Преподавание дисциплины "Естествознание" в СПО
статья

Хандожко Татьяна  Николаевна

Особенности преподавания общеобразовательного предмета "Естествознание" в системе среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_distsipliny_estestvoznanie_v_spo.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание дисциплины "Естествознание" в СПО

 Наука представляет собой внутреннее единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способностей человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу.

                                                                           М. Планк

   Современные потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на человечество в целом, на его культуру. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, поэтому возникла необходимость широкого распространения естественно – научных знаний на разных возрастных этапах человека.

«Естествознание» относится к числу базовых общеобразовательных курсов в профилях гуманитарной направленности на ступени среднего (полного) общего образования. Это обусловлено ведущей ролью естественных наук в познании природы, развитии техники и технологий, улучшении качества жизни.

В образовательных организациях, реализующих программу среднего профессионального образования на основе требований ФГОС СПО, естествознание представляет собой интегрированную учебную дисциплину, включающую физику, химию, биологию с элементами экологии. При освоении профессий и специальностей СПО естествознание изучается на базовом уровне. Учебный материал не только способствует формированию у обучающихся цельной естественнонаучной картины мира, но также носит метапредметный характер. Современное естествознание является динамично развивающимся комплексом наук о природе, ориентированным на интеграцию научных дисциплин: физики, химии и биологии.

      В учреждениях СПО «Естествознание» изучается как базовый учебный предмет.

Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у студентов целостную естественнонаучную картину мира.

     Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установления смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о естественном мире, так и познавательные ценности: 

      - освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания позволяют раскрыть его роль на представления человека о природе, развитии техники и технологий;

      - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественнонаучной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологических, энергетических, сырьевых и др.);

     - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;

    -  воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанного отношения в возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

    -  использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.  

При изучении дисциплины «Естествознание» необходимо, чтобы студенты приобрели знания и умения, обеспечивающие культурный кругозор в области естественных наук. Обладание таким кругозором не обязательно предполагает глубокую академическую подготовку по естественнонаучным дисциплинам, владение сложным математическим аппаратом. Вместе с тем оно должно позволить студентам:

- ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

- иметь представление о естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

- использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

  При изучении предмета, используются методы, основанные на применении новых информационных технологий.   Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования студентов, в том числе и информационно-коммуникативной компетентности.

В современных условиях требуется подготовить студентов к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать.

Новые возможности, выявленные в результате использования мультимедийных средств, позволяют значительно улучшить учебно-воспитательный процесс. Особенно это касается химии, изучение которой связано с процессами, скрытыми от непосредственного наблюдения и потому трудно воспринимаемыми студентами. Мультимедийные технологии позволяют визуализировать такие процессы.

Использование мультимедийных технологий на уроках естествознания имеют следующие достоинства:

  • Улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения
  • Наличие демонстрации тех химических опытов, которые опасны для здоровья студентов
  • Ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей
  • Студенты проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний).

     Учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению студентами навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У студентов должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...

Вариант выполненной самостоятельной работы по МДК 01.02«Русский язык с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования

Учебная  презентация к уроку литературного чтения на тему «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»Практическая значимость ресурса заключается в том, что его с успехом могу...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 05. «Преподавание родного языка и литературы» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросом работодателя по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание...