость обусловлена обобщением многократных ситуативных переживаний, связанных с данным объектом. Кроме того, устойчивое эмоциональное отношение определяет характер отдельных переживаний.
Эмоции, в то же время, являются внешним выражением чувств. Однако объектами могут быть не только предметы и люди, но и сами чувства, например, любовь к справедливости, и разнообразные явления.
Отдельные эмоции и чувства могут быть обозначены одним и тем же словом, но их происхождение и роль при этом различны. Например, страх, как эмоция, проявляется в ситуациях, связанных с опасностью для жизни. Страх, как чувство, может проявить себя в социальных отношениях, например, как боязнь потерять чувство уважения.
Функции эмоций и чувств
◄Подкрепляющая – значимое событие, вызывающее бурные эмоциональные переживания, которое быстрее и надолго запечатляется в памяти.
◄Коммуникативная – проявляется через мимику, взгляды, позы, жесты и т. д., информирует человека об отношениях к нему в процессе общения и показывает актуальные эмоциональные переживания собеседникам.
◄Побудительная – определяет направление поиска, способное удовлетворить решению задачи. Эмоциональные переживания содержат образ предмета удовлетворения потребности и своё пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действиям.
◄Отражательная – как обобщающая оценка событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и побуждают реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие.
◄Приспособительная – эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Особенности эмоций и чувств
◄Эмоции и чувства человека, связанные с жизнедеятельностью организма. Под их влиянием изменяется деятельность внутренних органов (органы кровообращения, дыхания, пищеварения, желез секреции и др.). Причём излишняя активность и длительность эмоциональных переживаний вызывает нарушения в организме.
◄Чувства исторически и социально обусловлены, они по-разному проявляются у разных народов и в различные исторические периоды. Похожие события вызывают различные отношения людей, живущих в разные эпохи.
◄Протекание чувств характеризуется определённой динамикой. Кратковременные переживания имеют выраженные этапы: возникновение, нарастание, кульминация, угасание. А на фоне длительных переживаний возникают отдельные эмоции.
◄Эмоции и чувства связаны с действительностью и поведением человека. То, что приводит к успеху, содействует достижению поставленной цели, вызывает положительные чувства, и наоборот.
◄Интегральность эмоциональных переживаний проявляется в том, что они охватывают весь организм человека, придавая состоянию определённый тип переживаний.
◄Отличительной характеристикой эмоций и чувств является их полярность, что сказывается как в наиболее простых переживаниях (удовольствия или неудовольствия), так и более сложных, чувствах (любовь – ненависть, радость – горе и пр.).
◄Эмоциональное переживание является сигналом успешного выполнения действий.
◄Чувства имеют двойную обусловленность. Взаимосвязь Объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.
Виды эмоций и чувств
По продолжительности: кратковременные и длительные.
По интенсивности: интенсивные, бурно протекающие и слабо проявляющиеся.
По действию на организм: стенические, поднимающие активность, энергичность и деятельность человека, и астенические – снижают жизнедеятельность людей, ослабляют их энергию. Эмоциональные переживания характеризуются еще одной противоположностью – напряжением или успокоением. Напряжение связано с критическими и наиболее ответственными моментами деятельности человека
По субъективным переживаниям: положительные и отрицательные. Так радость – положительное эмоциональное переживание, гнев – отрицательное, а удивление, как эмоциональная реакция на неожиданно возникшие обстоятельства, не имеет четкого выраженного знака.
По форме протекания выделяют: настроения, аффекты, страсти.
◄Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека. Оно вызывается теми или иными событиями или физическим самочувствием человека. Настроение характеризуется длительностью протекания и не достигает значительной интенсивности. Причины настроения, как правило, не осознаваемы, хотя в действительности оно всегда вызвано теми или иными причинами. В этой связи Настроение – бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства, эмоциональная реакция на значение в ее жизни тех или иных событий в контексте общих личностных жизненных планов, интересов и ожиданий.
◄Аффект – бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. С физиологической стороны аффект характеризуется возникновение в коре головного мозга доминантного возбуждения, оказывающего тормозящее действие на другие участки коры. В результате этого возникает пак называемое «сужение сознания», приводящее к ослаблению осознанного контроля за поведением и изменениями в мыслительной сфере. Аффект сопровождается также значительными изменениями в состоянии внутренних органов, резкими выразительными движениями в состоянии внутренних органов. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя в предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на вызвавшие аффект события.
◄Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, которое направляет все мысли и поступки человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Она заставляет вспомнить все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представить и всесторонне обдумать пути удовлетворения потребности. Страсть связана с волей, так как обладает большей силой и является побудителем действий.
Особую группу эмоциональных переживаний составляют, высшие чувства.
Нравственные чувства – это разные формы переживания ценности или недопустимости тех или иных действий, мыслей, намерений человека с точки зрения моральных норм, выражающих общественные требования к поведению человека.
Интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, связанные с удовлетворением любознательности, с поисками истины.
Эстетические чувства – представляют собой эмоциональные отношения человека к прекрасному. В наиболее типичной и яркой форме они проявляются при восприятии произведений искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...
План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"
Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...
Запретные мысли и чувства
Иногда сталкиваешься в работе с феноменом «плохих мыслей и чувств». Это такие мысли и чувства, которые касаются того, что для человека недопустимо, тесно связано со стыдом, страхом и внутренними...
Презентация урока по окружающему миру "Органы чувств"
Материалы по теме "Органы чувств"...
Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"
Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...
Роль эмоций и чувств в работе педагога
Роль эмоций и чувств в работе педагога...
Методический материал внеклассного мероприятия на тему "Быть чувства достойными"
Данное мероприятие посвящено ЛЮБВИ И БРАКУ, а значит СЕМЬЕ.,СЕМЬЯ, как древнейший институт человеческого общества прошла сложнейший путь развития от родоплеменных форм общежития, когда человек б...