Интегрированный урок по литературе и биологии на тему: «С природой одною он жизнью дышал…»
план-конспект урока

Утякаева Фарида Абдрахмановна

Урок на тему: «С природой одною он жизнью дышал…»

 

Цели урока: 1. Расширить представление обучающихся о творчестве М.М.Пришвина;

                      2. Рассмотреть особенности природы, флоры и фауны России по временам года.

Задачи урока: 1) Расширить читательский кругозор , воспитать любовь к книге;

2) Учить слушать, понимать и ценить родную природу;

 

3)Способствовать воспитанию бережного отношения к природе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя   общеобразовательная школа с. Николаевка Стерлитамакского района Республика Башкортостан

Тема: Интегрированный урок по литературе и биологии

 на тему: «С природой одною он жизнью дышал…» 6 класс.

                                                                          учитель биологии  и химии

МОБУ СОШ с. Николаевка Утякаева Фарида Абдрахмановна

                                                                              учитель литературы

 МОБУ СОШ с. Николаевка Даминова Айгуль Салаватовна.

 

 

Урок на тему: «С природой одною он жизнью дышал…»

Цели урока: 1. Расширить представление обучающихся о творчестве М.М.Пришвина;

                      2. Рассмотреть особенности природы, флоры и фауны России по временам года.

Задачи урока: 1) Расширить читательский кругозор , воспитать любовь к книге;

2) Учить слушать, понимать и ценить родную природу;

3) Способствовать воспитанию бережного отношения к природе;

Оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийная аппаратура, выставка рисунков обучающихся, выставка книг М.М.Пришвина; портрет М.М.Пришвина.

 Методы и приемы:

  • словесно-наглядный;
  • самостоятельная работа обучающихся в группах;
  • игровые моменты;  
  • конкурсы;

Форма проведения:  работа в группах, элементы проектной деятельности использования информационно-коммуникативных технологий; самостоятельное создание образовательных ресурсов обучающимися (презентации, как итог проектной деятельности), творческое участие обучающихся, комментирование, эмоциональный фон, рефлексия.

                                                    Ход урока

  1. Подготовительный период. Класс разделен на четыре группы по временам года: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». Обучающиеся заранее получили домашнее задание провести исследовательскую работу по биологии и литературе.
  • Дать характеристику соответствующему времени года;
  • Найти и прочитать рассказы М.М.Пришвина, в которых говорится о флоре и фауне в данное время года;
  • Подготовить презентацию, посвященную представляемому времени года, которая проиллюстрирует рассказы М.Пришвина;

Звучит музыка, которая сменяется голосами птиц в лесу.

На фоне этой музыки учитель литературы читает эпиграф к сегодняшнему уроку:

  1. « С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. Е. Баратынский.

  1. В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна. Н.Заболоцкий.

- Как вы думаете, почему мы подобрали два эпиграфа?

- О чем каждый эпиграф?

- О ком сегодня мы будем говорить?

- Что мы должны будем сами себе доказать, чему научиться? (ответы обучающихся)

- Наш урок сегодня необычный. Это урок внеклассного чтения по литературе и биологии. Мы посвящаем его творчеству замечательного писателя М.М.Пришвина – знатока родной природы, наблюдавшего с огромным вниманием за природой, флорой и фауной России.

    Этнограф, ученый, сказочник, философ, редкий знаток природы, писатель поразительного лирического дарования – все это разные проявления одного и того же феномена, известного нам под именем Михаил Михайлович Пришвин.

      Творчество Пришвина освещено нетленным светом истинной народности. Мир для него тайна. Принятие мира как тайны, поиски небывалого, духовные по своей сути, легли в основу всех его произведений.

      Предоставляем слово помощникам, которые подготовили сообщения и презентации о замечательном писателе Михаиле Пришвине.(обучающиеся показывают свои презентации и выступают с сообщениями о жизни и творчестве М.Пришвина)

 Учитель биологии: В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово «экология» встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей. Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Творчество М.М.Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе.

Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. В своих произведениях он учить любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за её использование, причём не всегда разумное.  

    Мы продолжаем наш урок с небольшого конкурса «Знатоки флоры и фауны в произведениях Пришвина»

     Первая группа «Весна» – В каких произведениях Пришвина говориться о растениях? Какие растения описываются?   Как называется наука, которая изучает растения? Что такое флора? Найти и прокомментировать, подготовить сообщение о растениях. Дайте  характеристику весне. Найти и прочитать рассказы М.Пришвина, посвященных весне. Подготовить презентацию.

     Вторая группа «Зима» - Найти в произведении «Кладовая солнца» описание клюквы. К какой группе растений относится клюква, имеет ли полезные свойства, где произрастает, как выглядит клюква? Подготовьте сообщение о ягодах. Дать  характеристику зиме. Найти и прочитать рассказы М.Пришвина, посвященных зиме. Подготовить презентацию.

   Третья группа «Осень» - О каких животных говориться в произведениях Пришвина? Где они обитают, чем они питаются, какие у них приспособления к среде обитания? Дать  характеристику осени. Найти и прочитать рассказы М.Пришвина, посвященных  осени. Подготовить презентацию.

     Четвертая группа «Лето»  - Какие птицы описываются в произведениях Пришвина? Где они обитают, какие у них характерные признаки? Дать научную характеристику лету. Найти и прочитать рассказы М.Пришвина, посвященных лету. Подготовить презентацию.

   Учитель биологии. Каждая группа представляет свои сообщения, характеризующие времена года; дает  характеристику времен года; показывает презентацию, зачитывает отрывки из рассказов М.Пришвина, соответствующие  флоре и фауне и времен года.

  Учитель литературы. Ребята! М. Пришвин в литературе известен как создатель небольших прозаических произведений - миниатюр. Читая их, невольно приходишь к убеждению, что перед нами не просто художник слова, а художник-философ, постоянно, по каждому поводу размышляющий о жизни, о её важности, её значимости, ответственности перед ней. Лучше всего это понимал сам Пришвин. Он говорил о себе: все думают , что я пишу о природе, о лесе, зверях и птицах, хотя я всегда пишу о человеке.

- анализировать миниатюры «Кукушка», «Осеннее утро», «Зима».

  Учитель биологии. Самостоятельная работа обучающихся по составлению  тестов и кроссвордов.

- группе «Зима» самостоятельно разработать  тесты по произведениям М.Пришвина, посвященных  птицам.

- группе «Весна» самостоятельно разработать  тесты по произведениям М.Пришвина, посвященных   зверям.

- группе «Лето» самостоятельно разработать  кроссворд по произведениям М.Пришвина, посвященных  птицам.

- группе «Осень» самостоятельно разработать  кроссворд по произведениям М.Пришвина, посвященных   зверям.

Учитель литературы. Закончить урок хотелось бы словами из очерка К.Г.Паустовского. (Два ученика читают отрывки из очерка Паустовского.)

  1. Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что сияет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди ещё много встреч. И дум, и великолепного труда, и то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холодком.
  2. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман, и этот лист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же легкие, простые и прекрасные, как этот лист.

Учитель биологии. Ребята! Хочется закончить наш урок словами М.М.Пришвина: «Добро, любовь, красота…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. В своей жизни мы должны следовать правильным путём.

 Заключение урока:

Учитель литературы. Есть у Пришвина прекрасная сказка-быль «Кладовая солнца». Главные герои дети, Настя и Митраша. Они прошли нелёгкий путь к человечности. Это будет темой другого урока.

      На фоне музыки «Времена года» Чайковского звучит голос учителя биологии.

   Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы. И она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. На протяжении всей своей литературной деятельности М.М.Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: «Пишу – значит люблю», говорил он. «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает.  И никакой человек не царь ей, природе-то…Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку».

   Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице –воздух, зверю – лес, степь, горы.

     Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для неё, ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

  Рефлексия: упражнение «Плюс-минус-интересно». Самооценка  

плюсы

минусы

интересно

Что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

Любопытные факты, о которых узнали на уроке и чтобы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Домашнее задание. Литература: прочитайте три миниатюры из книги «Лесная капель» и попытайтесь написать миниатюру на тему «Зима», «Конец зимы». Биология: продолжить наблюдения за природой, флорой и фауной родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"

Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей....

Презентация по ОБЖ "В.Высоцкий - Памятник" Интегрированный урок ОБЖ , Литературы и истории.

Место человека в современном мире , его отношение к безопасности и будущему....

Презентация к уроку по литературе 10 класс. Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".Смерть Базарова...

Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплине математика по теме: «Логарифмическая функция»

   Авторская разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Логарифмическая функция»Методическая разработка посвящена вопросу обобщения способов преобразован...