Роль эмоций и чувств в работе педагога
методическая разработка на тему

Насрутдинова Мария Мадчановна

Роль эмоций и чувств в работе педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_emotsiy_i_chuvstv_v_rabote_pedagoga.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль эмоций и чувств в  работе педагога  

в процессе подготовки специалиста

                                                                                  Душу в нас формирует не тело,                            

                                                                              А сердечность  и праведность дела.

                                                                              Чем  активней  душа, тем  моложе,

                                                                              И  по  сути  на  Солнце   похожа.

                                                                                                                  З. Бражникова

Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это должен быть  специалист с высокой интеллектуальной культурой, планетарным мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей. Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.

Актуальность данной темы состоит в том, что умственная и практическая деятельность, жизнь и быт людей не могут функционировать без участия эмоций и чувств, а также переживаний. Обобщая понятие «эмоции», К.Д.Ушинский характеризовал их следующим образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно нас самих, наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного отношения, а всего содержания души  нашей, ее строя» (соч. Т.9 стр. 117-118).  Во всем многообразии проявляются чувства людей к окружающей действительности и характеризуют особенности каждого человека, его мироощущение, мораль, привычки, его внутренний мир. Эмоции и чувства оказывают сильное, даже решающее влияние на возбуждение и торможение всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому педагогу для осуществления своей деятельности необходимо обладать такими качествами, как профессиональный долг, дисциплина, гражданственность, терпимость, ответственность и др.

1

 Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.

Психическое состояние одного эхом отзывается на другом, и процесс общения, его динамика (движение, изменение) непосредственно зависят от психического состояния другого. Ничто не доставляет человеку столько радости, восторга, восхищения, как общение с духовно богатым человеком. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если этот другой доставляет радость.                                                                                                                                              

Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое. Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая  относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические  функции.

Воспитание чувств - это воспитание человека в человеке. Не развивая в себе чувства памяти, благородности, человек разрушает себя. Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело.                                                                                                                                            Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют  роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

2

Эмоции - один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе  эволюции как  средство, при помощи  которого                                                                                                                                     живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для   удовлетворения  актуальных потребностей. Эмоции  выполняют и важную мобилизационную, интегративно- защитную функцию. Они поддерживают                                                                                             жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Они разрушают ситуацию различными способами:

1)бегством

2)оцепенением

3)агрессией и др. (на примере студентов группы ТВ-101д)

Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. В этом заключается их регулирующая функция. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Очевидна еще одна функция эмоций - коммуникативная.

По мнению ученых  «язык эмоций»   вполне  доступен  и  высшим  животным.

Чувства же свойственны только человеку. Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, полученное от удовлетворения потребностей и неудовлетворения. Например, преподаватель получает удовольствие от обучающихся, если они хорошо подготовились  к уроку, а обучающиеся от хороших оценок. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Исследования ученых показали, что отрицательные эмоции снижают работоспособность утром на 10% - вечером на 64 %.

Умеем ли мы уходить от отрицательных эмоций? Обратимся к самоанализу элементов эмоциональной техники, т.е. на способы выхода из плохого настроения. Например, нужно поставить цель: «Когда у меня плохое настроение, я иду в лес или читаю книгу, занимаюсь стиркой» и др.

3

 

Это примерный рекомендательный список способов выхода из плохого настроения.

Аналогично можно провести самоанализ по методике незаконченного предложения: «Когда у меня радостное настроение, я слушаю музыку» и др.. Такая методика дает возможность каждому выйти из отрицательной эмоции или доставить радостное настроение себе и другим. Эмоции и чувства - личностные образования.

Они характеризуют личность социально - психически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви - ненависти становится   все, что   познается субъектом   как причина удовольствия –не удовольствия.                                                                                                                              

Эмоции переживания и различные  психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное   влияние на формирование  устойчивого  отношения к учению, на формирование мотивации учения.                                                                                        

При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и  т.  д. ).

В индивидуальном    развитии    человека    эмоции    и    чувства  играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.

4

Чувства - высший продукт культурно - эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.

Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.

 При общении с обучающимися огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера. И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция.                                                                                                                               Аффекты - это реакция возникающая в результате совершенного действия или поступка и выражающая субъективную эмоциональную окраску характера достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей.                                                                                                                  

Одним из наиболее распространенных видов аффектов - стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.

               Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.

5

Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально - чувственную сферу воспитанников.  

         В          поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств - длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:

Рекомендации преподавателям:

1.Сдерживайте отрицательные эмоции.

2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.

3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями,  и  чувствами обучающихся.

                  4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского,  «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.

Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного.

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                             

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал по теме эмоции и чувства (8 классы)

тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа

Роль исторического клуба в организации работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа    Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания студентов...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики ум...

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Лекция "Эмоция и чувства"

Дисциплина Психология, раздел "Общая психология"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль мастера производственного обучения в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних»

Сложная экономическая ситуация в стране, привела к появлению большего количества неблагополучных семей.    Снижение контроля со стороны родителей, упразднение детских центров, мест, где...