Главные вкладки

    Обновленные программа и КОС по химии для студентов СПУ автомеханники
    рабочая программа

    Сидорова Надежда Михайловна

    Программа  ОУД- ХИМИЯ  для автомеханников, КОСы  редактированные

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл himiya.docx89.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования, науки и молодежной политики

    Забайкальского края
    Государственное профессиональное образовательное учреждение
    «Первомайское многопрофильное училище»

    Утверждаю:
    Заместитель директора по УПР
    Краснова  Т.В. _____________
    «___» _____________20____г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОУД.06   «ХИМИЯ »

    по профессии 23.01.17

    Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

    2018 г


    Рабочая программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) на основе примерной программы предназначенной для изучения химии и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих  для профессий технического профиля.

    Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

    Программу разработал преподаватель первой квалификационной категории  Сидорова Н.М.

    Рассмотрена на заседании

    МО преподавателей ООД

    №___________протокола

    «_______» __________201__г.

    Заведующая МО

    _____________ Романычева Т.В.


    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    5

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    12

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

    22

    25

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    28


    Лист актуализации программы

    Дата обновления

    Содержание обновления

    Ответственный за обновление

    28.05.2018г

    1.Добавлены предметные, метапредметные и личностные результаты освоения содержания программы в п. 2.2 Тематический план по разделам программы

    2. Обновлена литература в п. 3.2.

    3.Обновлено информационное обеспечение обучения.

    Сидорова Н.М..

    1.ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Химия

    1. Область применения программы:

    Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 23.01.17  Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

    Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

    1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл

    1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

    • формирование у  студентов  умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
    • формирование у  студентов   целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого химические знания;
    • развитие у  студентов умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
    • приобретение  студентами  опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

    В результате освоения дисциплины   студент  осваивает элементы компетенций:

    Шифр комп.

    Наименование компетенций

    Дескрипторы (показатели сформированности)

    Умения

    Знания

    ОК 01

    Понимать сущность и общую значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

      чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;

     сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

    проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета;, Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

    Составить план действия,

    Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

    Реализовать составленный план;

    Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

    Связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью

    важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

    ОК 2

    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

    использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

     владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

    называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

    определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

    характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

    объяснять:  зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И.Менделеева

    основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

    ОК 3

    Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

     владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

    проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

    Современная научная и профессиональная терминология

    Возможные траектории профессионального развития  и самообразования

    ОК 4

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и но

     сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

      владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

     использование различных источников для получения химической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

     излагать свои мысли на государственном языке

    оформлять документы

    решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

    важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;

    Формат оформления результатов поиска информации

    ОК5

    Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

     умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

     сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

    Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности

    связывать:

    изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

    Современные средства и устройства информатизации

    Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональ-ной деятельности

    ОК 6.

    Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.

    Участие в  деловом общении для эффективного решения деловых задач

    Планирование профессиональной деятельность

    Организовывать работу коллектива и команды

    Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

    Психология коллектива

    Психология личности

    Основы проектной деятельности

    ОК 7

    Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

    Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

    Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте

    деятельности

    Соблюдать нормы экологической безопасности

    Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности)

    Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

    Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности

    Пути обеспечения ресурсосбережения

    Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    • личностных:

    Л-1-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

    Л-2-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

    Л-3-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

    • метапредметных:

    МП-1-использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    МП-2-использование различных источников для получения химической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

    • предметных:

    П-1-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

    П-2-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

    П-3-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

    П-4-сформированность  умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

    П-5-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

    П-6-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

    1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

    Вид учебной работы

    Объем  часов

    Суммарная учебная нагрузка  во взаимодействии с преподавателем

    144

    в том числе

    теоретическое обучение

    114

    практические работы

    12

    контрольные работы

    18

    Промежуточная и итоговая  аттестация в форме дифференцированного зачета


    2.2. Тематический план и содержание  учебной дисциплины «Химия»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

    Объем часов

    Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

    1

    2

    3

    4

    Введение

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    2

    ОК 3,Л1,П1,П6

    1

    Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования.

    2

    Раздел 1. Общая и неорганическая химия

    56

    Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    6

    ОК 3, ОК 4,

    ОК6,Л1,П1,Л2,МП1,

    П3.

    1

    Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 

    Демонстрации

    Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

    2

    2

    Основные законы химии.

    1

    3

    Решение задач на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

    2

    4

    Контрольная  работа № 1 по теме «Основные понятия и законы химии»

    3

    Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    4

    ОК 3, ОК 4,Л2,МП2,П3.

    1

    Периодический закон Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Современная формулировка периодического закона. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). 

    Демонстрации

    Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

    2

    2

    Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях.  s-, р-, d- и f- орбитали.

    Демонстрации

    Электризация тел и их взаимодействие.

    1

    Тема 1.3. Строение вещества

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8

    ОК 3, ОК 4,ОК 5,

    ОК6,Л2,Л3,МП2,

    П3,П5

    1

    Типы химических связей. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 

    Демонстрации

    Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах.

    2

    2

    Агрегатное состояние вещества. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

    Демонстрации

    Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. 

    Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

    1

    3

    Практические занятия 1  Решение  задач на вычисление объемной  и массовой доли компонентов смеси.

    2

    4

    Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

    3

    Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

    Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5.

    1

    Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. 

    Демонстрации

    Растворимость веществ в воде. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов.

    1

    2

    Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. Образцы минеральных вод различного назначения.

    2

    3

    Решение задач по теме «Растворы»

    2

    4

    Контрольная работа № 3 по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»

    3

    Лабораторная  работа 1

    Приготовление раствора заданной концентрации.

    2

    Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    8

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

    Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5

    1

    Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. 

    Демонстрации

    Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

    2

    2

    Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.

    Демонстрации

    Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

    2

    3

    Решение задач по химическому уравнению.

    2

    4

    Генетическая связь между классами неорганических соединений

    2

    5

    Контрольная работа № 4 по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства»

    3

    Тема 1.6. Химические реакции

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    12

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

        Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5,П6

    1

    Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.

    1

    3

    Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. 

    Демонстрации

    Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды, презентации

    Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

    2

    4

    Реакции ионного обмена

    2

    5

    Окислительно-восстановительные реакции.

    2

    Тема 1.7. Металлы и неметаллы

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    10

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

    Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5

    1

    Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Неметаллы. Особенности строения атомов. Зависимость свойств галогенов от их положения в период. системе. 

    Демонстрации

    Коллекция металлов и неметаллов. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна.

    Распознавание руд железа.

    2

    2

    Химические свойства металлов и неметаллов.

    Демонстрации (видиосюжеты)

    Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

    2

    3

    Решение задач по теме «Металлы и неметаллы»

    Демонстрации (видеосюжеты)

    Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

    2

    4

    Контрольная работа № 5  по темам раздела 1 «Общая и неорганическая химия»

    3

    Лабораторная  работа  2.

    Химические свойства  неорганических  соединений.

    2

    2

    Раздел 2. Органическая химия

    56

    Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений их природные источники

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    10

    1

    ОК 4, ОК 5,

    Л2,Л3,П5,П3,

    МП2

    1

    Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

    Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. 

    Практическая  работа-2

    Изготовление моделей молекул органических веществ.

    1

    2

    Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Изомерия и изомеры. .

    1

    3

    Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

    Демонстрации (видеосюжеты)

    Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

    1

    Тема 2.2. Углеводороды и

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    18

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

    Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5

    1

    Общая характеристика углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены)

    1

    2

    Изомерия углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены)

    1

    3

    Химические свойства углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены)

    1

    4

    Каучуки

    1

    5

    Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

    Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

    1

    6

    Решение задач на вывод  молекулярной формулы

    2

    7

    Контрольная работа № 6  по теме  «Углеводороды и их природные источники»

    3

    Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    20

    ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6,

    Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5,

    П6

    1

    Одноатомные спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Многоатомные спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

    1

    2

    Фенол. Химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

    1

    3

    Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Химические свойства альдегидов. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

    1

    4

    Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Глюкоза  – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.

    1

    5

    Изомерия кислородсодержащих соединений

    1

    6

    Химические свойства кислородсодержащих соединений

    1

    7

    Решение задач по химическому уравнению.

    2

    8

    Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества.

    2

    9

    Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

    2

    10

    Контрольная работа № 7  по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

    3

    11

    12

     Лабораторная  работа 3 «Химические свойства карбоновых кислот»

    Лабораторная  работа 4 «Характерные реакции для углеводов»

    2

    2

    2

    2

    Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

    Содержание учебного материала

    Уровень усвоения

    10

    ОК 3, ОК 4,

    ОК 5, ОК 6,

    Л1,Л2,Л3,МП2,

    П3,П4,П5

    1

    Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

    1

    2

    Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Биологические функции белков.

    1

    3

    Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация.

    1

    4

    Решение задач по химическому уравнению

    2

    5

    Контрольная работа № 8  по темам раздела 2  «Органическая химия»

    3

     Лабораторная  работа 5

    Распознавание пластмасс и волокон.

    Качественные  реакции для белков

    2

    2

                                 итого

    114


    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»

    В состав кабинета химии  входит лаборатория с лаборантской комнатой

    Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в про- фессиональной образовательной организации, реализующей образовательную про- грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основ- ного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

    В кабинете должно быть:

    • мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

    В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:

    • многофункциональный комплекс преподавателя;
    •  натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстра- ционного и ученического эксперимента;
    •  печатные и экранно-звуковые средства обучения;
    •  средства новых информационных технологий;
    •  реактивы;
    • перечни основной и дополнительной учебной литературы;
    •  вспомогательное оборудование и инструкции;
    • расходные материалы (бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW));
    • комплект технической документации: паспорт кабинета, инструкция по технике безопасности;
    • библиотечный фонд: учебники, УМК;

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    Учебники:

     1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

    2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018. .

    3. Копылова Н.А.Школьный справочник по химии. — Ростов н/Д : Феникс,

    2015.

    Электронные источники

    1. http://him-school.ru/- Виртуальная химическая школа
    2. http://college.ru/himiya/- Открытый колледж: Химия.
    3. http://my.mail.ru/community/chem-textbook/- Учебник химии (видеозаписи и эксперименты), автор  Д.М.Жилин.

    Интернет – ресурсы:

    www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки» 1september.ru - методическая газета "Первое сентября"

    www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников

    hvsh.ru - журнал «Химия в школе»

    www.hij.ru/ -«Химия и жизнь» 

    hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»

    chem.msu.su - Электронная библиотека по химии

    chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Результаты обучения

    (личностные,  метапредметные, предметные)

    Критерии оценки

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Предметные

    П1.сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

    ко4, ко8- 9

    Оценка текущего контроля. Оценка выполнения тестового задания. Устный опрос

    П2.  владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

    ко.4, ко.12

    Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (составление уравнений). Оценка по результатам промежуточной аттестации

    П3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

    ко: 4, 8, 1,9, 10

    Оценка текущего контроля. Опрос. Тестирование. Работа по карточкам. Оценка по результатам практических работ.  

    П4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

    ко: 4, 11

    Оценка текущего контроля .Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Оценка выполнения контрольной работы

    П5.  владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

    ко: 1, 8,9

    11,12.

     Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ.  Оценка выполнения контрольной работы, составить презентации.

    П6.  сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

    ко:1,4, 8,9, 1

    Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач) Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ.  

    ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

    Л1.-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;

    Л2химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

    Л4.умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

    ко: 4, 8, 9

    Оценка текущего контроля. Оценка выполнения тестового задания. Устный опрос

    ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

     Л3.готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

    Мп-1.использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления  причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    Мп-2.использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.

    Мп.-3 умение  публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.

    ко: 1,4, 11,9,8,12

    Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Оценка по результатам промежуточной аттестации Опрос. Тестирование. Работа по карточкам. Оценка по результатам практических работ.  Оценка  презентаций.

    КО-1 Оценка по результатам выполнения  практической работы:

    Отметка

    Критерии оценки

    5

    1. Работа  выполнено правильно.

    2. Формулы, примененные в работе,  соответствуют данной теме.

    3. Алгоритм работы я не нарушен.

    4. Правильно оформлен вывод.

    4

    1. Работа выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий.

    2. В работе имеются незначительные ошибки.

    3. Неправильно записан вывод

    3

    1. Решение отдельных уравнений  выполнено неверно.

    2. Неправильно записан вывод.

    3. Работа  не соответствует алгоритму.

    2

    1. Студент  работу не выполнил.

    КО-2. Оценка по результатам написания реферата:

    Оценка/баллы

    Критерии оценки реферата

    5

    Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью. Глубина проработки материала, грамотность и полнота использования источников, соответствие оформления реферата требованиям.

    4

    Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте имеются незначительные недостатки или тема раскрыта не полностью.

    3

    Представленный материал имеет  небольшие отклонения от требований,  в изложении материала нарушена логика. Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме.

    2

    Студент работу не выполнил. Содержание с найденной информации не соответствует заданной теме. Информационный материал  имеет значительные отклонения по структуре. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

    КО-3 Оценка по результатам составления конспекта:

    Оценка/баллы

    Критерии оценки конспекта

    5

    Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента.

    4

    Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов.

    3

    Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты.

    2

    1. Работа  студентом  не сдана.
    2. Отсутствует конспект по заданной теме.
    3. Материал конспекта не соответствует заданной теме.

    КО-4 Оценка по результатам текущего контроля (решение задач, составление уравнений):

    Оценка/баллы

    Критерии оценки

    5

    1. Решение выполнено правильно.

    2. Формулы, алгоритмы  примененные в решении,  соответствуют данной теме.

    3. Алгоритм решения не нарушен.

    4. Правильно оформлен ответ.

    4

    1. Решение выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий.

    2. В решении имеются незначительные ошибки.

    3. Неправильно записан вывод

    3

    1. Решение отдельных заданий выполнено неверно.

    2. Составлено  уравнение реакции, нет решения.

    3. Решение не соответствует алгоритму.

    2

    1. Студент  работу не выполнил.

    2. Решение не соответствует данной теме.

    КО-5. Оценка по результатам составления опорного конспекта:

    Оценка/баллы

    Критерии оценки опорного конспекта

    5

    Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям;  аккуратность и грамотность изложения.

    4

    Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул.

    3

    Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются недочеты.

    2

    Работа  студентом не сдана. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы  на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта.

    КО-6. Оценка по результатам  построения схем:

    Оценка/баллы

    Критерии оценки построения разверток

    5

    Построения выполнены верно. Схема соответствует действительности. Соблюдены наиболее оптимальные размеры. Аккуратность и эстетичность.

    4

    Имеются незначительные недочеты в  составлении  схемы.

    3

    В  составлении  схемы  допущены ошибки, построение выполнено небрежно.

    2

    1.Студент  не выполнил задание.

    2. Построение выполнено неверно.

    КО-7. Оценка по результатам изготовления моделей органических веществ:

    Оценка/баллы

    Критерии оценки изготовления моделей органических веществ

    5

    Модели  выполнены верно. Модель соответствует действительности. Соблюдены наиболее оптимальные размеры. Аккуратность и эстетичность.

    4

    Имеются незначительные недочеты в изготовлении моделей.

    3

    В изготовлении моделей допущены ошибки, не учтены виды связей, построение выполнено небрежно.

    2

    1. Студент  не выполнил задание.

    2. Изготовленные модели  не соответствуют действительности.

    КО-8. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:

    Оценка/баллы

    Критерии оценивания тестовых заданий

    1 б

    Задания с выбором 1 ответа из 3,4

    2 б

    Задания с выбором 2 и более ответов из 4

    3 б

    Задания на определение понятия

    Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:

    90 ÷ 100

    Отлично

    80 ÷ 89

    Хорошо

    70 ÷ 79

    Удовлетворительно

    менее 70

    не удовлетворительно

    КО-9. Оценка результатов устного опроса:

    Оценка/баллы

    Критерии оценивания устного опроса

    5

    Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы

    4

    Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода

    3

    Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в уравнении реакции.

    2

    Отсутствует ответ на вопрос

    КО-10.   Оценка результатов выполнения дидактических заданий:

    Оценка/баллы

    Критерии оценивания устного опроса

    5

    Задание выполнено и оформлено в соответствии с требованиями

    4

    Задание выполнено и оформлено правильно, но есть не значительные ошибки

    3

    Задание выполнено и оформлено, но  с ошибками

    2

    Задание не выполнено

    КО-11.  Оценка по результатам выполнения  контрольной  работы:

    Отметка

    Критерии оценки

    5

    1. Работа выполнена   в полном  объеме,  правильно.

    2. Уравнения, примененные в задании,  соответствуют данной теме.

    3. Алгоритм работы не нарушен.

    4. Правильно оформлен вывод работы.

    4

    1. Работа выполнена правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий.

    2. В уравнениях  имеются незначительные ошибки.

    3. Правильно оформлен вывод работы .

    3

    1. Работа выполнена, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий

    2. Неправильно оформлен вывод работы

    3. Ход работы  не соответствует алгоритму.

    2

    1. Студент  работу не выполнил.

    2. Работа не соответствует  данной теме.

    Оценка по результатам выполнения  промежуточной аттестации:

    90 ÷ 100

    Отлично

    80 ÷ 89

    Хорошо

    70 ÷ 79

    Удовлетворительно

    менее 70

    Не удовлетворительно

    КО-12.  Оценка результатов создания презентации:

    Оценка/баллы

    Критерии оценивания

    5

    Содержание и оформление соответствует  всем требованиям

    4

    Содержание раскрыто не полностью

    3

    Допущены существенные ошибки в содержании, не достаточность  наглядности

    2

    Содержание презентации не соответствует теме

    4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

    Содержание

    обучения

    Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

    Важнейшие

    химические

    понятия

    • Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.

    Основные законы химии

    • Формулировать законы сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.
    • Устанавливать причинно-следственную связь между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.
    • Устанавливать эволюционную сущность менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева.
    • Объяснять физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и устанавливать причинно-следственную связь между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.
    • Характеризовать элементы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.

    Основные теории химии

    • Устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.
    • Характеризовать важнейшие типы химических связей и относительность этой типологии.
    • Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
    • Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов неорганических соединений.
    • Формулировать основные положения теории химического строения органических соединений и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов органических соединений.

    Важнейшие вещества и материалы

    • Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших металлов ( 1А и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d- элементов) и их соединений.
    • Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших неметаллов (VIII А, VI^, ША групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.
    • Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
    • В аналогичном ключе характеризовать важнейших представителей других классов органических соединений: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, альдегиды (формальдегид и ацетальдегид), кетоны (ацетон), карбоновые кислоты (уксусная кислота, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

    Химический язык и символика

    • Использовать в учебной и профессиональной деятельности химические термины и символику.
    • Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре и отражать состав этих соединений с помощью химических формул.
    • Отражать химические процессы с помощью уравнений химических реакций.

    Химические

    реакции

    • Объяснять сущность химических процессов. Классифицировать химические реакции по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.
    • Устанавливать признаки общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
    • Классифицировать вещества и процессы с точки зрения окисления-восстановления. Составлять уравнения реакций с помощью метода электронного баланса.
    • Объяснить зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.

    Химический

    эксперимент

    • Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами безопасности.
    • Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента.

    Химическая

    информация

    • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
    • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Расчеты по химическим формулам и уравнениям

    • Устанавливать зависимость между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.
    • Решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.

    Профильное и профессионально значимое содержание

    • Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.
    • Определять возможности протекания химических превращений в различных условиях.
    • Соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде.
    • Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
    • Соблюдать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
    • Готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве.
    • Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.

    5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП

    Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

    В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

    Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочников; Контрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса

    Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочниковКонтрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса...

    Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курса ; Тестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

    Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курсаТестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА для студентов обучающихся по специальности 43.02.10 Туризм

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ"ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА" для студентов обучающихся по  специальности 43.02.10 Туризм...